{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы вводим новых сотрудников в курс дела: плавный онбординг, корпстандарты и база знаний

Рассказываю, как мы обучаем новых сотрудников и подрядчиков, чтобы все работало четко, клиенты были довольны, а у ребят не было ситуаций в духе: «Я не знаю, что делать и к кому обратиться»

Привет! Меня зовут Паша Молянов, я руководитель агентства контент-маркетинга «Сделаем». Мы создаем редакции для компаний, ведем блоги и соцсети, запускаем контент-маркетинг и пишем на заказ сотни текстов в месяц.

Для всей этой движухи нам нужно довольно много авторов и редакторов — прямо сейчас с нами работает 57 человек, и каждый месяц их количество растет. Иногда довольно быстро — если мы берем в работу новый крупный проект.

А еще есть сотрудники, которые работают над внутренними задачами: бэк-офис, отделы маркетинга и продаж. Их не очень много, но все же.

В этой статье я поделюсь опытом, как мы организуем корпоративное обучение, чтобы новые сотрудники и подрядчики быстро включались в работу и поменьше косячили.

Познакомить нового сотрудника с компанией

Когда человек только пришел в компанию, вряд ли получится сразу отправить его общаться с клиентами и решать рабочие задачи.

Ему нужен вводный инструктаж. Это не прямые инструкции, как выполнить ту или иную задачу, а скорее справочная информация — что надо знать, чтобы работать с нами:

  • Как устроено наше агентство
  • К кому по каким вопросам обращаться, ссылки на этих людей
  • Как мы работаем, каким принципам следуем
  • Какие конкретно услуги оказываем, а какие нет
  • В каких сервисах мы работаем, как получить в них доступы
  • Что у нас можно, а что нельзя
  • Как у нас принято общаться
  • Для подрядчиков — как мы рассчитываем оплату на сдельной основе
  • И так далее

По основным позициям у нас есть огромные документы, где все-все это подробно описано.

Такие же инструкции есть для авторов, которые работают с нами на подряде на сдельной основе. Они вроде и не сотрудники, но все равно часть команды, должны быть погружены в процесс и понимать, что и как у нас устроено.

Кусочек вводных для авторов, где мы объясняем, почему нельзя добавлять любые работы в портфолио. Увы

В вводные мы добавляем ответы на все частые вопросы, которые возникают у ребят. Если несколько человек задали один и тот же вопрос — это повод добавить ответ в первичный инструктаж.

Для нелинейных должностей мы подобные документы еще не создали, инструктируем таких людей лично. Например, недавно мы нанимали своего первого биздева и перед началом работы созванивались с ним несколько раз, рассказывали все, что он должен знать, отвечали на вопросы и так далее.

Также внутри вводного инструктажа собраны ссылки на корпоративные стандарты и инструкции по конкретным задачам, которые предстоит решать человеку на этой позиции. Об этом дальше.

Объяснить процесс

Это очевидная истина для опытных предпринимателей и менеджеров, но на всякий случай объясню. Хороший процесс — описанный процесс.

Если человек выходит на работу, ему говорят «работай» и выдают пачку задач, он с огромной вероятностью что-то не поймет или забудет, где-то ошибется, будет каждые 5 минут отвлекать вопросами более опытных коллег. В итоге будет хаос.

Чтобы такого не было, полезно создавать руководства — где четко описано, что и в какой последовательности надо делать.

Инструкция для сейлза — что делать, когда клиент согласился сотрудничать

Такие инструкции мы стараемся делать для всех процессов в компании и постоянно пишем новые. В первую очередь описываем важные задачи, от которых зависит результат нашей работы.

  • Как авторам на подряде отчитаться о сделанной работе и получить деньги
  • Как редакторам находить и отбирать новых авторов
  • Как запускать рекламные кампании в ПромоСтраницах
  • Как согласовать с клиентом кейс
  • Как заводить клиентов в CRM
  • Как составлять КП и считать сметы
  • Как составить отчет по рекламе для клиента
  • Как нанимать новых сотрудников: что надо подписать, куда их добавить, к чему выдать доступы и так далее

Когда кому-то из команды надо решить определенную задачу, он открывает инструкцию и просто движется по ней: раз, два, три, готово.

А еще это помогает в продумывании адекватных процессов. Когда процесс есть только в голове, он кажется довольно понятным, удобным и простым. Когда переносишь на бумагу, сразу становится видно много слабых мест.

Например, процесс допродажи услуг текущим клиентам в голове может выглядеть достаточно просто — ну просто приходи и предлагай сделать что-нибудь еще, делов-то. Когда пишешь пошаговую инструкцию, то понимаешь, что делов там очень много, процесс не продуман, что и как предлагать, неясно. Неудивительно, что сотрудники этого не делали.

Вот несколько основных критериев хорошей инструкции:

Простая. Без заумных слов, гигантских предложений, канцеляризмов и «серьезного корпоративного языка». Пишем так, чтобы новый человек без проблем понял, что и как ему надо сделать.

Конкретная. «Напишите клиенту через некоторое время и спросите, все ли ок» — это плохая инструкция. Через какое время? Через час? День? Год? А спрашивать как? Как вообще формулировать запрос? И куда писать — в личку или в общий чат? Или вообще на имейл, куда документы отправляют? Все это надо объяснить, тогда ошибок будет сильно меньше.

Учитывает разные варианты развития событий. Если процесс может быть нелинейным, то и инструкция должна быть нелинейной. Надо объяснить, как действовать в каждом из возможных (или хотя бы частых) сценариев: что делать, если клиент согласился, если отказал, если запросил дополнительную информацию, если перенес обсуждение на потом и так далее.

Кстати, мы делаем руководства не только для сотрудников, но и для клиентов. Например, у нас есть гайд, как вести себя в комментариях на VC, который мы отправляем клиентам, для которых пишем статьи. Это сильно снижает количество ситуаций, когда клиент написал что-то не то, его захейтили, и вся работа пошла насмарку.

Познакомить с корпоративными стандартами

Как правильно общаться с клиентами, как оформлять кейсы, писать тексты для разных проектов, как отвечать на негатив, как дизайнить презы, составлять отчеты о проведенных рекламных кампаниях и так далее.

Так как мы контент-агентство, то наш главный корпоративный стандарт — это редполитика. Там написано, как мы оформляем документы перед сдачей клиентам, как оформляем списки, пишем названия зарубежных компаний, базовые правила типографики и так далее.

Самое главное в редполитике — это примеры. К каждому тезису в документе мы добавляем пример, а иногда и антипример — как делать не надо. Это сильно снижает количество недопониманий.

Нативная интеграция Почты России в нашу редполитику, хаха

Есть общая редполитика, которой все пользуются по умолчанию — и для наших текстов, и на клиентских проектах.

Иногда у клиентов (особенно у крупных брендов) есть свои редстандарты — тогда мы используем их. Например, у нас был клиент, который в рекламных материалах не использовал заглавные буквы — ни в начале предложений, ни в именах собственных. Такой вот стиль у бренда. Чтобы авторы к этому привыкли и не путались, по подобным проектам лучше составлять отдельные редполитики.

За соблюдением клиентских редполитик в команде следят корректоры. Мы не нагружаем авторов и редакторов информацией, какие компании используют букву Ё, а какие нет. Вместо этого у нас есть мегатаблица со ссылками на все редполитики всех клиентов. Когда корректор вычитывает текст, он открывает нужную редполитику и приводит текст к соответствию.

У нас даже есть отдельный корпоративный стандарт по скриншотам — как их правильно оформлять, чтобы выглядело аккуратно.

Скриншот скриншота скриншота кнопки из руководства по скриншотам. К-к-к-комбо!

Чтобы корпоративные стандарты было проще выполнять, мы делаем шаблоны там, где это возможно.

Например, у нас есть шаблон оформления статьи в гуглоках, шаблон отчета по рекламной кампании, шаблон отчета о проделанной работе за месяц, шаблон заполнения техзадания на текст, карточки клиента, шаблоны договоров, счетов и актов и так далее.

Не надо изобретать велосипед, просто открываешь шаблон, заполняешь его реальными данными — и готово.

Редакторам в разы проще проверять тексты, когда все они оформлены одинаково

Прокачивать сотрудников

Предыдущие инструкции объясняют, как работать именно в вашей компании и выполнять свои должностные обязанности.

Но нам важно, чтобы сотрудники не просто делали все по шаблону, как бездумные роботы, но и постоянно росли в скиллах.

Поэтому мы регулярно занимаемся корпоративным обучением и помогаем команде стать быстрее, выше и сильнее. В нашей базе знаний есть много ссылок на чужие материалы, которые будет полезно изучить: курсы, книги, руководства, видео и так далее. Прямо сейчас мы не требуем, чтобы редакторы все это изучали, но рекомендуем. Кто изучает — тот быстро развивается и хорошо идет по карьерной лестнице.

Часть базы знаний мы написали сами. Например, у нас есть большие внутренние гайды по статьям на VC и Яндекс ПромоСтраницам.

Делимся опытом агентства, как писать статьи, которые будет интересно читать

Кстати, на основе таких вот внутренних гайдов мы несколько лет назад сделали курс по копирайтингу и продали почти 2000 раз.

Неочевидная мудрость, которой на днях поделился мой исполнительный директор — не надо заставлять сотрудников учить что-то «на будущее». Во-первых, они будут всеми силами сопротивляться, потому что не видят ценности в этих знания прямо сейчас. Во-вторых, все забудут к тому моменту, как знания понадобятся.

Лучше заранее подготовить обучающие материалы и выдать их, когда пришло время. Новый редактор начал писать статью на VC — самое время дать ему гайд по VC. Запускаем много рекламы в Телеграме — проводим вебинар по рекламе в Телеграме. Пришел крупный проект, где нужно писать SEO-техзадания для авторов — зовем дружественное агентство провести корпоративное обучение по SEO.

Как все это устроено

Долгое время все эти гайды просто хранились в Гуглдокументах и лежали в папке на Гуглдиске. Пришел новый сотрудник, в него кинули нужные ссылки — и все. Ссылки на самые частые и нужные инструкции лежат в отдельном чате в корпоративном мессенджере, к которому у всех есть доступ.

В этом году я пытаюсь придумать, как сделать поудобнее, и экспериментирую с разными сервисами для баз знаний и онбординга.

Прямо сейчас тестирую российский Teamly. В нем можно сделать базу знаний, планы онбординга и развития сотрудников, внутренние курсы с тестами и так далее.

Например, можно прописать, в каком порядке новый редактор должен получить информацию о компании и процессах. Сначала он знакомится с агентством, потом со своими обязанностями, потом учится взаимодействовать с другими отделами и так далее. А я при этом вижу, какие уроки он уже прошел, выполнил ли задания, как ответил на вопросы и так далее.

Вводные инструкции для новых редакторов

В теории так можно еще больше автоматизировать обучение и снизить количество «Петя, перешли Маше ссылку на гайд» и «Аня, убедись, что все твои ребята понимают, как настроить цели в Метрике».

Еще думаю попробовать Confluence — он похож по функционалу, но на 50+ человек получается дороговато — около $300 в месяц. Ну и есть риск, что заблочат, как в прошлом году сделали сразу несколько зарубежных сервисов, которыми мы пользовались.

Если знаете другие подобные сервисы (желательно российские) , которые стоит попробовать, напишите в комментах, пожалуйста. Хочу попробовать разные и выбрать самый удобный.

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой Телеграм-канал. Каждый день делюсь советами по контент-маркетингу, продвижению в Телеграме и продажам b2b-услуг. А еще честно рассказываю, что хорошо работает у нас: с каких каналов приходят клиенты, какая реклама окупается, а какая нет, какой эффект дают статьи на VC, вроде этой.

Спасибо, что прочитали статью. Успехов!

0
105 комментариев
Написать комментарий...
Майнкрафтер Фирамир

Мы написали гайд для авторов гайдов о том, как писать гайды…

Ответить
Развернуть ветку
Петр Волков

Осталось присобачить к этому гайду монитор...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

…для авторов

Ответить
Развернуть ветку
Люда Орлова

Букву «ё» должны использовать все. ☝

Ответить
Развернуть ветку
Петр Волков

а зочем а почему

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Павел Молянов
Автор

Ты бы подружилась с нашим исполнительным директором

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Вот казалось бы очевидные мысли — а ведь многие компании так не делают. Объясняют все в сообщениях, на ходу меняют правила и т.д
Короче да, процессы, гайды — это круто

Ответить
Развернуть ветку
Елена Игоревна

или мое любимое, говорят : ну тут вообще не сложно, сама разберешься ))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Павел Молянов
Автор

Я сейчас хочу еще и таск-менеджер нормально внедрить. Чтобы не все вели задачи как им удобно, а все в одном сервисе было собрано и выглядело максимально прозрачно. Ковыряю вот всякие ПланФиксы, Бейскемпы и Битриксы

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Болотский

Тру стори, писал для агентства, и там реально на всё есть инструкции. Когда присылают задачу, к ней сразу идёт пачка ссылок на полезные материалы. И про то, как оформлять, и про то, как заголовки подобрать, обо всём на свете вообще. Помогает быстро включаться в работу, респект

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Спасибо, Данил! Рад, что это не только нам удобно, но и вам тоже =)

Ответить
Развернуть ветку
Савелий Бондаренко

Еще бы сам текст присылали, вообще лафа

Ответить
Развернуть ветку
Yu

Мой онбординг на последнем месте работы выглядел так 😁

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

так часто и бывает 😆

Ответить
Развернуть ветку
Elena Mulkakhaynen

Черт, это же так логично - подготовиться к приему новых сотрудников заранее и обновлять гайды по мере поступления вопросов или расширения функций🔥
Почему не все так делают😅

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Потому что это довольно трудоемкий процесс, который прямо сейчас не генерирует выручку. Вот все и откладывают когда-нибудь на потом =(

Ответить
Развернуть ветку
Алена Федорова

когда я пришла работать в Сделаем, мне пришлось в редакторский чат скинуть фото сисек. хоршо, что у меня было рентген-фото

Ответить
Развернуть ветку
Вольдемар

не грех кинуть и сюда

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Корпоративный чат без фоток сисек — и не чат вовсе

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Получилось сиськоцыганство такое. Формально сиськи на фото есть, по факту нет.

Ответить
Развернуть ветку
Торт Скряба

Лучше свой мерч-пак покажите, там посмотрим кто вы такие

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Я недавно увидел компанию, которая клевый мерч делает, но у них минимальный тираж 100 штук =(

Не так-то просто оказалось мерч сделать для ребят

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Иннокентий Фефилов

Я из Перми.
Как брать удаленщиков, если нет возможности им под ноги полотенце кинуть?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Я из Краснодара, офиса у нет и не было никогда, ребят в команду собирал со всей страны. Так что ситуация похожа на вашу, получается

Мы в «корпоративной культуре» сделали упор на то, что никто не задалбывает сотрудников лишней бюрократией, контролем и так далее. Есть задачи, ты должен сделать. Сделал вовремя и хорошо — молодей. Не сделал — не молодец. У нас нет тайм-трекеров, обязаловки быть на связи с 9 до 18 или каждый день выходить на планерки с обязательно включенной камерой

Вот к нам приходят ребята, которые хотят так работать, для которых это преимущества.

Ну и оплату стараемся на уровне держать — как минимум не меньше, чем у агентств-конкурентов

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
NNIIKK55

Проверку судимости можно сделать другими методами С:

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Пусть присылают видос с собой и двумя стульями)

Ответить
Развернуть ветку
Вольдемар

отправить полотенце курьером!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Прямо сейчас пишем с коллегой статью об этом — тестируем ChatGPT на реальных заказах и показываем, что получается

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Bo.G

называется все это - должностные инструкции. они есть на каждом предприятии.
они действительно должны описывать процессы должности, но как правило там нет ничего, потому что никто этим не занимается

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Ну должностные инструкции часто для галочки чисто делают, а на деле их сотрудники даже не всегда читают

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Максим Петров

Интересная и полезная статья, искал нечто подобное, буду тоже внедрять. Спасибо что рассказали!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

На здоровье! Успехов вам в этом деле. Готовить это долго и нудно, зато потом жить проще =)

Ответить
Развернуть ветку
Нелика

Хорошая статья, спасибо Павел. Хотелось бы еще немного узнать о текучке у вас

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Авторы у нас работают на сдельной основе и подавляющее большинство работает не только с нами, но и с другими компаниями

Редакторы в среднем 2 года работают, а потом их хантит крупная компания, хаха

Было несколько, которые уходили быстро, потому что или им не нравилось, или нам не нравилось с ними работать. Но это редкость.

Ну и есть такие, кто с самого основания агентства с нами

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Василий Жевнеров

а есть сервис для онбординга и адаптации сотрудников ? ну типа конструктора что-то ?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Ну вот Тимли и Конфлюенс — как раз что-то такое

Ответить
Развернуть ветку
Скупой инвестор

Эх, жаль ваших сотрудников, когда вы узнаете про нейросети...

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Я нейросети тестировал и пытался применять в нашей работе еще до того, как это стало мейнстримом. Сотрудникам моим оно наоборот только на пользу пойдет — смогут придумывать идеи, проводить интервьюшки с клиентами, вытаскивать из них крутую инфу — а потом нейросеть будет писать статью за 2 минуты

Самая интересная и креативная часть работы остается на месте, а самая скучная и трудозатратная — автоматизируется. Идеально

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Никита Звонарь

отличная система)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Христос Воскресович

Полезный материал, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Крамова Настасья

Круто! Онбординг - крайне недооцененная вещь для новичков, иногда же из-за этого даже нормальный кадр можно потерять. И правильно отмечают, что мысли то максимально простые и логичные, а вот соблюдают их не все. Приятно видеть)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Спасибо =)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Куприянова

Инструкции сильно облегчают жизнь и экономят время. Когда расширяли отдел, тоже поняла, что было бы проще, если бы не пришлось отвечать на одни и те же вопросы много раз)

Ответить
Развернуть ветку
Алёна

Онбординг мечты! Спасибо, что рассказали 🔥

Ответить
Развернуть ветку
МирБезнала

Отличная система - все просто и понятно. Новому сотруднику будет легко войти в рабочий процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Ishkin

по поводу сервисов - делаем хоть и не настолько детализированно, но похоже онбординг в Битрикс24. При необходимости можем рассказать.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Спасибо за статью. К сожалению, даже не все агентства так работают, а уж компании - тем более. И это при том, что всё вроде очевидно и более-менее ясно, что так нужно строить работу и все бизнес-процессы обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Волков

Паш, так планфикс не российский. Сейчас перенесёшь работу туда, а его вдруг заблокируют

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Ну у них есть серваки и юрлицо на территории России. Кажется, не собираются блокировать.

С какой-то стороны, такая интернациональность для меня даже плюс — я планирую формировать вторую англоязычную команду и искать клиентов за рубежом. И ее можно будет тоже в планфиксе вести, не придется 2 разных сервиса использовать

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Волков

Паш, так планфикс не российский. Это ничего?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Все выглядит так, что они не планируют уходить из РФ, и сервер на территории РФ у них есть. Вроде норм

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Komratov

Паша, посмотри Platrum. Неплохой сервис. Я вот потестил, думаю брать…

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

О, спасибо, посмотрю!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

На первый взгляд похоже на Планфикс, только:

1. Чуть дороже
2. Сильно красивее
3. Менее гибкая

Ответить
Развернуть ветку
Копирайтер Дарья

Очень классная статья) Работаю пока без команды, но для клиентов есть несколько гайдов-инструкций, как эффективнее пользоваться таблицами самостоятельно.

Была несказанно удивлена, что в некоторых международных проектах нет банального анализа ца. Тут, конечно, уже странно даже заикаться про онбординг😀

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Да, гайды для клиентов тоже крутая штука =)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Епанчинцев

Почему меня всегда передергивает от такого представления: Паша Молянов, Коля Иванов, Сережа Петров…? Я старый настолько?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов
Автор

Хорошо быть Андреем в этом плане 😆

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
tatonimus

Если кто-то хочет поучаствовать в тестирование нашего движка для онбординга , который формирует траектории развития сотрудников – пишите ЛС.

Он позволяет не только размещать ссылки, но и контролировать последовательность и сроки получения навыков.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Gazizullina

Павел, а кто у вас эти инструкции оставляет и актуализирует?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
102 комментария
Раскрывать всегда