О чём не догадываются биржевые копирайтеры: почему грамотное ТЗ всегда большое, а работать на заказчиков невыгодно

Приветствую всех. Хочется поделиться одной очень важной мыслью, которая может в корне изменить взгляд некоторых копирайтеров на свою работу. Давайте обсудим, почему лучше уходить с биржи контента, почему ваши заказчики часто дают большое и, скажем так, страшное ТЗ, и как использовать эти знания, чтобы получать денег в несколько раз больше, чем вы могли бы получить на биржах.

Система в копирайтинге. Почему заказчики составляют большое ТЗ и кому оно нужно

Тексты сами по себе никому не нужны. По крайне мере, так нам говорят "гуру копирайтинга", люди, которые познали в этой сфере глубокие истины, просветлели и теперь заменяют нам не то Будду, не то Ленина. На самом деле, судя по личному опыту, тексты нужны. Иногда — безликие наборы символов, написанные по определённому принципу. Чаще — что-то более сложное и интересное.

Чаще всего заказчиками на бирже выступают веб-мастера. У этих людей есть свой сайт, который приносит им стабильную прибыль. Или не приносит. Во всяком случае, они приходят на биржу с конкретной целью: получить текст, который или увеличит прибыль, или вообще принесёт её, если она отсутствует.

Возможно, про это вы слышали от одного из учителей копирайтинга. Разбирающиеся люди понимают, о ком я говорю. Однако я хочу дополнить его информацию своими наблюдениями, как копирайтера, который лично общался со многими заказчиками вне работы. Кстати, не советую так делать: скорее всего, вас начнут воспринимать, как друга, который, в случае чего, и подождать зарплаты может. :)

Веб-мастера просят текст по ТЗ, которое они составляют сами. Что мы в нём видим обычно?

  • определённый процент уникальности;
  • определённый балл от Главреда;
  • определённый показатель заспамленности;
  • определённый показатель риска от сервисов типа "Тургенева";
  • список ключевых слов для SEO-оптимизации.

Иногда этот список становится ещё больше. Опытные копирайтеры сейчас могут смотреть и хихикать, понимая, что в более оплачиваемой работе это всё не нужно. Неопытные смотрят и не понимают, в чём тут проблема.

При соблюдении всех этих показателей, которые часто нужно уложить в 2 или 3 тысячи символов и выдать эти бедные символы к определённому сроку, статья должна хорошо ранжироваться в поисковике. Высокие позиции сайта приводят на него органику, а хорошо написанный текст по идее должен держать внимание читателя. Если всё сделано правильно, то... Ну, я вас поздравляю. Вы за жалкие 120 рублей за одну такую статью в 3 тысячи символов потенциально приносите заказчику сотни долларов. Потому что веб-мастера не тупые, они знают, насколько на самом деле важен текст. Но им нет смысла платить слишком много, учитывая среднюю стоимость текстов на биржах. Зачем? Кто-то и за 5 рублей такое напишет.

Давайте снова отследим систему: у заказчика есть свой сайт → сайту нужны тексты, которые буду приводить читателей и приносить деньги его владельцу → владелец, не желая запариваться над этим, идёт на биржи контента → там владелец ставит за написание текста совершенно смешную цену → находится человек, который соглашается на такие условия и пишет статью → текст попадает на сайт и приносит заказчику хорошие деньги.

Классная система, особливо для копирайтера, что сказать! Это же идеальная демонстрация Марксовской концепции капитализма: богатый барин живёт за счёт труда рабов, иногда отсыпая им жалкие крохи.

Для копирайтера это очевидный минус. Он получает намного, в десятки раз меньше, чем мог бы.

Но самое смешное в этом то, что большинство веб-мастеров не очень понимают, что ТЗ, которое составлено таким образом, не несёт смысла. Им важны формальные показатели, когда как даже искусство статейщика куда более глубокое, чем дать определённые формальные цифры.

Почему я тогда написал, что идеальное ТЗ должно быть большим? Давайте рассмотрим это подробнее.

Идеальное ТЗ для копирайтера: как составить и пользоваться

Сейчас роботы стали намного умнее, чем в 2006 году. Прямые вхождения сложных ключей неактуальны; сайты ранжируются по другой системе. Одни считают, что нововведения возникли благодаря Баден-Бадену и более умным роботам, которые отправляют переспам ключевых слов и неуникальные тексты в мусор. В отличие от этих, вторые знают, что на самом деле изменилось.

Дело в LSI. Ключевые слова, которые не являются поисковыми запросами, однако прямо связаны с ними тематически. Это позволяет роботу отследить, насколько статья полезна для читателя. При грамотно составленном тематическом ядре результаты будут поразительны: текст поднимется в поисковой системе намного выше, чем статья, которая получилась бы из ТЗ, указанного выше.

Это же облегчает работу копирайтеру. Иногда список LSI просто огромен: статью можно составить, не используя ничего другого, кроме этих слов. Конечно, так делать не нужно, но возможность есть. Такой огромный словарь автоматически выбивает переспам из списка проблем, правит стилистику и уменьшает риски.

Соответственно, можно использовать буквально три-пять SEO-запросов, а остальное забить тематическим ядром, указав нужные слова в нужном количестве. Где-нибудь в конце можно дополнить это уникальностью. В итоге выходит идеально составленное ТЗ, по которому работать — сплошное удовольствие.

А теперь давайте вспомним, что не нужен ни Главред, ни Баден-Баден. Текст просто должен быть достаточно уникальным и иметь внутри определённые слова. Если это всё сочетается с интересной для копирайтера темой, статья автоматически будет полезной для читателя, она будет цеплять. Таким образом, мы получаем результат лучше, чем в первом случае, тратя при этом меньше времени.

Копирайтеры, которые читают этот пост, могут сами использовать это, чтобы составить хорошее ТЗ и написать уже свою статью, для себя.

Почему всё-таки стоит уходить с биржи: продолжение темы

Смотрите: вы увидели систему, в которой работает каждый текст, и вы знаете, как добиться того же результата, тратя куда меньше времени. Вопрос на миллион: у вас ещё осталось желание работать по цене в полдоллара за тысячу символов? С этими знаниями вы можете претендовать на куда более высокую цену.

Знаете, почему? Потому что многие другие пока что ещё не знают об этом. Они не умеют составлять тематическое ядро статьи, не знают, для чего заказчику вообще нужны эти ваши статьи про подшипники или предохранители на автомобилях, не понимают, что эти самые заказчики — веб-мастера, которые воспринимают изменения поисковиков неверно. И, что самое главное, эти веб-мастера целенаправленно идут на биржи, зная, что найдётся человек, который напишет для них всё, что угодно, по копеечной цене.

Вы же можете найти этих веб-мастеров, к примеру, на тематических сайтах, где эти мастера обитают, и предложить им свои услуги за куда более достойную цену. Просто объясните, почему ваши услуги столько стоят, и покажите, сколько денег вы можете им принести.

Почему биржи — это не так плохо

А теперь — самый интересный блок. Я весь пост говорил вам, что биржи — это невыгодно и ненужно. Однако есть одна причина, по которой иногда на них стоит заглядывать.

Иногда на них приходят за услугами по-настоящему толковые веб-мастера, а то и бизнесмены, готовые за хороший текст хорошо платить. Они дают ТЗ, которое составлено по схеме "тематическое ядро → семантическое ядро → уникальность → простое требование к тому, чтобы текст интересно читался" и смотрят. Казалось бы, они просто возьмут человека, который попросит с них пять рублей или отзыв, как это обычно бывает, но... нет. Им неинтересны эти люди. Потому что эти люди не понимают, чего от них хочет такой заказчик. Скорее всего, они уже когда-то обращались к тем же самым людям, но текст не принёс результата. Поэтому решили найти кого-то более толкового на этих биржах. К сожалению, они ещё не смогли понять, что по-настоящему толковых копирайтеров на биржах мало.

Надо пользоваться этим. Эти заказы очень дорогие не то, что для бирж готового контента: даже на биржах фриланса они ценятся довольно высоко, поэтому тут действительно есть шанс подзаработать.

С другой стороны, такие заказы так редко мелькают на биржах, что нет никакого смысла постоянно мониторить их. Так, изредка поглядывать. Может, и перепадёт что-нибудь.

Если на биржах не стоит работать, то что тогда делать?

Ну, как сказать.

Есть биржи фриланса. Там часто водятся отличные заказы. Многие их недолюбливают за высокую конкуренцию и платную основу, но один заказ с головой окупает биржу.

Можете искать заказчиков, вообще не прибегая к посредникам. Скажем, на тематических форумах веб-мастеров. Копирайтеры, тем паче толковые, там в цене.

Лучший в плане зарплаты вариант — искать предложения на сайтах для поиска работы. Однако будьте уверены: базовых знаний копирайтинга там не хватит, вы должны многому научиться. Но зарплаты там действительно достойные.

В заключение...

Хочется сказать, что эта статья была написана не для опытных копирайтеров, но для тех, кто считает это простой и дешёвой работой. Для биржевых копирайтеров, которые интересуются темой немного больше, чем в ноль. Опытные коллеги с этой статьёй ничего нового для себя не открыли. Новичкам же ещё нужно многому научиться. Прежде всего, научиться ценить свой труд. Так что, надеюсь, эта статья была полезной для них.

Спасибо за уделённое время.

11
Начать дискуссию