Что я узнал, работая в инвестиционном фонде

Привет, меня зовут Кирилл и я отвечаю за маркетинг в Admitad Invest.

В закладки

Относительно недавно попал в сферу венчурных инвестиций и стал больше общаться по работе с людьми, которые создают стартапы. И почти всегда в разговоре с собеседником - неважно на конференциях, в соцсетях, по почте, во время скайп коллов - сталкиваюсь с предубеждениями относительно инвесторов и инвестиций. Опишу какие общие заблуждения существуют и попробую рассказать о “мифах”, которые увидел работая в фонде.

Миф 1: Мою идею украдут и используют;

Это, пожалуй, самое распространённое заблуждение стартаперов. Они не доверяют инвесторам, опасаясь, что их идею могут взять и реализовать. Сомнения обычно подкрепляются негативным опытом знакомого или знакомого знакомого, который когда-то поделился своей идеей с руководством - идею реализовали, а его самого оставили без копейки. Такие случаи действительно бывают, и есть люди, которые так поступают. Но давайте посмотрим правде в глаза и объективно оценим ситуацию. Сколько фондов, акселераторов, инкубаторов, конкурсов по продвижению стартапов есть? Очень и очень много. Это говорит о том, что деньги есть, и их готовы и хотят инвестировать, но не так много людей, которым можно доверить управление деньгами. Не хватает людей, а не идей!

Больше чем вы сами, никто в вашу идею не поверит, тем более не будет тратить столько времени и сил на ее реализацию. Даже с учётом того, что у многих компаний и фондов есть все необходимые ресурсы, искать людей для воплощения вашей идеи нецелесообразно: это тяжело и затратно. Дешевле и главное быстрее дать вам необходимую сумму, чтобы вы продолжали работать и расти.

Миф 2: Инвестор просто хочет заработать на мне;

Что тут можно сказать: в конечном счёте все хотят приумножить свой капитал или хотя бы не потерять в ближайшем будущем, вы ведь тоже хотите заработать? Практика показывает, что порядка 90% стартапов умирают на начальной стадии, когда есть минимально жизнеспособный продукт - mvp - и только делаются попытки первых продаж. Те, кто продвинулся дальше, тоже не обязательно добиваются успеха, скорее наоборот: ~75% проектов “умирают” на следующих этапах. Инвестор может увеличить ваши шансы на прохождение этой “долины смерти”. Он не гарантирует успех, но и бросать свои активы на произвол судьбы не будет.

К слову, зарубежные стартаперы, как правило, не рассчитывают заниматься одним проектом всю жизнь. Они изначально понимают, что будут делать со своим проектом в будущем: продадут корпорации, будут выходить на IPO или что-то другое, поэтому они более открыты для диалога с инвесторами.

Миф 3: Постоянные отчёты - лишняя нагрузка

Многие стартаперы воспринимают отчёты как тяжёлое бремя. По их мнению, это не слишком полезное дело, которое нужно инвестору, и тот отнимает их драгоценное время. Конечно, потратить время на отчёты всё-таки придётся, но эти данные нужны, прежде всего, вам как основателям и СЕО стартапа. Инвестор не требует сведения сверх необходимого. К примеру, один из проектов фонда push.world и они отдают нам в отчётах только те цифры, которые сами отслеживают: CAC, ARPU, LTV, MRR и т.д. Поэтому даже если вы не планируете использовать сторонние источники финансирования, следить за своими ключевыми метриками жизненно необходимо, не знание своих ключевых показателей свели на нет усилия многих стартаперов.

Миф 4: “Я возьму деньги и надо сделать успешный проект, а вдруг не получится?”

Эта фраза, взятая из реального разговора, отражает еще одну “вредную” позицию. С таким настроем вам точно не дадут инвестиций. Средства вкладывают в тех, кто понимает, что с ними нужно делать, чтобы получить прибыль, а не в тех, кто дает гарантии, которых в данном случае не может быть. Инвестор рассчитывает все риски перед тем, как заключить с вами сделку, поэтому в среднем от начала переговоров до закрытия сделки проходит от 5 месяцев до 1 года.

Но даже если договор есть, деньги инвестора получены, а проект всё-таки не раскрутился, тоже не страшно. Есть стандартный процесс ликвидации компании при участии инвестора, условия которого описываются в договоре.

Одна из основных вещей которая вас должна волновать при заключении договора с инвестором, помимо условий, оценки и привлекаемой суммы - liquidation preference. Этот пункт определяет, как и в каком размере инвестор возвращает деньги при ликвидации. К примеру, если в договоре указано “X2”, то инвестор получает деньги после ликвидации первый и вдвое больше, чем он вложил.

Если же покупать вашу обанкротившуюся компанию никто не хочет, то вас отвезут в лес (на самом деле, нет). Возьмите паузу, а затем начинайте новый стартап, возможно, даже с тем же фондом.

Миф 5: Деньги не нужны

Свой прибыльный бизнес - мечта многих, но есть ли уверенность, что и через 5 лет он будет работать и приносить прибыль? Многие говорят - “будет!” - подтверждают это кратным ростом из месяца в месяц и верят, что так будет всегда. Однако после проведения процедуры due diligence, включающей в себя оценку инвестиционных рисков, объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её финансового состояния и положения на рынке, выясняется, что всё не так радужно и устойчиво, как видят себе создатели. Чтобы было более наглядно, приведу статистику нашего фонда. До процедуры due diligence доходит всего 1% заявок, и только половина из них проходят полную проверку.

Получить деньги на развитие за часть проекта - отличный шанс сэкономить время. А помимо денег у фонда есть: связи, компетенции, опыт, выходы на интересующие рынки или клиентов.

Буду рад обратной связи и вопросам.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Kirill Polikarpov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 39, "likes": 42, "favorites": 44, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 54038, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 27 Dec 2018 09:17:25 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 54038, "author_id": 169281, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54038\/get","add":"\/comments\/54038\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54038"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
39 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

можно узнать про все показатели которые отслеживает фонд?

Ответить
0

Если вы говорите про стартап, то зависит от проекта, но если в целом, то показатели юнит-экономики.

Ответить
–2

CAC, ARPU, LTV, MRR и т.д. и Т. Д. - это что? так же есть Кирилл вопрос: если есть идея, есть прототип, но вот выводить следует сразу, без MPV, так как реально могут и другие реализовать, то инвестора возможно найти? Особенно в тех фондах, у которых есть команды для реализации.

Ответить
0

CAC - customer acquisition cost (заpатраты на приобретение клиента), ARPU — это average revenuepPer user (средний доход с одного активного пользователя за период). Они все прекрасно гуглятся и описываются, думаю, что так проще чем мне тут раписывать каждый пункт.

На такой ранней стадии вам подойдут не фонды, а бизнес-ангелы (частные инвесторы). А если вам нужна команда, то лучше пойти в акселератор.

Ответить
0

Кирилл, если к вам приходят с идеями, то о какой юнит-экономике идёт речь?

Ответить
1

Мы фонд, который не работает с идеями. К нам приходят уже работающие и заработывающие проекты.

А про юнит-экономику - ответ на вопрос про отслеживание показателей в общем для портфельных проектов. Про идею проекта ответил отдельно и он не связан с юнит-экономикой.

Ответить
3

"...Мы фонд, который не работает с идеями. К нам приходят уже работающие и заработывающие проекты..."

Расходимся, они инвестируют в то что уже само взлетело и летит.
Безрисковый бизнес по сути.

Ответить
0

Если посмотреть на простое поределение "Венчурный капитал", то там есть часть: "... сопряжённый с высокой или относительно высокой степенью риска...". Чем раньше инвестировать в проект, тем выше риски.

Ответить
0

Я понял - вы всегда приходите на выручку..

Ответить
0

Звучит очень странно, Кирилл, не находите? Если после всех многочисленных и изнурительных проверок вы вдруг обнаруживаете, что показатели продукта очень хорошие, то где риски? Поделитесь, пожалуйста кейсами, в которых вы взяли проект, и потом сработали эти ваши "венчурные риски" (да так сработали, что вы не смогли даже отжать назад свои инвестиции). И второй вопрос. Если условия отбора одинаковые у вас и, скажем, Y-Combinator, то в чем преимущество именно у вашего фонда? Зачем тратить на вас время?

Ответить
0

На данный момент у нас такого кейса нету, все работают.

Это не я придумал, а есть простая и открытая статистика по количеству открывающихся и закрывающих компаний, и там есть тек кто работает с прибылью, но однако закрываются. Причин может быть масса: фаундеры поругались, крупный игрок сделал подобное решение и т.д.

По скольку мы корпоративный фонд, то предлагаем не только деньги, а еще опыт, знания, компетенции, связи головной компании. Если проект из нашей ниши, то мы можем стать для него драйвером роста. Все зависит от конкретного проекта.

Ответить
0

А что у вас за ниша? Какими связями можете похвастаться?

Ответить
0

AdTech, e-commerce. По ссылке можете посмотреть наших клиентов и в целом ознакомиться с компанией.

Ответить
0

Спасибо! Написал лс в фб.

Ответить
0

Не принимайте на свой счет: но я видел как во ФРИИ рассказывали: пришли к ним люди, на вопрос зачем пришли? Ответ поразил: к ним пришел фонд, предложил 2 ляма $, они отказались, фонд пошел к конкурентам, и дал им 2 ляма баксов, в результате первый бизнес чуть не закрылся. Вот зачем такое делать? Я очень плохо понимаю, зачем идти в фонды проектам, у которых все и так растет.

Ответить
0

За экспертизой, опытом и бабками на маркетинг.

Ответить
0

Если коротко, то ответ Василия ) И экономия времени, как писал в статье.
Например, у вас есть план выхода на рынок Индии, а опыта нету, сколько можно сэкономить получив конкретные рекомендации и связи?

Ответить
0

Вот тут для меня затык: если мы говорим о маркетинге: есть же стоимость лида. стоимость клиента, и каждый раз и лид и клиент стоят все дороже, то наверно наступает такой момент, когда рентабельность привлечения стремиться к 0. Если проект охватил свою ЦА, то никакие инвестиции не помогут. Другое дело выход на новые рынки: вот например я хочу в Индию, мне где искать фонды, которые работают на этот регион? В России, в Германии? Как узнать что Фонд имеет компетенции на этом рынке в этом регионе?

Ответить
0

Если вы все таки "отжали" аудиторию, то, возможно, вам следует плотнее работать с уже имеющимися клиентами: над средним чеком, над чарном и т.д.

Можно пройтись по инвесторам на crunchbase.com и посмотреть их фокус и портфель. Часть информации может быть на сайте, а часть можно понять через изучение портфельных проектов. Т.е. если в портфеле если есть проекты, которые работают на интересующем вас гео, то с долей вероятности можно сказать, что они смогут вам помочь. Но лучше уточнять в процессе общения.

Ответить
0

Кирилл, а где и как этих бизнес-ангелов искать?

Ответить
0

Вчера вышел рейтинг от РВК, там есть список активных, посмотрите по ссылке.

Ответить
5

Один год не слишком долгий срок для принятия решения об инвестировании? За такой период времени многое может измениться

Ответить
2

На срок влияет очень много факторов и не все они зависят от фонда. Например, пришел проект и он заинтересовал, фонд запрашивает p&l (profit and loss), а его нету. Проект уходит его готовить и делают это месяц.

Ответить
0

Так вот я и спрашиваю про все показатели, которые требуются фонду. можно аббревиатурой, погуглим.

Ответить
0

p&l - это не показатель. Это один из первоначальных документов, который нужен фонду для оценки стартапа. Если вам интересно про первоначальный "набор", то можно почитать по ссылке.

Что касается показателей, то посмотрите показатели юнит-экономики.

Ответить
0

P&L хорошо для оценки физических активов или компаний из традиционных отраслей как он поможет при оценке венчурного IT проекта?

Маскарад тот же год работал в минус в стелс режиме.

Ответить
1

Технологии меняются каждые полгода, а на решение год)))

Ответить
2

Вам очень сильно повезло, Вы попали наверное в один из самых лучших и адекватных инвест фондов у нас(хотя они вроде в Германии юридически).
По данному фонду Вы не поймете ситуацию.
В Вашем фонде действительно понимают как делаются стартапы и пытаются помочь, хотя деньги не очень большие предлагают за доли по меркам иностранных фондов.

P.S.:
Желаю успехов, Вы в правильном месте.

P.P.S.:
По поводу воровства идей. Этим обычно занимаются не фонды. Идеи действительно очень хорошо воруются, но иными людьми.

Ответить
2

Спасибо) И вам успехов с вашим проектом ;)

Ответить
2

Одни из ключевых метрик на которые смотрят фонды или ангелы можно посмотреть
По сути можно и в идеи инвестировать, но только после того как будет ясно что это действительно перспективная идея которая проверена на рынке клиентами и команда способна реализовать задуманное.

Ответить
0

Ну что, есть выходы в венчуре то? Есть известные стартапы? Слишком долго надо работать, чтобы что то получилось..да и то желательно в нефте-газовом секторе.

Ответить
1

А зачем выходы то? Делайте стартапы которые сами могут зарабатывать, а выход только как опция чтоб была на всяк случай, но вообще не целью.

Ответить
0

Для инвестора в венчуре - выход это результат работы фонда.

Ответить
0

У нас фонд корпаративный и выход из проектов, как у классических фондов, для нас не основная цель. Поэтому у нас другие факторы результативности.

Ответить
0

не увидел что это admitdat. Я больше говорил про технологический венчур. Сложные железки и вот это все

Ответить
0

Может я излишне избалован видами Американских Венчурных Фондов. Но мне хочется видеть фотографии сотрудников и основателей с достаточно неординарными мыслями как они собираются изменить мир. Вы пишете, что если к вам придет успешный стартап успешно завоевывающий рынок, вы в него непременно вложитесь. И еще у вас ракета нарисована.

Ответить
1

Да, согласен, что лендинг не раскрывает всей информации о фонде. Работаем над этим)

Ответить
0

Хорошо на пальцах обьянил, гуд 👍

Ответить
0

Похоже на правду

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }