Привет из 90-х: бизнес, который принёс своему основателю 700 миллионов рублей

Чего только не было в истории завода за 30 лет! Первые заработанные деньги съедала инфляция. Не было совсем знаний, как распоряжаться деньгами и как правильно вкладывать. Только через свой опыт удалось накопить на небольшой завод. И вот теперь этот завод выходит на индийский рынок.

Вывели компанию на годовой доход в 700 млн рублей на умных АЗС

Михаил Колесников, основатель завода 
Михаил Колесников, основатель завода 

После развала СССР Михаил Колесников, учитель по образованию, работал на бирже и продавал бензовозы в Пензе. В нулевые предприниматель открыл собственный завод «Пензаспецавтомаш» с производством комплектующих для автотехники. Преодолев инфляцию и кризис, компания занялась производством АЗС под брендом Benza.

Перспективы стать учителем с самого начала не вызывали восторга, хотя в то время государственная работа для многих была гарантией чего-то надежного и постоянного. В 91-м году в Пензе открылась товарно-сырьевая биржа. Тогда они открывались в каждом городе, как символ новой экономики.

Михаил прошел брокерские курсы и начал торговать. Россию ждала инфляция и большинство понимали, что после нового года деньги обесценятся. Поэтому вместе с друзьями по бирже на заработанные средства купили видеомагнитофон, как надежное вложение.

Магнитофон по цене квартиры?
Магнитофон по цене квартиры?

Не прогадали — цена в следующем году увеличилась в пять раз. Сейчас это покажется абсурдом, но в начале 90-х видеомагнитофон с телевизором можно было запросто обменять на квартиру.

Выручив деньги за видеомагнитофон, с товарищами по бирже Михаил решил заняться продажей бензовозов. В Пензе тогда был завод, и тысячи бензовозов, которые им выпускались, просто «пылились» на стоянках. После развала СССР предприятие не знало как их продавать и куда деть. Михаил предложил вложить все деньги в рекламу.

Реклама сработала, и первый же покупатель забрал сразу два бензовоза. Следом повторили схему, но на этот раз дав рекламу покрупнее. Наряду с телевидением, газеты оставались главным источником информации в 90-е. Тираж «Комсомольской правды» был 22 миллионов экземпляров. Цены на подачу объявления стоили соответственно. Оставшейся после продажи бензовозов прибыли хватило всего на две строчки объявления в «Комсомолке». Тем не менее этого было достаточно, чтобы телефон разорвало от предложений. На следующий день после выхода газеты небольшая фирма по перепродаже получала по 50 звонков в день. Офиса не было — базировались в обычной квартире. Телефон звонил без остановки.

Не вкладывать в бизнес было ошибкой

Казалось, что деньги текут рекой, но на тот момент не хватило знаний, как ими правильно распоряжаться. В 90-е предприниматели занимались интуитивным бизнесом — создавали компании по интуиции. Не было ни курсов, ни факультетов, ни опытных старших товарищей по бизнесу. Тысячи бензовозов, стоявшие за чертой города на стоянке, закончились, а инфляция продолжала ставить рекорды. Чтобы остаться в бизнесе, Михаил пробовал себя в разных направлениях — от создания ломбардов, до продажи продуктов питания. В 98-м наступил кризис и все деньги исчезли.

В этот же год Михаил решил продавать не только бензовозы, но и комплектующие. Пришлось начинать с нуля. Однако в отрасли конкуренция была еще низкая — многие предприятия все так же не знали, где покупать. Не повторяя старых ошибок, получаемую прибыль предприниматель инвестировал в бизнес. Появилось желание наладить своё производство.

С продажи комплектующих к своему заводу 
С продажи комплектующих к своему заводу 

В 2003 году Михаил Колесников выкупил небольшой производственный цех в Пензе и расширил команду до 10 человек.

Я часто спорю с коллегами по бизнесу о том, когда было сложнее — сейчас или в 90-е. Считаю, что в современном цифровом мире создать собственное стало ненамного сложнее а, возможно, и проще. Несмотря на то, что свободных ниш, как может показаться, становится меньше, постоянно открываются новые и быстро закрываются старые. Имея хорошую идею, можно заинтересовать партнеров, привлечь финансирование и вывести проект на высокий уровень за короткий промежуток времени. К тому же сегодня есть где, и у кого учиться.

Михаил Колесников

Выход в цифровую эру

Рано или поздно предпринимателю должна приходить идея выхода на мировой рынок. До 2006 года не совсем было понятно, как это сделать. Тогда один из сотрудников фирмы показал Михаилу компактную АЗС-колонку из Италии. Мобильная малютка заменяла большого топливораздаточного брата. Затем я увидел аналоги из США и загорелся идеей создать свою версию, взяв лучшее от нескольких моделей. Нашли поставщиков комплектующих из Италии и США и создали бренд Benza. Следом запустили производство мобильных топливозаправочных станций. Через 10 лет это производство принесло своему основателю 700 млн. рублей и ещё через три года — один миллиард!

Мировой рынок сейчас закрыт для российских игроков. Очень удачно, что компания смогла заранее заменить важные европейские комплектующие на их аналоги. На заводе стали производить свою автоматизацию и устанавливать на АЗС. АЗС Benza разъезжаются по всей России и странам СНГ. Пробиваться дальше пока сложно, но уже сейчас замахнулись на Индию — провели пусконаладочные работы на первой установленной станции Benza.

Программный продукт, на котором работают АЗС, постоянно совершенствуется. Пробовали даже экспериментировать с дизайном, добавили народного колорита, но эти станции так и не вышли в тираж. Это больше для того, чтобы освежить взгляд на свой продукт, показать, что он может меняться по желанию заказчика. Какую расцветку предпочтут в Индии, пока сказать не можем. Заказчики скромничают и выбирают стандартный белый резервуар.

И финальное напутствие, к которому мы подводили всё это время. Неважно, создаете вы компанию в регионе или столице. Важно быть амбициозным и при достижении определенного результата ставить себе новую цель. Стабильного положения не существует. Мы или растем, или деградируем — третьего не дано. Так было в 90-е, и так будет всегда, когда есть конкуренция.

44
Начать дискуссию