Приёмка, аудит или консалтинг: что выбрать?

кадр из фильма "Человек-паук: Нет пути домой"
кадр из фильма "Человек-паук: Нет пути домой"

Часто, имея готовый ИТ-продукт, наши клиенты планируют его дальнейшее развитие, наращивание пользователей и техническое совершенствование. Такие шаги должны быть продуманными и тщательно спланированными. Перед внедрением чего-то нового и планированием бюджета всегда очень важно понимать текущее состояние системы и ее возможности для развития. А помогут вам в этом на первый взгляд близкие услуги — приёмка, аудит и консалтинг. В разных ситуациях каждая из них может дать нужный бизнесу результат.

Вместе с руководителем QA-направления ИТ-компании SimbirSoft Анастасией Леонтьевой разберем эти понятия, их задачи, пользу для продукта и примеры применения.

Приёмка, аудит, консалтинг: цели и задачи

Приемка — процесс тестирования ПО, при котором о нем собирают максимально полную информацию для передачи на дальнейшую разработку.

Общий процесс проведения приемки выглядит следующим образом:

  • Инициация старта и процесса оценки приемки, определение цели
  • Формирование плана и тестовой документации для проведения приемки (на основе оценки и цели)
  • Проведение приемки с учетом всех оговоренных ограничений
  • Согласование приемочных документов с аккаунт-менеджером проекта
  • Передача результатов приемки клиенту для согласования

Подходит, если вы в самое ближайшее время планируете дорабатывать функциональность системы, пользуясь услугами сторонних компаний.

Аудит приложения — услуга, в рамках которой происходит тестирование приложения с применением различных заранее согласованных с заказчиком видов тестирования и анализ этого продукта с внесением предложений по его улучшению.

Общий процесс проведения аудита выглядит так:

  • Определение цели аудита
  • Демо продукта со стороны заказчика с обозначением ключевого функционала продукта
  • Инициация оценки аудита и формирование команды
  • Формирование плана и тестовой документации для проведения аудита (на основе оценки)
  • Проведение аудита с учетом всех оговоренных ограничений
  • Отправка презентации и аудита клиенту
  • Сбор и обработка обратной связи

Проведение аудита всегда несет в себе определенную цель. Также можно проводить аудит процессов, юзабилити, кода, архитектуры и др.

Подходит, когда:

– замечаете рост количества багов, срыв сроков и хотите получить независимую оценку работы команды с рекомендациями по улучшению

–желаете убедиться, что продукт можно выпускать на рынок

–решаете купить приложение и вам нужно быть уверенным в его качестве. Подробнее об этом рассказывали здесь.

На первый взгляд аудит и приемка могут показаться схожими процессами. Тем не менее, между ними есть существенные различия. Разберем из на примере решаемых задач и пользы, которую они могут принести проекту.

Приёмка, аудит или консалтинг: что выбрать?

Консалтинг — услуга, в рамках которой происходит анализ процессов или приложения с целью выявления узких мест, разработки рекомендаций и дальнейшего внедрения улучшений совместно с командой заказчика и возможным наставничеством со стороны консалтинговой команды.

Может быть полезен, когда имеются явные проблемы с релизами или появилась необходимость в расширении команды, а также при частных задачах, например при построении автоматизации внутри проекта.

Дополнительно о процессе консалтинга можно почитать тут.

Приёмка, аудит, консалтинг: сравнение

Разберем на конкретных примерах, для каких задач лучше использовать приемку, аудит или консалтинг.

  • Добавление нескольких фич в готовый продукт

Ситуация: у крупной компании есть готовое приложение и желание расширить его функциональность, нужна внешняя команда профессионалов для доработки.

Анастасия Леонтьева
руководитель QA-направления IT-компании SimbirSoft

Наша рекомендация — приемка. Потому что заказчик хочет передать продукт для доработки имеющегося функционала. Цель приемки — провести функциональное и нефункциональное тестирование для понимания, в каком состоянии находится приложение, перед тем как начать доработку.

Результат: приемка помогла понять текущее состояние приложения и спланировать дальнейшую разработку фич.

  • Диагностика системы перед выходом на рынок

Ситуация: клиент (не из ИТ-сферы, без профессиональных знаний в ИТ) заказал разработку приложения для своего бизнеса небольшой аутсорс-команде.

Наша рекомендация — аудит. Потому что у заказчика нет понимания, готово ли его приложение для выхода на рынок. Это важно знать и для планирования дальнейшего развития продукта. Цель аудита — собрать полноценную картину о работоспособности приложения и на основе проведенного тестирования сделать экспертный вывод о возможности вывода приложения на рынок.

Результат аудита: отчет и сопутствующие документы, которые описывают: найденные дефекты,

  • оценку юзабилити приложения,
  • оценку готовности приложения к выходу на рынок,
  • а также вывод, отвечающий на вопрос клиента. При выпуске продукта на рынок сформировано понимание о его текущем состоянии, ясен вектор развития и риски, связанные с выпуском на рынок текущей версии приложения.

Еще один подобный кейс можно посмотреть тут. Послушать нашего эксперта по проведению аудита и скачать примеры документации – здесь.

  • Покупка продукта с его последующим развитием

Ситуация: крупная компания выкупила приложение у другой компании с целью дальнейшего развития.

Наша рекомендация — приемка и аудит. Потому что заказчик не знает, в каком состоянии купленное приложение, но планирует дальнейшие доработки.

Цель аудита + приемки: дать информацию заказчику о состоянии приложения, разработанного сторонней командой, и экспертную оценку о его перспективах. Провести функциональное и нефункциональное тестирования перед тем, как начать доработку, чтобы понимать, в каком состоянии находится приложение.

По результатам аудита клиент скорректировал дальнейшие улучшения приложения, а также узнал о купленном приложении много нового. Компания-подрядчик спланировала и начала доработки с четким пониманием, в каком состоянии находится продукт.

  • Налаживание процессов тестирования

Ситуация: небольшая IT-компания пробует развивать приложение своими силами и командой, но релизы срываются, налицо проблемы в процессах или проблемы с качеством продукта.

Анастасия Леонтьева
руководитель QA-направления IT-компании SimbirSoft

Наша рекомендация — консалтинг. Потому что заказчик догадывается, что у него в команде есть проблемы с процессами, и хочет, чтобы внешний эксперт помог наладить процессы. Цель консалтинга —выявить проблемные места, дать рекомендации и внедрить их вместе с командой заказчика.

Результат: на первом этапе был проведен анализ текущей работы команды, имеющихся процессов и документации, проблемные места и разработаны рекомендации, оговорены четкие критерии выхода из консалтинга (цели). Далее был проведен консалтинг, благодаря которому были разработан тест-план, отражающий потребности по тестированию продукта, а также проведено обучение для повышения компетенций QA-специалистов команды заказчика.

Как добиться лучших результатов

Чтобы приемка или аудит приложения прошли максимально эффективно и информативно, рекомендуем выполнить ряд подготовительных работ:

  • Зафиксировать версию, которая была передана на приемку или аудит. Заморозить версию и не вносить изменения на серверы, где ведется тестирование.
  • Определить, в каких браузерах (ОС, мобильных устройствах) максимально эффективно проводить тестирования, ориентируясь на потребности бизнеса.
  • Определить, какие виды тестирования необходимо провести, помимо функционального. Возможно, потребуется дополнительное кросс-браузерное или нагрузочное тестирование.
  • Выдать доступы на документацию: технические задания, тестовую документацию, пользовательскую документацию и любые другие источники, которые помогут команде тестирования погрузиться в логику приложения.
  • Позаботиться о доступах к приложению: не только ко всем пользовательским ролям (например: пользователь, администратор и т.д.), но и к доступам в БД для генерации тестовых данных.
  • Перед началом работы сформировать перечень ключевых функций приложения. Будет еще лучше, если можете продемонстрировать исполнителям все возможности приложения.
  • Если вам известно об имеющихся дефектах или жалобах от пользователей, их также стоит передать команде тестирования.

Профессиональный подход к выпуску продукта на рынок или наращиванию функциональности продукта поможет бизнесу минимизировать возможные риски и сделать новые релизы более предсказуемыми. Все эти мероприятия, о которых упомянули выше, нацелены на сокращение time-to-market и снижение вероятности возникновения рисков. Инвестируя в организацию процессов, качественную документацию и тестирование, вы можете сэкономить бюджет в будущем.

Больше кейсов и полезных материалов в наших соцсетях — ВК и Telegram для владельцев продуктов и ИТ-управленцев.

17
Начать дискуссию