MVP или минимальный жизнеспособный продукт – полное руководство

Термин появился в ИТ-среде и приобрел широкую популярность среди стартапов. Аббревиатура расшифровывается как minimal viable product – минимальный жизнеспособный продукт. Главной его целью является проверка самой рискованной гипотезы в вашей бизнес-модели. Гипотезы могут иметь самый разный вид: от “готов ли вообще кто-нибудь это покупать?” до “как будет выглядеть воронка продаж?”

Найдя привлекательную бизнес-модель, не торопитесь сразу делать для нее MVP. Прежде чем проверять гипотезы, у бизнес-модели должны быть соблюдены несколько важных требований – этому я посвятил отдельную статью.

Если же все требования удалось соблюсти, проверьте – есть ли у вас все необходимое для создания минимально жизнеспособного продукта.

MVP предпринимателя

В стартапе всегда есть один единогласный лидер, человек, который придумывает идею, собирает ресурсы и людей, запускает процесс. Минимально жизнеспособный предприниматель знает, что и как продавать.

Если фаундер не может найти новую бизнес-модель, то как он будет делать стартап? Если не может найти того, кто сделает MVP, то как он продаст этот продукт клиенту? Если не может продать продукт клиентам, то как он продаст свой проект инвестору?

Именно эти компетенции и являются основными, все остальные являются только сопутствующими.

MVP команды

Стандартная формула для айтишных проектов – это hacker (программист) и hustler (продавец). Часто стартаперы привлекают деньги под то, чтобы сделать MVP – на стадии pre-seed это нормально, но в России такие инвестиции даются очень редко.

Если не можете сделать MVP своими силами, то это значит, что у стартапа нет минимальной жизнеспособной команды или реализуется совсем не MVP, а что-то большое и громоздкое.

Это не значит, что у стартапа не может быть фаундера со 100% долей. Также возможен вариант, когда предприниматель понимает, как создать продукт и есть те, кому он за эту работу заплатит. Однако наличие только одного фаундера на ранних стадиях может быть недостатком для инвесторов, т.к. у всех людей бывают черные полосы, но редко бывает так, что они наступают сразу у всех. Так сооснователи взаимозаменяют друг друга в сложные моменты – обычные сотрудники на это неспособны.

MVP продукта

Еще раз условимся, что MVP – это инструмент с помощью которого тестируется ваша самая рискованная гипотеза. Прототип – это не MVP, это первая версия вашего продукта. Если вы еще не получили ни одного запроса на приобретение вашего продукта – забудьте про прототип, делайте MVP.

Самая главная часть MVP – это воронка привлечения покупателей, именно ее вы и тестируете. Для этого мы используем разные каналы трафика, виды таргетинга и креативы.

Сайт является элементом конверсии. Самого продукта может вообще не существовать, для нас интересна только количество и стоимость конверсий.

MVP на практике

В нашем сервисе, агрегаторе ломбардов vselombardy.ru, в качестве MVP мы использовали одностраничный сайт с калькулятором займов. Главная задача – протестировать воронку продаж, т.е. узнать конечную стоимость привлечения одного клиента.

Пользователь может указать сумму и срок необходимого займа, а сайт выдаст ему предложения от различных ломбардов. Нажав на кнопку “Подробнее”, можно развернуть всю информацию о ломбарде, а нажав на кнопку “Онлайн-заявка”, можно оставить в конкретный ломбард заявку на займ.

MVP агрегатора ломбардов
MVP агрегатора ломбардов

Сайт может показаться ужасным, но в нашем случае это не имеет значения. Посетителю понятно, какой функционал он выполняет, а нам ясно, что при удачном тестировании его конверсию можно будет поднять.

В качестве каналов трафика использовали следующие инструменты: контекстную рекламу в результатах поисковой выдачи Google Adwords и Яндекс Директ, также РСЯ и КМС, гео-метки на карте, справочники организаций и т.д. Более подробно о каналах тестирования воронки продаж я расскажу в другой раз.

Результаты же тестов на малых объемах оказались удачными – стоимость привлечения одной заявки на малом объеме составляла 1600 рублей.Следующим шагом можем связываться с ломбардами и договариваться об условиях сотрудничества.

Итоги

Таким образом, MVP – это минимальный жизнеспособный продукт. Для его создания необходимы:

  • Предприниматель, который знает, что и как продавать
  • Те, кто сделают вам MVP продукта
  • Главной целью MVP является проверка самой рискованной гипотезы, т.е. тестирование воронки продаж

Если вам было полезно, то делитесь статьей и подписывайтесь в социальных сетях: Vkonatkte, Facebook, Telegam

1515
4 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Да задрали этим MVP, а толком никто не может сказать что это конкретно, и чем он от прототипа отличается. Одни термины разные пишут, типо умные. А мое мнение, что надо делать продукт реальный и качественный, а не фигню и рекламировать её: Маруся - убийца Феррари, ё-мобиль - самый доступный в мире, прочие бредни... А Маск делает Теслу и продает, Эпл делает свои гаджеты и тоже хорошо продает, а мы только трындим и проверяем теории.

Ответить

Если у вас много денег, модна и так сделать. Но на старте надо экономить средства. Все что написано в этой статье можно узнать и без сайта, а просчитать в таблице экселя. Все данные в открытом доступе есть

Ответить