Эффективный менеджмент: как перестать быть нужным и не стопорить работу

3 ошибки почти всех руководителей
Автор: Антон Ларин, Сооснователь и CEO SigmaDevs и автор тг-канала "Есть мысли"

За годы работы я пришел к выводу, что ряд ошибок, связанных с гиперконтролем, совершают все руководители, включая меня самого. Расскажу о них в этой статье.

Небольшая иллюстрация гиперконтроля
Небольшая иллюстрация гиперконтроля

Откуда берется чрезмерный контроль и чем он плох

Как бы это парадоксально ни звучало, но руководитель должен стремиться делать так, чтобы процессы внутри компании заработали без его участия. Это сложно и контринтуитивно, потому что помимо естественного человеческого желания быть нужным существует еще естественное желание все контролировать.

Дело в том, что наш мозг обожает стабильность. Для него стабильность = безопасность. Хорошо, когда нет неожиданностей и неопределенностей, а когда они есть, мы начинаем тревожиться. И контроль становится способом победить тревогу, а вместе с ней и потенциальные неожиданности. Причины возникновения этого состояния можно искать в детстве, в обсессивно-компульсивном расстройстве и прочих терминах, которые лучше разбирать со специалистом. Самое важное — вообще распознать в себе такую склонность.

От гиперконтроля страдают все: менеджеры, которые берут на себя то, что можно бы делегировать и в результате устают х2, сотрудники, которые не знают, когда их инициатива уместна, а когда нет, и от этого теряют мотивацию к работе.

Ошибки менеджмента, связанные с гиперконтролем

Лучше все сделаю сам, чем объясню задачу. Руководители особенно легко принимаются сами делать то, в чем хороши. Зачем кому-то ставить задачу и делегировать, если вы с наиболее предсказуемым результатом сделаете задачу быстрее? Это намного проще, чем научить другого человека и довести его до нужного качества выполнения. А как "здорово" брать на себя задачи накануне дедлайнов, когда нужно спасти проект и появляется шанс показать всем, что вы хороший программист/продавец/маркетолог. Если замечали за собой такое, то знайте, что остановиться никогда не поздно! Старайтесь делегировать задачи и развивать себя в умении их постановки.

Я хочу контролировать все. Пункт похож на первый, но немного в другой области. Руководитель отдает задачу исполнителю, но при этом хочет видеть почасовые планы выполнения в виде отчетов. У сотрудника создается впечатление, что он под постоянным надзором и, естественно, он не чувствует ответственность за результат. Микроменджмент — это точно не то, чем должен заниматься руководитель.

Ревность к успехам сотрудников. Чтобы чувствовать себя нужным и востребованным, нужна похвала. Когда вашего сотрудника похвалили при вас, внутри возникает тянущее “это я его научил”. Многие руководители проходили через это — я не исключение. Побороть это можно тем, что вы понимаете, что любая похвала в адрес сотрудников — она про вас тоже и скоро вы сможете брать больше ответственности и делать вещи масштабнее, если каждый из ваших сотрудников будет успешен и вырастет.

Что еще можно сделать

Помимо того, чтобы учиться делегировать, давать больше свободы подчиненным и помнить, что их успех относится и к вам тоже, можно сделать еще пару вещей.
1. Изучите себя. Понять, в какие моменты вы хотите все контролировать. Что вызывает наибольшую тревогу: неопытность коллег, потенциальные ошибки в проекте или что-то еще? Что вы получаете от контроля: спокойствие, ощущение власти? Когда вы сделаете это, то попробуйте разложить страх и тревогу по полочкам. Что самое страшное может случиться, если вы отпустите ситуацию? На каждый негативный сценарий составьте план действий, который будет аварийным. Это вернет ощущение стабильности и безопасности.

2. Помните про свою зону ответственности. Одна из важных задач руководителя — смотреть шире, стратегически. Это означает, что не нужно тратить время на задачи, которые не относятся непосредственно к вам. Например, вам в команду нужны новые люди. Вы знаете, какие компетенции важны, как оценивать работу сотрудников, но это не означает, что вы сами должны отбирать резюме для собеседования.

Есть, естественно, и другие ошибки, которые свойственны более опытным руководителям и через которые должен пройти менеджер, чтобы его организация работала без его участия. О том, как развивать сотрудников, добиваться результатов и организовывать процессы так, чтобы сделать себя ненужным, читайте на канале!

Начать дискуссию