Как мы жили в подвалах, как регистрировали компанию в Белграде

Расскажу как есть👌🏻

Мы проснулись рано, хоть и дико устали. Разница во времени с Новосибирском 5 часов давала о себе знать. Начались бытовые естественные проблемы. Нужно было:

  • Найти жилье, хотя бы на ближайшее время (что-то явно недорогое)
  • Встретиться с консалтинговой компанией, которая презентовала Сербию как уникальное место для открытия бизнеса (ключевое тут — презентовала)
  • Разобраться, где пообедать, наконец-то.

По счастливой случайности на букинг мы находим апартаменты по 3 500 динар (непонятной для нас тогда валюты - вроде недорого) за ночь, недалеко от центра и друг от друга с Антоном.

Довольные идем смотреть.

Антон параллельно переписывается с консалтинговым агентством и договаривается о встрече, смотрит в телефон (а дороги в центре Белграда не идеально ровные, да еще и с дырой посередине могут быть) о которую и запинается Антон в 10 метрах от апартаментов… Падает на мокрый асфальт, разбивает часы и ушибает руку так, то она распухает и идет кровь.

Такие «красивые» (замызганные и без того после стольких перелетов, поднявшиеся буквально с колен с земли) стоим, ждем хозяина апартов.

Отличие двух апартаментов — только в наличии в одних из них стиральной машины. Судя по внешнему виду Антона, решение, кому она больше нужна, было принято мгновенно).

Почему такой акцент на апартаментах - потому что в Сербии все оказалось не так-то просто…

В Белграде под жилую недвижимость может сдаваться ПОДВАЛ и это нормально.

«Зато не очень дорого» подумали мы и сняли их на 5 дней.

Погода шепчет: + - 1 градус, дожди, сырость.В подвалах, где мы жили, естественно, не было отопления, только обогреватель. Мне повезло, у меня их было 2, у Антона, как известно, стиральная машинка, поэтому ему достался всего один обогреватель. Окон нет - ты в темноте круглые сутки! Хотя тут вру: у меня окно было сантиметров 30, в него светила лампочка , которую можно было включить из коридора - чем не солнце?

Как мы жили в подвалах, как регистрировали компанию в Белграде

Депрессия меня накрыла примерно на 2й день жизни в подвале.

Спасала только работа, вот тут-то ее не занимать, конечно: мы только заключили контракт на разработку маркетплейса, плюс еще текущие контракты.

Решили, что из подвалов работать не вариант — пошли в кафе.

В Сербии очень развита культура питья кофе, а курение в общественных местах — норма.

Мы в России отвыкли от того, что ты можешь сидеть в кафе, а рядом кто-то курит. А еще больше странно — курят все, кроме тебя… НО «это лучше чем подвал» подумали мы, и остальную часть недели ходили в кафе, где был стабильный вай-фай и вид на магазин Rolex. Как-то он поднимал немного дух.

Животных в Сербии очень любят
Животных в Сербии очень любят

Помним, что Антон ушиб руку, а он как бы технический директор. Отмазаться, что у него болит рука и он не может код писать — никому не интересно. В первую очередь – ему самому.

А сейчас немного юридических тонкостей: в Сербии очень важно в первый же день зарегистрироваться по месту пребывания.

Это называется здесь «оформить “Белый картон”».Антон с собственником квартиры в первый день сходил и оформился в полиции на весь срок аренды. А у меня арендодатель сказал, что он сам работает в полиции, и ничего страшного не будет, если я не оформлюсь 5 дней.

Ладно, поверили блюстителю порядка. Для справки: штраф за такое - от 3 000 до 15 000 динаров.

Так делать нельзя, потому что если будете регистрироваться по другому месту регистрации, то все равно в полиции будут спрашивать, где ты был все это время. Штраф выпишут все равно.

Вернемся в теплый день 8го марта … пока все довольные и счастливые получают в России цветы, мы слышим интересную новость про банки. Начали предупреждать о том, что платежные системы Visa и MasterCard с 11 марта могут перестать обслуживать карты Российских банков за границей.

Тогда это звучало как сюр!

Мы к этому так и отнеслись с Антоном… типа “ну не может быть, бред какой-то, опять пугают”, все обойдется.

Но на всякий случай сняли по 20 000 динар — с мыслями, что хватит на недельку точно.

Официальный курс как раз “великолепный” был.. 1 динар стоил 1,2 рубля!

1,2 рубля!!! КАРЛ! (это очень дорого для динара). Но нас это не смутило, да и вариантов особенно не было.

Наступает 11 марта, многие банки уже официально заявили, что они не могут обслуживаться за границей. И действительно, наш желтый банк тоже! К пятнице (это как раз 11 марта) у нас уже заканчивались денежки, снятые в банкомате. При этом мы отчаянно решаем, что в подвал больше не вернемся — вечерами я просто плакала от этого подвала в депрессии).

Погода начинала налаживаться, весна, все распускается...красота...
Погода начинала налаживаться, весна, все распускается...красота...

Пару лет назад Антон, как чувствовал, зарегистрировал компанию в Америке, с офисом, адресом, банковским счетом…

Тогда еще можно было спокойно оформить виртуальную карту и все это сделать удаленно.

Вот оно наше спасение — решили мы, эта карта точно работает.

И правда, за кофе с утра расплатиться получилось.

А вот в обед, когда мы собрались заселяться в новый отель - С ОКНАМИ, решили попробовать снять в банкомате немного денежек... а банкомат ничего не выдал.

Глаза у нас были полны вопросов…

Звоним в банк — банк Америки еще “спит”.

Ладно, попьем кофе ЕЩЕ, расплатимся последними 400 динарами наличными и пойдем в отель, может, нормально все будет.

Даже если нет: делаем уверенный вид и просим заселить, с посылом: сами разбирайтесь, почему у вас не получается списать деньги.В общем, всё так и вышло. Не получилось списать деньги в отеле за наши номера. Лица мы сделали уверенные, нам выдали ключи и попросили чуть позже спуститься все-таки попробовать еще раз.

Тут дозваниваемся до банка, а в ответ - «ваши операции восприняты как фродовые, потому что начались оплаты в непонятно почему Сербии! карта заблокирована.»

пу-пу-пу… наличку последнюю отдали за кофе, карта РФ не работает, карта США заблокирована.

Ситуация — мечта.

Мы, конечно, попросили разблокировать, подтвердили операции, нам пообещали все исправить… Но время — вечер. Надо идти в отель что-то решать с оплатой, а карта все еще в блоке.

Пытаемся решить на ресепшене, что делать. Объясняем, что, скорее всего, получится решить что-то только в понедельник, потому что разница во времени и банки не работают… О счастье, нам как-то верят и оставляют до понедельника пожить в отеле.

Немного выдохнули! НО в залог забирают паспорт Антона)))

Человек без паспорта в чужой стране - опять мысль, что это “мечта”

Но вариантов нет, оставляем паспорт.

Кстати — очень удобно, если заселяетесь в отель, то он сам подает ваши данные и с утра вы уже можете на ресепшене забрать свой белый картон, не надо самим ходить в полицию.

К вечеру понедельника карту разблокировали, мы уже немного поседевшие , идем, оплачиваем номера и продлеваем еще на неделю.

А теперь о важном, а не о том, как мы выживали…)

Про “волшебные условия для бизнеса” в Сербии, стоимости открытия компании и ВНЖ

Наверняка, уже есть много информации в различных источниках, да мы и не претендуем быть истиной последней инстанции. Все-таки это статья больше повествовательная. Но думаю, наш опыт будет вам полезен.

Еще в России мы пообщались с консалтинговой компанией Белграда.

Телефонная консультация 30 минут - 100 евро.

Оформление пакета документов на оформление компании, открытие счета в банке и ВНЖ на 2х - около 5 000 евро ( в панике, в РФ это не показалось нам большой суммой, хотя фактически у местных юристов это можно сделать около 1 000 евро за все. Но кто ж тогда знал) Можем дать контакты по запросу.

Срок нам обозначали около двух недель.

По факту — компанию оформляли около месяца + потом ВНЖ примерно 3 недели.

Мы приехали в офис этих добрых предприимчивых людей, внесли плату за оформление документов компании (1 400 евро, если не ошибаюсь).

У нас взяли паспорт и белый картон, выбрали ОКВЭДы и отправили искать офис, потому что в Сербии, как в России: компания должна быть зарегистрирована либо по адресу прописки директора, либо на адресе офиса.

Так как мы такие “умные” приехали в Белград не единственные, маленькие офисы разлетались как горячие пирожки — только успевай обзванивать и ходить смотреть. К тому же братский сербский народ быстро сориентировался и аренда поползла в космос — что за офисы, что за аренду квартир.Мы нашли офис за 200 евро в месяц, потратили на поиск примерно 4 дня. Собственник дал согласие на регистрацию юр. лица — тоже важный факт. Дедушка совершенно не говорил по-английски: спасибо риэлтору, как-то договорились (но, кажется, он так и не понял, о чем)

Благополучно отдали все документы на окончательное оформление. Каждый день писали, спрашивали: как дела, когда идем оформляться?

Но в Сербии есть выражение на все случаи жизни - ПолакО! Не торопись, не спеши! Эти люди никуда не торопятся.

Нас через полторы недели записали к нотариусу для заверения документов компании в присутствии переводчика. Которая при нем нам читала договор на очень непонятном русском, а мы кивали. Потом, как в ЗАГСе, нас подвели к столу и амбарной книге, где мы с Антоном скрепили наши договоренности подписями и в этот момент стали обладателями компании — сербского DOO (аналог нашего ООО). Интересный факт: в Сербии может быть несколько директоров (до 50) у одной компании с абсолютно равными правами, и как в России можно быть учредителями. Но только директора имеют основание получить ВНЖ Сербии (если я не ошибаюсь).

Вот одна из причин того, для чего мы оформляли именно DOO, а не “поушалац” (ИП с фиксированным налогом) или “предузетник”(ИП).

Основная причина — это, конечно, официальное ведение деятельности и заключение договора, как полноценная компания, а не “ИП” или “самозанятый”.

После этой процедуры мы договорились на оформление электронной подписи в налоговой, которая требуется для подписания и сдачи отчетности.

Интересный факт — бухгалтерию в фирме, открытой иностранными директорами/учредителями, может вести только сербский бухгалтер (книговедение). Такая услуга для новой компании, где нет сотрудников и немного платежек, обходится около 150 евро в месяц.

Ожидание от консалтинговой компании в приглашении на открытие счета в банке затягивалось (якобы это сложно, они договариваются сами о встрече и т.д. и т.п.). Поэтому мы с Антоном попробовали сделать это самостоятельно.

Пришли в Райффайзенбанк и в этот же день подали заявку на открытие личных карт (да-да… заявку) . Банк рассматривает заявку, спрашивает: зачем карта, откуда будут приходить деньги, сколько, за что.

И только потом принимает решение – открыть тебе карту или нет). Приглашение на открытие приходит на электронную почту (так было в марте 2022 , сейчас ситуация иная и все намного сложнее)

Счета физическим лицам открывают в ограниченном количестве банков. Как правило нужен договор о трудоустройстве в Сербской компании, либо открытие собственной компании или “поушалац” или “предузетника”. Сложнее стала процедура.

В общем, таким образом, мы получили карты, оформленные на нас, как на физических лиц, взяли документы на компанию и открыли самостоятельно счет на компанию в том же Райффайзене без проблем.

Шла четвёртая неделя нашего пребывания в прекрасном Белграде.

Никто никуда не торопится, кроме таких же мигрантов, как и мы) Кое-как находим квартиру в самом конце города, но в прекрасном районе Земун.

Можно и заняться документами на ВНЖ и тут своя эпопея. Мы уже не пошли в наше консалтинговое агентство оформляться по 1 500 евро за человека. Обратились к местному юристу, который был на слуху у всех местных групп мигрантов. Стоимость консультации порядка 100 евро, оформление 2х человек – около 800 евро со всеми пошлинами, разрешениями и необходимыми платежами.

ВНЖ может оформить вся официальная семья за счет одного из членов семьи по программе “восстановления семьи” и документы все можно подать одновременно.

ВНЖ можно оформить в Сербии по нескольким основаниям:

  • Открытие компании. Компания должна осуществлять реальную деятельность и оплачивать налоги. Все работающие в компании иностранцы должны иметь разрешение на работу на территории Республики Сербия.
  • Работа по найму
  • Покупка готового бизнеса
  • Брак с гражданином Сербии
  • Приобретение недвижимости (нет специальных условий, т.е установленной минимальной стоимости недвижимости и района)
  • Лечение и реабилитация
  • Обучение (средняя школа, гимназия, университет)
  • Воссоединение семьи. По воссоединению семьи вид на жительство имеют право получить несовершеннолетние дети и супруги

Наш вариант – это открытие компании.Список документов, который необходим по этому основанию:

  • Паспорт
  • Белый картон по месту договора аренды
  • Свидетельство о браке -10 € (перевод)
  • Резюме - 10 € (перевод)
  • Диплом - 10 € (перевод)
  • Страховка - 70 € на человека (сейчас, по-моему, необязательна)
  • Договор аренды квартиры
  • Основание собственника на квартиру
  • Согласие собственника
  • Информация о счете
  • Наличие не менее 1 000 € (выписка по карте) на каждого взрослого своя выписка и свой счет
  • Номер компании
  • Фото ГЛЯНЕЦ 2шт
  • Разрешение на работу — оплата с компании, что важно

350€ – услуги адвоката за того, кто оформляет ВНЖ

100€ – за супруга

Дети бесплатно

Такой пакет собирается и уносится в полицию, на что выдают справку о том, что приняли документы. Эта бумажка дает право находиться на территории Сербии до принятия решения о выдаче ВНЖ.

Вообще, гражданам РФ пребывать на территории Сербии без визы возможно только 30 дней. Как правило — далее достаточно выехать в ближайшую безвизовую страну и вернуться. Начинаются новые 30 дней.

Итого нам назначают дату визита только через 3 недели. Мы благополучно получаем наш ВНЖ и живем с ним уже почти год, скоро продлевать, и про это напишем отдельную статью. Попробуем оформить продление самостоятельно.

В целом, уже год работаем в Сербии — полёт нормальный.

К нам релоцировалась часть сотрудников, так что теперь у нас здесь полноценный рабочий офис.

Другая часть осталась в России, в Новосибирске. Разница 5 часов — не очень удобно, но ко всему привыкаешь.

Зато мы можем продолжать как и раньше работать с заграничными заказчиками — Канада, Австралия, Мальта, по сути – границ нет.

Если хотите познакомиться с нами поближе — звоните, пишите, приходите в офис в Сербии или Новосибирске. Расскажем подробности нашего увлекательного переезда, а заодно можем обсудить ваш IT-продукт. Мобильное приложение, сайт, CRM – сделаем все в лучшем виде.

После такой истории с переездом, вы примерно представляете, на что мы способны))

Чем сложнее задача, тем интереснее.

2323
20 комментариев

почитал также предыдущий пост, он более забавный показался - про пересравшихся воробушков

4
Ответить

❤️ там, да.. поминутно его записывали, там хронология играет роль)
на страх было выделено меньше минуты 😅

1
Ответить

Поставила лайк за реальную историю, думаю, что многие найдут полезную информацию о нюансах при переезде в Сербию.

4
Ответить

Спасибо ❤️
Да, все не так красиво выглядит на самом деле, как мы публикуем в соц сетях ))

1
Ответить

Здорово, что написали свою историю переезда. Пара вопросов:
1. Как вам Сербия для бизнеса в сравнении с Россией?
2. Как будете продлять ВНЖ - напишите, пжл., какие обороты по Сербской компании нужно показывать для продления ВНЖ?

3
Ответить

Класс, что дочитали)
1. Дорого! (впринципе как и в России) . У ДОО налогообложение "доходы минус расходы". Все как в России... Если есть возможность показывать расход, обязательно надо показывать. Налоги на сотрудников ~64% это то, про что нам нигде никто не упомянул до приезда в Белград.
2. Ок, принято. Расскажем как это будет происходить. Но нам все говорили, что в первый год для зарегистрированной компании никаких ожиданий высоких никто не предъявляет.

1
Ответить

Получается, вы успешно улетели ту Земун 😁

2
Ответить