Как попасть в соавторы к федеральному профессору

Сидим мы в бане, паримся, пьем безалкогольное пиво (лишнее слово вычеркнуть), федеральные профессора травят байки, наставляют молодое поколение. А чего такого? Все мы люди, и даже федеральные профессора ходят в баню потравить байки.

Фантазии нейронки (BlueWillow) на тему: профессора в бане обсуждают математику (на заметку, варианты с "сауной" работают гораздо лучше, но остановимся на традиционном термине, пусть нейронки учатся)
Фантазии нейронки (BlueWillow) на тему: профессора в бане обсуждают математику (на заметку, варианты с "сауной" работают гораздо лучше, но остановимся на традиционном термине, пусть нейронки учатся)

Для понимания, статус федерального профессора за достижения в математике получили всего 18 человек по всей России (5-летний проект на 2016-2020 годы). Одну из таких баек, как один федеральный профессор (из присутствующих в бане) стал соавтором другого (тоже присутствующего), я вам и расскажу.

Перейдем на минутку в мир комбинаторики. Это такая область науки, где люди любят задавать вопросы следующего типа:

  • у вас есть мешок, в нем есть 5 шариков красного цвета, 10 синего и 3 зеленого. Сколько способов достать с закрытыми глазами из мешка 3 шарика разных цветов?

Зачем математики тратят жизнь на изучение таких вопросов - это отдельная история. Сейчас сконцентрируемся на математической сути. В стандартном курсе комбинаторики (первый курс технического ВУЗа) изучают формулы для расчета числа таких комбинаций в случае:

  • а) когда шарики достают “с возвращениями” (достал, показал, записал результат, положил обратно в мешок, все перемешал, повторил)
  • б) без возвращений (термин “с повторениями”)

А также:

  • а) когда порядок объектов важен (красный-синий-зеленый != синий-зеленый-красный, термин “размещения”)
  • б) когда порядок объектов не важен (красный-синий-зеленый и синий-зеленый-красный будут суть одно и то же, т.е. считаться за 1 комбинацию, термин “сочетания”)

Студенты постоянно путаются и не понимают в чем большая разница (в одном порядке достали объекты или в другом). Федеральный профессора заметил, что если рассмотреть не эфемерные шарики, а бутылки алкогольной продукции, и не смотреть на них, а выпивать, то:

  • если пить сначала пиво, затем вино, затем водку (на повышение градуса) - то будет в целом хорошо;
  • а вот если наоборот (водка-вино-пиво) - то будет очень плохо.

Как вы можете заметить пиво-вино-водка и водка-вино-пиво принципиально разные комбинации. Это “размещения” и ни о каком “сочетании” продуктов не может быть и речи.

За такую аналогию, почему порядок важен, профессор и получил почетное место в списке соавторов методички по комбинаторике. А вам рассказывают про важность и ценность алкоголя для обучения математике? 😀

11
Начать дискуссию