{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Пять мифов про комьюнити для стартапов

В последние годы по примеру Кремниевой долины в мире активно развиваются сообщества стартапов и инвесторов. Февральские события стали дополнительным бустом для формирования новых хабов и стартап-деревень в разных частях мира, цель которых — объединить людей со схожими целями и интересами, чтобы помогать друг другу развиваться в комфортной экосистеме. Россия не стала исключением. Так, летом 2022 года Московским университетом им. С.Ю.Витте при поддержке венчурной компании Startech.vc было создано закрытое венчурное сообщество MUIV.LAB community.

Вокруг стартап-сообществ крутится много мнений, зачастую резко негативных и скептических. В этой статье мы собрали популярные мифы о комьюнити, которые постараемся разрушить, в том числе, на примере MUIV.LAB community.

Комьюнити должны быть платные

Один из критериев, по которому разделяют стартап-сообщества, это платные и бесплатные. Часто участником приходится платить за вступление, членство или отдельные предложения сообщества: мероприятия, коворкинг, проживание и т.д. Необходимость монетизации комьюнити зависит от ресурсов и, зачастую, спонсора для поддержания деятельности комьюнити. Однако по изученным данным и статистикам это не отражается на эффективности и популярности комьюнити — общение и развитие нетворкинга возможно организовать и без материальных затрат. В России с этим справляются университетские стартап-хабы, Startech Networking, MUIV.LAB community, Go Global World, Mesto и другие.

Комьюнити неэффективны

Исследования показывают, что стартап-сообщества оказывают положительное влияние на развитие стартапов и способствуют зарождению новых. Американский предприниматель и инвестор Брэд Фельд, который также является ко-фаундером Techstars, Foundry, Mobius Venture Capital и др., в книге “Startup communities” называет стартап-сообщества одним из ключевых элементов предпринимательской экосистемы. Также Фельд отмечает, что он и другие знакомые ему инвесторы чаще прочего наблюдают успешный рост стартапов-резидентов сообществ и связанных с ними акселераторов и инкубаторов. Именно такие проекты для них наиболее привлекательны для инвестирования.

Причины успеха резидентов стартап-сообществ напрямую связаны с преимуществами, которые сообщества дают. Прежде всего, это менторство и эдвайзинг со стороны более опытных резидентов, а также сотрудничества и бескорыстная взаимопомощь. Более того, комьюнити сами по себе уже наполнены инновационными идеями, потенциальными клиентами, сотрудниками и инвесторами, что помогает проекту-резиденту значительно сократить время на поиск и расстояние до них.

Так, российский стартап Freezone, CEO которого Роман Союнов — участник MUIV.LAB community и выпускник двух сезонов акселератора MUIV.LAB, всего за полгода вырос в выручке с $200 000 до $1 770 600 и стал резидентом Кремниевой долины.

MUIV.LAB — это прекрасная команда профессионалов, которые очень вовлечены в процесс построения компании и инновационной среды. Мы приобрели огромное количество связей и друзей за счет нетворкинга. Мы выросли по выручке, увеличили количество клиентов с 571 до 4799 и находимся в процессе привлечения инвестиций.

Роман Союнов, CEO Freezone

Участникам пытаются что-то продать

Избежать рекламы как в жизни, так и в сообществах тяжело, особенно в онлайн чатах и каналах, которые часто используются для общения участников. Как показывает опыт, сообщества с большим потоком рекламы быстро теряют интерес участников, если изначально построены для других целей. Стартап-сообщества могут быть источником потенциальных клиентов, однако большинство администраторов и лидеров устанавливает ограничения на рекламные анонсы, чтобы сделать общение участников комфортным. Модерация со стороны руководителей сообщества или специальных ботов этому способствует.

Тем не менее, коммерческое размещение рекламы – часто единственный и необходимый для существования метод монетизации сообществ, которые фокусируются на онлайн-общении. В таком случае задачей комьюнити-менеджера является тщательный отбор и грамотная публикация рекламных постов, которые будут релевантны и ненавязчивы для участников. Важно отметить, что еще один инструмент, которым оперируют комьюнити, – некоммерческое размещение рекламных аносов в информационном партнерстве с другими сообществами и организациями. Это позволяет познакомить участников с предложениями стартап-рынка и обменяться воронками.

Нетворкинг не работает

С английского «нетворкинг» буквально переводится как «построение сети полезных знакомств и контактов». В отличие от популярного мнения, нетворкинг это не попытка извлечь личную выгоду, это всегда win-win взаимодействие. Результатом нетворкинга может быть привлечение партнеров, новых кадров, новое сотрудничество или пилот. В Harvard Business Review отмечают, что среди опрошенных специалистов 95% считают личный нетворкинг наиболее важным компонентом для поддержания длительных бизнес-знакомств.

В первую очередь, нетворкинг это обмен экспертизой и мнениями, возможность по-другому взглянуть на бизнес или получить дозу мотивации. Кроме того, одно из основных преимуществ широкого нетворка – возможность связаться с нужным человеком и закрыть любую потребность бизнеса. По статистике LinkedIn, до 85% вакансий закрываются благодаря деловым знакомствам, а 1 из 4 пользователей-специалистов договариваются о партнерствах благодаря нетворкингу. Что не менее важно, нетворкинг дает заявить о себе или своем продукте и построить хорошую репутацию для своего проекта в предпринимательской среде, которая в России пока мало развита.

Все уехали

События последних месяцев стали причиной сильного оттока из России не только венчурных капиталов, но и самих представителей венчура и предпринимательской среды. По данным сервиса «Актион Бухгалтерия» только за весенний период 2022 года в России закрылось почти в полтора раза больше юридических лиц, чем за аналогичный период в 2021 году, а количество новых регистраций сократилось на 4%. Наше комьюнити не стало исключением — осенью примерно 50% участников покинуло страну, а еще 15% продолжают находиться в «кочующем» состоянии. Тем не менее, только возросла потребность в расширении нетворкинга, всесторонней поддержке и развитии российской стартап-экосистемы. За последние два месяца было проведено четыре очных образовательно-деловых мероприятия под брендом MUIV.LAB community совместно со Startech.vc. При закрытом формате каждое из мероприятий посетило более 60 человек из венчурной экосистемы: стартаперы, представители корпораций и фондов, инвесторы, специалисты и эксперты различных областей бизнеса. Такие цифры не показывают общую статистику, но нам говорят об одном: несмотря на трудности и препятствия последнего года российскому венчуру не время умирать – время только зарождаться. И стартап-сообщества для этого важный инструмент.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда