Хоум проекты разработчиков — бесполезная трата времени?

Привет программистам-стартаперам. Речь пойдет о наблюдении неудачных попыток разработчиков запустить стартап в свободное от работы время. Рассмотрим ключевые ошибки и причины неудач.

Хоум проекты разработчиков — бесполезная трата времени?

Материал подготовлен маркетологом агентства Smartesta Ильей Барановым, ранее он продвигал услуги аутсорсинговой IT-компании и неплохо погружен в тему. Итак, поехали.

Вступление

Разработчики — главные скульпторы всемирной IT архитектуры. Да, не все “идейные творцы”, но практически все - умелые исполнители. Кроме фронтендеров (шутка от бэкендеров) — забавно, что в обратную я не слышал шуток.

Когда я работал в аутсорсинговой компании, общаясь с разработчиками, тестировщиками, аналитиками, мне не попалось ни одного разработчика, который бы сказал: ну я пошел сюда, потому что другого выбора не было. Ощущение, что все сделали осознанный выбор и все любят свою работу, любят переходить в новые проекты и работать с новыми технологиями (исключение - аутстафф, но мы не об этом). Почему им так нравится эта работа? Потому что, как и у дизайнеров, работа состоит в том, чтобы созидать.

Помните ту шутку: “Разработчики - странные люди, они 8 часов в день прогают на работе, потом бегут домой, чтобы отдохнуть и начинают прогать снова”. Так вот — это правда! Благодаря этой привычке рождаются те самые хоум проекты. Однако зачастую они не превращаются в растущий стартап и тем более в прибыльный бизнес.

Как появляются идеи и мотивация для хоум проектов?

Если говорить исходя из науки о методах решения творческих задач: опыт из рабочих проектов + информация полученная из разных источников и общения, рождает основу для новых идей. Чаще всего это неочевидные сочетания информации из разных сфер. Это всё происходит на подсознательном уровне.

Основная мотивация (если что упустил, пиши в комменты):

  • Отдых и развлечение
  • Изучение новых технологий
  • Пополнение портфолио
  • Создание своего стартапа

Самый редкий ответ на вопрос о мотивации от мидлов и сеньоров — создание своего стартапа. Такой ответ практически не упоминается из-за профессиональных "детских" травм с неудачными стартапами)).

Почему из хоум проекта практически не рождаются успешные стартапы?

Во-первых, именно джуны на огромном желании и лютой мотивации пилят в оставшееся время от работы свои проекты, которые впоследствии должны стать невероятно успешным стартапом! Увы, чаще всего не становятся, и мечты быть успешным стартапером уходят куда-то в бэклог. А как мы знаем, что попадает в бэклог — остаётся там навсегда))

“Когда-то была мотивация и желание создать свой стартап, а после многократных промахов — улетучились. Сейчас уже не до этого, я полностью вкладываю себя морально на работе. Если работать над хоум проектом, то скорее чисто для себя.”

Один знакомый разработчик.

Но почему спустя несколько неудачных проектов не рождается тот самый? Скорее всего промахи воспринимаются неправильно, поэтому разработчик просто садится за новый проект с мыслью: “ну теперь точно стрельнет”, но в организации работы ничего не меняется и он снова сталкивается с тем, что продукт никому не нужен.

Во-вторых, нет общего понимания, что делать дальше.
Пример. Ты запилил, скажем… торгового бота. Что делать дальше с ним, как распространить о нем информацию? Есть только частичное понимание — сделать посты о нём, где-то прорекламировать. Но если целевая аудитория узкая — скорее всего это даже в долгую не сработает.

Я сомневаюсь, что ты переориентируешься в сейлза и будешь искать покупателей. Потыкаешься туда-сюда и решишь: “ну не выгорел”, “никому не нужно”, “идея Г” и забьёшь. Только вот не идея могла быть плохой, а способ продвижения бота.

В-третьих, хоум проекты чаще пилят в одиночестве [грустная музыка]. Разработка крупных проектов умирает на 30-50% готовности. Представим, что есть грандиозная идея и всё, что нужно — это разработать MVP. В 9 из 10 случаев его не допилят до конца, так как просто надоест, а там и бэклог недалеко…. В этом минус хоум проектов — непостоянство его создателя.

Причины по которым не вовлекаются другие участники: некого звать, непонятно как замотивировать, нежелание делиться идеей. Последний пункт особенно вредный. Ведь пока идею не проверишь - её ценность околонулевая. А в команде шансы растут кратно.

В-четвертых, какой бы ты не был супер-пупер крутой разработчик, этого тебе не хватит для преодоления “долины смерти стартапов”. Мы со своей стартаперской тусовкой однозначно сходимся на том, что самое главное качество основателя стартапа — лидерство, харизма, организованность, умение смотреть шире. Если быть конкретнее, лично я считаю, что главное умение — сплотить вокруг себя талантливых людей.

В-пятых, твоя идея — так себе. Да, такое тоже бывает. Не всё, что очевидно, невероятно круто и полезно для тебя и двух твоих друзей, будет так же очевидно и полезно для массового потребителя. Бывает рынок не готов к идее, бывает уже куча более интересных решений и так далее. Не будь страусом — высунь голову из песка и проверь востребованность своей идеи перед тем, как писать хреналион строк кода.

Вау какие неожиданные вещи ты говоришь. БанаНЬщина!

Допустим так, только:

  • Почему люди всё равно продолжают пилить проекты по-долгу на чистой вере в идею, без проведённых исследований для своего стартапа и первых продаж, которые будут подтверждением перспективности? Нет ничего, кроме — я гений и моя идея такая же. Так то оно так, но не все гениев понимают)
  • Почему люди разочаровываются в себе, как в творце и закидывают свои попытки, а не пытаются найти причину неудачи и переосмыслить подход?

Кстати это касается не только разработчиков. Привет предпринимателям из Offline.

Правильный подход

Пилишь проект для себя, чтобы развлечься? Придумай что-то интересное и небольшое, что точно осилишь. Будет огромное удовольствие от чувства завершения, плюс проект может упасть в твоё портфолио.

Разрабатываешь проект для прокачки скиллов? Посмотри, какие технологии сейчас в тренде или какие технологии нужны тебе, чтобы стать ценнее на рынке, потом так же пили небольшой проектик с использованием этих технологий в основе. Этого хватит)

Пилишь его для портфолио? Запасись интересными идеями и сделай небольшой, но интересный проект. Круто, если ты умеешь и хочешь создавать специфичные проекты для разных сфер, которые с первого взгляда кажутся сложно-реализуемые, но полезные. В целом здесь нужно подключать маркетинговую жилку и подумать, какие проекты снесут башню работодателю. С другой стороны, хочешь связать свою жизнь, скажем, с финтехом? Отлично, пили все проекты в этой тематике.

Пилишь стартап-единорог? Круто, вот тебе пару советов:

  • Перестань прятать свои идеи в “бункере”
  • Расчехли свою харизму и коммуникабельность
  • Ищи единомышленников-энтузиастов
  • Прокачай себя в базовом понимании мира венчура и стартапов.
  • Не ныряй в разработку с головой. Посмотри вокруг и убедись, что идея перспективна.

Идеальный алгоритм создания стартапа

  • Придумай идею. В приоритет поставь идеи, которые наиболее близко связаны у тебя с работой, с жизнью. Больше шансов, что такие идеи выстрелят, так как ты получил некую экспертизу, знаком с рынком и можешь рассуждать от лица потребителя.
  • Чётко и кратко изложи проблемы, как продукт их решает и кому полезен. Затем расскажи друзьям и коллегам. А лучше вообще незнакомым людям, которые не будут из вежливости хвалить идею. Если они поймут с первого раза — это хороший знак.
  • Проведи минимальные исследования рынка своими силами. Да, это не совсем интересная для тебя часть с одной стороны. С другой - ты можешь заранее убедиться, что все ОК или передумать. Самые простые действия для выявления интереса: посмотреть ключевые запросы из wordstat, google trends, найти конкурентов (если есть), изучить их деятельность, создать топик на каком-нибудь реддите и тп форумах.
  • Идея прошла минимальную проверку? Самое время провести реальные исследования и тесты. Тебе понадобится небольшая команда маркетологов с опытом работы со стартапами, если таких нет - можешь обратиться в профильное агентство.
  • Тесты показали отрицательный результат? Не вешай нос и подумай, как можно использовать полученные результаты в будущих идеях. Тем более, что результаты у тебя будут на руках и их нужно только правильно использовать. Часто можно переработать идею под другую целевую аудиторию и решение смежных проблем. Тесты показали положительный результат? Отлично, тогда у тебя есть данные, какой функционал нужен для MVP и план по развитию. Самое время пилить MVP!
  • Не стоит тащить все на себе. Если не можешь работать в полную загрузку, завербуй товарищей или ищи инвестора. Также можно обратиться в стартап-студию или инкубатор. С удачными результатами исследований, шанс получить венчурные инвестиции повышается в разы. Лишние руки тебе точно понадобятся, когда ты займёшься организационными вопросами и отодвинешь разработку на второй план.

Ну а дальше уже разберёшься:) Рядом с тобой к этому моменту будут менторы, команда, которая тебя поддержит;)

Главное помни, что в определённый момент ты больше не разработчик — ты основатель и управленец и 90% времени будешь уделять организационным вопросам. Не нравится это? Значит это не твоё и не стоит себя мучать с самого начала. Потому что даже крутая команда вокруг тебя будет нуждаться в первую очередь в лидере, а не в разработчике, иначе все будет плохо.

А ты кто такой, чтобы нам тут про это рассказывать?!

Ну, во-первых, я года два контактировал преимущественно с разработчиками, многому от них научился и сделал множество наблюдений со своей маркетинговой "колокольни".

Во-вторых непосредственные наблюдения. Разобьем их на два кейса:

Кейс 1. Подход неправильный

В Foundarium (это стартап-студия, частью которой является наше агентство) приходят ребята с готовыми проектами и такие: хотим денег, хотим помощи!

Начинаем узнавать о проекте, а там кроме MVP ничего нет, ни продаж, ни исследований. Как оценить проект — непонятно. Ещё хуже, если есть только идея, причём совершенно не связанная с основной деятельностью ее владельца. С таким подходом сложно найти помощь и естественно большинство её не получают.

Кейс 2. Подход правильный

К нам периодически приходят разработчики и предприниматели, которые хотят сделать что-то своё или у них есть маленькая MVP-шка.

Мы собираем больше информации, потом принимаемся за тесты.
Если результаты положительные — круто, даём зелёный свет, рекомендации по функционалу (лягут в основу ТЗ на разработку/доработку), бизнес-план по развитию. Это существенно экономит деньги и время благодаря четкому пониманию приоритетов разработки по итогу тестов.

Если понимаем, что идея супер перспективная — договариваемся о дальнейшем сотрудничестве и инвестициях от наших партнеров.
Идея не работает — не расстраивайся, ты сэкономил кучу времени и денег, а твой проект может лечь в основу нового, более успешного. Например у нас так было с кейсом проекта Yafa (на сайте детали).

И зачем ты нам всё это рассказал?!

На самом деле есть несколько причин, почему решили подготовить статью (помимо пиара, конечно, куда ж без него):

  • Жалко ребят, которые разбивают свои мечты стать основателем крутого продукта из-за неправильного подхода.
  • Грустно за крутые идеи, которые были бы успешными, но их не увидит свет.
  • Печально наблюдать за необразованностью в теме стартапов, особенно в плане проведения исследований до дорогостоящей и долгой разработки.

В агентстве Smartesta.com мы:
- проводим маркетинговые исследования продуктовых гипотез до полноценной реализации, чтобы оценить перспективность продукта.
- ищем Product/Market Fit и прорабатываем стратегию запуска
- в общем помогаем сэкономить кучу денег и нервов на старте.

Полезный контент о запуске стартапов должен быть под рукой, верно? Конечно у нас тоже есть телеграмм-канал, который будет отвлекать тебя от работы (нет).

Есть вопросы, уточнения или конструктивная критика? Гоу в комменты))

3131
85 комментариев

Они же вроде pet-проекты называются, не?

17

Прикольно, я погуглил. Действительно такой термин распространён.
Когда статью писал, опирался на знакомые мне термины)
Теперь я знаю чуточку больше;)

1

Точно, пет-проект и стартап совершенно разные вещи)

5

"Идеальный алгоритм создания стартапа" должен включать в себя пункт ноль: найди проблему и убедись что проблема действительно существует у многих людей и что они готовы платить тебе деньги за решение этой проблемы. Этот шаг стоит сделать даже до придумывания идеи. Если начать с идеи, то можно оказаться в ситуации когда проблема высасывается из пальца и подстраивается под продукт. Ещё бывают ситуации когда проблема есть, но она мелкая, незначительная, и люди не готовы платить за ее решение.
В общем, не влюбляйтесь в идеи, будьте готовы что идеи и решения придется выкидывать. Есть очень хорошая книга "Mom's test", как раз про поиск проблемы, рекомендую.
И соглашусь что для запуска стартапа в роли фаундера нужен другой скиллсет, отличный от скиллсета разработчика.

10

Правильно говорите, найти острую проблему на большом рынке, для которой можно создать инновационное решение - это некая фундаментальная формула. Уже не стали в статье это раскрывать.

2

Вы стартапы делали? Или теоретик?

Когда-то думал, что сторонний проект повысит шансы на более интересную работу в топовой фирме с более высокой зп.

Теперь на собеседованиях первое, что спрашивают "а не уйду ли я, если он стрельнет"...

6