{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Синдром утёнка: почему многим людям кажется, что раньше было лучше

Читая постоянные комментарии под своими статьями о том, что раньше было лучше, трава зеленее, государство эффективнее, продукты качественнее, а люди добрее, я решил немного разбавить экономические статьи психологической статьей, и рассказать, что такое «Синдром утёнка» и как он вредит в жизни.

Если вы когда-либо слышали от своих знакомых «а вот раньше, не то что сейчас», обязательно прочитайте эту статью.

Этот психологический эффект заключается в том, что человек, сталкиваясь с чем-то новым, считает первый попавшийся объект лучшим: первый двухколесный велосипед. самый быстрый из всех, пломбир за 48 копеек, который он ел в детстве, был самый вкусный, не то что сейчас, фильмы с Брюсом Ли или Андреем Мироновым были интереснее сегодняшних, а музыка на виниловых пластинках вдохновляла, не то что музыка нынешних исполнителей.

Такой эффект открыл австрийский зоолог Конрад Лоренц, наблюдая за вылупляющимися гусятами, которые первый увиденный объект принимали за маму: будь то сама гусыня, резиновый мячик, собака или человек, гусенок будет следовать всё детство за ним. По-честному, этот эффект нужно было назвать «синдром гусенка», но для большей благозвучности в английском (да и русском) языке назвали «синдром утёнка», да и утята ведут себя точно так же, как и гусята.

Это психологическое явление в различной степени «тяжести» встречается у подавляющего числа людей – чаще у людей более старшего возраста и живущих в консервативном обществе или окружении, также степень выраженности зависит от гибкости психики или нейропластичности: если человек открыт для нового, с удовольствием изучает различные явления и точки зрения, то меньше страдает данным синдромом.

На самом деле, не стоит относится к такому синдрому как к чему-то несерьезному, так как на самом деле он оказывает на человека довольно сильное влияние. Вместо шуточного «синдром утёнка» можете использовать более официальное название синдрома – «импринтинг».

Коварство импринтинга заключается в том, что человек не замечает, как попал под его действие. Синдром может иметь ситуативный или эпизодический эффект, проявляясь лишь в некоторых ситуациях, а может иметь «хронический» характер, когда абсолютно всё новое воспринимается в штыки.

Почему так происходит?

Сталкиваясь с чем-то новым что ему принесло какое-то удовольствие, у человека формируются новые нейронные связи, сопровождающиеся выбросом дофамина – гормона счастья. При встрече с чем-то другим аналогичным, новый нейронные связи образуются уже не в том объеме, и человек может не чувствовать тех же ощущений, человек чувствует растерянность и непонимание происходящего. В связи с этим создается ощущение того, что тот самый первый опыт был наиболее правильным, далее формируется устойчивая позиция, что «лучше ничего не менять, а оставаться только в таком состоянии».

Наибольшее влияние на развитие импринтинга оказывает воспитание в детстве:

  • При гиперопеке, когда ребенок «плывет по течению», за него всё решают родители, полностью оберегают и изолируют от самостоятельности. Тогда ребенок, вырастая, не понимает, что ему делать дальше, он никогда не пробовал что-то менять, всегда всё менялось вокруг себя, и он не знает как теперь это сделать и выбирает ту модель, которую заложили в детстве, держаться за уже известное.
  • При «тревожном воспитании», когда любые действия ребенка «влево и вправо» сразу отсекались криком, что «так делать нельзя, а можно только так». Такая модель воспитания была широко распространена в СССР.
  • При страдании «синдромом утёнка» родителей. В данном случае ребенок постоянно вокруг себя слышит о том, что «вот раньше, не то, что сейчас» и принимает все это за истину, не пытаясь пробовать что-то новое. Он ведь никак не может проверить и сравнить «раньше» и «сейчас».

Импринтинг в основе своей имеет негативный характер, мешающий своему «хозяину» полноценно жить. Современный мир для человека становится чужим, и чем дальше, тем больше человек может закрыться в своем старом мире, когда было лучше, часто они ограничивают свой круг общения такими же «утятами». Человек ограничивается в развитии, так как для развития нужно принимать новые решения, результат получается соответствующим.

По наблюдениям психологов, со временем люди, подверженные данному синдрому, становятся деспотичными, начинают поучать людей, в том числе незнакомых, жестко настаивают на своей «самой правильной» точке зрения, в результате окружающие отворачиваются от них, и такие люди остаются одинокими, порождая еще больший деспотизм.

Другие проблемы, которые могут быть следствием импринтинга, это проблемы в отношениях, когда человек всю жизнь пытается найти кого-то похожего на свою первую любовь, а когда находит, понимает, что это всё равно не то, проблемы с карьерным развитием, когда человек не хочет менять даже ненавистную работу из-за того, что проработал тут уже 15 лет или из-за того, что получил корочку по этой сфере деятельности, или не хочет расти по карьерной лестнице потому, что тут уже всё знает, а «где-то там» сплошная опасная неизвестность.

Чтобы как-то защититься от влияния этого синдрома, необходимо постоянно анализировать свое поведение и увлечения на предмет того, делаете вы это из-за того, что это вам действительно нравится или из-за того, что не можете найти замену этому. Преодолевая изначальную неприязнь к чему-то новому, вы перестраиваете нейронные связи, заставляете их работать, и с большей долей вероятности это «новое» со временем вам понравится больше, чем старое. Также, если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно или не хотите допустить ошибок, поговорите об этом с психологом, он поможет «закрыть» ваши детские проблемы, которые способствовали развитию импринтинга.

Кстати, стереотип о том, что говорить с психологом – это что-то ненужное или позволение копаться без спроса в своей голове – тоже результат «заражения» синдромом утёнка.

Напишите в комментариях, всё-таки правда, что раньше почти всё было лучше?

И, как обычно, если вам было интересно, подпишитесь на мой канал в Телеграме, там еще больше полезной информации, и она там появляется быстрее.

Ваш финансовый консультант

0
171 комментарий
Написать комментарий...
fffggg gggfff
от своих знакомых »а вот раньше, не то что сейчас»

вот надо додуматься в после-ковидный пи***ц и в разгар СВО постить такие статьи... правильно люди говорят, что психологи это уровень шарлатанов. набор дичи, из-за которой у слабопонимающих обесценивается психиатрия.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Столяров

При чем тут ковид и сво? По-моему, автор пишет о гораздо широких вещах, чем позволяет представить ваше сознание 🤷🏼‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
31 комментарий
Владимир Апостол

Простите, кто разделил людей на правильных и не правильных? И почему только правильные говорят то, что Вы хотите слышать и с тем, чем Вы согласны?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
neresident

Полностью согласен. Из за ковида пришлось уехать из страны в которой я мог бы развиваться и видел для себя перспективы, а теперь это у меня оказывается синдром утенка и я должен чувствовать себя виноватым из-за этого в нынешних реалиях😀

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Костик Ващилов

То есть испанка, две мировые войны и продолжительная холодная война — вас не смущают? Войны были всегда, во все времена. Особенно в Украине, потому что это самая плодородная земля (чернозём) с самым благоприятным климатом в мире. Пандемии тоже всегда были, просто может не в таких масштабах.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Данил Сафронов

Раньше статьи на vc были лучше

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Апостол

кря?)))

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Шилов

Но раньше и правда было лучше. Мальчики на мужчины были похоже, девочки на женщин, а не на надутых уток, музыка сносила голову. В кино показывали разные истории, даже в беспредельных 90-х витало меньше напряга, чем сейчас. Небыло соц сетей и люди не сводили призму внимания на получение лайков.....
Другой вопрос, что об этом нет смысла переживать. Ты живёшь в сегодняшнем дне и в сегодняшних данных. Но раньше душнвнее было

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

По-моему, всегда были и те и другие и мальчики и девочки (да, губошлепов только не было). Музыка часто ассоциируется с беззаботным детством и ностальгией, поэтому может казаться ярче (может, но не обязательно), также музыки было гораздо меньше, чем сейчас, не было такого выбора, поэтому ценилась каждая. Я думаю, если сократить современную музыку до объемов того времени, то она станет цениться в разы выше, чем сейчас.

Меньше напряга в 90х? Это тогда, когда в Москве могли из гранатомёта шмальнуть или тогда, когда мог не вернуться домой из-за "неправильной" одежды?

Насчёт нет смысла переживать – полностью согласен.
Вот в том и дело, что "душевнее", а это оценка возводит к чувствам. Старый добрый велик "школьник" или "кросс" и поездки на них были душевными, но объективно, они были хуже современных)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Александров

Начал писать тоже самое, а потом подумал, да кому это интересно вообще, и удалил. 90-е, 2000-е лучшее время эвер.

Ответить
Развернуть ветку
джекичян
всё-таки правда, что раньше почти всё было лучше?

Нет. Идеальное время - здесь и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Апостол

Так оно и есть.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

вот уж не знала, что старческое нытье назовут "синдромом утенка".. разве что намек на утку под кроватью, как перспективу?! ))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Апостол

А если по сути, я когда работал с психологом, мы разбирали этот момент. И пришли к выводу, что есть такой момент во мне. Точнее был. Когда уже вооружён, то не попадаешь в такие ловушки сознания.
Правда она не давала медицинского названия этому.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернышев

раньше не было ковида и "спецопериции",так что да было лучше

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Финансовый консультант
Автор

Да, когда знаешь, то гораздо легче справляться, но не факт, что 100% получится распознать. Иногда этот синдром маскируется под привычку, и мы не замечаем негативных влияний

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Григорий Апрельский

С 2010 по 2013 в целом было не плохо

Ответить
Развернуть ветку
Колбас Мармеладович

Лучше всего было на границе 90х и 00х. Уже не пещерный век, но еще без всего дерьма современности. Мир очень сильно испортился из-за общедоступности интернета.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Александров

Верните мой 2007,8)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
CasualCode

2012-2013 вообще золотые годы были для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Апостол

«Напишите в комментариях, всё-таки правда, что раньше почти всё было лучше?»
Это ловушка такая, да?))
Я напишу, что правда. А Вы такие: да у него этот самый импринтинг.

Ответить
Развернуть ветку
СлавалС

Качество машин. Можно было купить мерс, ездить на нем 400тыс и менять только резинки.
Сейчас очень много товар с преднамеренным износом, качество продуктов питания было лучше.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Финансовый консультант
Автор

Тссс...)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Михайлов

как итог, учитывая все комментарии и смысл статьи, можно сказать что истина как всегда посередине, а многие факторы для людей субъективны

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Да, часто "раньше" ассоциируется с беззаботным детством или молодостью, которое противопостовляется нынешним возрастным ограничениям и ответственности

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anti Anti

Чаще всего понятие о "синдроме утенка" используется в качестве недобросовестной дискурсивной практики. Т.е. на любое заявление, что раньше *нечто* было лучше, можно возразить: это, мол, у вас синдром утенка! Да-да, и трава зеленее была, и хер стоял! А от предметного обсуждения уйти или представить такое обсуждение как отмазку (но мы-то, мол, понимаем!).

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Ну, так всё можно использовать) и шизофрению и органическое поражение мозга и прочее) вопрос в уместности аргументации

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Максим Казань

"когда любые действия ребенка «влево и вправо» сразу отсекались криком, что «так делать нельзя, а можно только так». Такая модель воспитания была широко распространена в СССР."
Извините, автор, а вы какого года рождения?

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

Иногда ребенку нужно говорить «так делать нельзя, а можно только так». Иначе ребенок не доживет до взрослого состояния.

Ответить
Развернуть ветку
Роман

а какая разница, поколение СССР и сейчас часто всех учат подобными тезисами. А если ты не согласен, то "это интернет плохой, всякую фигню там пишут, и ааяяй, мы старше, мы умнее."

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Сергей Трифонов

Такими статьями только мозги пудрить. И делать кашу из мозгов. Лиш бы отвести людей от действительности...

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Ага, везде вокруг заговор, лишь бы только отвести людей от действительности. Давайте ляжем в гроб, будем плакать и ждать своего времени, так ведь гораздо лучше)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Максим

Я предлагаю авторов подобных статей отправлять на завод вытачивать детали для авиации. Точнее сначала строить этот завод, а потом туда рабочим, на станке поработать, за "среднюю по региону ЗП". И через пару-тройку лет спросить как дела, и нет ли у него синдрома утёнка)

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Каждый работает в силу своих сил и компетенций (за некоторыми исключениями). Так что, спасибо за приглашение, но пока откажусь.

И что, интересно, вас так зацепило тут, что вы меня отправить куда-то решили?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Volkodav

Ну 10 лет назад действительно было лучше

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

А есть же еще эффект старения - мы воспринимаем многое что было в детстве и юности как более позитивное, потому что в целом чисто по физиологическим причинам были гораздо позитивнее настроены, потому что были просто моложе и здоровее. Некий эффект розовых очков.
А с возрастом - тут болит, тут скрипит, жизнь уже менее приятна, и всё что нас окружает уже не так красиво и радостно.

Причины разные, но эффект тот же - "раньше было лучше"

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Да, вы правы, физическое состояние и "беззаботность детства"/"ответственность во взрослой жизни" накладывают свои отпечатки на восприятие окружающего мира

Ответить
Развернуть ветку
AKA

Раньше все было хуже, а вот я был лучше, - молодой, наивный, восторженный.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Казань

- А помните, сколько стоил литр бензина в 2007 году?
- (размазывая слезы) У тебя "синдром утенка", пошел вон отсюда!

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

– А помните, сколько была зарплата в 2007 году?
– 13 518 р. Аи 92 на начало года 19,52р. На среднюю зп можно было купить 692,5 литра.
В 2021 году средняя зп 58 782 р. Литр аи 92 на начало года 42,6 р. На среднюю зп можно купить 1372 литра.
– (размазывая слезы) ты не понимаешь, этодругое

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий Гончарук

Потому что раньше не было войны сразу после пандемии.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Казань

Вы историю начала 20 века знаете или не очень?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Константин Васин

Грустно шо п***ц, но статья зашла. А как лечится?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

Дорого и без гарантий! ;)

Ответить
Развернуть ветку
Херовый русский

Раньше однозначно было лучше. Потому что не было кровопролитной войны. Не было потока шоковых новостей. Не было ограничений в валюте. Русских не ненавидели во всем мире. Были Макдак, Икеа и Тиньков. Были надежды на светлое будущее. Теперь их нет.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Игоревич

Афигенней с каждым годом становится. Жить интересней, стимулов шевелиться больше, да и все стрессовые ситуации всё явней выявляют кто Лев Толстой, а кто...гхм)

Ответить
Развернуть ветку
Remedios

не скажу, что раньше было лучше, просто раньше я был глупее и все казалось лучше

Ответить
Развернуть ветку
Игорь С

Знания множат печаль!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
СлавалС

очередная реклама телеграм канала на копипасте какого-то бреда.

Такая модель воспитания была широко распространена в СССР.

ага, стройки, пугачи, карбид, самопалы, штабы, костры.

родителям некогда было да и не все так делали.
Вот продукты раньше были лучше точно. Такого количества консервантов как сейчас даже в помине не было. Разбавляли - да.
точно также могу привести кучу плюсов текущего времени и в прошлом это казалось бы на грани фантастики.
Раньше было лучше пишет тот, кто ничего не делает.

Ответить
Развернуть ветку
Колбас Мармеладович
могу привести кучу плюсов текущего времени

Потрудитесь, я прямо заинтригован.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Петя Миров
Он ведь никак не может проверить и сравнить «раньше» и «сейчас».

Ну почему, фильмы и музыку вполне можно сравнить.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

Только лишь. А такие субъективные вещи как качество жизни, и такие материальные факторы типа качества продуктов, доступности чего-либо и т.д. увы не проверить

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Максим Казань

Книги, мебель, кухонная утварь, одежда, автомобили и пр.: все, что можно потрогать руками легко проверяется и сравнивается, т.к. очень многое сохранилось и даже в хорошем состоянии. Если оторваться от экрана и клавиатуры, конечно, потопать ножками. Нельзя сравнить продукты питания по органолептическим и вкусовым показателям, но можно сделать по технологиям (ГОСТ) определенного временного промежутка, если опять же будет особое желание.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Lmao

синдром тоже не подходит.

Синдром - совокупность симптомов, характеризующих определённое болезненное состояние организма (вики).

Сами же привели пример в дикой природе. Дело в том что, те особи, которые не следовали за родителями, лишались защиты, не смогли вырасти до зрелого возраста, погибали, и соотв не сделали потомство с такими же генами поведения.

Ответить
Развернуть ветку
Финансовый консультант
Автор

"Синдром утёнка" – более мягкое и шуточное название. Официальное название – "импринтинг", без синдромов и болезней

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
631 052

раньше было лучше что-то.
а что-то лучше сейчас.

и импринтинг гусёнка тут ни при чём.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Manuylov

Хм, все относительно. Раньше были тупорылые сотовые телефоны, ужасные lcd телики, уродливые интерьеры в машине. Недавно вот узнал что было целое потерянное поколение. Духовно да сейчас какой-то полный бардак, но если покопаться - всегда можно найти что-то стоящее. Сейчас идет перемены в мире, некий кризис идей и поколений. Метавселенные там всякие, смахивает, конечно, на начало периода дикой антиутопии. С другой стороны, все новости моего детства: сектор Газа, терроризм, все как было так и осталось.

Ответить
Развернуть ветку
ALEKSEY DODGEV

Real talk. Отцы и дети. Классическая история. Удивляют комменты 🤯

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кольцов

например раньше у машин были нормальные бамперы, а не пласмаски как сейчас

и еще дети не залипали всё детство в тиктоке, а играли во дворе, читали книги, собирали модельки и еще много чего полезного

а мобильные донатные помойки это мне кажется вообще худшее изобретение человечества

Ответить
Развернуть ветку
Роман

"Нормальные" бамперы убивают людей гораздо быстрее, тех что были раньше. Это одна из причин изменений. Плюс конечно вес и цена. Но если кому-то хочется, то можно поставить стальную трубу, для понта.)
Развивающих игр для детей сейчас кратно больше, чем пирамидки и суровые советские конструкторы. Одни только настолки чего стоят... Нужно просто уметь заинтересовать ребёнка, а не давать телефон чтобы отстал.
Вас кто-то заставляет донатить или играть каждый день в три в ряд? Спрос рождает предложение.

Ответить
Развернуть ветку
168 комментариев
Раскрывать всегда