Slush. Бизнес при любой погоде

Как познакомиться с инвестором в бане или ресторане - и не разочароваться

Slush. Бизнес при любой погоде

Обзор Slush от Анастасии Большовой, сооснователя коммуникационного агентства TrendFox

На самую масштабную европейскую стартап-конференцию Slush в Хельсинки начинающие предприниматели едут за инвесторами, партнерами и клиентами. Но формат мероприятия непростой: несколько сотен различных мероприятий и на самой площадке, и по всему городу. Как в этом многообразии выбрать именно то, что будет полезно вашему бизнесу?

Только для ненормальных

Главный вход на Slush (C) Petri Anttila
Главный вход на Slush (C) Petri Anttila

Slush в переводе с английского - “слякоть”, точное описание финской погоды в это время года. Назвали явно “в пику” солнечной погоде Калифорнии -- мировой мекки стартапов. Гостей одного из Slush на входе встречала вывеска: "Никто в здравом уме не поедет в Хельсинки в ноябре. Добро пожаловать, фрики". И чуть пониже: "Еще ни один нормальный человек не смог изменить этот мир". За 11 лет (первая стартап-конференция была проведена в 2008 г.) Slush вырос в площадку мирового (Токио, Шанхай, Сингапур) уровня, где встречаются и находят друг друга тысячи проектов и инвесторов. В этом году конференция Slush в Хельсинки собрала 3100 стартапов, 1800 инвесторов, 650 журналистов и 20 000 участников.

Где в России запросто можно рассказать о своем проекте людям из Amazon и Porsche? Где еще твоим визави станет технический директор Amazon Вернер Фогельс или операционный директор PayPal Билл Рэди? Для российских стартапов Slush – окно в Европу, ну или дверь, открыв которую, можно встретить долгожданного инвестора или выйти на международные рынки. Здесь можно поймать за руку инвесторов любого ранга и клиентов, готовых покупать продукт, особенно если вы работаете в b2b-сегменте. Российские инвесторы тоже часто приезжают на Slush, чтобы получить западные проекты. Но Европа пока неохотно принимает наши деньги, и инвесторы переключаются на соотечественников, понимая, что с теми, кто видит ценность международного нетворкинга, стоит работать.

(C) Julius Konttinen
(C) Julius Konttinen

Не просто приложение

Брать на Slush свой стенд довольно дорого – да и необязательно. Достаточно воспользоваться приложением Slush, в котором зарегистрированы все 20 000 участников мероприятия. Оно позволяет забронировать встречу с любым нужным человеком через сервис Matchmaking tool. Ищете партнёра -- приложение выдаст вам список компаний из схожей отрасли, работающих в Европе. Нужен инвестор? Выбираете вкладку “инвесторы” и отправляете тем, кто интересен, сообщение с предложением встречи. Описания в этом приложении – самые разные, иногда буквально двустрочные: «Ищем партнера. Сфера интересов – финтех». Многие писали о планах расширить рынок и открыть новое направлении в бизнесе. Русский стартап, как и любой другой, мог легко выбрать потенциального инвестора и договориться с ним о встрече, назначив время и место. Приложение открывало двери и к менторам, спикерам. Мы сами назначили шесть встреч, три из которых подтвердились. Участники отмечали, что пользоваться системой назначения встреч оказалось куда эффективнее традиционного “сидения на стенде”. Многим удавалось проводить по 6-7 встреч-презентаций за день.

Интерфейс Matchmaking tool

Чистый бизнес

Неформальная атмосфера Slush, который когда-то заявлялся как мероприятие для фриков, сегодня способствует деловому общению и привлечению денег – как европейских, так и отечественных. Основным местом встречи служит огромная зона Meeting area, где одновременно проходит несколько сотен встреч, назначенных через Matchmaking tool. Но более интересным и эффективным может оказаться неформальное и даже случайное общение, ради которого и придумали Slush.

Главное здесь – side events, вечерние мероприятия. К примеру, на одном из них каждый стартапер получал две минуты на представление своего проекта, после чего инвесторы могли пообщаться с интересными стартапами и подробно обсудить их бизнес.

В основной локации Slush было организовано несколько meeting points с разноцветными лучами, которые видны издалека, – там тоже можно было назначать встречи, к примеру, под розовой лампой.

Как действовать? Услышав русскую речь, или увидев человека с бейджем компании, которая была нам интересна, мы просто подходили и заводили разговор. Так на одной из Meeting point мы познакомились с директором российской компании, которая подыскивала новое PR-агентство в Москве.

Никому и в голову не приходило сказать собеседнику: “Мне некогда. Приходите позже”. И в этом одно из преимуществ Slush: общение без границ и условностей. Кстати, насчет “без границ и условностей”: на конференции работали передвижные сауны. В Финляндии они – привычная часть деловой жизни, в саунах здешние предприниматели не только снимают напряжение перед очередной встречей с инвесторами, но и находят этих инвесторов. Мы такой возможностью, правда, не воспользовались, а вот мужчины в банных переговорах участвовали – и правильно делали. Тут вспоминается случай из российской практики. Олег Тиньков в 1997 году именно в сауне петербургского Grand Hotel Europe познакомился с пожилым греком – продавцом оборудования для производства равиоли. И вырос из этого знакомства пельменный бизнес Тинькова (бренд “Дарья”). Кто знает, может, и после какой-нибудь встречи на Slush-2018 в одной из саун (рассчитанных, кстати, на двух человек) родится новый бренд?

(C) Julius Konttinen
(C) Julius Konttinen

Русские идут

Русская стартап-диаспора на Slush растет год от года. На последней конференции было представлено несколько десятков российских проектов, 20 из которых – новейшие разработки в области кибербезопасности и робототехники, а также технологии для розничной торговли, логистических и транспортных компаний от фонда «Сколково». Свой стартап в Хельсинки привезла даже группа студентов ВШЭ. На Slush мы познакомились с сооснователем русской социальной сети для врачей "Доктор на работе" Ильей Куприяновым, который ездит на международные стартап-конференции с 2012 г. «После первой же поездки мы посмотрели на свой проект с совершенно другой, европейской, точки зрения. Например, стали делать абсолютно другие презентации”, – признался он. Предприниматель пояснил, что в России до сих пор жива традиция писать длинные доклады, полные воды. Наши европейские коллеги о своей компании умеют рассказать за 3 - 6 минут - например, для описания идеи стартапа они используют не больше 5 - 7 слов. Куприянов также отметил, что его компания получила ценные советы о том, какой должна быть структура презентаций, как правильно в ней отобразить бизнес-модель и биографию участников команды. Оказывается, в каждом из этих пунктов есть свои строгие правила.

На Slush каждое публичное выступление – это маленькое шоу, и российским предпринимателям не помешало бы освоить это мастерство. Интерактивность – вот, что отличало речь каждого, кто выходил на сцену Meeting area. Главная “фишка” западных предпринимателей – находясь в публичном пространстве, они активно взаимодействуют с аудиторией: вступают со слушателями и журналистами в диалог, приводят яркие нетривиальные примеры, шутят. Ведут себя свободно и легко, благодаря чему привлекают внимание потенциальных партнеров и инвесторов.

(C) Jussi Ratilainen
(C) Jussi Ratilainen

Slush – место, где нет смысла темнить, лукавить и что-то скрывать, здесь все предельно откровенны. Знакомясь с такими же предпринимателями, не бойтесь рассказывать о своей бизнес-модели. У вас ничего не “украдут”, вас выслушают и скажут примерно следующее: “О, у Питера была такая же идея, но у него что-то не пошло. Вот тебе телефон, позвони и узнай, почему, чтобы не повторять его ошибку”.

1212
1 комментарий

Работать и зарабатывать нужно в любую погоду. Просто каждое утро смотрю погоду и одеваюсь правильно, чтобы чувствовать себя комфортно. Многие источники меняют прогноз через каждые полчаса, что ужасно не удобно. На https://world-weather.ru/pogoda/russia/moscow/ практически всегда верно указывают, там и смотрю.

Ответить