{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Вложили год (ну, почти) в разработку и не запустились. Как извлечь из этого пользу?

Бывают задачи, которые в итоге идут «в стол». Это, можно сказать, нормально, как событие: допустили ошибку в планировании или экономике, затянули со сроками, а может задача вообще оказалась не нужна. Это все неприятная часть рабочей рутины и маркер ошибок менеджмента команды.

Важно уметь оценивать риски и минимизировать вероятность подобных сценариев, т. к. любая работа, которая не оказалась в продакшене — это или прямые убытки, или потерянное время, от которого выручка является производной. Логика сохраняется, если компания друзей собралась сделать стартап. Даже в случае провала проекта, потраченное время конвертируется в опыт и если отрефлексировать это правильно — опыт может быть и хорошим.

Расскажу, как наша команда из четырех человек (бекенд и фронтенд инженеры, дизайнер и менеджер) несколько лет назад вложила 8 месяцев в работу над pet-проектом, собрала рабочий MVP, но полноценного запуска не произошло. Да, опыт не самый приятный. Менеджером был я, ну вы понимаете: ошибка, по большей части, моя.

Хотелось вынести какой-то осмысленный вывод, который поможет избежать подобных ошибок в будущем. И раз вынес, делюсь результатами и опытом — кому-то (надеюсь!) может быть полезно.

С чего все началось

Работая над другими проектами, мы столкнулись с потребностью добавить реал-тайм коммуникацию с пользователями на сайте. Казалось бы, простая штука. Но сделать мы хотели недорого и это уже чуть сложнее.

Протестировали существующие решения, отобрали шорт-лист, но ни одно нам не понравилось: в каждом сервисе были специфические особенности или ограничения, которые не давали нужной гибкости.

Чаще такие продукты заточены под универсальные кейсы, вроде «у тебя есть интернет-магазин, вот тебе виджет, через который можно общаться с пользователями», но если вы делаете более комплексные продукты, где нужна кастомная логика, то все становится сложнее.

Коротко о продукте

И как это обычно бывает, мы решили сделать собственный инструмент для b2c коммуникации. Видели интерфейсы чат-ботов на сайтах? Вот и мы задумали сделать (собственно, и сделали) что-то похожее. Отличие от схожих решений: возможность объединения тредов с одним пользователем через разные каналы коммуникации (от чата на сайте и мессенджеров, до социальных сетей и телефонии) в один диалог.

Процесс

Сформулировали ключевые требования к финальному продукту:

  • Простота установки: если пользователю не нужно ничего, кроме базового функционала в виде чат-интерфейса для веба, то работать все должно достаточно просто, чтобы справился младший менеджер;
  • Возможность подключения разных каналов коммуникации: социальные сети, мессенджеры, телефония, почта. Не в первой итерации, но это было важной целью, чтобы замкнуть всю коммуникацию на себе;
  • *Объединение тредов от одного пользователя и единая история коммуникации с ним. Пункт со звездочкой, т. к. не всегда технически возможно, но в большей части кейсов — реализуемо.
Отрисовали флоучарт. На скриншоте — первая итерация

Далее — стандартный старт любого проекта:

  • Сформулировали план релизов, привязав их к функциональным требованиям;
  • Декомпозировали продуктовые задачи на бекенд и клиент-сайд, провели оценку. Учитывая доступное время каждого участника команды — получилось около 6,5-7 месяцев;
  • Дополнили роадмэп техническими подробностями, спроецировали на календарь;
  • Договорились о базовой гигиене: выбрали простой таск-трекер, который поможет не терять задачи, но и не усложнять жизнь команды, проговорили процесс код-ревью, описали процесс тестирования.

Из других организационных аспектов: у каждого блока работы появился ответственный. Выбрали слот для еженедельных звонков.

Ещё оставался выбор — пойти альтернативным путем и уже на этом этапе запустить курсы успешных продакт-менеджеров или, как минимум, завести канал в Телеграме. Сделано это, конечно, не было, что, возможно, стало первой крупной ошибкой…

Далее — стандартный цикл разработки. Не без ошибок, но мы укладывались в роадмэп и делали релизы по плану.

Часть личного кабинета: диалоги с пользователями

В какой момент что-то пошло не так

Спустя 6 месяцев мы были близки к запуску. И по плану почти укладываемся, как классно! Но что-то моральный дух команды к этому моменту начал снижаться, слишком много времени прошло с начала работы над проектом. И начали выявляться проблемы на бекенде. Не камень в сторону разработчика, разумеется, мы все пропустили несколько блоков на этапе проектирования, но с этим нужно было разобраться.

Параллельно начали искать дружественные компании, с которыми можно протестировать решение и собрать обратную связь. Стоит уточнить, что делали кастдев и до этого момента, но важно быть в тесной коммуникации с конечным потребителем после релиза бета-версии, да и в любой другой момент — тоже.

Заведение кампании: можно создать диалоговое окно под сайт, либо подтянуть комментарии и личные сообщения из социальных сетей

Из-за требуемых доработок, начали сильнее отставать от изначального плана, разработка затянулась и процесс шел тяжело. Параллельно с этим, среди дружественных компаний нашлись те, кто хотел бы протестировать продукт, синхронизировались с ними по требованиям. Ну, ура, хоть тут дело идет, до первого важного рубежа осталось еще немного.

Продукт готов к запуску

К середине седьмого месяца мы были готовы выкатить решение в продакшн, оставались мелкие баги. Написали приятелям, которые ранее очень хотели протестировать продукт, пора договариваться о дате старта!

«Парни, все круто, но мне бы еще вот такую фичу, а без нее чёт не». И так — несколько раз. Мы подумали, оценили доработки еще в пару месяцев, вздохнули и стало понятно, что продолжения не будет. Команда устала, горизонт релиза отодвинулся и перестал проглядываться, как мотивирующая близкая цель. Все посыпалось.

Вместо выводов

В чем, на мой взгляд, заключались основные ошибки:

  • Усложнили продукт на старте: хотели выпустить стабильную версию с относительно широким функционалом, когда нужно было срезать углы (например, отказаться от ролевой системы);
  • Потеряли фокус на главном: элементарная установка и заложенная архитектура под гибкое API. А через лендинг собирать почты пользователей, которым бы кликнул наш продукт и план развития;
  • Слишком положились на знакомых: нужно было намного больше вкладываться в биздев (даже писать об этом неловко, ох);
  • Затянули с разработкой: вовремя не осознали, как сильно связан моральный дух команды и сроки. В какой-то момент мотивация настолько упала, что команда оказалась уже не готова продолжать работать над проектом.

В других pet-проектах, стартапах и работе в найме на эти грабли получалось не наступать: на этапе релиза закладывался минимальный функционал, фокус — на быстрый спринт в разработке и доставке продукта до живого пользователя. В описанном проекте на каждом этапе казалось, что не срезать фичу — нормальная идея.

Окей, ошибки усвоены, внутренний детектор теперь срабатывает идеально, когда появляются триггеры похожей ситуации и получается их не повторять. И с командой продолжили работать в разных составах: в целом, все сложилось неплохо. А если этот текст поможет кому-то не повторить этих ошибок — прекрасно.

Диалоговое окно для веб-сайта

Ну и раз такое дело! Если хотите протестировать наше решение бесплатно, без СМС и регистрации — дайте знать. Оно готово, только сервера поднять, а нам — приятно.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Михаил Кондратьев

"Слишком положились на знакомых: нужно было намного больше вкладываться в биздев (даже писать об этом неловко, ох)"
мне кажется в таких делах вообще не стоит ни на кого особо полагаться) понятно, что хочется чувствовать поддержку, но зачатую все это выходит боком

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Sinev
Автор

все так!

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Belkov

Глеб привет! А "для своих нужд" почему в итоге не запустили?

Есть же классический график, почему стартапы ломаются)
я в свое время распечатал и держал перед глазами.

Еще поделюсь своим опытом - мы так в 2017 г. кажется, делали свой B2B каршеринг с BlueTooth (тогда на рынке этого не было, сделал только Яндекс позже), подготовили за год MVP с мобильным приложением и веб админкой, было очень очень много переделок и переработок - и к запуску команда тоже перегорела. И наш самый главный факап был в том, что мы на 95% готовности переключились на другой проект и потеряли фокус. Думали что 5% быстро доделаем и запустим. Все как у канатоходцев - даже если ты прошел весь путь, но тебе остался 1 метр - не расслабляемся!

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Sinev
Автор

привет, Влад!

про канатоходцев - хорошо!
для своих нужд стало не актуально, поэтому просто сохранились и перешли к другим задачам

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Gleb Sinev
Автор

Потенциально - SaaS, который мог вырасти из собственной потребности, провалидированной кастдевом. В итоге - вырос в эту статью

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Байбурин

да уж

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда