Как за 3 недели привлечь заявки 12 стартапам и понять, у кого из них есть будущее

В июне 2022 года Точка и особая экономическая зона «Иннополис» запустили акселератор для технологических стартапов, которые помогают решать проблемы малого и среднего бизнеса. К участию приглашали команды, у которых были уникальное IT-решение и возможность его масштабировать. В результате в акселератор отобрали 12 участников: у кого-то уже был полноценный продукт, у кого-то только интересная идея.

И акселератору, и участникам важно было понять, насколько перспективны продукты, и оценить спрос на них у малого и среднего бизнеса. Лучший способ это сделать — найти потенциальных клиентов, продать им продукт и получить обратную связь. Искать клиентов помогали эксперты сервиса Точка Реклама, который создан для предпринимателей и помогает им находить клиентов в интернете. Что в итоге получилось, какие рекламные стратегии оказались успешными для продвижения сложных продуктов для B2B, с какими сюрпризами столкнулись в процессе и какие открытия сделали, рассказывают эксперты сервиса Точка Реклама.

Вызовы проекта

Этот проект был необычным по многим причинам. Здесь, помимо привычной задачи — привести участникам акселератора заявки, мы проводили своеобразный эксперимент. Нужно было оценить, кто из участников имеет наибольший потенциал, а также выявить наиболее перспективные аудитории для продвижения продуктов для малого и среднего бизнеса.

Специфика проекта выражалась в следующем:

  • Много участников. Нам нужно было организовать работу с 12 участниками по одним и тем же правилам, чтобы можно было сравнить, у кого больше потенциал. Соответственно, нам нужно было так выстроить процессы на проекте, чтобы всё делать быстро, по одинаковым стандартам и на большом объёме.
  • Сжатые сроки. У нас было чуть больше месяца на весь проект: от брифа до результата, а привлекать заявки можно было в течение трёх недель. Нужно было вникнуть в 12 сложных проектов, создать стратегии, запустить рекламу, получить результаты и дать обратную связь участникам.
  • Небольшой бюджет. Всем участникам для тестов выделили скромный бюджет, который позволял протестировать пару гипотез, внося лишь небольшие корректировки. У нас не было возможности делать А/Б тесты, сравнивать результаты «до» и «после». Нужно было попасть в цель максимум со второй попытки.
  • Сложные продукты. Все участники акселератора — это IT-стартапы, которые предлагают решения для бизнеса. Многие из этих решений непривычны для рынка, на них не сформирован спрос, путь принятия решения о покупке неизвестен, что тоже создавало трудности.

Итак, нам предстояло в сжатые сроки и с небольшим бюджетом продвинуть 12 сложных продуктов и оценить их потенциал. Как мы решали эту нетривиальную задачу?

Как быстро собрать информацию о 12 проектах

Нам предстояло вникнуть в специфику проектов всех 12 участников, чтобы разработать им стратегии продвижения. Как мы организовали этот процесс, с учётом того, что сделать всё нужно было за 3 дня?

Выслали бриф

Мы составили бриф, который нужно было заполнить каждому участнику, чтобы мы поняли:

  • в чём суть продукта;
  • кто его целевая аудитория;
  • какие проблемы решает продукт;
  • какими преимуществами он обладает и т.д.

Помимо очевидных вопросов из серии «Кто ваши конкуренты?», мы спрашивали, например, «Что у конкурентов реализовано хорошо, а что плохо?»

Заполненный бриф одного из участников
Заполненный бриф одного из участников

Участники акселератора сказали, что многие вопросы позволили им по-новому взглянуть на свой бизнес. Мы подумали, что эти вопросы пригодятся абсолютно любому предпринимателю, поэтому выложили их в открытый доступ.

Изучили проекты

Когда участники прислали заполненные брифы, мы выделили один день на изучение проектов. Заходили на сайты участников, сравнивали описание продукта в брифе, на сайте и в презентациях для акселератора. Затем обсуждали командой, на какие вопросы у нас есть ответы, а что осталось непонятным и требует уточнения.

Провели встречи

Для каждого участника мы составили список вопросов, которые требовали уточнения, и организовали встречи с фаундерами, на которых присутствовали также представитель ОЭЗ «Иннополиса» и куратор команды от Точки. Такой подход помог не терять время на долгие разговоры, провести 12 встреч всего за 2 дня и собрать всю недостающую информацию.

Что интересного обнаружили

Уже на этом этапе мы получили 2 любопытных инсайта.

  • Описание продукта на сайте не соответствует представлениям фаундера о продукте. Часто возникали ситуации, когда основатели бизнеса в брифе и во время встречи понятно рассказывали о своём продукте и о ценности, которую он несёт для клиентов, а на сайте транслировали совсем другое. Описание было сложным, непонятным и не вызывало желания купить продукт.
  • Почти у всех участников не было понимания, как принимает решения о покупке малый бизнес. Когда мы спрашивали о том, как выглядит путь принятия решения у клиентов, то участники либо вообще об этом не знали, либо описывали путь принятия решения в крупном бизнесе. Например, стартапы, которые разрабатывали решения для эйчаров, были уверены, что решение о покупке принимает эйчар-директор. Они упускали тот факт, что в малом бизнесе эйчар-директор редкость, и решения принимает сам предприниматель, а чтобы убедить его купить продукт нужны другие аргументы.

Как разрабатывали стратегии

Сервис Точка Реклама помогает приводить клиентов из интернета и предполагает два варианта использования.

  • Предприниматель самостоятельно запускает рекламу через сервис в Яндексе, ВКонтакте и Одноклассниках без привлечения специалистов.
  • Эксперты Точка Рекламы делают продвижение под ключ: от разработки стратегии до настройки и оптимизации рекламных кампаний.

Поскольку задача была неординарной, выбрали второй вариант. При создании стратегии продвижения мы особое внимание уделили трём моментам:

  • понятному описанию продукта, которое было бы релевантно малому бизнесу;
  • посылам в рекламных объявлениях, которые точно отражали бы проблемы клиентов;
  • подбору рекламных каналов и инструментов, с помощью которых мы могли бы дотянуться до нужной аудитории.

Описание продукта

Изучая проекты участников, мы выяснили, что нужно менять описание продуктов, чтобы они были привлекательны для малого и среднего бизнеса. Основных причин было три.

  • У некоторых участников описание продукта было слишком сложным. Требовалось упорство, чтобы пробиться к сути через канцелярский язык.
  • Описание было ориентировано на специалистов, а не предпринимателей. Оно прекрасно подходило, например, эйчар-директору, но не предпринимателю. Отличие было в том, что эйчар-директор хорошо разбирался в специфике процессов, мог долго сравнивать между собой разные решения, а главное, использовать продукт предстояло команде, а не самому директору. Предприниматель же был поверхностно знаком с рекрутингом, ему были важнее результаты, а использовать решение он планировал сам. Соответственно, нужно было упрощать описание, сдвигать фокус с процессов на результаты и убеждать предпринимателей, что они легко смогут решить свои задачи с помощью продукта.
  • Цены отпугивали малый бизнес. У участников, чьи продукты изначально были ориентированы на крупных клиентов, цены были неподъёмны для малого бизнеса. Мы предлагали убирать их с сайта или писать минимальные, собирать заявки, узнавать у клиентов, что именно они хотят, и считать, сойдётся ли экономика, если работать за меньшие деньги.
Так может выглядеть сайт, если участник хочет получать заявки от крупного бизнеса
Так может выглядеть сайт, если участник хочет получать заявки от крупного бизнеса
<p>А вот так сайт должен выглядеть, чтобы вызвать интерес у малого и среднего бизнеса</p>

А вот так сайт должен выглядеть, чтобы вызвать интерес у малого и среднего бизнеса

Нам было крайне важно сделать точное описание продуктов ещё и потому, что некоторые из них были очень похожи и создавались для одной и той же аудитории. Поэтому ещё на этапе брифинга мы прорабатывали малейшие отличия, которые могли быть важны для клиентов, чтобы использовать это в описании.

Рекламные посылы для клиентов

Мы тщательно изучали все возможные сценарии использования продуктов. Например, один из участников акселератора, AppSolution, создаёт приложения для доставки воды, еды и т.д. Один из сегментов — это клиенты, которые хотят разработать приложение для доставки. Для них использовались посылы: «Создайте своё приложение. Новый канал для роста продаж!» или, например, «Создайте своё приложение для организации доставки».

<p>Примеры креативов для AppSolution</p>

Примеры креативов для AppSolution

А для тех клиентов, кто уже пользовался для доставки агрегаторами, такими как Delivery Club и Яндекс Еда, либо только присматривался к ним, использовали посыл: «Сэкономьте на агрегаторах — создайте своё приложение!».

Примеры креативов для AppSolution
Примеры креативов для AppSolution

Благодаря точно подобранным посылам мы получали больший отклик от конкретного сегмента, а кроме того, могли выявить сегменты аудитории, которые были больше заинтересованы в продукте.

Подбор каналов и аудитории

Из-за сжатых сроков мы выбрали рекламные каналы, где результат был виден сразу, и отказались от всех каналов продвижения, где нужно долго ждать эффекта или его нельзя точно измерить.

Основные каналы и инструменты:

  • Яндекс Директ. В Яндексе мы использовали поисковую рекламу и РСЯ (баннеры в рекламной сети Яндекса).
  • ВКонтакте. Настраивали контекстный таргетинг, парсили сообщества, где находилась нужная нам аудитория и настраивали на этих пользователей таргетированную рекламу, использовали look-alike (поиск похожей аудитории).
  • myTarget. В myTarget, платформе для запуска рекламы на всех проектах VK, мы использовали контекстный таргетинг, таргетинг по интересам, look-alike и ретаргетинг.

У нас было от 3 до 7 дней на настройку и запуск кампаний, после чего мы откручивали рекламу в течение трёх недель. В это время мы оптимизировали кампании: отключали неэффективные ключевые фразы и креативы и перераспределяли бюджеты в пользу более эффективных рекламных каналов. А также генерировали новые гипотезы и запускали новые кампании для их проверки.

Что ценного привнесли эксперты Точка Рекламы для участников и акселератора

На обычных проектах успех измеряется количеством заявок (трафика, продаж), которые получил клиент. Но в этом проекте заявки были лишь одним из показателей. Кроме того, мы работали не только на участников, но и на сам акселератор.

Польза для акселератора

Для акселератора было важно:

  • протестировать спрос на продукты участников и понять, какие пригодны для масштабирования;
  • узнать, какие сегменты аудитории наиболее отзывчивы для рекламы, чтобы предложить им и другие продукты для малого и среднего бизнеса.

«В партнёрстве с Точка Рекламой мы организовали интересный эксперимент – за короткое время провести тесты 12 IT-продуктов на внешнем рынке не самая простая задача. От нас зависела мягкая интеграция команды Точка Рекламы в процессы и коммуникацию с участниками, а дальше Точка Реклама профессионально решала задачу продвижения сервисов и их переупаковки.

И участники, и организаторы акселератора получили не только профессиональную экспертизу и маркетинговые инструменты, но и реальные проанализированные и обработанные данные в короткие сроки, от которых можно оттолкнуться при дальнейшей работе с проектами. Важно было и то, что команда Точка Рекламы индивидуально сопровождала каждый стартап в работе, оперативно реагировала на необходимость скорректировать предложение на рынке и сделать несколько тестов для поиска и проверки гипотез.

Главная функция акселератора — ускорять развитие и движение стартап-команды. Точка Реклама выступила одним из главных двигателей проектов к достижению этих целей», - Нина Пылина, программный директор корпоративного акселератора ОЭЗ «Иннополис».

Польза для участников

А что оказалось ценным для участников?

  • «Упаковали» продукты участников для малого и среднего бизнеса. Всем участникам мы помогли сделать с нуля или обновить лендинги, чтобы они отвечали потребностям малого бизнеса.
  • Доработали продукты под новые сегменты аудитории. Например, один из участников в ходе тестов обнаружил, что если у крупного бизнеса пользовалось популярностью комплексное решение, то для малого больше подходил модульный вариант, когда можно купить лишь часть возможностей платформы.
  • Обнаружили перспективные сегменты. Например, анализируя статистику по одному из участников, мы обратили внимание, что много заявок приходит от физических, а не юридических лиц. Для участника это возможность сделать версию продукта для B2C-рынка.
  • Выявили рекламные каналы и креативы, которые приносят больше заявок. Были ситуации, когда профессиональное чутьё нас подводило. Например, мы думали, что для платформы Honeyleads, которая помогает подбирать персонал, лучше сработают соцсети и РСЯ, а по факту основные заявки пришли с поиска по неожиданным запросам в стиле «где найти сотрудника».
  • Оценили спрос на продукт. Результаты были разными: от заключённых и оплаченных договоров до отсутствия заявок. Последний результат тоже важен, поскольку даёт возможность доработать продукт, чтобы он стал интересен рынку.

Результаты участников

Один из участников не дошёл до стадии запуска рекламы, а по остальным 11 результаты получились следующими.

Как за 3 недели привлечь заявки 12 стартапам и понять, у кого из них есть будущее

Может показаться, что стоимость заявок высокая, но учитывайте, что ежемесячный средний чек находится в диапазоне от нескольких тысяч до десятков тысяч рублей, и большая часть продуктов оплачивается по подписной модели. Это позволило многим из участников акселератора заработать уже на этапе тестов и получить рекламные кампании, которые можно совершенствовать и масштабировать. Если вам нужен простой сервис для запуска рекламы в интернете, попробуйте Точка Рекламу.

88
3 комментария

Эх, названий компаний не хватает!

Ответить

Отлично, что помогаете стартапам не только советом, но и делом.
Статья слишком навязчиво внедряет в сознание Точку Рекламы. Видимо, их редактор и писал статью. Трудно представить такой материал от Иннополиса.

Ответить

А из скольких заявок отобрали 12 участников?

Ответить