Impact-инвестиции: как привлечь и сохранить?

Интервью ведущего эксперта в области социального предпринимательства, профессора Манчестерского университета Голубева С.В., о том, что такое impact - инвестирование, какова ситуация на российском рынке и как сохранить свой бизнес в условиях экономической нестабильности, привлекая при этом внимание impact-инвесторов.

Голубев Сергей Викторович – генеральный директор Фонда социальных инвестиций, ведущий российский эксперт в области социального инвестирования, предпринимательства и проектирования. Кандидат социологических наук, профессор практики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Имеет степень магистра Манчестерского университета. Прошел стажировки по impact investment и социальному предпринимательству в США, Израиле, Германии, Венгрии, Франции. Соавтор первой российской акселерационной программы для социальных предпринимателей. (Прим. автора).

Что такое импакт-инвестирование?

Impact-инвестирование (или социальные инвестиции) – это инвестированные воздействия или сами инвестиции, направленные на социальные изменения.

Сегодня для крупного бизнеса и частных инвесторов финансовая прибыль становится не единственным критерием при принятии решений об инвестировании. Цель impact-инвестирования наряду с получением дохода, оказать благоприятное и устойчивое воздействие на социальную или окружающую среду.

Объектом социального инвестирования может выступать, например, социальный бизнес, основная деятельность которого направлена на улучшение качества жизни благополучателей, решение или смягчение сложившихся социальных проблем своей целевой аудитории, с достижением устойчивых и долгосрочных результатов. А также природоохранная деятельность, охрана здоровья или безопасные условия труда для работников предприятия.

По оценке Global Impact Investing Network, рынок impact-инвестирования оценивается в $715 млрд и показывает рост на 29% в год, сохраняя позитивный прогноз по развитию в будущем.(Прим. автора).

Насколько развит рынок impact-инвестиций в России?

Ввиду особенностей российской финансовой системы, в становлении impact-инвестирования велика роль государственной поддержки, в отличие от западных компаний, где общественную пользу закладывают в ДНК компании или инвестфонда как фактор роста прибыли.

Несмотря на то, что институциональный рынок “impact-investing” в России только набирает популярность и пока не повсеместно развит, уже сегодня есть фонды, а также частные инвесторы, готовые вкладывать свои средства в социальные предпринимательские проекты.

В чём проблема отечественного рынка?

На мой взгляд, это

1. размытое понимание сущности самого понятия;

2. отсутствие правил и требований по организации вложений;

3. несовпадение целей и мотивов внутри предприятий;

4. низкая готовность самих социальных проектов к привлечению инвестиций;

5. отсутствие государственного регулирования социальной отчетности.

Как правильно строить диалог с инвесторами и какие проекты им могут быть интересны для привлечения инвестиций?

Главное, что нужно понять – импакт-инвесторы готовы поддерживать финансово привлекательные проекты со значительным и измеримым социальным эффектом. Для инвесторов важно, чтобы проект был как минимум самоокупаемым, пусть даже с более скромными темпами роста. Поэтому для привлечения инвестиций у вас должна быть понятная финансовая модель того, как формируется ваш денежный поток и, как инвестор сможет заработать вместе с вами. При этом финансовый рост должен быть соизмерим по объему с ростом социального воздействия.

Проект определился, что готов к привлечению инвестиций, что дальше?

Есть разные этапы привлечения инвестиций.

На ранней стадии развития проекта возможно заинтересовать частного инвестора, так называемого бизнес-ангела.

Если ваш проект находится на более продвинутой стадии, вы зарекомендовали себя на рынке, и проект требует бОльших вложений, институциональные инвесторы, фонды смогут заинтересоваться вами. Но для этого важно грамотно упаковать и презентовать ваш проект – показать размер занимаемого рынка, аргументированный статистикой из официальных источников, ваш продукт с доказанной эффективностью и вашу команду.

Однако, работа с инвестициями – это большая ответственность. Поэтому социальным предпринимателям необходимо серьезно оценивать свои возможности.

Для повышения своей финансовой устойчивости с необходимостью привлечения небольших денег лучше воспользоваться иными инструментами дополнительного финансирования:

1. услугами кредитования в банке;

2. федеральными мерами государственной поддержки в виде микрофинансирования и безвозвратной грантовой поддержки.

Государственная грантовая поддержка на сегодняшний день является наиболее востребованной мерой поддержки для социального предпринимательства, которая недоступна для другого бизнеса.

Согласно данным национального проекта «Мой бизнес»: субъекты малого и среднего предпринимательства, вошедшие в реестр социальных предприятий, смогут получить грант от 100 до 500 тыс. рублей (или до 1 млн рублей в том случае, если деятельность ведется в Арктической зоне) на развитие своего дела. (Прим. автора).

Основным критерием для успешного получения гранта, равно как и для привлечения инвестиций, является умение упаковать свой проект под конкретную грантодающую организацию. Не советую пользоваться услугами грантрайтеров. Лучше пройти обучающую программу, которая поможет вам структурировать логику и корректно представить вашу инициативу.

В этой нише советую пройти бесплатный онлайн-курс «Социальное предпринимательство: от идеи до прибыли» от Фонда социальных инвестиций, который поможет разложить ваш проект «по полочкам».

Курс доступен на платформе «Деловая среда» по ссылке. Также актуальную информацию по новыми тенденциями, лучшими практиками и интересными новостями из сферы социального предпринимательства вы можете получить в телеграм-канале, созданном при поддержке Комиссии по социальному предпринимательству «ОПОРЫ РОССИИ» (Прим. автора)

Есть ли ключ к успеху?

Думаю, у каждого проекта он свой, но есть и общие алгоритмы, которые могут заметно упростить вам жизнь. Главное уметь просчитывать риски и выходить на инвестиции с проектом с выстроенной логикой развития.

33
Начать дискуссию