Корпоративный Банк идей - один нюанс, чтобы идеи были хорошие

Часто в компаниях возникает мысль собирать у сотрудников идеи для развития бизнеса. Простейшая реализация: отправлять предложения непосредственно учредителю. Следующий шаг: создать специальный ящик электронной почты или бизнес-процесс в Битрикс24, где идеи будет оценивать некая комиссия. Чтобы замотивировать людей что-то предлагать, обычно обещается награда.

На волне массового воодушевления идеи присылаются самые разные: от организации благотворительного фонда до изменения строчки в ценнике. Интересное наблюдение: если предложенная идея не одобряется к реализации - автор вскоре увольняется. Чем более неподходящей выглядит идея, тем быстрее случается добровольное увольнение. Возможно, сотрудник чувствует, что компания движется с ним не в ногу. Печальная судьба самого Банка идей качает его наподобие маятника от поощрения не реализованных предложений, до тотального блока чего бы то ни было. Учредителю теперь кажется, что его работники не в силах придумать что-то действительно полезное, и продвижение Банка идей прекращается.

Что нужно изменить, чтобы Банк идей работал?

Несколько лет назад я заметил, что мои самые ценные мысли рождаются не без оснований. Довольно долго я думаю над проблемой, сочиняю варианты, какой-то из них оказывался интереснее других, и в итоге, срабатывает. Оффтоп внизу. Дизайнеры говорят, что чем точнее определены ограничения в техническом задании, тем жизнеспособнее будут проекты. Возможно (это слово я использую здесь риторически, ведь, на самом деле, я абсолютно уверен), сотрудникам просто нужно знать, над чем им следует думать.

Моду набирает аббревиатура GIST (Goals, Ideas, Step-projects, Tasks). Ключевое условие подхода: сотрудники знают, куда движется компания вплоть до нескольких важнейших целей. В российской реальности замечена проблема. Бизнесмены не готовы делиться с коллективом столь "секретной" информацией. Не хочу горько шутить о том, что многие руководители могут и сами не знать... Важно понимать, что общие цели вашей компании (не идеи, не проекты, а именно цели) для ваших конкурентов вполне очевидны. Снижаете себестоимость? Вводите броские новинки в расчете на эмоции? Строите просторные магазины с вежливыми продавцами в шёлковых галстуках? Для конкурентов всё это, как на ладони, ведь они смотрят на широкие мазки.

Максимального содействия собственных сотрудников можно добиться только через их понимание общего направления, исходя из которого они смогут находить наилучший результат на каждом уровне работ. Однажды на совещании слышал даже такую формулировку: поощрение за идею по принципу грантов. Мы признаемся, что не знаем, как что-либо сделать, и награждаем решение.

Что касается моего личного опыта, я сам по привычке группирую мысли в закрытом ЖЖ. Например, вот пост с формулой, переменные которой представляют собой ссылку на подборку идей и материалов с соответствующим тегом.

Корпоративный Банк идей - один нюанс, чтобы идеи были хорошие

Оффтоп

Могу вас позабавить историей о том, как я впервые испытал гордость за решение важной задачи. Пройдя минимум по три раза культовую игру Fallout 2, мы с одноклассниками начали просто развлекаться. При помощи не менее культовой программы Artmoney мы взламывали количество всех предметов в игре. Сто тысяч бронежилетов? Пожалуйста. Но вот такую банальную и необходимую штуку как патроны одолеть никак не получалось... Летним солнечным днем я ехал в маршрутке и продолжал думать. Почему всё взламывается, а патроны - нет? Момент озарения зарядил меня навсегда. Я понял, что взламывать нужно количество обойм.

Обо мне

Интересуюсь научным подходом к управлению.

Специализируюсь на содержательной стороне корпоративных информационных потоков.

Пишу статьи о своем профессиональном опыте.

В настоящее время ищу предложения о работе.

33
2 комментария

"...Бизнесмены не готовы делиться с коллективом столь "секретной" информацией..."
—--—--—--—-
И правильно делают. Доступ к информации, а уж тем более, к целям, о которых вы пишете, что "Важно понимать, что общие цели вашей компании (не идеи, не проекты, а именно цели) для ваших конкурентов вполне очевидны" должен быть жестко ограничен. А вы этого не понимаете, похоже.

И право на высказывание "идей" тоже должно быть ограничено.

Не согласна. Если команда не будет знать, куда двигаться, к чему вы придете?