{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Cleverbots: сколько нужно менеджеров, чтобы создать ИТ-компанию

Меня зовут Адам Тураев, я сооснователь компании Cleverbots. Мы занимаемся разработкой ИТ-решений на базе технологий искусственного интеллекта.

Компания Cleverbots появилась не случайно, это результат постепенного и органичного развития. К моменту создания Cleverbots у каждого из нас за плечами был многолетний опыт работы в крупнейших российских и международных корпорациях и в предпринимательстве. Здесь мы смогли максимально эффективно капитализировать накопленные знания и опыт.

Мы много раз пытались запустить совместный проект. Первая попытка была ещё в 2012 году: у нас была мечта создать приложение для онлайн-трансляций видео — пробовали запустить в России аналог Periscope.

Наша идея тогда, к сожалению, не взлетела, поскольку облачные технологии на были ещё недостаточно зрелыми, а хостинг и стриминг видео были ресурсозатратными для того времени.

Шутим, что прошли буквально в шаге от миллиарда долларов. Тем не менее каждая такая попытка даёт неоценимый опыт, повышает квалификацию, расширяет нетворкинг. Сам Periscope появился три года спустя, но тоже летал недолго, как известно.

Идея создать Cleverbots возникла во время хакатона M.Smart, организованного «М.Видео» в сентябре 2017 года. Мы в нём участвовали вместе с Ильёй Черняковым, теперь уже партнёром и операционным директором компании.

Тогда у меня был опыт работы в компаниях Reckitt Benckiser и Sanofi, занимался digital- и мультиканальным маркетингом. Опыт Ильи тоже был солидным: продуктовый менеджмент в Bosch и Sanofi.

Илья Черняков на Hack.Moscow 2.0

Вместе с командой разработчиков из «Сколково» мы поехали выигрывать этот хакатон. Хотя кодить ни я, ни Илья не умели, наше понимание того, что клиенту в первую очередь нужен более или менее готовый, красивый и понятный продукт, а командой разработчиков нужно правильно управлять, позволило нам быть конкурентными в борьбе с другими командами, которые состояли преимущественно из программистов.

Мы подготовили решение, позволяющее ранжировать важность отдельных показателей в карточке товара на основе анализа отзывов — какие параметры в наибольшей степени влияют на выбор покупателя.

При покупке телевизора кому-то важен размер экрана, кому-то звук, кто-то хочет смотреть фильмы в максимальной контрастности. В результате наше решение показывало, какие параметры нужно выводить на первый план.

Этот хакатон мы выиграли. Представителям «М.Видео» понравилась практическая применимость продукта, они высоко оценили нашу экспертизу и квалификацию. В «М.Видео» по итогам того хакатона была сформирована внутренняя группа data science, поскольку стало понятно, что у ИИ есть практическое применение, полезное для ритейлера. Свою команду сформировали и мы.

«M.Smart хакатон»

Третий основатель Пётр Толочков в 2017 году активно участвовал в других хакатонах и конференциях, в частности, Vivatech. Он одержал победу на MedHack, а в феврале 2018 года выиграл хакатон «Агентства стратегических инициатив».

У Петра тогда за плечами был не только опыт работы в глобальной корпорации, но и успешные собственные предпринимательские проекты. Пётр отличный маркетолог и менеджер ИТ-проектов.

VivaTech Пётр Толочков

После хакатонов мы решили объединить усилия и создать совместную компанию. Наш опыт работы в корпорациях, а также «хакатонский» опыт показывал, что крупным компаниям нужны решения на базе искусственного интеллекта и что они готовы платить за их разработку, если доказать практическое применение.

Cleverbots ставит во главу угла именно глубокое вовлечение в бизнес-процессы клиента и предложение наиболее применимого и практичного решения на стыке возможностей текущих технологий и потребностей партнёра.

Благо, что потребности клиента мы понимаем все очень хорошо и говорим с ними на одном языке. Таким образом, благодаря анализу рынка с использованием лучших управленческих практик, мы сразу нащупали свою сильную сторону: возможность адаптивно преподносить продукт крупным клиентам — составить грамотное коммерческое предложение, объяснить ценность технологии для бизнеса, красиво всё «упаковать» — это то, что даётся сложно ребятам, которые занимаются научной деятельностью или разрабатывают ИИ-решения.

По итогам хакатона с АСИ завязались крепкие отношения, и уже в рамках Cleverbots мы сделали для них четыре проекта.

Один из этих проектов предполагал разработку алгоритма рекомендаций мероприятий и алгоритма рекомендаций по нетворкингу, а также систему командообразования для участников технологического форума «Остров 10-21», проходившего на острове Русский во Владивостоке.

Этот проект, кстати, мы делали в «хакатонских» условиях. Сроки изначально были сжатые настолько, что сдавать надо было ещё вчера, но мы рискнули взять на себя задачу и справились успешно. В итоге наша команда работала круглые сутки, так как была разбросана буквально от Москвы до Владивостока и Бостона (США). Было крайне важно держать руку на пульсе даже во время мероприятия. Опыт был бесценный, проверили всю команду в бою.

На сегодня у Cleverbots очень представительный портфель клиентов. Мы достаточно быстро договорились с Electrolux, Asahi Glass и Nestle, сделали пилотный проект с РЖД и уже думаем о масштабировании. Активно общаемся с Kimberly-Clark.

Благодаря глубокому пониманию транснациональных заказчиков мы сразу начинали с небольших проектов. Однако с приходом четвёртого партнёра компания вышла на качественно новый уровень. У Льва Скрынникова колоссальный опыт по развитию бизнеса в целом ряде отраслей: от издательской деятельности (МГУ, МИФ), образования (Skyeng) до ИТ-проектов с топовыми госкорпорациями и оборонно-промышленным комплексом.

Партнёрство со Львом тоже произошло благодаря нашей страсти к системному развитию и обучению. Я и Пётр познакомились со Львом, проходя отбор на программу для Hi Po студентов лучших московских вузов при Ассоциации менеджеров России Student of Business Administration в 2013 году.

Годом позже эту программу закончил по нашей рекомендации и Илья. Мы активно влились в существовавшее тогда при АМР Сообщество деловой молодежи.Можно как угодно относиться к бизнес-школам, но я считаю, что именно программа и связи, которые завязались в рамках SBA дали нам такой бодрый и ранний старт в деловой жизни.

Благодаря Льву мы нацелились на большие проекты. В частности, сейчас обсуждаем проект оптимизации с одним из крупнейших фармацевтических заводов. Лев отлично знает потребности крупных заказчиков и может напрямую к ним обратиться, и просто ас в проведении сложных переговоров. В компании он возглавляет развитие бизнеса и управление продажами.

Лев Скрынников на встрече в Orange

Помимо маркетинга, наше достижение в том, что удалось наладить процесс рекрутинга разработчиков на хакатонах. Это результат понимания сектора и собственного многократного опыта участия в хакатонах. Мы лично присутствуем на них и спонсируем мероприятия — например, Hack.Moscow 2.0, крупнейшее событие такого рода в СНГ. На нем Cleverbots спонсировали секцию по искусственному интеллекту в речевых технологиях.

Cleverbots награждают победителей на Hack.Moscow 2.0

Как видите, все мы — не разработчики по своему бэкграунду. Поэтому сразу отвечу на вопрос, как мы компенсируем этот пробел. Опять-таки с помощью очень классных людей, которым мы нравимся. Например, нам сильно помогает Виктор Петухов, СТО проекта, который является главным архитектором основного алгоритма анализа данных в рамках нашего продукта по оптимизации промышленности, имеет более 6 лет опыта применения data science в различных сферах. У него большая экспертиза в прикладной математике, статистике и теории вероятностей.

Бизнес Cleverbots сильно изменился с момента создания компании, поскольку мы вкладываем много усилий в совершенствование продукта, команду и работу с крупными заказчиками. Основную миссию нашего бизнеса формулируем так: освобождать людей от рутины.

Мы не ограничиваем себя программными продуктами, на понятие «боты» мы смотрим широко. Если заказчику это будет полезно и будет технологическая возможность, через 5, 10 или 15 лет мы вполне можем начать производить андроидов, выполняющих часть функций человека.

Мы пока не разглашаем детальные финансовые показатели по деятельности компании. Однако за 1 квартал 2019 года выручка превысила весь 2018 год. На год в целом ставим себе задачу вырасти в 5-6 раз.

Эта цель достижима: должны помочь международные контракты. У нас уже есть два заказчика, никак не связанных с Россией — Университет Копенгагена, для которого делаем два проекта, и американская компания ETC (Engineering Technology Corporation). Нам ничто не мешает активнее выходить на международный рынок, и в апреле мы уже едем в Дубай на международную конференцию AI conference, организованную властями Эмиратов, где у нас будет свой стенд. А перед этим намечена поездка во Францию и встречи с глобальным офисом Sanofi, а также Orange.

Кстати, своих российских корней мы не скрываем, напротив, считаем, что «российский разработчик» — хороший бренд для масштабирования решений по ИИ в мире. Получилось ли у нас захватить глобальные рынки, расскажем уже в следующих статьях.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Asya Repreva

Надо отдать должное, программа SBA и конкретно наши выпуски — действительно все что-то крутое делают.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Malyshev

Вы крутые!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Видинеев

Отличная статя. Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Астафьев

Круто, ребят!

Ответить
Развернуть ветку
Fil Makarov

Игорь Иванович на Острове работал не особо :)

Ответить
Развернуть ветку
Adam Turaev
Автор

Игорь Иванович передаёт, что он будет стараться лучше

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда