Экономика подкаста: как зарабатывать и на что приходится тратить

Ведущие «Отвратительных мужиков», «Русского Детройта», «Папайя Хоспитал», «КритМышь» и «Редач» — о том, как отбить вложения, зарабатывать на рекламе и сколько стоит техника для подкастинга.

Экономика подкаста: как зарабатывать и на что приходится тратить

Недавно я написала статью о том, зачем веду подкаст. В комментариях спросили: «А как с доходами и расходами? Есть информация по подкастам?» Я начала искать в интернете статьи и метрики, но нашла только рекламу микрофонов и ссылки на Patreon — сервис для донатов.

Рассказывать только про свой подкаст — неубедительно, поэтому я опросила ведущих «Отвратительных мужиков», «Русского Детройта», «КритМышь» и «Папайя Хоспитал». Они рассказали, сколько зарабатывают и тратят на подкасты.

Траты

Начнём с понятного. Чтобы записывать подкасты, нужна техника: микрофоны, стойки, программы для обработки звука, иногда необходимы звуковые карты.

Чтобы привлекать слушателей, нужно подкаст продвигать — с помощью рекламы, коллабораций или кросс-поддержки (это когда вы публикуете подкаст везде, где возможно и делаете к нему тематические материалы — расшифровки, видео, статьи).

Деньги у начинающего подкастера исчезают по двум причинам: покупка оборудования и реклама. В первом случае я легко отделался: купил динамический микрофон Samson Q2U за 5000 рублей. Но бывают микрофоны и дороже. На первую рекламу потратил 10 тысяч рублей — и ещё повезло, что я привлёк аудиторию.

Артём Полтавцев, ведущий подкаста «Русский Детройт»

Мы купили две петлички O'klick по 150 рублей каждая и два разветвителя по 350 рублей для ноутбука. Итого потратили 1000 рублей на технику. Звук пишем и обратабываем на своём ноутбуке. На рекламу деньги не тратим, продвигаемся через соцсети и коллаборации.

Рома Муравьев, ведущий подкаста «Папайа Хоспитал»

На технику мы потратили около 30 тысяч рублей. Купили внешний звуковой интерфейс, три микрофона, поп-фильтры. Это была разовая трата.

Плюс каждый месяц мы оплачиваем работу ведущих, развитие ресурса и иногда — выездные выпуски. Получается что-то около 150 тысяч рублей.

Пётр Сальников, подкаст «Отвратительные мужики»

Я купила микрофон на AliExpress за 600 рублей, пару раз пробовала давать рекламу — потратила 200 рублей. Вот и все траты.

Ира Грязных, ведущая подкаста «Редач.Подкаст»
Микрофон, который купила Ира на AliExpress
Микрофон, который купила Ира на AliExpress

Я постоянно докупаю необходимое оборудование, оплачиваю хостинг, плачу художнице, которая рисует иллюстрации для обложек подкаста, покупаю книги в подарок слушателям. Ещё хочется переехать в собственную студию. Только аренда будет стоить 20-30 тысяч рублей в месяц.

Александр Головин, ведущий подкаста «КритМышь»

Чтобы запустить подкаст хватит 1000-5000 рублей. Чтобы продвигать — больше: от 1000 рублей до бесконечности (смотря какие у вас планы на подкаст).

Доходы

Зарабатывать деньги с помощью подкаста можно тремя способами: брать деньги за подписку, собирать донаты, вставлять рекламу в выпуски. Два последних связаны друг с другом.

Это работает так: сначала собираете лояльных слушателей — пусть даже пару сотен. Эти люди будут готовы поддержать вашу работу — репостнуть запись или поддержать донатами. Репосты привлекают новых слушателей, а донаты можно пускать на рекламу. Так сформируется большая аудитория вокруг подкаста. А затем приходят рекламодатели (и тут уже можно развернуться).

У нас нет инвесторов. Disgusting Men с 2014 года зарабатывает на рекламе. Подкаст сначала записывали полностью за свой счет, потом его стали поддерживать слушатели и клиенты. Есть подписка на Patreon и прямая реклама.

С Patreon мы получаем около 100 тысяч рублей в месяц. Подписка — динамическая штука, месяц к месяцу она может чуть-чуть расти, чуть-чуть падать, но в целом мы наблюдаем движение вверх.

Реклама в нашем подкасте стоит 100 тысяч рублей. Не дешево, но «Отвратительные мужики» — это наш флагманский продукт, у него тысячи активных слушателей. Иногда мы сами ищем рекламодателей — на выставках, встречах или рассылаем электронную почту, а иногда рекламодатели сами приходят. Так вышло с LG, «Рокетбанком», «Тинькофф» и «Яндексом».

Пётр Сальников, «Отвратительные мужики»
Patreon «Отвратительных мужиков», на нём подкастеры собирают $1636 (около 108 300 рублей). Сумма сборов меняется каждый месяц
Patreon «Отвратительных мужиков», на нём подкастеры собирают $1636 (около 108 300 рублей). Сумма сборов меняется каждый месяц

Я создал подкаст и одновременно завёл страницу на Patreon. Решил так — если подкаст будет приносить 20 тысяч рублей в месяц, то буду его развивать.

Конечно, план провалился. Прошло пять месяцев с момента запуска и сейчас подкаст приносит только 12 тысяч рублей. Но темпы роста ободряющие — скоро я отобью всё, что потратил на подкаст, затем выйду в ноль. Возможно, скоро начну искать рекламодателей.

Александр Головин, «КритМышь»

Доходы с подкаста пока несистематические — кто-то переводит 100 рублей, кто-то 200 рублей через пожертвования «ВКонтакте». Эти доходы покрывают затраты на рекламу.

Ира Грязных, «Редач.Подкаст»

Зарабатывать на подкасте можно, но многое зависит от темы, количества слушателей и контента. Например, подкасты из топа Apple Podcasts чаще всего находят рекламодателей и делают рекламные вставки.

Подкасты из топа Эпл.Подкастс. Есть про игры, ИТ, деньги и книги
Подкасты из топа Эпл.Подкастс. Есть про игры, ИТ, деньги и книги

Подводные камни

Вместо выводов. Основные траты подкастеров — техника и реклама, но можно сэкономить. Например, для запуска можно купить обычный микрофон и пользоваться бесплатной программой для сведения звука. Продвигаться можно через коллаборации и контент-маркетинг (а таргетинг и платные публикации оставить на потом).

С доходами в подкастинге сложнее. Если у подкаста большая аудитория и крутой бренд, то на это придут рекламодатели. Если такого нет, нужно придумывать варианты — заводить страницу на Patreon, собирать донаты через приложения или что-то ещё. Не факт, конечно, что слушатели подкаста начнут жертвовать деньги. Это дело добровольное.

1010
59 комментариев

А есть где-то обзоры на подходящие для домашней записи микрофоны? Как вообще с этим разобраться и подобрать грамотно?

Ответить

Смотря какие у вас условия дома для записи. Если есть возможность выделить специальное место для записи, то его можно покрыть акустическим поролоном и купить конденсаторный микрофон с ламповым предусилителем (будет очень теплая и качественная запись), можно купить направленный динамический микрофон, если есть посторонние шумы, или воспользоваться рекордером

2
Ответить

Привет! Тут все зависит от целей и денег.
Среди подкастеров в ВК популярный Samson meteor usb и Samson Q2U.
Это в пределах 5 000 рублей. Но можно для пробы и за 1 000-1 500 заказать с Али.

1
Ответить

Сергей, мы в Papaya Hospital последовали совету Утопия шоу и взяли дешевые петельки оклик, результатом очень довольны. Можешь послушать нас и решить подходит ли тебе такое качество) В любом случае есть 3 ценовые категории в среднем: 200рублей, 6000 рублей и 10+ тысяч рублей

Ответить

Спасибо за ответ :)
И, конечно, интересна экономика привлечения подписчиков: стоимость, каналы, инструменты.
Чтобы сравнить, что выгоднее: качать канал в телеге или подскаст?

1
Ответить

Я думаю, что ТГ выгоднее.Там с пары тысяч уже можно делать партнерки и рекламу. А с подкастами только от нескольких сотен.

Ответить

думаю что с техникой как раз нет проблем, я свои первые выпуски, в 2007-08 годах, записывал на сотовый телефон (не айфон). самая главная беда подкастера - отсутствие переодичности.

Ответить