Как мы набрали 300 тысяч подписчиков и заработали миллион на играх?

Всем привет! В этой истории, я расскажу о том, как я создал свою сеть сообществ и запустил интернет-магазин по продаже игр в 16 лет.

С чего всё начиналось?

Меня зовут Дмитрий - я маркетолог. Эта история начинается уже в далёком 2014 году. Время, когда SMM еще только выходил из "андеграунда", а владельцам крупных пабликов, и мне в том числе, еще не исполнилось 18.

Смотря на десятки рекламных постов в ленте и запустив несколько неудачных проектов, которые едва ли можно назвать стартапами, я задаюсь вопросом, а кто собственно делает все эти паблики, как на них зарабатывает и самое главное, сколько?

Прощупывание почвы

Потратив несколько недель в гугле и подписавшись на несколько тогда еще не крупных пабликов про SMM, в одном из них, я нахожу тему в разделе "обсуждения", которая предназначалась для поиска сотрудников/работы. Пролистав до последнего комментария, я нахожу объявление о поиске редактора, который будет искать и выкладывать мемы в паблике одного известного тогда(и сейчас) на ютубе человека. Зарплата: 200 рублей в неделю или возможность периодически рекламировать в их паблике - свой проект. А в качестве бонуса, иногда будет возможность пообщаться со знаменитостью и поиграть с ним в Доту. В этот же день я устроился на свою первую работу. Условия труда были отличными: можно работать откуда захочешь и когда захочешь, главное, чтобы одобренные администратором посты вовремя выходили в ленте.

Типичное объявление о поиске SMM-менеджера
Типичное объявление о поиске SMM-менеджера

Спустя месяц плотной работы я узнал, что зарплату в этом месяце выплатят не деньгами, а возможностью рекламировать свой проект. Проекта у меня не было, поэтому мне предложили познакомиться со знаменитостью и поиграть с ним в доту, если мы поладим. Так и произошло, я был доволен, но главное в этой истории не это. Помимо этого, за месяц я успел обзавестись важными знакомствами - это были другие редакторы, менеджеры по взаимному "пиару"(ВПшеры) и админы других пабликов. Меня добавили в разные админские чаты и я залетел в местную тусовку. Здесь же я познакомился со своим будущим бизнес-партнером, который уже владел несколькими небольшими пабликами и имел большой опыт в сфере.

Создание собственного паблика

Пообщавшись около двух недель, я предложил партнеру создать общий проект, ведь работая в разных сооб, мы сможем совместными усилиями сливать трафик в наш паблик. Помните же про то, что вместо денег, нам разрешалось рекламировать свой проект?

Спустя некоторое время мне приходит идея для паблика - сообщество геймеров, где каждый может рассказать какую-то свою историю, поныть, спросить что-то и оперативно получить обратную связь. Да, это был некий аналог "Подслушано" для геймеров. Партнёру идея понравилась и мы приступили к созданию паблика и набору первой аудитории.

Тестовые запуски

На тот момент, формула успеха была следующей - хорошая идея проекта и крутые рекламные посты, с помощью которых этот проект мы будем продвигать. Для понимания: средняя стоимость подписчика возрастом до 21 года стоила примерно от 2 до 5 рублей. Посчитать это легко - делим стоимость рекламного поста, на количество человек, которое с него пришло и получаем стоимость 1 подписчика. Если у вас плохой рекламный пост и плохая идея - вы будете тратить на одного подписчика примерно 5 рублей в лучшем случае. С отличной идеей и очень хорошим постом - примерно 2 рубля.

С помощью одноклассника-дизайнера, мы создали красивое оформление, придумали фирменный стиль и создали несколько рекламных постов.

Первые рекламные посты
Первые рекламные посты

Первые рекламные размещения дали плохие результаты. Подписчик обходился нам в 4 рубля, мы тестировали около 5 разных постов, но и худший результат был в 8 рублей. С такими цифрами работать было бы непредсказуемо. Учитывая, что продавать рекламу до 150 000 подписчиков мы бы не стали, нам нужна была цена подписчика максимум в 1.5 рубля, чтобы перегонять трафик было эффективнее и время затраченное на проект окупилось быстрее. Не забывайте, мы не тратили реальные деньги, а работали взамен на рекламу своего проекта.

Это был первый предпринимательский урок - не сделаешь что-то крутое или новое, не сможешь снять "сливки". Партнёр сообщил мне, что за следующую неделю мы должны сделать так, чтобы стоимость подписчика была в рамках 1.5 рублей или проект придется будет стопнуть. Мотивация была сильной: я влюбился в сам проект и в пользователей, которые действительно присылали истории, комментировали и создавали ламповое коммьюнити.

Прорыв

Следующие 3 дня я думал над тем, как спасти проект и как нужно его рекламировать, чтобы цифры вписывались в нужные рамки. В то время, мы с друзьями почти круглосуточно зависали в скайпе, хотя при этом мы могли молчать там часами, но всегда были на связи. Один из моих друзей спросил у меня, где я достал какую-то дорогую игру, и действительно ли я потратил на неё столько денег? В то время были популярны раздачи на сайтах вроде Humble Bundle и я ему сказал, что взял её как раз там. В этот момент меня осенило. А что если перенести наш диалог в текстовый формат и сделать из этого пост?

Я попросил ему написать мне в стиме то, что он сейчас спросил и немного подыграть. К сожалению, того самого поста нет, но есть его модифицированная версия, которую мы также использовали.

Пример удачного поста 
Пример удачного поста 

В этот же день мы разместили этот пост во всех пабликах, где размещали до этого, а кроме того, сделали еще не менее важный шаг - закрыли группу и оставили доступ по заявкам. Первые размещения дали ошеломительный результат - подписчик обходился нам в 0.23 рубля. На тот момент, это был рекорд среди всех остальных пабликов в нашей тематике и, собственно, наш личный рекорд.

Масштабирование

За несколько часов мы привлекли больше 5000 пользователей в нашу группу, но не принимали заявки и думали, что делать. Проблема заключалась в том, что если бы мы приняли всех сразу - конкуренты с миллионными бюджетами бы легко посчитали откуда и за сколько мы привлекли этих пользователей и сразу же украли бы наш пост и идею.

После недолгих раздумий, партнёр решается привлечь свои личные сбережения - около 100 000 рублей. Этих денег хватило бы, чтобы мы закупили трафика на пол миллиона пользователей, а затем начали бы окупать проект и реинвестировать.

В следующие несколько недель и месяцев, мы начали масштабную закупку во всех средних по объему пабликах, где была наша аудитория. С помощью софта, мы принимали в день не более 2000 подписчиков, чтобы обмануть системы мониторинга и усложнить подсчёт нашей экономики конкурентами. Все думали, что мы закупаем достаточно дорого и даже не пробовали украсть наш пост.

Вот так выглядела наша статистика за всё время активной закупки рекламы
Вот так выглядела наша статистика за всё время активной закупки рекламы

После набора 100 000 пользователей, мы решили ускорить приём заявок в группу, чтобы набрать активности и начать продавать рекламу, конкуренты нас уже не сильно беспокоили, т.к мы заняли свою нишу и у нас начала появляться оборотка. Средний прайс за рекламный пост в первые дни продаж - был около 800-1000 рублей. Мы продавали по 2 рекламных поста в сутки и зарабатывали в среднем 50-60 тысяч рублей.

Из-за космической активности наших пользователей, посты разлетались как пирожки, а эффективность размещения у нас была на высоте, но нас не устраивали такие цифры и нестабильность продажи рекламных мест. Бывало, что места забивались не полностью или некоторые рекламодатели просили перенести рекламу, из-за чего страдала наша экономика, а ставить жесткие условия клиентам мы не хотели.

Охваты паблика 
Охваты паблика 

Мы стали думать над альтернативными способами монетизации проекта и пробовали подключать партнерские программы. Проблема была в том, что партнёрки на то время предлагали лишь продавать их товары за %. Начиная от бесполезных амулетов удачи и заканчивая футболками с нашими принтами. Геймерам всё это было не особо нужно, поэтому мы быстро отказались от этой идеи и придумали кое-что получше.

Монетизация

В то время на некоторых маркетплейсах игр, где можно было купить Steam ключи, дешевле чем в самом Стиме - были рулетки. То есть, ты платишь условные 100 рублей, а взамен получаешь случайный ключ, который стоит больше 100 рублей. Все в плюсе - и продавец, который покупает оптом эти ключи дешевле, и покупатели. С определённым шансом, пользователь мог получить ключ от очень дорогой и хорошей игры, например, GTA V.

Немного подумав, я решил скопировать механику рулетки на отдельный лендинг. Для этого я попросил своего одноклассника-дизайнера нарисовать нам страницу сайта, а его брата, который умел кое-как верстать сайты, написать нам, собственно, этот сайт.

Основная проблема была в поиске поставщика игр. Я знал, что некоторые из крупных продавцов, закупают игры напрямую у производителя этих игр, но нам этот вариант не подходил, потому что нам нужны были разные инди-игры, в которые мы бы замешивали дорогие. После недолгих поисков, я наткнулся на сайт, который предлагал покупать подобную смесь партиями по 100 ключей. Стоимость одного ключа составляла порядка 3 рублей, если покупать по 100 штук, и по 1.99, если покупать по 1000 шт, при этом в Стиме все эти игры стоили от 199 до 399 рублей. Для теста мы закупили 100 штук, добавили в этот список из 100 игр, около десяти дорогих и загрузили в нашу систему. То есть, мы потратили 300 рублей на 100 ключей, и еще около 2000 рублей на покупку хороших игр.

Выглядело это примерно так
Выглядело это примерно так

За неделю мы создали первый вариант нашего сайта, прикрутили туда платежную систему, добавили игры, отзывы с ВК и залили всё это дело на сервер.

Так выглядел один из наших первых сайтов
Так выглядел один из наших первых сайтов

После проверки работоспособности всех систем. Мы начали рекламировать наш сайт у себя в паблике и результаты нас более чем устроили. За первый день, мы продали ключей больше, чем рекламных постов на 10 дней.

Ежедневный объем продаж в первые дни в рублях
Ежедневный объем продаж в первые дни в рублях

Позже, мы начали экспериментировать с креативами, сделали несколько других вариантов сайта и тестировали разные цены. Низкая себестоимость ключей позволяла нам достаточно гибко экспериментировать с ценами - самый продающий ценник был в 99 рублей.

Еще один вариант сайта
Еще один вариант сайта

Всё это время мы наращивали объемы продаж и параллельно реинвестировали часть средств обратно в паблик. Времени стало очень не хватить, т.к днём я учился в школе, а вечером мне приходилось ходить к репетитору по ЕГЭ, я начал нанимать сотрудников, чтобы оптимизировать свой график. Мой одноклассник-дизайнер занял роль HR-менеджера и разместил вакансии прямо в нашем паблике. За первый день мы получили порядка 100 заявок, а через неделю собеседований и тестов на адекватность, у нас была сформированная команда из двух редакторов, модераторов и моего друга управленца. Я же занялся продвижением, монетизацией и другими более важными вопросами. Кстати, у нас даже был карьерный рост - девочка-редактор, которая работала вообще без косяков, впоследствии стала моим "заместителем" и занимались практически всем, что было связано с моими проектами, насколько я знаю, этот опыт дал ей большой толчок для построения нынешней карьеры.

Проблемы продвижения

Новая проблема заключалась в том, что мы выкупили места практически во всех крупных и средних сообществах, и аудитория начала выгорать. Кроме того, наши конкуренты и другие владельцы сообществ заметили наши рекламные посты и стали копировать их и адаптировать под свои проекты. Это проявлялось в том числе на стоимости конечного подписчика для нас. Если в начале подписчик нам обходился в 0.25-0.50, то после 200 000 мы закупали уже по рублю.

Т.к я уже тогда понимал, что нужно развивать сетку пабликов и инвестировать в новые проекты - я создал еще несколько сообществ, которые выросли до 50 тысяч подписчиков в каждом, а также, инвестировал в разработку нового проекта. Это должен был быть сайт, где пользователи бы играли в мини-игры за билеты, накапливать эти билеты, а затем обменивать их на игры. Однако на этапе разработки мы решили свернуть проект.

Дизайн-концепт свёрнутого проекта 
Дизайн-концепт свёрнутого проекта 

Закат

Мы достаточно активно росли до 300 000 подписчиков, но в какой-то момент, цена подписчика стала для нас слишком высокой, а доходы от проекта начали стремительно падать. В первую очередь это было связано с введением ограничений на кол-во рекламных публикаций со стороны VK, а затем, и вовсе урезание охватов. Начались массовые накрутки, появлялись способы обхода умной ленты и теперь качественный контент не решал. Какое-то время мы всё еще инвестировали в проект, но конечной точкой стала отметка в 325 000 подписчиков. Около года после остановки трафика, проект всё еще приносил хорошие деньги, а затем, я распустил большую часть команды и поставил проект на автопилот, который был направлен в бесконечность.

Как мы набрали 300 тысяч подписчиков и заработали миллион на играх?

Я поступил в университет, купил себе новый автомобиль, а накопленные деньги позволяли какое-то время не думать о том, где брать деньги, чтобы угостить свою тогдашнюю девушку в ресторане, подарить ей какой-то подарок или залить бензин.

В то же время, я ходил на стажировки, изучал для себя новую отрасль в виде арбитража трафика, и в конце-концов устроился на работу. Я продержался на ней около 2-х месяцев, потому что было сложно перейти от роли какого-никакого "управленца" на роль младшего SMM-менеджера с зарплатой, которую я зарабатывал за день. Но этот опыт, тоже был весьма важен - я многое понял о найме и посмотрел на свой опыт с другой стороны.

Сегодня, спустя 7 лет всей этой истории - я стал маркетологом. Я успел проработать еще в нескольких компаниях в роли Head of Marketing, а сейчас занимаюсь созданием своих проектов, продажей трафика и консалтингом крупных компаний в белых и чёрных сферах(Gambling/Betting).

Надеюсь, вам было интересно прочитать о таком опыте. Если вам интересен бизнес, маркетинг и мемы - подписывайтесь на мой канал Нелегальный Маркетинг.

Кстати, если вам понравилась статья - ставьте апвоут. Если у вас возникли какие-то вопросы - спрашивайте в комментариях, постараюсь на всё ответить.

121121
35 комментариев
100 ₽

Хорошая статья, ностальжи. Сначала лут-боксы ключей, потом скинов по Steam API. :)

Мы как раз из тех, кто официально ключики продавали от издателей. Трафик в основном лили YouTube летплейщики и генерили они астрономические показатели по текущим временам, ещё до эпохи стриминга.

Было лампово, ловите спасибку.

6
Ответить

зашел спросить про картинку, влом читать проплаченную рекламу...
так вот, на шо я должен быть подписан и почему должен? если мне заплатят, подпишусь, а так, в топку эту срань)

10
Ответить

Так ссылка на то, на что Вам надо подписаться в 99% таких статей в самом низу.
ЛайфХик скролите в подвал и не подписываетесь.

2
Ответить

Проплаченную рекламу чего?

2
Ответить

Начал читать, показалось - здорово, вроде потрудились ребята, молодцы. А потом - скупка ключей у кардеров, подсаживание аудитории на рулетку и вот это вот всё. А кончается всё консалтингом беттинга и гэмблинга.

Как оно вообще, нет никаких сомнений в нужности для общества этих процессов, или потенциальный участник это и не человек как бы вовсе, а просто лид?

7
Ответить

Причем тут кардеры? У нас редко было больше трёх покупок от одного пользователя. Объяснять вам преимущества легального гемблинга и беттинга, я наверное не буду. На английском достаточно материала на эту тему, советую изучить, если интересно.

2
Ответить