От маркетплейса дизайнерских товаров OneSole до производства в Китае. Семейная история программиста и маркетолога

Тёплая солнечная весна, 2016 год, стадион НГУ, Новосибирск, Россия - хорошее место и комфортное время для того чтобы решить чем заниматься в ближайшие несколько лет: на трибунах студенты пытаются готовиться к зачетам, на стадионе кроме пары ребят на турниках и нескольких бегунов, по дорожкам катается мужчина на гироскутере. В моем рюкзаке рядом с учебником китайского языка, термоса с чаем и бутербродами есть самая важная составляющая будущего проекта - ручка и блокнот.

Основными критериями нового стартапа по традиции являлись масштабирование, нужность рынку и конечно же собственный интерес. Мы с женой рассматривали несколько направлений, которые можем начать с ее участием:

  • сеть студий маникюра вместе с сервисом вызова мастеров на дом
  • интернет магазин дизайнерских товаров
  • своё производство одежды

От студий маникюра несмотря на Сашин интерес, мы отказались почти сразу, т.к. у близких родственников уже есть сеть салонов красоты и успешное масштабирование неизбежно приведёт к конкуренции. Для своего производства одежды мы были не готовы - не было понимания рынка и соответствующего бюджета. Искать инвестора под производство также не было смысла - мы сами не знали чего хотим.

Решили создать свой маркетплейс дизайнерских товаров https://onesole.ru/ У Саши был опыт работы в сфере маркетинга и организации продаж с несколькими местными дизайнерами, мы считали что понимаем их проблемы и можем помочь в их решении, параллельно увеличив свое состояние. У меня, кроме опыта в построении учетных систем, был неплохой кейс разработки с нуля оптово-розничного интернет магазина продуктов питания с привлечением удаленных разработчиков и маркетологов, а также реорганизация внутренней структуры оптовой компании для работы с интернет продажами.

Коротко о проблемах на старте и их решение:

1. Хранение товаров и доставка

Арендовать склад и обещать продажи мы не могли, поэтому решили что будет удобно выполнять доставку со склада дизайнера.

2. Оплата и отказ от заказа дизайнером

У нас не было иллюзий и мы прекрасно понимали что многие дизайнеры просто не будут своевременно обновлять остатки, несмотря на возможные автоматические сервисы, поэтому придумали поэтапное оформление заказа с резервированием денег на карте клиента.

Клиент в корзине на сайте вводит платежные данные, сумма резервируются на его банковской карте, заказ делится на количество дизайнеров в заказе и переходит каждому дизайнеру в личный кабинет. После подтверждения дизайнером, деньги списываются с карты клиента и заказ автоматически поступает в службу доставки с вариантами как с вызовом курьера, так и без.

3. Юридические тонкости

Взаимодействие с дизайнерами строили по договорам комиссии: после продаж переводим дизайнеру сумму за вычетом своей комиссии за те заказы, по которым уже истёк срок возврата покупателем. После изучения рынка размер комиссии в среднем у нас составлял 30%.

4. Добавление товаров и остатков

Для исключения ошибок, спама, недобросовестности дизайнеров и прочих неприятностей с законом была введена двухэтапная система добавления и изменения товаров: в личном кабинете дизайнер заполняет товары и отправляет на проверку менеджеру. Менеджер в своем личном кабинете видит новые изменения по товарам, проверяет описание, фото, соответствие всех параметров товара и подтверждает добавление/изменение. После этого товар становится доступным для покупки на сайте. Изменение количества и цен было доступно без подтверждения менеджером. Также был разработан удобный личный кабинет для экспресс редактирования товаров с телефона, обновление остатков и цен из файлов excel с загрузкой их с нашей почты. В планах была реализация API для крупных производителей.

Минусы нашей системы для клиентов мы прекрасно понимали: если заказ от разных дизайнеров то будет двойная/тройная стоимость доставки и разные сроки.

В целом на отладку всей структуры работы ушло немногим больше года. В большей степени это связано с загруженностью основных разработчиков на других проектах и ограниченные финансовые возможности с нашей стороны на все хотелки по доработке сайта и продвижения. Стоимость разработки, продвижения и прочие затраты составили примерно 1 миллион рублей.

Попытки получить финансирование:

1. Программа поддержки малого и среднего предпринимательства от мэрии города Новосибирска

Я получал поддержку на свою ИТ компанию на старте и подумал что для нового проекта будет здорово получить такое же возмещение затрат. В связи с отсутствием у жены бизнес образования она прошла недельные курсы бизнес планирования от мэрии, которых достаточно для участия.

Важным условием на получение финансирования являлось то, что компания должна работать менее года и наличие бизнес плана. На девятый месяц реализации проекта у нас было все готово, особенно куча затрат и отсутствие продаж, но конкурс все никак не объявляли. Конкурс объявили как раз через две недели после того как нашей компании исполнился год.

2. Программа «Мама предприниматель»

Кроме рождения стартапа за время его развития у нас появилась на свет замечательная дочка и мы решили поучаствовать в проекте «Мама предприниматель». Было собрано много позитивных и удивленных о качестве проекта отзывов, но с формулировкой «если вы не получите финансирование ваш проект все равно не закроется и продолжит работу» победил другой проект «автоняня», доставка детей из пункта А в пункт Б: из садика, школы, секции и т.д. Мне он кажется перспективным и кому то даже очень необходимым, т.к. ситуации случаются разные, а доверить доставку ребёнка сервисом Яндекс такси очень трудно.

3. А-старт, совместная программа Академпарка и ФРИИ

На старте проекта и в ходе работ было получено много позитивных откликов как от участников так и от экспертов, но победу, также как и ответы на свои вопросы по бизнес модели и развитию мы к сожалению не получили.

4. Школа миллиардера forbes

Записали короткое видео, попали на главную страницу Forbes, получили несколько продаж и на этом все. Но это наверное самая приятная из всех попыток.

Сложности по ходу работы:

  • Крупные дизайнеры несмотря даже на личное знакомство отказывались от сотрудничества по причине, что мы ещё начинающий проект и просьбой вернуться с предложением когда мы раскрутимся.
  • Средние производства: женская верхняя одежда, спортивная одежда, детское белье с которыми мы разговаривали - больше ориентированы на оптовую торговлю и предлагали нам купить партию товара. Кто то не хотел связываться с розницей, т.к. нет соответствующего персонала, кому то не интересна работа по комиссии.
  • Основной упор был сделан на небольших дизайнеров, которые производят уникальные коллекции, но здесь сложности были с их свободным временем и несвоевременным обновлением остатков, а также отсутствием самых базовых основ учета даже в программе excel, когда большая часть товара записана в уме или заметках телефона.
  • Новый закон про онлайн кассы, в нашем случае привел к дополнительным затратам еще на старте, т.к. система резервирования денег предполагала отправку чека клиенту на этапе резервирования, а не списания. Между выбором онлайн сервиса и покупкой своего оборудования выбрали покупку, т.к. она выгоднее даже в пределах года.
  • Открытие нового крупного конкурента с более низкой комиссией: во время реализации нашего проекта открылся сайт handmade.ru с большими инвестициями, командой и очень низкой комиссией 10-15%, которая не укладывалась в голове (т.к. налоги и эквайринг должны были съесть всю эту разницу), отсутствием интеграции со службой доставки и непонятным мне сервисом общения с дизайнером напрямую. Я попробовал написать нескольким дизайнерам на сайте и каждый из них в личном сообщении скинул мне ссылку на свой сайт/аккаунт в соц. сети и попросил купить там у него без комиссии со скидкой. На данный момент сервис handmade заморожен как проект или закрыт. К слову с этого года закрыт и другой зарубежный проект DaWanda. Сейчас в данном сегменте товаров лидирует https://www.etsy.com/ , наверное еще можно сказать и про сайт https://www.livemaster.ru/ , но для меня он больше похож на доску объявлений, хотя бесспорно гораздо более успешен, чем наш проект, наверное.

В конечном итоге мы попробовали каждое направление работы с дизайнерами:

  • купили немного детского товара оптом, но потеряли интерес, т.к производитель не готов был обсуждать продвижение его бренда в нашем регионе на эксклюзивных правах, а продвигать чужой бренд без договорённости на дальнейшее сотрудничество не вызывало позитивных эмоций
  • подключили несколько средних по объёму производителей: сумки, женская одежда, уличная одежда, но т.к. те же бренды размещались на wildberries мы проигрывали в трафике за счёт более низкой комиссии и меньшего бюджета на рекламу с нашей стороны
  • заключили договора с небольшими дизайнерами из Новосибирска, Москвы, Санкт Петербурга, Томска, Омска и Астрахани. Некоторые дизайнеры были очень довольны продажами, некоторых раздражало отсутствие продаж, но те у кого продаж не было совсем в течение месяца теряли интерес к проекту, прекращали добавление товаров и обновление остатков, параллельно рассказывая другим что у нас ничего не покупают, что добавляло сложности менеджеру продаж.

Продвижение:

  • Продвигать через Директ и AdWords напрямую в нашем случае было невыгодно, многие товары в единичном экземпляре или выпущены ограниченной партией и сумма вложений в рекламу многократно превысит размер нашей комиссии.
  • Один из успешных способов продвижения: работа с блогерами. Блоггер пишет статью, мы размещаем его статью на сайте и добавляем ссылку на блоггера. Он в свою очередь размещает пост в своих социальных сетях и делает ссылки на наш аккаунт и сайт. Такая условно бесплатная реклама добавляла уникальный контент для поисковых систем и переходы целевой аудитории из соц сетей.
  • Выгрузки товаров на другие ресурсы:
  • Авито. С этой площадки можно получить недорогие заявки, пользуемся и сейчас.
  • Яндекс маркет. Для начинающего магазина с небольшим бюджетом работа с этой площадкой больше похожа не на сотрудничество, а на вечные попытки доказать что ты ее достоин. Любой звонок от них вместо просьбы устранить ошибку или недопонимание приводит или к понижению рейтинга или к блокировке. Было несколько неприятных случаев: размещены товары под заказ и когда менеджер Яндекс перезвонил с просьбой забрать сегодня товар, ему ответили что товар под заказ и будет произведён по вашим размерам - в результате критическая ошибка и понижение рейтинга. Товары под заказ мы отключили из выгрузки, возник второй случай: у нас есть доставка каждого товара, но менеджер яндекс и наш менеджер неправильно друг друга поняли и менеджер яндекс решил что у нас вообще нет доставки, что привело к понижению рейтинга. Общение со службой поддержки не дало никакого результата, их не интересует как обстоит дело на самом деле (т.е. посещение сайта и проверка доставки не входит в их работу), если их менеджер как то понял что нет доставки - это критическая ошибка и понижение рейтинга. И последняя капля просто понижение рейтинга с 4 до 3 звезд по причине (цитата): “Снижение оценки службы качества было связано с тем, что изменилось общее количество проверок, а именно соотношение количества проверок без ошибок к общему числу проверок, составляющая службы качества пересчиталась”. Сейчас не размещаемся, может быть вернемся со своим товаром, но только после реализации всех остальных планов по всем другим площадкам.
  • Google Merchant Center продвигаем сейчас только свои товары
  • Facebook: используем для продвижения в Instagram
  • Социальные сети и таргетинг, преимущественно Instagram и TikTok

Текущее состояние проекта:

  • На данный момент можно сказать, что мы начинаем заново в плане построения бизнес процессов и организации работы с товарами, но то что мы делали и планировали делать для других дизайнеров в качестве увеличения их продаж мы сейчас используем для себя.
  • Отключили всех дизайнеров и производителей
  • Отказ от системы “маркетплейс” в пользу стандартного интернет магазина. Убираем деление заказа на количество дизайнеров и объединяем в одну доставку и одну стоимость доставки.
  • Регистрируем два своих бренда: молодежная одежда, аксессуары под брендом HashDuck и детские товары под брендом “Идем, папа!”.
  • Запустили производство своих брендов в Китае, на эту тему возможно будет отдельная статья
  • Открыли шоурум и пункт выдачи заказов
  • Активно работаем с блоггерами

Планы проекта:

  • Автоматизация выгрузки с нашего сайта на другие маркетплейсы и сайты, в том числе иностранные: Ozon, Etsy, Amazon и др.
  • Возможно развитие проекта в качестве сервиса по выгрузке на другие площадки для производителей или продавцов: сейчас сайт может выдавать отдельные файлы выгрузки по каждому бренду на площадки Авито, Facebook, Google, Yandex, Ebay с заменой ссылок на сайты производителей (в тестовом режиме)
  • Развитие проекта по франшизе в части пунктов выдачи и розничных магазинов продаж под нашими брендами, а также развитие собственной сети пунктов выдачи/розничных точек продаж
  • Развитие оптового направления
  • Создание собственного производства в России и экспорт товаров.

Сервисы и компании которыми мы пользуемся:

  • ОФД: Контур
  • Банковский эквайринг: Тинькофф
  • Доставка: СДЭК
  • Сайт и учетные системы: 1С. CRM пока тоже 1С, но в планах переход.
  • IP телефония: Ростелеком
1111
27 комментариев
Комментарий удалён модератором

если вкратце, то да, все верно)

2
Ответить

Нафига эта картинка на пол экрана и текст в строку без пробелов это жесть. С сайтом беда у вас.

3
Ответить

Есть куда стремиться и куда расти, количество открытых доработок огромное. Программисты работают. Про беду я бы не стал преувеличивать.
Текст в строку без пробелов - это хэштеги по популярности. В товаре добавляются хэштеги для выгрузки в соцсети. В разделах добавили их для возможных отборов по хэштегам.

2
Ответить

Очередная перепродажа китайской хуйни ?

2
Ответить

Товары из Китая - да. Качество хорошее:)
На данный момент просто перепродажа для тестирования спроса.

1
Ответить

Захожу на сайт, три каких то рюкзака на главной и выбор пола на пол экрана. Снизу уже какие то программы продают. Дома на раздел для него, плашка выбора переключается, на странице ничего не меняется. Нажимаю на баннер на пол экране "для него", страница обновляется и мне показывают 4 рюкзака, два из которых несут женщины. Ни выбора по бренду, по размеру, сезону, только по полу.
И на этом сайте хоть кто то что то покупает ?

2
Ответить