История российского айтишника: от работы в региональной компании до создания метавселенной в международном стартапе

Почему у одних получается, а у других нет? — вопрос, который волнует многих. Команда ElaraCore проводит исследование в рамках проекта Zero or One, состоящее из серий интервью с инвесторами и ИТ-предпринимателями, чтобы разобраться, как одним стартапам удаётся выйти к «единице» и создать успешный проект, а результаты работы других равны «нулю».

В нашей сегодняшней статье Илья Струков — DevOps-инженер, Development & System architect и технический директор (CTO) в Arhead/US, поделится своим опытом работы в ИТ, расскажет о проблемах начинающих айтишников и о том, как боролся со своим главным недостатком.

Илья Струков
DevOps, Development & System architect. CTO at Arhead/US

Предыстория

Первый компьютер в своей жизни я увидел, когда мне был 8 или 9 лет. У отца моего знакомого был БК-0010-01, и мы с друзьями собирались у него дома, чтобы поиграть в игры, которые, кстати, мне достаточно быстро надоели. Но зато появился другой интерес — как попасть по другую сторону игр, став не потребителем, а производителем: начать разбираться с тем, что это такое и что оно из себя представляет изнутри.

На первом этапе получать эту информацию было достаточно сложно, так как это был 1990 год, и не всё было настолько доступным, как сейчас. Я доставал какие-то книги по программированию, из которых черпал свои первые знания в этой сфере.

Нормальный компьютер появился у меня ближе к старшим классам, а вопрос о том, какую я выберу профессию, был на тот момент уже закрыт.

Более серьёзно заниматься ИТ я начал на третьем курсе своего обучения в АГТУ (Астраханский государственный технический университет), взяв свою первую работу в менеджменте ИТ-инфраструктуры — управление компьютерным парком в одной региональной компании. Но мои обязанности не ограничивались только этой работой, там была и разработка, и построение сетей, видеонаблюдение и прочее — всё это было под моим управлением, включая небольшую команду, которая иногда доходила до пяти-шести человек.

Классическим ИТ, про который мы сейчас все говорим — разработка, стартапы и прочее, я начал заниматься примерно пять лет назад, когда понял, что начинаю потихоньку деградировать в той компании, в которой проработал почти пятнадцать лет. Мне надо было двигаться дальше, и я принял решение уволиться.

После увольнения начал заниматься фрилансом, чтобы посмотреть на рынок труда, как он устроен, какие есть компании — большие и маленькие — и чем они занимаются. Проработав какое-то время на фрилансе я начал пробовать себя уже в серьёзных проектах, первым из которых был стартап Робот Карл — роботизированный колл-центр, созданный для компаний с большим количеством исходящих телефонных звонков.

Тематика стартапа мне не особо нравилась, но технологически это было очень интересно, потому что организовать систему, которая совершает несколько миллионов звонков в день жителям по всей России — это реально круто.

Мы смогли добиться такого результата, что нейронная сеть, лежащая в основе распознавания голоса и принятия решения «когда, кому и как отвечать», работала настолько эффективно, что многие абоненты просто не понимали кто им звонит — робот или живой человек.

Сегодня я работаю техническим директором (CTO — Chief Technical Officer) в компании Arhead и мы занимаемся метавселенными. Так как это стартап, находящийся на достаточно ранней стадии своего развития, то я также занимаюсь в нём определённой частью разработки программного обеспечения.

Об ИТ-сообществе и поиске нужной информации

Получать знания в ИТ сегодня стало куда проще, чем это было тогда, когда я только начинал интересоваться этой сферой. Но такое изобилие доступного контента имеет также и обратную сторону — становится очень сложно фильтровать бесконечный поток информации из разных источников.

Сегодня я подписан на 15-20 Телеграм-каналов по ИТ тематике, которые являются моими источниками получения какой-то новой информации. Периодически я в них заглядываю и периодически обновляю список этих каналов. Хотя раньше было достаточно куда меньше источников, из которых можно было черпать всё необходимое. Одним из таких был Хабр, где публиковалось много полезного материала по различным тематикам. Но чем масштабнее становился проект, а руководство внедряло всё больше способов монетизации, тем активнее в него приходили крупные компании, которые создавали свои блоги и тем самым в ленте увеличивался рекламный контент.

Поэтому, лично для меня, со временем там становилось всё меньше реально полезной информации. Плюс ко всему было много решений по блокировкам и карме, которые менялись в определённый момент времени. Всё это привело, на мой взгляд, к развалу ИТ-сообщества внутри этой платформы. Люди ушли на другие ресурсы, одним из которых стал Телеграм.

Что мне помогает, а что мешает в работе

Моя увлечённость — это то, что помогает мне в работе.

Когда человек увлечён тем, чем он занимается, то он способен преодолевать многие преграды на своём пути.

Так как я увлечён и занимаюсь этим достаточно давно, то у меня есть широкий кругозор в ИТ контексте, что позволяет эффективно применять полученные знания и опыт.

Если говорить про отрицательные качества, которые мешают в работе, то самая серьёзная проблема, которая у меня была — необязательность. Я мог что-то кому-то пообещать, и в конечном итоге совершенно про это забыть или вообще не делать этого, потому что в какой-то момент оно переставало быть мне интересным. Это была достаточно сложная проблема, и чтобы от неё избавиться пришлось очень долго и серьёзно над собой работать.

Переломный момент наступил после того, когда я, работая в одной компании и хорошо зная учредителя, пообещал решить проблему проекта, а в итоге ничего не сделал. Так как я очень уважительно относился к этому человеку, то его обида достаточно серьёзно была мной воспринята, и это подвигло меня на мысль, что надо срочно с этим что-то делать.

Около года я работал над собой, стараясь обращать внимание и отдёргивать себя, когда в очередной раз поступал так, как делал раньше.

Это была сложная работа, но я смог сформировать в себе привычку — обязательно делать то, что пообещал. Ещё я нашёл решение в контексте этой проблемы в том, что никогда не надо говорить сразу, что ты сделаешь и за какое время. Лучше взять паузу, обдумать свои возможности и дать более реальный и правильный ответ.

Основные проблемы в командах ИТ-проектов

Многие специалисты в ИТ допускают очень распространённую ошибку — это отсутствие, либо плохое развитие Soft skills. При чём допускается эта ошибка не только начинающими специалистами, но руководителями разного уровня. Больше всего эта проблема выражается не в технических или финансовых решениях, а в коммуникации внутри команды между отдельными людьми.

У молодых специалистов это заметно больше всего, когда они приходят в компанию и у них ещё нет опыта работы в команде. Некоторые из них пытаются ломать систему, вместо того, чтобы её улучшить, давая реально полезные советы со своей стороны, которые не всегда может увидеть даже человек с большим опытом.

Если говорить о топ-менеджменте, то там эта проблема выражается в попытке продавливать какие-либо абсолютно неэффективные или неадекватные решения используя своё положение. При этом человек не пытается вникнуть в суть происходящего, а считает себя на сто процентов правым и не прислушивается к тем людям, которые работают на местах и видят решение задачи или проблемы изнутри.

Подбор команды

На разных этапах развития проекта необходимо по-разному относиться к подбору команды. Возьмём для примера стартап. На самом старте, когда есть только идея, в команду необходимо подбирать тех людей, которых эта идея заинтересует и вдохновит, и они будут этим реально увлечены. Эта стартовая команда должна быть действительно увлечена проектом и уметь делать всё своими руками, а не ждать, когда кто-то за них что-то сделает и делегировать свою ответственность.

Но безусловно надо обращать внимание на их навыки в тех сферах, в которых они будут задействованы в данном проекте.

Если говорить о проекте, который находится на среднем или большом уровне своего развития, то здесь надо подбирать команду по абсолютно другим критериям и требованиям к человеку. Здесь уже не особо нужна увлечённость сотрудника, а главная ваша задача — нанять реальных специалистов в той или иной сфере, которые должны прийти делать конкретные вещи и конкретные задачи.

Конечно, нет однозначной схемы найма сотрудников, так как она меняется в зависимости от того, что из себя представляет проект на сегодняшний день.

Создание своего проекта

Необходимо чётко понимать коммерческую целесообразность того, чем вы занимаетесь.

Как бы вы не любили то, что вы делаете — это дело должно приносить деньги.

Соответственно, если то, чем человек занимается имеет перспективу заработать деньги, то этим стоит продолжать заниматься. Если же вы начали заниматься каким-то проектом, но не посчитали и не прикинули бизнес-плана, то это может быть большой ошибкой с вытекающими из этого проблемами.

Потому что после прохождения первого «конфетно-букетного периода» с проектом, ты к нему немного остываешь и остаются сухие цифры — либо он коммерчески успешен, либо нет. Проработать долго над убыточным проектом исключительно на одном энтузиазме невозможно. Даже если у фаундера будут на это силы и стремление, то команда, не видя коммерческого успеха, может достаточно быстро разбежаться в более привлекательные проекты.

Оставаться в тренде

Ввиду того, что ИТ на сегодняшний день одна из самых быстроразвивающихся областей, необходимо уделять особое внимание, в контексте развития внутри этой экосистемы, получению новой и актуальной информации — быть в тренде.

Необходимо знать, что происходит на рынке, какие выходят новинки, более углубленно изучать и вникать в ту сферу технологий, которая непосредственно относится к тому, чем ты занимаешься в настоящий момент. Упущение этой важной детали приведёт к тому, что ИТ-специалист может достаточно быстро деградировать и откатиться на несколько лет назад.

Поэтому надо чаще выходить из мира своего проекта, смотреть, что происходит вокруг, читать новости, тематические ресурсы и общаться с другими людьми, которые работают в других проектах.

Именно на коммуникации с другими айтишниками, особенно с теми, кто выше и круче тебя, основывается ИТ-сообщество, в котором каждый может задавать вопросы, обратиться за помощью и получить качественную обратную связи — всё это реально помогает развиваться.

Что бы я пожелал себе, если вернуться на 10 лет назад

Немедленно брось работу, которой ты уже посвятил десять лет своей жизни и срочно начни изучать, что ещё есть вокруг кроме этого, а также начинай учить английский прямо сейчас.

Что бы я пожелал себе в десятилетнее будущее

Чтобы у меня не было важных советов к себе в десятилетнем прошлом. Чтобы в десятилетнем будущем я мог бы не задавать себе вопрос: а что бы я пожелал себе, если вернуться на 10 лет назад?

Три реперные точки в прошлом, которые привели меня к той точке, где я нахожусь сейчас

Первая точка — появление в моей жизни БК-0010-01

Вторая точка — знакомство в университете с увлеченными ИТ людьми, с которыми я до сих пор общаюсь и дружу. Их появление в моей жизни очень сильно её изменило.

Третья точка — когда я выучил английский и бросил работу, на которой провёл пятнадцать лет.

Спасибо, что дочитали статью до конца. Наше следующее интервью мы опубликуем в воскресенье (23.10), в котором Ник Спирин — AI advisor, founder & CEO - Metapixel AI, ex-Gigster, ex-Meta, UIUC PhD, поделится своей экспертизой в ИТ, опытом работы в крупных компаниях и стартапах.

В нашем Telegram-канале амбасcадоры Zero or One каждый месяц будут отбирать несколько самых интересных проектов, чтобы сделать вместе с их основателями онлайн разбор и помочь им прийти от «нуля» к «единице». Резюме разборов будем публиковать на vc один раз в месяц.

Вы можете стать участником этих разборов, представив свой проект или делиться своим мнением о представленных проектах, а также получать полезную и актуальную информацию из мира ИТ и стартапов.

Если вы хотите стать амбассадором проекта и делиться своей экспертизой, то смело заполняйте форму или пишите нам в личку, расскажем обо всём подробно.

Наши предыдущие статьи на vc.ru

2626
23 комментария

vc уже тоже начинает потихоньку сдуваться. Все меньше про бизнес и стартапы, все больше про непонятно что. Спасибо за статью.

3

Чего ж там непонятного.
Ресурс сливается, вопрос сроков.

1

Комментарий недоступен

Было бы интересно почитать историю, как Илья устроился в международную компанию: как проходил собеседование, какие были сложности, какие были требования от работодателя и так далее.

2

Комментарий недоступен

1

што-то гугл даже не находит, кто это СТО airhead (/US) :-)

Вбейте в поисковик так: СТО airhead в Америке :-)