Одна моя знакомая, которая работает руками, устала вкалывать по 12-16 часов в сутки и решила расширяться. Нанять персонал, чтобы увеличить количество клиентов, которых можно обслужить. Разгрузить себя, перекинув на сотрудников часть своих клиентов. И денег заработать, конечно. Я очень надеюсь, что ей этот текст сейчас ничего нового не откроет, и она это все уже посчитала и четко понимает, что и как будет делать. А вот тем, кто задолбался работать руками, устал от мысли, что если завтра он сломает руку-ногу, то поток денег закончится, подумывает о том, чтобы расширяться, но совершенно не понимает, как и что делать, этот текст может сэкономить нервы и время. Этапы, через которые обязательно нужно пройти, если вы решили из ремесленника превратиться в предпринимателя. 1. Задать себе вопрос «а так ли я этого хочу» Как ни странно, но этот вопрос себе стоит задать в первую очередь. Он состоит из подвопросов: - готов/а ли я к новому уровню ответственности? За сотрудников в том числе- готов/а ли я искать клиентов и гарантировать персоналу полную загрузку, а значит, заработок? - готов/а ли я к сложностям и рискам? - к болеющим и уходящим сотрудникам? К тому, что завтра у меня весь персонал может не выйти на работу? - к жалобам клиентов? - к пустой клиентской записи? - перестать работать руками? Последний вопрос крайне важен. Потому что не получится у вас нести ответственность за персонал, привлекать клиентов, разруливать возникающие проблемы с налоговой, администрацией, клиентами, И ПРОДОЛЖАТЬ ПРИ ЭТОМ РАБОТАТЬ РУКАМИ. Не получится. Даже если вы суперман/вуман и многорукий пиздокрыл. 2. Просчитали ли вы финансовую модель? Что включает обычно этот этап: - обсчитать площадь и максимальную загрузку клиентами. Условно, если у вас 20 квадратных метров и там разместятся только 3 сотрудника… То там разместятся только три сотрудника. - какой график будет в вашей компании. - сколько персонала вам необходимо нанять и на каких условиях. - оборот, средний чек и возможности его увеличить - расходы и способы их сокращения - во сколько вам обойдется весь праздник, независимо от того, будут ли у вас клиенты (аренда, реклама, зарплата, отпуска, больничные и так далее) и в зависимости от наличия этих клиентов (расходники, бензин, проценты)3. Инвестиции Вот здесь валится куча народа. Потому что не учитывает миллион факторов. Самый главный - первые месяцы вы, скорее всего, будете работать в минус. Особенно, если открываетесь с нуля. Потому что на новой площади нужно делать ремонт и закупать оборудование, обставлять рабочие места, с локацией можно ошибиться, а еще может оказаться, что вы чего-то не учли. Вернее не так. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОКАЖЕТСЯ, что вы о чем-то не подумали. Если запаса денежного жира у вас нет, вы можете просто не дойти до шариков на открытии. Или дойти, но не быть в состоянии заплатить за аренду на третий месяц. 4. Бизнес план. Вытекает из предыдущего. Рекомендую его сделать хотя бы в базовом формате, даже если у вас уже все открыто и работает. Очень помогает актуализироваться. Состоит из следующих пунктов: - кому и зачем нужен ваш продукт/услуга- ценовой сегмент и формат предоставления (например, у вас бар с горячими закусками / просто бар / полноценный ресторан. У вас салон красоты полного цикла или только маникюр) - анализ конкурентов. Нет ли напротив вас чуваков с точно такими же услугами/товарами. Если есть, то как вы будете от них отстраиваться - услуги/товары, прайс- окупаемость и фин модель - маркетинговый план, затраты, каналы рекламы - инвестиции и где их брать - анализ рисков и SWOT-анализ - персонал: должности, уровень ответственности, поиск, обучение, затраты, непредвиденные обстоятельства5. Себестоимость и прайс. Тут тоже валятся многие. Потому что забывают посчитать, например, расходники, которые стоят 3 копейки, но начинают сильно расходоваться при увеличении клиентовИли думают, что при расширении чистый доход в конце месяца умножится на количество принятых сотрудников. 6. Персонал Это самая вообще больная тема. Потому что люди болеют, косячат, увольняются, тупо не выходят на работу, забирают клиентов и сваливают в закат.Тут советов не будет. Потому что я этот бином так пока и не разгадала. Разгадаю - поделюсь обязательно. Для себя открыла формулу, что если человек супер-умный, ответственный и проворливый, то он очень быстро уйдет открывать собственный бизнес. И тут, как некрасиво, но очень точно сказала одна девушка в инстаграмме, нужно «успеть снять весь скальп» с человека. А если ленивый, глуповатый, безответственный и медлительный, то его очень быстро «уйдете» вы. Истина, вестимо, где-то посередине. Я, когда ищу кого-то, ищу чаще всего по ценностям. Потому что научить можно всему. Было бы желание.Если инструкция показалась вам интересной – буду благодарна за подписку на мой ТГ-канал Катенька пишет про деньги, где я рассказываю про адекватную перепрошивку мозгов по части финансов.