Как мы жили в подвалах, как регистрировали компанию в Белграде

Расскажу как есть👌🏻

Мы проснулись рано, хоть и дико устали. Разница во времени с Новосибирском 5 часов давала о себе знать. Начались бытовые естественные проблемы. Нужно было:

  • Найти жилье, хотя бы на ближайшее время (что-то явно недорогое)
  • Встретиться с консалтинговой компанией, которая презентовала Сербию как уникальное место для открытия бизнеса (ключевое тут — презентовала)
  • Разобраться, где пообедать, наконец-то.

По счастливой случайности на букинг мы находим апартаменты по 3 500 динар (непонятной для нас тогда валюты - вроде недорого) за ночь, недалеко от центра и друг от друга с Антоном.

Довольные идем смотреть.

Антон параллельно переписывается с консалтинговым агентством и договаривается о встрече, смотрит в телефон (а дороги в центре Белграда не идеально ровные, да еще и с дырой посередине могут быть) о которую и запинается Антон в 10 метрах от апартаментов… Падает на мокрый асфальт, разбивает часы и ушибает руку так, то она распухает и идет кровь.

Такие «красивые» (замызганные и без того после стольких перелетов, поднявшиеся буквально с колен с земли) стоим, ждем хозяина апартов.

Отличие двух апартаментов — только в наличии в одних из них стиральной машины. Судя по внешнему виду Антона, решение, кому она больше нужна, было принято мгновенно).

Почему такой акцент на апартаментах - потому что в Сербии все оказалось не так-то просто…

В Белграде под жилую недвижимость может сдаваться ПОДВАЛ и это нормально.

«Зато не очень дорого» подумали мы и сняли их на 5 дней.

Погода шепчет: + - 1 градус, дожди, сырость.В подвалах, где мы жили, естественно, не было отопления, только обогреватель. Мне повезло, у меня их было 2, у Антона, как известно, стиральная машинка, поэтому ему достался всего один обогреватель. Окон нет - ты в темноте круглые сутки! Хотя тут вру: у меня окно было сантиметров 30, в него светила лампочка , которую можно было включить из коридора - чем не солнце?

Депрессия меня накрыла примерно на 2й день жизни в подвале.

Спасала только работа, вот тут-то ее не занимать, конечно: мы только заключили контракт на разработку маркетплейса, плюс еще текущие контракты.

Решили, что из подвалов работать не вариант — пошли в кафе.

В Сербии очень развита культура питья кофе, а курение в общественных местах — норма.

Мы в России отвыкли от того, что ты можешь сидеть в кафе, а рядом кто-то курит. А еще больше странно — курят все, кроме тебя… НО «это лучше чем подвал» подумали мы, и остальную часть недели ходили в кафе, где был стабильный вай-фай и вид на магазин Rolex. Как-то он поднимал немного дух.

Животных в Сербии очень любят

Помним, что Антон ушиб руку, а он как бы технический директор. Отмазаться, что у него болит рука и он не может код писать — никому не интересно. В первую очередь – ему самому.

А сейчас немного юридических тонкостей: в Сербии очень важно в первый же день зарегистрироваться по месту пребывания.

Это называется здесь «оформить “Белый картон”».Антон с собственником квартиры в первый день сходил и оформился в полиции на весь срок аренды. А у меня арендодатель сказал, что он сам работает в полиции, и ничего страшного не будет, если я не оформлюсь 5 дней.

Ладно, поверили блюстителю порядка. Для справки: штраф за такое - от 3 000 до 15 000 динаров.

Так делать нельзя, потому что если будете регистрироваться по другому месту регистрации, то все равно в полиции будут спрашивать, где ты был все это время. Штраф выпишут все равно.

Вернемся в теплый день 8го марта … пока все довольные и счастливые получают в России цветы, мы слышим интересную новость про банки. Начали предупреждать о том, что платежные системы Visa и MasterCard с 11 марта могут перестать обслуживать карты Российских банков за границей.

Тогда это звучало как сюр!

Мы к этому так и отнеслись с Антоном… типа “ну не может быть, бред какой-то, опять пугают”, все обойдется.

Но на всякий случай сняли по 20 000 динар — с мыслями, что хватит на недельку точно.

Официальный курс как раз “великолепный” был.. 1 динар стоил 1,2 рубля!

1,2 рубля!!! КАРЛ! (это очень дорого для динара). Но нас это не смутило, да и вариантов особенно не было.

Наступает 11 марта, многие банки уже официально заявили, что они не могут обслуживаться за границей. И действительно, наш желтый банк тоже! К пятнице (это как раз 11 марта) у нас уже заканчивались денежки, снятые в банкомате. При этом мы отчаянно решаем, что в подвал больше не вернемся — вечерами я просто плакала от этого подвала в депрессии).

Погода начинала налаживаться, весна, все распускается...красота...

Пару лет назад Антон, как чувствовал, зарегистрировал компанию в Америке, с офисом, адресом, банковским счетом…

Тогда еще можно было спокойно оформить виртуальную карту и все это сделать удаленно.

Вот оно наше спасение — решили мы, эта карта точно работает.

И правда, за кофе с утра расплатиться получилось.

А вот в обед, когда мы собрались заселяться в новый отель - С ОКНАМИ, решили попробовать снять в банкомате немного денежек... а банкомат ничего не выдал.

Глаза у нас были полны вопросов…

Звоним в банк — банк Америки еще “спит”.

Ладно, попьем кофе ЕЩЕ, расплатимся последними 400 динарами наличными и пойдем в отель, может, нормально все будет.

Даже если нет: делаем уверенный вид и просим заселить, с посылом: сами разбирайтесь, почему у вас не получается списать деньги.В общем, всё так и вышло. Не получилось списать деньги в отеле за наши номера. Лица мы сделали уверенные, нам выдали ключи и попросили чуть позже спуститься все-таки попробовать еще раз.

Тут дозваниваемся до банка, а в ответ - «ваши операции восприняты как фродовые, потому что начались оплаты в непонятно почему Сербии! карта заблокирована.»

пу-пу-пу… наличку последнюю отдали за кофе, карта РФ не работает, карта США заблокирована.

Ситуация — мечта.

Мы, конечно, попросили разблокировать, подтвердили операции, нам пообещали все исправить… Но время — вечер. Надо идти в отель что-то решать с оплатой, а карта все еще в блоке.

Пытаемся решить на ресепшене, что делать. Объясняем, что, скорее всего, получится решить что-то только в понедельник, потому что разница во времени и банки не работают… О счастье, нам как-то верят и оставляют до понедельника пожить в отеле.

Немного выдохнули! НО в залог забирают паспорт Антона)))

Человек без паспорта в чужой стране - опять мысль, что это “мечта”

Но вариантов нет, оставляем паспорт.

Кстати — очень удобно, если заселяетесь в отель, то он сам подает ваши данные и с утра вы уже можете на ресепшене забрать свой белый картон, не надо самим ходить в полицию.

К вечеру понедельника карту разблокировали, мы уже немного поседевшие , идем, оплачиваем номера и продлеваем еще на неделю.

А теперь о важном, а не о том, как мы выживали…)

Про “волшебные условия для бизнеса” в Сербии, стоимости открытия компании и ВНЖ

Наверняка, уже есть много информации в различных источниках, да мы и не претендуем быть истиной последней инстанции. Все-таки это статья больше повествовательная. Но думаю, наш опыт будет вам полезен.

Еще в России мы пообщались с консалтинговой компанией Белграда.

Телефонная консультация 30 минут - 100 евро.

Оформление пакета документов на оформление компании, открытие счета в банке и ВНЖ на 2х - около 5 000 евро ( в панике, в РФ это не показалось нам большой суммой, хотя фактически у местных юристов это можно сделать около 1 000 евро за все. Но кто ж тогда знал) Можем дать контакты по запросу.

Срок нам обозначали около двух недель.

По факту — компанию оформляли около месяца + потом ВНЖ примерно 3 недели.

Мы приехали в офис этих добрых предприимчивых людей, внесли плату за оформление документов компании (1 400 евро, если не ошибаюсь).

У нас взяли паспорт и белый картон, выбрали ОКВЭДы и отправили искать офис, потому что в Сербии, как в России: компания должна быть зарегистрирована либо по адресу прописки директора, либо на адресе офиса.

Так как мы такие “умные” приехали в Белград не единственные, маленькие офисы разлетались как горячие пирожки — только успевай обзванивать и ходить смотреть. К тому же братский сербский народ быстро сориентировался и аренда поползла в космос — что за офисы, что за аренду квартир.Мы нашли офис за 200 евро в месяц, потратили на поиск примерно 4 дня. Собственник дал согласие на регистрацию юр. лица — тоже важный факт. Дедушка совершенно не говорил по-английски: спасибо риэлтору, как-то договорились (но, кажется, он так и не понял, о чем)

Благополучно отдали все документы на окончательное оформление. Каждый день писали, спрашивали: как дела, когда идем оформляться?

Но в Сербии есть выражение на все случаи жизни - ПолакО! Не торопись, не спеши! Эти люди никуда не торопятся.

Нас через полторы недели записали к нотариусу для заверения документов компании в присутствии переводчика. Которая при нем нам читала договор на очень непонятном русском, а мы кивали. Потом, как в ЗАГСе, нас подвели к столу и амбарной книге, где мы с Антоном скрепили наши договоренности подписями и в этот момент стали обладателями компании — сербского DOO (аналог нашего ООО). Интересный факт: в Сербии может быть несколько директоров (до 50) у одной компании с абсолютно равными правами, и как в России можно быть учредителями. Но только директора имеют основание получить ВНЖ Сербии (если я не ошибаюсь).

Вот одна из причин того, для чего мы оформляли именно DOO, а не “поушалац” (ИП с фиксированным налогом) или “предузетник”(ИП).

Основная причина — это, конечно, официальное ведение деятельности и заключение договора, как полноценная компания, а не “ИП” или “самозанятый”.

После этой процедуры мы договорились на оформление электронной подписи в налоговой, которая требуется для подписания и сдачи отчетности.

Интересный факт — бухгалтерию в фирме, открытой иностранными директорами/учредителями, может вести только сербский бухгалтер (книговедение). Такая услуга для новой компании, где нет сотрудников и немного платежек, обходится около 150 евро в месяц.

Ожидание от консалтинговой компании в приглашении на открытие счета в банке затягивалось (якобы это сложно, они договариваются сами о встрече и т.д. и т.п.). Поэтому мы с Антоном попробовали сделать это самостоятельно.

Пришли в Райффайзенбанк и в этот же день подали заявку на открытие личных карт (да-да… заявку) . Банк рассматривает заявку, спрашивает: зачем карта, откуда будут приходить деньги, сколько, за что.

И только потом принимает решение – открыть тебе карту или нет). Приглашение на открытие приходит на электронную почту (так было в марте 2022 , сейчас ситуация иная и все намного сложнее)

Счета физическим лицам открывают в ограниченном количестве банков. Как правило нужен договор о трудоустройстве в Сербской компании, либо открытие собственной компании или “поушалац” или “предузетника”. Сложнее стала процедура.

В общем, таким образом, мы получили карты, оформленные на нас, как на физических лиц, взяли документы на компанию и открыли самостоятельно счет на компанию в том же Райффайзене без проблем.

Шла четвёртая неделя нашего пребывания в прекрасном Белграде.

Никто никуда не торопится, кроме таких же мигрантов, как и мы) Кое-как находим квартиру в самом конце города, но в прекрасном районе Земун.

Можно и заняться документами на ВНЖ и тут своя эпопея. Мы уже не пошли в наше консалтинговое агентство оформляться по 1 500 евро за человека. Обратились к местному юристу, который был на слуху у всех местных групп мигрантов. Стоимость консультации порядка 100 евро, оформление 2х человек – около 800 евро со всеми пошлинами, разрешениями и необходимыми платежами.

ВНЖ может оформить вся официальная семья за счет одного из членов семьи по программе “восстановления семьи” и документы все можно подать одновременно.

ВНЖ можно оформить в Сербии по нескольким основаниям:

  • Открытие компании. Компания должна осуществлять реальную деятельность и оплачивать налоги. Все работающие в компании иностранцы должны иметь разрешение на работу на территории Республики Сербия.
  • Работа по найму
  • Покупка готового бизнеса
  • Брак с гражданином Сербии
  • Приобретение недвижимости (нет специальных условий, т.е установленной минимальной стоимости недвижимости и района)
  • Лечение и реабилитация
  • Обучение (средняя школа, гимназия, университет)
  • Воссоединение семьи. По воссоединению семьи вид на жительство имеют право получить несовершеннолетние дети и супруги

Наш вариант – это открытие компании.Список документов, который необходим по этому основанию:

  • Паспорт
  • Белый картон по месту договора аренды
  • Свидетельство о браке -10 € (перевод)
  • Резюме - 10 € (перевод)
  • Диплом - 10 € (перевод)
  • Страховка - 70 € на человека (сейчас, по-моему, необязательна)
  • Договор аренды квартиры
  • Основание собственника на квартиру
  • Согласие собственника
  • Информация о счете
  • Наличие не менее 1 000 € (выписка по карте) на каждого взрослого своя выписка и свой счет
  • Номер компании
  • Фото ГЛЯНЕЦ 2шт
  • Разрешение на работу — оплата с компании, что важно

350€ – услуги адвоката за того, кто оформляет ВНЖ

100€ – за супруга

Дети бесплатно

Такой пакет собирается и уносится в полицию, на что выдают справку о том, что приняли документы. Эта бумажка дает право находиться на территории Сербии до принятия решения о выдаче ВНЖ.

Вообще, гражданам РФ пребывать на территории Сербии без визы возможно только 30 дней. Как правило — далее достаточно выехать в ближайшую безвизовую страну и вернуться. Начинаются новые 30 дней.

Итого нам назначают дату визита только через 3 недели. Мы благополучно получаем наш ВНЖ и живем с ним уже почти год, скоро продлевать, и про это напишем отдельную статью. Попробуем оформить продление самостоятельно.

В целом, уже год работаем в Сербии — полёт нормальный.

К нам релоцировалась часть сотрудников, так что теперь у нас здесь полноценный рабочий офис.

Другая часть осталась в России, в Новосибирске. Разница 5 часов — не очень удобно, но ко всему привыкаешь.

Зато мы можем продолжать как и раньше работать с заграничными заказчиками — Канада, Австралия, Мальта, по сути – границ нет.

Если хотите познакомиться с нами поближе — звоните, пишите, приходите в офис в Сербии или Новосибирске. Расскажем подробности нашего увлекательного переезда, а заодно можем обсудить ваш IT-продукт. Мобильное приложение, сайт, CRM – сделаем все в лучшем виде.

После такой истории с переездом, вы примерно представляете, на что мы способны))

Чем сложнее задача, тем интереснее.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Эффект Доплера

почитал также предыдущий пост, он более забавный показался - про пересравшихся воробушков

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

❤️ там, да.. поминутно его записывали, там хронология играет роль)
на страх было выделено меньше минуты 😅

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Поставила лайк за реальную историю, думаю, что многие найдут полезную информацию о нюансах при переезде в Сербию.

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

Спасибо ❤️
Да, все не так красиво выглядит на самом деле, как мы публикуем в соц сетях ))

Ответить
Развернуть ветку
WTF

Здорово, что написали свою историю переезда. Пара вопросов:
1. Как вам Сербия для бизнеса в сравнении с Россией?
2. Как будете продлять ВНЖ - напишите, пжл., какие обороты по Сербской компании нужно показывать для продления ВНЖ?

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

Класс, что дочитали)
1. Дорого! (впринципе как и в России) . У ДОО налогообложение "доходы минус расходы". Все как в России... Если есть возможность показывать расход, обязательно надо показывать. Налоги на сотрудников ~64% это то, про что нам нигде никто не упомянул до приезда в Белград.
2. Ок, принято. Расскажем как это будет происходить. Но нам все говорили, что в первый год для зарегистрированной компании никаких ожиданий высоких никто не предъявляет.

Ответить
Развернуть ветку
WTF

Наконец-то хоть кто-то пишет цифры по Сербии.
64% - это ощутимо больше, чем в России (43%), спасибо, что предупредили.

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

Для ИТ можно получить льготы, мы сейчас этим процессом занимаемся. Как будет пройденный процесс с нашей стороны обязательно напишем пост.

Тут проблема еще в том, что разные юристы/бухгалтера могут давать абсолютно разную информацию )

Ответить
Развернуть ветку
WTF

Я как раз юрист, так что понимаю)) но если напишете хотя бы ориентиры по ИТ отрасли - будет супер, хоть какие-то ориентиры.
Вас интересно читать, потому что ваши статьи не нацелены только на то, чтобы в конце ссылочку на свой бизнес вставить. Впервые за долгое время после чтения статьи зашла по ссылке.)

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens

Получается, вы успешно улетели ту Земун 😁

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

получается, что так...
Новосибирск-Ош-Бишкек-Стамбул-Анкара-Белград-Земун
такое не придумать 😂

Ответить
Развернуть ветку
Артём Кречетов

это крутая и качественная статья, спасибо за информацию

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

спасибо, что выделили время написать комментарий ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Jon Rembo

Смузиtalks

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

Да, сумбурно описано, наверное... в голове еще хуже было )

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

получается, что так...
Новосибирск-Ош-Бишкек-Стамбул-Анкара-Белград-Земун
такое не придумать 😂

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Добрый день. Очень интересный пост. Прям хоть кино снимай. Заинтересовала инфа по открытию ООО. Вы писали, что можете контактами местных адвокатов поделиться. Буду очень благодарен.

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

Сняться готовы, приключения у нас тут не заканчиваются )
+381600995500 Михайло - собственник юридической компании, ему можно писать в ТГ 😉

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гарусов

И мне пожалуйста контакты пришлите)))

Ответить
Развернуть ветку
Altessa Solutions
Автор

Изволите...
+381600995500 Михайло - собственник юридической компании, ему можно писать в ТГ 😉

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда