Сколько зарабатывает курьер в Алматы, существуют ли курьеры-женщины и брать ли тех, кому до 23 лет, на работу?

Привет всем. Я — Чингис Алекенов, основатель курьерской службы экспресс-доставки “Тигр”, которая работает в Казахстане. Периодически изучаю вакансии и резюме доставщиков в Алматы, Астане и сравниваю это всё дело с Москвой. В очередной раз пошёл на Хэд Хантер. Хотелось понять, какие требования работодатели предъявляют курьерам в первую очередь, нужен ли им опыт работы и сколько денег они готовы платить своим сотрудникам. А также что ищут соискатели и сколько за такую работу они хотят получать денег. Делюсь своими размышлениями и той инфой, которую нашёл на сайтах вакансий. В конце расскажу о личном опыте работы с молодыми курьерами, а также курьерами-женщинами.

Немного обо мне и моем сервисе

Сам я проживаю в Астане. Наш город достаточно современный, курьерских служб немало, но таких, как наша, здесь нет. Сначала мы совместно с парнёрами из России запустили сервис ptchk.ru (в Москве), а уже потом появился мой “Тигр” для Казахстана. Этот сервис работает по принципу такси Uber, то есть, все курьеры работают по удобному им графику, даже в выходные и праздники. А количество и качество заказов у них зависят от отзывов клиентов. Аналоги есть в России, но в наших городах ничего подобного нет.

Своих курьеров мы ищем на сайте hh.kz. Для доставщиков, которые хотят попасть в нашу команду, мы создали телеграм-бот, который тестирует их. С его помощью мы даже можем услышать голос нашего будущего сотрудника и увидеть, как он выглядит. И нам для этого всего совсем не нужно проводить с ним личную встречу. Это очень удобно, экономит время и сразу же отсеивает кандидатов, которые ленивы, некоммуникабельны и совсем не знают город. Если хотите подробностей о моем сервисе, задавайте вопросы в комментах, пообщаемся =)

Это курьер "Тигра" несёт посылочку заказчику
Это курьер "Тигра" несёт посылочку заказчику

Теперь о вакансиях курьеров в интернете

Уровень зарплат. Толковать о зарплатах дело не совсем удачное, потому что ещё не факт, что указанную в вакансии сумму курьеру будут платить. Однако всё же примерная тенденция по зарплатам курьеров в Алматы и Астане прослеживается: в основном это суммы от 100 до 150 тысяч тенге (от 18 тыс рублей). Есть и такие работодатели, которые готовы платить не больше 50 тысяч. При чем оказалось, что даже для такой зарплаты требуется опыт и немаленький. Так что, скорее всего уровень зарплаты для курьеров зависит скорее от крутости компании и её популярности на рынке.

Требования. А вот здесь было интересно почитать, чего от курьеров хотят в плане их личных качеств. Как и ожидалось, главными требованиями стали:

  • ответственность;
  • исполнительность;
  • коммуникабельность;
  • общительность (в одной вакансии мы нашли только один этот пункт, видимо, остальное работодателю не так уж важно);
  • пунктуальность;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • знание города;
  • вежливость;
  • наличие смартфона (некоторые работодатели указывали в своих вакансиях условие наличия смартфона на базе Android, поскольку работают они только через приложение);
  • и очень, ОЧЕНЬ редко (что нас крайне удивило) указывали такое качество, как отсутствие вредных привычек. Хотя, на наш взгляд, это супер важное качество. И вот почему.

Если человек регулярно курит или употребляет алкоголь, от него исходит соответствующий аромат сигарет или пива. Это всегда отталкивает, особенно тех людей, кто не имеет таких вредных привычек. Ведь обычно они острее чувствуют запах дыма, табака или перегара. Поэтому курящий и выпивающий курьер — не самый лучший вариант для компании, которая заботится о своей репутации.

Опыт работы. В основном, опыт работы от 1 до 3 лет требуют компании от курьеров-водителей. Всё-таки вождение транспорта — занятие ответственное, поэтому без опыта просто не обойтись. Во всех остальных случаях опыт не важен. Поскольку в курьеры довольно часто идут студенты первых курсов, которые хотят заработать себе на учебу или развлечения. Таких часто берут в качестве пеших курьеров или курьеров на велосипедах, чтобы разносить/развозить небольшие посылки.

А зачем вообще курьеру опыт работы?

Для курьера важно быть коммуникабельным, производить впечатление дружелюбного человека. То есть, вы должны знать хотя бы минимально человеческую психологию, просчитывать различные реакции и понимать, как поступать в чрезвычайных ситуациях. А они бывают часто. Например, если приехали к месту назначения, а заказчик не берет трубку и не выходит вас встречать. Или же если посылку нечаянно в дороге уронили/повредили, нужно же как-то объяснить это заказчику? Или если доставку цветов от незнакомца девушке доставили, а она ни в какую не хочет их принимать, хотя заказчик настаивал на том, чтобы все было доставлено в лучшем виде. И таких ситуаций много! Поэтому, когда уже сталкивался с подобным раньше, проблему будет решить гораздо легче. Вот для этого наличие опыта и желательно.

Нужно ли резюме? Нет, в некоторых вакансиях так и указано, что резюме не обязательно. Ну а что, собственно, написать курьеру в своем резюме? Это же не программист, у которого может быть куча скиллов на 5 страниц. И не дизайнер со своим огромным портфолио. Чаще всего, курьеры просто звонят по телефону работодателю и тот назначает встречу.

А что всё-таки насчет резюме курьеров?

Хотя работодатели их в своих вакансиях и не требуют, но на сайтах по трудоустройству они висят. Я остановился на сайте Head Hunter. И вот что обнаружил: в Алматы работу курьером чаще ищут мужчины, возрастом от 18 до 30 лет с пожеланиями по зарплате Давайте пообщаемся от 75 до 150 тысяч тенге (от 14 тысяч рублей). В Астане ситуация примерно похожая, но резюме значительно меньше, примерно раза в 2. Среди ключевых навыков курьеры указывают базовые знания ПК и безаварийное вождение.

По Москве ситуация следующая. Здесь большинство готовы работать за 20-35 тысяч рублей (это примерно от 90 тысяч тенге). Возраст такой же — от 18 до 30. Навыки немного отличаются от казахов — помимо знания ПК, большинство московских курьеров указывают свои умения работать в команде и грамотную речь.

Курьеры-женщины

Такое редкое явление, как женщины-курьеры, тоже повстречалось на моём пути в процессе изучения резюме. В Астане и Алматы я нашел около 300 женских резюме. Особенность казахстанских женщин-курьеров в том, что они требуют меньшую, в отличие от мужчин, зарплату (от 44 до 85 тыс тенге), а средний их возраст — 28 лет. Редко когда встречалось резюме 18-ти летней девушки.

В моей службе доставки женщины тоже есть, в процентном соотношении их примерно 20% из 100. Они более пунктуальные и ответственные, в отличие от мужчин. Развозят посылки весом до 10 кг. Чаще всего, это документы, цветы и кондитерские изделия.

Брать ли на работу курьеров, которым меньше 23 лет?

Многие парни начинают свою карьеру с работы курьера в какой-нибудь крупной компании. Часто это становится их первым средством заработка во время учебы. Я сам когда-то начинал с такого, зато сейчас дорос до своих проектов (у меня их несколько) и знаю всю курьерскую кухню изнутри очень хорошо.

Но, как показывает практика, молодые парни-курьеры, возрастом примерно до 23 лет (которые чаще всего и ищут подобную работу), не обладают тем уровнем ответственности, какой от них требуют различные компании. Они не пунктуальны, часто опаздывают и даже грубят заказчикам. Не находчивы и во многих ситуациях теряются. Поэтому, я даже сам иногда задумываюсь над тем, чтобы брать на работу курьеров от 23 лет, не моложе. Скорее всего, скоро в “Тигре” будет именно так.

Давайте пообщаемся

Мне интересно, что вы думаете о курьерах-женщинах и доставщиках, которым до 23 лет? Доверили бы посылку 18-ти летнему курьеру? Сталкивались ли с грубостью и халатностью? А ещё, если вы работодатель, владелец курьерской доставки или просто содержите штат курьеров для своего интернет-магазина, поделитесь своими мыслями о работе с доставщиками. В общем, интересны ваши размышления по поводу курьерской работы в России и, может даже в Казахстане, если здесь есть мои земляки.

88
7 комментариев

Ну что вы. Какая возрастная дискриминация? Я всего лишь поделился собственным опытом, как мне работается с людьми, не достигшими определенной возрастной отметки. Я же не призываю поступать так же.

1
Ответить

Доставщики до 23: проведите для новых курьеров тренинг на 1 день, в котором надо познакомить их с процессами в вашей компании, с традициями/правилами, с карьерным ростом, также в тренинг можно включить решение кейсов по вашему направлению. После тренинга у них будет осознание, что они являются основным звеном в компании, что должность курьера - это только начало карьеры в данной компании (а не работа на месяц), они получат определенную базу знаний по решению сложных проблем через кейсы, а вы оцените, как сотрудник будет вести себя в такой ситуации. После тренинга для такого новичка лучше назначить наставника, так молодой курьер без опыта работы будет чувствовать поддержку.
Чаще всего люди грубят в стрессовой ситуации, поэтому решите эту проблему. Составьте для курьера инфолист (что делать, если помял упаковку, если опаздываешь к клиенту, если клиент потерялся, если опаздываешь в офис), так он уже будет точно знать, что делать и вы будете знать, что он будет делать, так как это уже обговорено заранее.
Введите для них бонусную программу (не опаздывал в марте месяце - держи 100 р., клиент оставил положительный отзыв о твоей работе - держи 200 р.), т.е должна быть система мотивации.
Женщина - курьер: идея такая ....добавьте к вакансии фото вашей команды, где есть женщины курьеры. Любая женщина открывшая вашу вакансию, сразу увидит, что это не работа грузчика, на которой работают только мужчины, а современная курьерская команда.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

А ещё бегать полезно!

Ответить

Кейс: таксисты местные возили по 150р. появилось Яндекс такси и подобные по 100р. так вот народ быстро пересел на более дешовые и по фигу на запах сигарет в машине. Мне что с курьером целоваться? Мне плевать на это. прислали посылку, расписался, денег отдал и досвидос.

Ответить

Привет, Чингис. Насчёт Алматы не могу сказать, но, думаю, что с Москвой сравниться сложно. Работать курьером начинал в Москве, а последние 9 лет в Екатеринбурге (кстати, масштаб мегаполиса сравним с Алматы). Чтобы хотя бы приблизиться к Москве по доходам - нужен точный расчёт. Доставляю на велосипеде¹. В современном мегаполисе велотранспорт занимает особую нишу между пешими и автокурьерами тем, что низкие накладные расходы (ниже стоимости ГСМ), и высокая расчётная точность времени прибытия (5-10% от указанного). Но, расчёт доходности для Екатеринбурга отличается от Москвы, соответственно - низкая эффективность, и заработок. Если что - с удовольствием помогу организовать, оптимизировать велодоставки.

¹https://www.youtube.com/user/brainstorrming
²https://vc.ru/story/26772-dostavista-interview
³https://www.strava.com/athletes/27277551

Ответить

Интерестное направление "велодоставки по городу". Хочу открыть в своем городе Караганда. Есть у кого опыт оптимизации в этом направлегии? Если можно пишите в личку. Jeka24-85@mail.ru.

Ответить