Быть лошадью или драконом: как правильно реагировать на шокирующие события, если ты предприниматель

Привет, я — Игорь, основатель венчурной студии Mofl. За последние 10 лет я поучаствовал в жизни более 100 бизнесов и многое повидал, поэтому думал, что готов к любым испытаниям. Но начало 2022-го даже меня выбило из колеи и показало, как я ошибался.

К счастью, я быстро собрал мысли в кучу, удержал проекты на плаву и даже запустил в работу новый.

В одной из книг Джорджа Мартина про Вестерос есть такая цитата:

Знаешь, чем отличается управление драконом от управления лошадью? Если ты хочешь, чтобы лошадь побежала вправо, ты бьешь ее кнутом по левому боку. Она думает, что опасность слева и бежит направо, подальше от опасности. А если ты хочешь, чтобы дракон полетел вправо, ты бьешь его по правому боку. Дракон думает, что опасность справа и летит туда, чтобы атаковать

Быть лошадью или драконом: как правильно реагировать на шокирующие события, если ты предприниматель

Эта красноречивая метафорора демонстрирует разницу между двумя типами мышления и реакции на внешние раздражители, новые вызовы и меняющуюся среду. В этой статье я поделюсь с вами тем алгоритмом мышления, который помог мне быть стабильным и продуктивным, когда казалось, что за окном начался конец света.

Как устоять на ногах

Хорошо ли вы помните, что делали 24 января 2022 года? Где находились и что делали? С кем встречались? Вряд ли. А вот 24 февраля, скорее всего, помните отлично. Нам намного проще отмечать что-то на фоне глобальных и шокирующих событий. А вот реакция на эти события строится по принципу «дракона» и «лошади» — иначе говоря, «бежать» или «использовать».

В то время я наткнулся на запись в одном из венчурных блогов, где предлагалось примерно так разделить рабочее время в период шоковых событий: «10% — Паника, 20% — Поддержание операционных процессов, 70% — поиск новых возможностей». Еще 25 февраля было очень сложно думать о новых возможностях, а процент паники в моих мыслях и действиях стремился к 100. Однако, способность здраво размышлять вернулась ко мне уже 26 числа, а 27-го мы выкатили на Opensea коллекцию NFT, посвященных происходящему.

К этому моменту мы уже некоторое время пилили прототип социальной сети для бизнеса, у которой из активов было не только хорошее название – b2binder, — но и довольно крепкая команда разработки и business owner с мощным бэкграундом в b2b. Мы делали тиндер для бизнеса, но хотели отличаться от других социальных бизнес-решений и придумали специальный термин business bonding в противовес business dating. Отличие между бондингом и дейтингом мы определяли примерно так же как между походом на свидание и сексом. Сервисы бизнес-дейтинга помогают расширить нетворк, а наша платформа бондинга призвана с помощью умных алгоритмов найти именно того, кто поможет решить конкретную проблему. Нам очень нравилась эта идея и позиционирование, но не хватало секретного соуса, который придал бы платформе уникальность.

Я уже говорил, что к 27 февраля вполне себе обрел способность мыслить здраво и даже искать новые возможности. Более того, я принялся лихорадочно думать над этими самыми возможностями и тут же усадил нашего рисёчера составлять список «буржуйских» продуктов и сервисов, которые можно быстро перепилить «по-православному» и запустить на стремительно пустеющий российский рынок. Кстати, список такой у меня есть, если кому нужен – готов им поделиться.

За мыслями об импортозамещении меня застал звонок партнера по кальянному бизнесу – у нас сеть точек, торгующих кальянными принадлежностями и табаком. Илья орал в трубку, что «электронки» стремительно взлетают в цене, и если мы прямо сейчас не решим вопрос с поставками из Китая, то через две недели останемся «с голой задницей»©. А еще он сказал (уже чуть тише), что приемлемая цена начинается от партии, вдвое превышающей наши потребности, и пожаловался, что нам негде и не с кем скинуться для выгодной закупки. Ответа от меня он так и не дождался, потому что заставил меня крепко задуматься. Не может ли b2binder стать той самой площадкой, где можно не только найти контакты под конкретную задачу, но и «скинуться на электронки» или вступить в иные финансовые отношения напрямую с другим юридическим лицом?

Окончательно добил меня уже следующий звонок, поступивший от другого моего партнера (ещё одного Ильи), который работал инвестиционным брокером и сообщил, что дела его стали сильно хуже, когда ключевая ставка выросла до 24%, а у многих клиентов исчезла возможность взять деньги в банке под приемлемый процент.

Следующая фраза «А вот если бы была такая площадка, где можно напрямую брать займы или входить в долю к другой компании» как раз отразила ту клиентскую боль, таблеткой от которой служит любой нормальный продукт.

Вот так через два телефонных звонка «защелкнулась и выпрямилась» идея совместить «бизнес-тиндер» и p2b-платформу, которую мы пилили и развивали весь этот непростой год. Мы несколько раз переделывали концепцию, дизайн и ключевые алгоритмы, поучаствовали в десятке акселераторах и нескольких десятках питчей, а ещё получили предметный интерес от известного банка-стратега и практически добили MVP.

Сегодня мы начинаем рассказывать о продукте и формировать комьюнити [GK1] вокруг него. Мы хотим, чтобы работа над платформой происходила максимально публично, поэтому стремимся собрать как можно больше фидбэка и сделать продукт нужным и удобным с самой первой итерации.

Присоединяйтесь, посмотрим, что получится!

Быть лошадью или драконом: как правильно реагировать на шокирующие события, если ты предприниматель

Для тех, кто листает сразу в конец статьи

- Постарайтесь побыстрее побороть шок и панику – обычно эти эмоции неконструктивны и иррациональны. Если посмотреть на ситуацию трезво, часто выясняется, что все не так плохо

- Проанализируйте реальные риски для ваших активов. Первое, чему необходимо уделить внимание – стабилизация ситуации для текущего бизнеса. Постарайтесь не выдумывать лишнего и не переоценивать угрозы. Сразу после шока мозг рисует картины глобальной катастрофы.

- Уделите время анализу возможностей. Кризис – всегда время для новых бизнесов, моделей и схем.

- Продолжайте работать над продуктом, даже если в моменте не видите возможностей для запуска\масштабируемости. Рано или поздно шок пройдет не только у вас, но и у клиентов и инвесторов. Тогда на коне… в смысле, на драконе… окажутся те, кто не остановился в трудной ситуации.

***

А как вы справлялись с поддержкой своих проектов в кризисных ситуациях? Поделитесь советами в комментариях!

55
3 комментария

Вы пришли к мысли возродить бизнес-форумы?

Ответить

Скорее нашли возможность для выгодных бизнес-знакомств, чтобы предприниматели могли развивать свой бизнес быстрее)

Ответить