Руководящая тетрадь

Руководящая тетрадь

С юных лет меня окружал какой-то парящий в воздухе пафос вокруг такого явления, как “руководство”, “начальство” и т.д. Пафос этот нагоняли ещё в школе одноклассники:

— А у меня дед Начальник на заводе! — заявлял какой-нибудь мальчуган.

И все вокруг типо сразу должны были понять, какой крутой этот мальчуган и какой крутой у него дед. Пока писал даже вспомнил одного пацана из детства, который всем затирал, что у него дедушка и бабушка директора на заводе Хаммеров. Нравилась ребенку машина Хаммер - вот он и назначил туда директорами бабушку с дедушкой.

Круто было быть начальником. Ну, по крайней мере, все думали, что это круто.

Для меня же явление руководства и начальничечества чем-то вожделенным и желаемым не являлось. У меня с детства складывалось к этому иное отношение, и вот почему.

В моей семье абсолютно все были начальниками. Все. Дед — директор облгаза, бабушка — главбух, второй дед — тоже какой-то начальник на заводе, бабушка — ведущий инженер, а после развала педагог в средней школе (самый большой начальник из всех вышеперечисленных, если кто не понял). Отец — главный инженер, в будущем тоже директор гос. организации, мама же имела свое собственное дельце.

Короче, видел я этих начальников, вблизи наблюдал их начальнический быт с самого детства. И вот именно потому, что видел, не разделял я с приятелями этого пафоса к начальникам и директорам.

Дед с отцом вечно решали какие-то проблемы — практически не было других разговоров, кроме как о работе. И постоянно надо было что-то решать. Этих туда, других сюда, те пусть делают то, а вот эти переделывают за теми. У матери то же самое: то проблемы с поставщиками, то с подрядчиками, то с клиентами.

Периодически в их разговорах мелькало слово «ответственность» — позже я узнал, что это такой типо атрибут руководителя, который он постоянно за собой должен таскать. К слову, таскают не все.

А еще, вместе со всем этим багажом, как-то само по себе в голове сложилось представление о своей будущей работе. И не то, чтобы мне прям хотелось с детства людьми командовать, нет. Просто понятно было, что я, как и родители, буду заниматься тем же — решать какие-то проблемы и руководить. Но никогда не было в этом какой-то мании и пафоса.

В мирских делах это проявлялось, как своего рода инициатива. Наступал какой-то момент и в голове срабатывал спусковой крючок — “кто, если не ты?”. Так и начинались первые попытки в командование, попытки возглавить коллективную борьбу над каким-то препятствием. Прикольно и весело было, когда препятствие все-таки получалось забороть.

Сам я начал «руководить» как раз таки в поздней школе и универе. Тут особо рассказывать не о чем. Мальчишеские коллективы. Кто наглее, тот и главнее.

Тогда-то в моей голове, может пока еще и бессознательно, начал сформировываться фундаментальный вопрос:

— А что, собственно, делает руководителя руководителем?

И вот тут интересно вспомнить про то, как я впервые встретился на работе с настоящим руководителем, даже начальником. Лично я про себя называл его Шеф, а вскоре и все в отделе так стали говорить.

Мне тогда надо было отработать распределение после универа и так уже подвернулось, что попал я на работу в банк. Вот там-то меня и поджидал мой первый Шеф. До этого уже много кто руководил мной по жизни — учителя и преподаватели, начальники разного калибра на всяких работах и подработках. Но это был первый человек, руководство которого над собой я полноценно принял и осознал.

Дядька был в возрасте, суровый и сдержанный. В поведении чувствовалась армейская выправка (как выяснилось позже, так оно и было). Он всегда приходил раньше всех на работу, строго оценивал взглядом опоздавших. А еще была у него любопытная тетрадочка.

Я тогда был еще достаточно молод, и, несмотря на то, что раздолбаем я бы себя не назвал, иногда все же опаздывал на работу и косячил. В одно из очередных моих опозданий я впервые столкнулся с этой таинственной тетрадочкой. Шеф встретил меня взглядом на входе в кабинет, остепенил меня по имени, открыл тетрадочку и начал зачитывать все мои опоздания за последние несколько месяцев, попутно приправляя монолог прочими подробностями о моих косяках. Короче отчитали меня по полной программе, со всей доказательной базой. Далее мне было предложено самому сделать вывод и предложить решение поставленной передо мной задачке.

Стоит ли говорить о том, что на меня такой подход произвел неизгладимое впечатление? Я-то как раньше думал? Что если за какой-то косяк не отчитали сразу, значит про него забыли и приняли, а оказалось, что нет. Большой Брат смотрит, и не просто смотрит, а фиксирует все в тетрадочку. Все зафиксировано. Или как любил выражаться сам Шеф: «Все уже на китайских серверах»

Поэтому тетрадочка — это первый интересный артефакт руководителя, который я взял на свое будущее вооружение.

Тетрадочка, как оказалось, нужна не только для того, чтобы отчитывать сотрудников. Она в целом помогает руководителю структурировать свои руководительские знания. В рабочей текучке может происходить большое количество событий, многие из которых легко забываются — тут то на помощь и придет тетрадочка.

Ведь какую задачу решает руководитель? Руководитель решает — кто и чего может потянуть.

В небольших командах руководитель еще может аккумулировать это понимание в своей голове. А что, если команда больше двадцати-тридцати человек? А что, если с некоторыми сотрудниками ты работаешь не постоянно, а на проектной основе и они то появляются, то пропадают?

Вот работали мы с дизайнером Сергеем пол года назад, я уже и забыл какие с Сергеем были проблемы, а с чем Сергей наоборот справлялся очень хорошо.

Что будем делать? Протаптывать дорожку с Сергеем заново? Полезем в старые чаты, чтобы что-то там вспомнить? Все это приведет к расходованию, как личных, так и рабочих ресурсов. А так взял, открыл тетрадочку и прочитал краткое досье:

С Сергеем работали над проектом «Х». Он работал в связке с нашим Максимом. По части креатива и дизайна Сергей молодец, а вот сроки заваливает регулярно. Правки на слух не воспринимает, хорошо получалось только с детальным письменным ТЗ. Из плюсов - работать может не только в рабочие часы, но и ночами.

И тут мало того, что от прочтения собственных записей все моментально вспомнится, так еще и сразу же становится понятно, как правильно ставить Сергею задачи, какие сроки ему нужно назначать и то, что в твоей команде есть Максим, который с ним уже работал и знаком.

Упрощает, не правда ли?

Короче тетрадочка — вещь ценная и полезная, а затраты времени на ее ведение очень сильно окупаются в будущем. И это не говоря об еще одной замечательной ценности тетрадочки.

За что еще ценят руководителя? По моему опыту его ценят за способность организовать работу, подобрать нужных людей на позиции и запустить рабочий маховик.

Вот представим ситуацию, попадаем мы на новый проект, допустим уже даже с какой-то командой. Задача стоит проект развивать, какие-то цели поставлены, ки-пи-аи. Нужны сотрудники - разработчики, менеджеры, дизайнеры, копирайтеры, контентщики и т.д.

Что делать? Оформлять заказ в отдел HR? Вариант, но сколько времени и ресурсов это потребует? Не говоря о том, что процесс поиска растянется на месяцы.

Что может помочь справится с задачей поиска сотрудников? Правильно, тетрадочка.

Если записывали всех, с кем работали, то буквально за несколько проектов может накопиться серьезный пул проверенных боевым опытом людей.

Достаточно просто пролистать тетрадочку и связаться с теми, кто заинтересовал. Вдруг кто-то как раз работу ищет? Вдруг у кого-то как раз есть знакомый коллега, который сможет помочь? Здорово ведь, уже процесс завертелся и сдвинулся с мертвой точки.

И даже если тетрадочка не поможет закрыть все потребности, то тут уже можно обратиться в HR с запросом.

Упрощает, не правда ли?

Ну и еще одна, на первый взгляд, не очевидная ценность тетрадочки.

Мы же не застрахованы от воли злого рока? Открыли с утра папку “Входящие” в почтовом ящике, а там письмо счастья: мол так и так, нам с вами было очень круто вместе, но у компании плохие времена, поэтому вы, ваш проект и команда попадаете под сокращение, нам очень жаль и бла-бла-бла.

И что делать? Обновлять резюме в линкедине и хедхантере и начинать откликаться на вакансии, месяцами ходить по интервью, выполнять тестовые и получать отказы? Тратить свой ресурс?

Не эффективнее ли пройтись по тетрадочке и пообщаться со старыми добрыми коллегами, вдруг у них в компаниях ситуация не такая плохая и им как раз нужен именно такой человек, как ты? А за тебя еще и старый коллега поручиться сможет. Он же сможет? Ты же оставил о себе хорошее впечатление?

И тут упрощает, не правда ли?

Кроме того, само знание о существовании такого инструмента жизнь несколько меняет. Ведь не только я веду тетрадочку. Но и сам, наверняка, записан в чьем-то гроссбухе. И, возможно, не в одном.

P.S. Отдельно хочу поблагодарить за идею, светлые мысли и редактуру Николая Мохова.

3
2 комментария

да ладно какие руководители не берут на себя ответственность

Ответить

а это может стать темой для отдельного рассказа))

Ответить