Личный опыт Denys Bondarenko
1 167

Как мы провалили стартап, даже не запустив его в релиз

Было это не так давно. Я молодой программист, ищущий проект, где смог бы саморазвиваться, использовать и улучшать свои навыки. Я люблю коммуницировать с людьми. Люблю делать что-то новое.

В закладки

Все началось августом 2018 года. Я окончил бакалавра. На том момент программировал 2 года, был интерном одной компании и мне хотелось что-то написать для себя. Что-то что и в будущем могло приносить мне доход.

Я написал на нескольких форумах и в чатах, что ищу людей, которые хотели бы со мной поработать. У меня было несколько идей, но не против был воплотить и чужие. Через какое-то время со мной списался, назовем его, Андрей. Он рассказал, что занимается маркетингом, но работал не в айти сферах, а очень хотел. Сказал что сам из Москвы (я киевлянин) и можно занять нишу каршеринга, так как на тот момент работало всего 2 сервиса.

Я загорелся этой идеей, хоть и понимал, что скорее всего, это все загнется до выхода в продакшн. Так и случилось.

Команда, Рекрутинг, Бизнес план

Я пишу на java, это бэкенд язык. Если кто-то не понимает, что это: есть два основные направления в веб-разработке, frontend и backend. Фронт отвечает за то, что юзер видит, заходя на ресурс. Бэк - это логика, общение с базой данных, вычисления и тд.

Для работы мне нужен был фронт. Потому что не было смысла писать только бэк. Кто будет отправлять запросы вручную? Я прошуршал еще парочку форумов, поспрашивал друзей. Я не мог позволить себе кому-то платить за работу, поэтому понимал что не смогу найти сеньоров с 5+ годами опыта. Но для начала человека с моим уровнем знаний было бы достаточно.

Параллельно с этим я обсудил с Андреем как будет развиваться наш продукт и как будем его монетизировать. У нас было 2 очевидных варианта:

  • Холдер (человек, который сдает авто в аренду) мог запостить только 1-2 бесплатных объявления. Если он хочет построить на этом бизнес и постить больше авто, то должен приобрести бизнес-план.
  • Поднятие объявления в топ.

Я сделал пару эскизов, чтобы обсудить их с Андреем. Цветовую гамму должен был подобрать дизайнер, который в будущем, мы планировали, будет. Например, так должна была выглядеть домашняя страница:

Тем временем я уже начал писать первоначальное апи и вспомнил о друге, с которым был на интернатуре, назовем его Максимом. Он тоже был бэкендщиком. Я предложил ему роль Тех. Лида + бэк. Его задачей было привести технологии в порядок, настроить правильно проект и непрерывную интеграцию. Сам я не люблю с этим возиться, он вроде как был не против.

Мы обсудили уже втроем наши дальнейшие действия, установили примерные временные рамки. И стали ждать успеха.

Кодинг, Модули, которые уже можно было потрогать

Мы начали писать с Максимом первоначальные CRUD операции (Create, Read, Update, Delete), создали пару энтити (Модели сущностей). Из основных можно выделить 3: Car, User и Holder.

Так у нас выглядел редактор авто в кабинете холдера:

А вот как выглядят задачи в таск трекинге:

За пол месяца я так и не смог найти человека на фронт. Я подумал, что все так и останется на этапе бэка (спойлер, все так и осталось), но вспомнил про студенческие каналы о программировании. Я написал пару слов о проекте, пообщался с несколькими людьми. Так как я ничего не понимал во фронте, я не смог выбрать технологии, с которым нужно было работать. Я предоставил это человеку, который мне подойдет, мол, я с открытыми душой и руками за любое решение. На самом деле это глупый шаг, но сейчас я осознаю, что из-за недостатка опыта, не смог нормально организовать работу.

Так вот, как я говорил, я пообщался с около 5 претендентами. Попросил выполнить верстку и хоть какую-то логику главной страницы. Я не просил их исходный код, мне нужно было увидеть что человек сможет сделать на нашем "реальном проекте". Честно скажу, теперь понимаю причину отказа рекрутеров, так как то что мне присылали не было похоже даже на обычную лабораторную работу. Имея эскиз, несколько человек сделали из слона муху. А некоторые использовали просто HTML + кое-какой CSS, даже без бутстрапа, не говоря уже о ангуляре или реакте (Это все технологии фронта, не техническим читателем эта информация не нужна).

Но мне написал один человек, я уже не помню его имени, пусть будет Миша. Сделал красивую страничку, мы согласовали с ним работу, посвятил его в курс дела. У нас возник небольшой конфликт - он хотел отдельный подрепозиторий для своего кода, хотя в этом не было смысла. Его код я все равно вижу, украсть его смогу, так как все заливается в главный репозиторий. Кое-как убедил заливать все в общий.

Тем временем мы расширяли функционал на беке, так выглядела детальная информация авто:

Фаза плато

С Андреем у нас было еще несколько звонков. Показал ему тестовые данные. Он предложил выделить 5 тысяч рублей на таргетинг, просто пощупать почву, но для этого нужен минимальный рабочий продукт. Да, я понимаю что это мало. Но я не готов был вкладывать в проект, в который не верил, он готов.

Мы обсудили примерный роадмап, даже посмеялись что сможем продать наш сервис Яндексу, так как он любит такие штуки.

Максим начал занимался фильтрами, добавил новые поля в энтити, делал кое-какой поиск:

Я списался с Мишей, так как после нашего разговора он сверстал только 2 страницы и неделю молчал. Он рассказал, что закрывает старые проекты и скоро продолжит работу над нашим каршерингом. Я не мог заставлять его работать, я никому не платил, поэтому не ждал результата. Это все было на добровольной основе с возможностью заработать в будущем. Ну ок, работаем дальше.

Прошло 2 недели и последнее что я написал на проекте была авторизация. И то не до конца. У меня были сомнения делать единую авторизацию для юзера и холдера или раздельную. Есть вероятность, что холдер захочет арендовать чье-то авто, тогда мы лишим его такой возможности при авторизации через эмейл, так как он будет заходить в свой рабочий кабинет. Можно было продумать логику с единым кабинетом, но мы не успели. Вот как это должно было выглядеть:

Потом все стало тихо. Никто не писал код. Андрей не звонил. Я начал работать на штаты, ходил фуллтайм в офис и быстро угас идеей каршеринга.

Знаете такой момент в жизни, когда все всё понимают? Никто не списывался спросить, почему работа стоит, спросить что делать дальше. Все перегорели одновременно.

Вот что происходит с 95% стартапов, но я уверен, никто из нас не жалеет потраченных сил и времени. Да, мы отнеслись к этому несерьезно, за плечами нету как нужного для такого дела технического опыта, так и предпринимательского. Но мы попробовали. И если у меня будет такая возможность еще раз, я обязательно приму в этом участие.

Выводы, которые я сделал:

  • Любой опыт - это опыт. Я хотел побывать в шкуре лидера. Понял, что мало хотеть, нужно уметь ставить задачи, уметь их обсуждать, договариваться, находить общие решения, ультиматумы. Вести людей за собой не получится, если ты сам в это не веришь, а тем более, если не умеешь.
  • Ты не получишь желаемого результата - если не будешь за это платить. Я понимал это еще в самом начале. Я думаю, все это понимали. Думаю, мы занимались этим, потому что на тот момент нас это вдохновляло.
  • Благодаря этому проекту я могу привести свой опыт НЕ успешных кейсов. И я думаю это гораздо важнее успешных. Ну ладно, не гораздо, но это именно те маленькие косточки, с которых строится хребет профессионала. Именно то, что делает его знания и опыт стержнем в своей сфере. Пару раз я говорил это на собеседованиях. Забавно как может развиваться диалог, когда твой собеседник говорит "Был у меня похожий случай".

Спасибо что дочитали до конца. Обязательно наступайте на свои грабли, это больно, но когда заживает ушиб или даже шрам - ты уже знаешь, как сделать следующий шаг, чтобы не прилетело в лицо еще раз.

P.S. Ну и добавлю ссылку на свой телеграм канал, планирую выпустить еще пару историй, возможно кому-то будет интересно.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Denys Bondarenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 19, "favorites": 24, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 62817, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 28 Mar 2019 18:38:58 +0300" }
Акции банка «Тинькофф»
19,16$
0,04$
{ "id": 62817, "author_id": 151306, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/62817\/get","add":"\/comments\/62817\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/62817"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }

9 комментариев 9 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
2

Как я понял из описания. Ваш проект по поиску "частной" машины в аренду. Что мешало воспользоваться готовыми CMSками? Проект простой ведь.

Ответить
–7

Любой даже хоть самый офигенный в плане функционала сервис нахер никому не нужен. Даже если он нужный и полезный. И с этим нужно жить. После создания рабочего прототипа надо искать инвесторов. Без инвестиций ничего хорошего не развивается.

Ответить
3

То есть надо делать из говна и палок, потом красиво обернуть и побыстрей спихнуть?

Ответить
1

да, microsoft и apple с этого и начинали

Ответить
1

Типичная история стартапера - новичка. Для начала сделайте customer development, затем уже пишите код и mvp

Ответить
0

Плохо ищете :))
1 фото. Поисковик. 1 минута. И вот уже аки автора в фб, вк, и твиттер.

Ответить
1

Сразу видно обычного программиста, который в первую очередь думает о коде, а не о проблеме пользователя

Ответить
0

А зачем такой сервис нужен ? И нужен ли он был бы ?

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }