{"id":14255,"url":"\/distributions\/14255\/click?bit=1&hash=285b001e00cf7484224a6ff681b6d172d7d7337a0afbdd4342d725cf62cb249b","title":"\u0411\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043d\u043e \u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0438\u043b?","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"4c6db631-4d4c-530c-9750-cf992e251f9d"}

ТикТок мог быть русским

или как мы продолбали свой первый стартап

Привет! Меня зовут Лев Клебанов. Расскажу, как в 2015-м мы с друзьями делали первую в мире платформу для видеочелленджей. Как с нейросетями вместо мозгов мы заработали первые деньги и провели чемпионат мира за 100к деревянных. Обо всём этом ниже.

Идея-Которую-Нельзя-Называть

Итак, 2015-й. Я менеджер проектов и потихоньку схожу с ума от рутины заказов для крупных банков. Вот тут 👇 Может, даже кто-то узнает местечко =)

34 часа без сна, из них 31 час работы – мой антирекорд

Имея кучу друзей-айтишников, логично было замутить какой-нибудь IT-бизнес. Оставалось найти идею. В то время видеоконтент становился всё более популярным, за это я и зацепился.

Что, если создать платформу для челленджей, где можно бросать видеовызовы другим людям?

Тогда как раз жёстко хайпил Ice bucket challenge, где люди на видео обливали себя водой со льдом. Мне хотелось многократно повторить его успех, поставив дело на поток.

Изначально я представлял это с уклоном в треш-контент в духе “смотрите, как я далеко пропрыгал на тазике по лестнице”. TikTok, который спустя пару лет круто раскроет тему челленджей, на тот момент еще не существовал.

Закинул мысль своим друзьям. В итоге нам показалось перспективней сделать платформу, на которой можно устраивать не дичь, а адекватные онлайн-соревнования — самим или под началом каких-нибудь крупных брендов вроде RedBull.

Тогда на пике были шоу вроде “Минута славы”, в соцсетях многие компании проводили свои видеоконкурсы. Но процесс сбора заявок и отбора участников был довольно муторным. По сути, конкурс приходилось пиарить на каждой площадке с нуля, а потом собирать ссылки и ролики участников по всему интернету.

Макдональдс устраивает конкурс на лучшее исполнение песни про булочку с кунжутом

Мы хотели сделать платформу, где можно запустить челлендж “под ключ”. И что не менее важно, со временем на платформе должна была собраться своя активная аудитория, участвующая в разных соревнованиях.

Идея нам настолько понравилась, что мы сразу решили – её нельзя никому рассказывать, а то украдут! Да даже не будем общаться с потенциальными клиентами-брендами, пока не выкатим работающий продукт!

С участниками челленджей мы тоже не общались – они же и так участвуют в конкурсах, значит и в наш их можно будет привлечь. Вместо всех этих пустых разговоров, ныне зовущихся custdev’ом, мы решили просто начать. Сделать сервис и запустить первый конкурс под нашим брендом – показать, как же всё круто работает.

Just do it, понимаешь?

Это я готовлюсь резко стать долларовым миллиардером

Сделаем быстро, но не сейчас

Представление о стартапах у нас было ну очень приблизительное. В духе “Пацаны с универа в Калифорнии собрались и накодили что-то крутое и масштабное”. Да, еще мы слышали, что надо делать MVP. Ну, базовая версия, так ведь?

По работе у всех был плотный загруз, поэтому решили все вместе взять отпуск осенью и улететь на Кипр – у Кирилла там как раз был уютный домик. Цель поездки – сделать MVP.

Предварительно обсудили концепт – это будет сайт и мобильная аппка со списком конкурсов и видеороликами. Ролики можно оценивать как по лайкам, так и по оценкам жюри, также можно настраивать этапы отбора.

Бэкенд решили делать на Django. Для базы данных взяли знакомый нам Postgresql. С фронтендом тоже долго не думали – jQuery тогда еще был на коне. Ролики решили заливать на Vimeo, потому что на YouTube нельзя вставлять свою рекламу.

Оставалось понять, как мы всё это сделаем. Сюрприз-сюрприз: классических frontend/backend/mobile разработчиков среди нас почти не было, поэтому каждый взял тот кусок работы, который хотел.

Слева направо:
Я – менеджер проектов и экс-системный аналитик. Беру на себя руководство и бэкенд.
Леша – еще один системный аналитик. Ответит за Javascript.
Паша – разработчик хранилищ данных. Будет пилить приложение под Android.
Кирилл – айтишник, который ищет себя. Займется аппом для iOS.
Дима – разработчик BI с небольшим опытом в дизайне и верстке сайтов. Ну хоть тут ничего придумывать не надо.

Спасало, что у всех нас был базовый опыт разработки со школы и универа.

Кипрская школа программирования

Наш высадка на остров выглядела так.

1-й месяц: все сидят разбираются с новыми технологиями. Дима поехать с нами не смог и ваяет дизайн в свободное от работы время. Пашу тоже постоянно дергают по работе, он пытается выживать в стиле “поспим на том свете”.

Павлик работает в режиме многозадачности

2-й месяц.

Паша улетает домой, продолжает кодить оттуда.

Леха проигрывает драку с волной и тоже летит лечиться.

Кирилл к этому моменту понимает, что программирование ему не заходит, и покидает команду проекта.

Дима заканчивает дизайн основных блоков и начинает верстать первые страницы.

Я запиливаю основу бэкенда, ловя дикий кайф от Python и Django. Развернул инфраструктуру в AWS – это такой навороченный облачный хостинг с блекджеком и Джеффом Безосом.

Классно, интересно, но по итогу MVPшка не готова, цель не достигнута.

Один из ранних макетов того, что должно было получиться

Боже, как мы готовились к успеху!

Вернувшись в Россию, мы договорились собираться каждую субботу и фигачить плечом к плечу.

История начинала безмерно растягиваться. Играли роль и отсутствие опыта с применяемыми технологиями, и загруз на основной работе, но главная причина – мы делали тонну лишнего.

Так, мы запилили поиск по сайту, чтобы пользователь не потерялся в нашем море контента.

Я делал систему кеширования, чтобы выдержать наплыв пользователей, если мы сразу завирусимся.

А еще у нас была сделана нейросетевая модерация видео для взрослых, чтобы к нам в систему вдруг не залили обнаженку. Переживали, что при ручной проверке не справимся с наплывом участников…

Сколько у нас было к тому моменту роликов на платформе? Ни одного, Карл! =D

Модерировать видео для взрослых? Да легко! Когда видео заливается на S3-хранилище, триггер будит Lambda-функцию, которая с помощью ffmpeg нарезает видео на кадры каждые 5 секунд и заливает их в AWS Rekognition. Если нейросеть выявляет подозрительное, то модератору приходит e-mail и видео ждет ручной проверки. Если нет, то сразу система заливает ролик на Vimeo. Итого: 4 рабочих субботы потрачены с невероятной пользой для бизнеса.

Мы нещадно продолжали жечь свои выходные на проект.

Спустя время из команды отвалился Паша, который делал Android-приложение – не вкатила ему мобильная разработка. Вселенная пыталась сказать нам: “Пацаны, ну не нужно вам сейчас делать аппы, хватит и сайта”. И мы таки вынули беруши с уходом Павлика ¯\_(ツ) _/¯

В общем, прошло 9 месяцев со старта работ – женщина бы уже успела родить. Мы? Делаем MVP.

Деньги надо?

И тут к нам обращается ОДНА крупная компания. И ей срочно нужно провести видеоконкурс с тысячами участников. И её стандартный подрядчик отказался ей помочь. И по счастливой случайности она вышла на нас.

БИНГО.

Нужно было сделать сайт конкурса плюс всю систему управления контентом, включая подгрузку данных о роликах из Excel-файлов.

Заказчик хотел разместить конкурс на своем домене и с весьма специфичным дизайном. Поэтому речь шла не о запуске конкурса на нашей площадке, а об использовании нашей технологии “под капотом” разработанного на заказ сайта.

И все же мы были в восторге.

Да мы бы даже бесплатно всё сделали, лишь бы проверить ядро нашей системы в действии.

Дима выступал для заказчика менеджером, так как именно с ним изначально завязалось общение. При этом он оставался нашим дизайнером и верстальщиком. Однако заказчик в упор отказывался принимать, что менеджер может быть еще и дизайнером. Пришлось нам попросить одного друга (который вообще-то программист) посидеть на встрече и покивать с умным видом. А делал дизайн в итоге все равно Дима =D

В итоге за 12 дней мы всё сделали и таки подзаработали. В моменте это ощущалось как быстрые деньги. Но в реальности, конечно, они до сих пор самые медленные в моей жизни =)

И все же мы были довольны. Особая гордость – первая созданная нами система проработала более года вообще без поддержки. А когда, наконец, сломалась, я зашел (пароли, конечно же, никто не менял) и поставил на расписание процесс очистки, который ранее забыл включить – все продолжило работать как часы.

Бросить нельзя уволиться

Окей, протестили свой бэкенд за чужой счет. А что дальше то?

Я понял, что с нашими бешеными скоростями проект может заглохнуть, не доехав до старта. Предстояло не только доделать техническую часть, но и собственно организовать первый конкурс, заняться его продвижением – задач было еще навалом. Да еще и Лешу так напрягли по основной работе, что ему временно было совсем не до конкурсов.

Я пообещал себе, что точно доведу проект до запуска, а дальше посмотрим. Уволился с работы.

Уехал в тихое место на севере Тайланда, чтобы ничего не отвлекало. И все двигалось весьма бодро, пока я не сел на байк и не сломал ногу.

Танцуют все!

Я прилетел в Россию, врачи поставили мне внутрь кости в ноге металлический стержень. Возвращаюсь к работе в режиме росомахи.

Платформа уже была почти готова к запуску. Решили, что будем делать конкурс танцев. Ну а что еще может делать человек со сломанной ногой?

Формат — в духе танцев на ТНТ, только онлайн. Танцоры – открытые и отзывчивые люди, поэтому подумали, что привлечь их к чему-то новому будет проще.

Мы хотели заявить себя как международную площадку, поэтому назвали конкурс Street dance planet и решили делать его сразу на весь мир.

Выделили бюджет: 50к на призовые, 50к — на маркетинг и прочие расходы.

Участие для всех бесплатное.

Я оформил англоязычную страницу в синей запрещенной соцсети и русскую в VK. Наконец-то предстояло начать активно общаться.

Я писал танцорам везде, где только мог. Потом в довесок настроил таргетинг. Бюджет и ставки у нас были маленькие, поэтому реклама активно наливала нам людей из бедных стран – в основном из Африки и Азии.

Здравствуйте, я вас по телевизору видел

Помимо участников, важно было найти судей для конкурса. Я хотел жюри из разных стран и разных стилей. Первая судья вызвалась помочь бесплатно. Это была хореограф из Аргентины Agustina Cumba, команда которой регулярно ездила на финал Hip Hop International в Америку. Отличный старт!

Также я активно написывал крутым российским танцорам. Моей мечтой было заполучить в состав жюри Алену Двойченкову, которая покорила меня своим бомбическим выступлением на Танцах на ТНТ.

Я написал ей письмо, но две недели ответа не было. Я уже не рассчитывал на успех, как приходит сообщение – Алена с радостью поучаствует. Опять же, человек вызвался помочь нам просто так, от души поддержать бесплатный конкурс для всех желающих. Я танцевал от радости – сорри, тут обойдемся без видео =)

К таким прекрасным девушкам в жюри хотелось добавить какого-то классного парня. А что может быть более мужским направлением, чем брейк-данс? Я раскопал какой-то старый рейтинг би-боев и начал писать всем подряд. Большинство ребят игнорировали меня либо сразу, либо после первых фраз.

И все же Thiaz Lopez a. k.a. bboy Thesis из Америки, который был где-то на 12-м месте этого древнего рейтинга, ответил с интересом. «Так как вы не мои друзья, и я вас не знаю, дайте хотя бы какое-то небольшое вознаграждение – например, 250 баксов. ” Я согласился. Написал в наших соцсетях, что третьим судьей будет Thesis. И тут начали сыпаться сообщения в духе »чегоооооооо??? ВЫ КАК умудрились вообще????!” Оказалось, что за пару месяцев до этого Thesis выиграл самый престижный баттл в мире и был действующим чемпионом мира по брейк-дансу. А я был даже не в курсе =D

В общем судьи для ноунейм площадки получились просто отпад, до сих пор не верится.

Где же порно? =(

В итоге нам удалось собрать 110 видео из 54 (!) стран мира. Было очень обидно, что никто не залил порно — мы же такую систему модерации навернули!

Тем не менее, не все прошли проверку – кто-то присылал групповые танцы, хотя в условиях было одиночное выступление. Кто-то заливал что-то странное. В итоге прошли не все (на ютуб их перенесли, чтобы не потерять).

Победила у нас в итоге девочка брейкер

Уровень выступлений был далеко не топовый – сказывалась небольшая сумма призовых, слабый PR и неизвестность площадки. Но все же поставленная задача была выполнена, мы показали систему в действии. А главное был очень крутой фидбек и от участников, и от судей. Нам писали ребята из Руанды, что у них нет даже зала, они танцуют прямо на улице. Они записали видео на единственный в их компании телефон с камерой и возможность получить обратную связь от танцоров мировой величины было для них чем-то невероятным.

Такие сообщения было очень приятно читать. Очень. Но…

Я сгорел

Вроде бы вот оно – мы запустили платформу, которую делали 2 года(!), можно идти продавать. Но мне становилось нехорошо при мысли продолжать.

Я через нехочу немного подергался, пописал брендам и блогерам, которым могло бы быть интересно проводить у нас конкурсы для своей аудитории. Успеха не было, но, откровенно говоря, я и не сильно старался.

Решил взять небольшую паузу – поехал в Будапешт на месяц, где занимался помощью отцу с его научной работой. Одновременно я читал Lean startup и слушал стэнфордский курс лекций от Y Combinator. Ловил один фейспалм за другим. Сколько времени можно было бы сохранить, если бы я узнал все это до, а не после.

Увы, через месяц отторжение к проекту никуда не ушло – я четко осознал, что это просто не мой продукт. Я не тот человек, который участвует в видеоконкурсах и интересуется ими. Ну разве что танцы на ТНТ =D

Вместо того, чтобы создавать что-то, что я считаю важным, я просто попытался поймать тренд и заработать денег.

И это даже не то чтобы плохо. Возможно, если бы мы быстрее получали результаты, мое отношение было бы другим. Но тогда я понял, что просто не готов продолжать этим заниматься. Остальные ребята тоже не горели желанием развивать проект, и в итоге это все просто сошло на нет – сервис мы отключили. The end of the road.

На случай изобретения машины времени

Что можно было сделать иначе? Примерно всё, но вот основное:

  1. Пообщаться с брендами на старте, узнать их проблемы при организации соревнований. В цифрах посчитать, кто и сколько готов платить за решение этих проблем.
  2. Не бросаться в программирование очертя голову, а попробовать сначала провести челлендж “на коленке”. Поговорить с участниками разных конкурсов, узнать их мотивацию, проблемы и впечатления от таких конкурсов. Понять, сможем ли мы собирать сообщество вокруг наших мероприятий, сколько это стоит и какой даёт охват.
  3. Решать проблемы по мере их поступления. Делать разработку только в том объеме, который необходим для текущих потребностей (а сейчас еще многие вещи можно сделать с помощью no code).
  4. Постараться сразу найти спонсоров и PR-партнеров для первого конкурса, чтобы не вкладывать свои деньги в призы и продвижение, либо вкладывать меньше. Мы договорились с крутыми судьями, под такие имена можно было точно кого-то найти.

Жизнь после проекта

У ребят все в порядке. Леша вырос до Head of digital transformation в банке. Дима – Head of BI в крупном дистрибьюторе. Паша был главой аналитики в Делимобиле, а теперь в Movavi. Кирилл пошел в офлайн-бизнес и развивает сеть аптек.

Я поехал в Израиль поучиться на лайф-коуча – подумывал сделать IT-продукт в этом направлении, но не случилось. Там же закрепил полученные в стартапе знания, сдав экзамен на архитектора AWS.

Вернулся в Россию и пошел в Яндекс.Погоду продакт-менеджером, чтобы прокачать свои навыки работы над продуктом.

В Погоде мне понравилось. Развивать массовый b2c продукт было куда интереснее, чем пилить один b2b проект за другим, как было на предыдущих местах.

Но желание сделать что-то свое никуда не исчезло, и в 2020м началась новая история – я создал поисковик жилья HomeBro, привлек полмиллиона пользователей и ушел из Яндекса. Про это я уже подробно рассказывал =)

Как вы считаете, актуальна была бы такая платформа видеоконкурсов в 2023ем?

0
142 комментария
Написать комментарий...
Digi East

Тик-ток это не челенджи, а платформа коротких дибильных видео, вызывающих дофаминовую зависимость. У челенжей и конкурсов слишком сложная механика выполнения, чтобы быстро набирать широкую аудиторию.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Таки да.
Челенджи это следствие, а не причина виральности тик тока.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Сократ Стофорандов

Как хорошо описал Тик Ток

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Тем не менее, если вы вспомните первые годы прихода тиктока, то там постоянно крутилась (да и до сих пор крутится, насколько я понимаю) тема челленджей. Они составляли очень заметную долю всего контента и тикток делал это частью монетизации - платные челленджи от брендов.

Но согласен, что тикток гораздо шире, чем челленджи. И, на самом деле, формат тиктока - последнее, чем я хотел бы награждать мир)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернышев

по сути там все повторяют друг за другом, только теперь это не челендж, а тренд

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
badResistor
А еще у нас была сделана нейросетевая модерация видео для взрослых, чтобы к нам в систему вдруг не залили обнаженку. Переживали, что при ручной проверке не справимся с наплывом участников…
Сколько у нас было к тому моменту роликов на платформе? Ни одного, Карл!

Еще и андройд забросили!
Прямо вижу свои(наши) ошибки в 2011-2014 годах. Два продукта, отточенные и отлаженные, готовые к развертке, хорошие идеи, отлажено вообще все что можно, но нас вытеснили те кто делал быстро и говно. У них закатило, у нас нет.
Целевой рынок был не рф.

Главное помнить про анекдот
"Вася и Петя одновременно начали писать один и тот же продукт.

Вася был «ориентирован на результат» и начал сразу писать говнокод не продумав толком архитектуру.

А Петя месяц разрабатывал архитектуру, месяц делал удобный интуитивный интерфейс, которому позавидывал бы Джони Айв, потом месяц писал тесты, потом два месяца писал сам код и получил идеальное стабильное приложение.

Но Вася выпустил уже через месяц первую версию программы, пусть и не идеальную, пусть с багами, но рабочую, и начал её продавать. Ещё через месяц выпустил вторую версию исправляющие баги первой и добавляющие новые баги. Ещё через месяц на доходы от продаж нанял двух толковых программеров, которые за два месяца перелопатили весь код, согласно пожеланиям пользователей допилили интерфейс и выпустили третью версию программы.

Итого, через пять месяцев у Васи было два работника, куча клиентов и сносно работающее приложение отвечающее желаниям клиентов.

У Пети было вылизанное никому не известное приложение, минус на банковском счёте и ни одного клиента.

В завершение этого выдуманного примера можно сказать, что через полгода Вася купил все наработки Пети, Петю взял в штат тестировщиком, а сам по пьяни разбился на своём новеньком Туареге
"

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

классика)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex Mail

Если бы это работало, то все кто делают говно получали бы win, а те кто хорошо проигрывали бы.
Глючащий сервис распугает всех клиентов.

Вы проиграли конкурентам (по вашим словам), по моему мнению по другой причине, а не потому что они были первыми и глючнутыми.
И да, опять же по моему мнению, главная причина успеха - это маркетинг.

Рекламироваться везде где только можно, на постоянной основе, способно оживить что угодно. Даже продажу снега зимой, или песка в сахаре.
А вообще, про историю про Васю и Петю, можно сделать главный вывод.

Продукт должен быть минимально рабочий, но работать идеально. Т.е. золотая середина. Не говно и максимально быстро, не миллион опций но долго. А именно середина. Крайности легко придерживаться. А вот поймать середину - это уже основная трудность

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Султанбегов

Да вообще не верю. Часто выигрывают не первые а те кто сделали лучше, и развивались дольше. Почему проекта не было десятки лет после появления интернета, а потом счет пошел на месяцы? Значит кто то кого то копировал. Почему говнопродукт одного стал всем известным а идеально сделанный продукт другого никто так и не узнал? Если у него классный продукт то под него легче искать деньги. Там осталось то его пропиарить. Я за второй вариант однозначно

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ilyin

Эхх..
Какой Лев не мечтает стать тигром? :-)

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Ауф, ежжи

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Звенислав Николаевич

Волк слабее льва и тигра, но в цирке не выступает, ауф

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Сватов
Ответить
Развернуть ветку
Максим

Думаю дело не в том что перегорели, а в том что у вас не было в команде «продавца» по духу, а самому заниматься продажами не в кайф. Вся ваша команда была представлена «технарями».
Нужен был человек которому нравится общаться, привлекать партнеров, спонсоров, публично продвигать проект, который кайфует от этого.
У меня несколько проектов провалились, точнее закрывал сам, потому что на этапе продвижения я «сгорал». Но только сейчас понимаю, в успешных проектах я нанимал или привлекал «продавцов», а сам занимался операционкой и развитием.

Ответить
Развернуть ветку
II

Ну слава богам!!! Спасибо за комментарий!!! Его можно применить к огромному числу статей о неудачном опыте, здесь на vc.
Есть такое выражение: "Хороший инженер никогда не станет директором завода". Очень часто в реальности - это прям так и есть.
Очень многие, кто пишет про неудачный опыт - типичные технари, которые судя по тексту их статей, вообще не думали о продажах (в силу склонности их характера), а лишь словили технического гения..
Единственное, что всегда удивляет - вроде, толковые, классные, умные ребята, но как будто пелена перед глазами - "ну вот сейчас, сейчас у меня все попрет.. и клиенты и продажи".. Хочется спросить: " С чего???? С чего вдруг, когда ты о клиентах и продажах особенно и не думал, а лишь хотел сделать "классную техническую штуку", которая "может быть и выстрелит"..

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Да, вполне возможно, что вы правы. Как бы я себя ни чувствовал, по крайней мере стоило найти кого-то, кто попробовал бы еще попродавать эту историю. Это факт

Ответить
Развернуть ветку
Nurgaliev

Рад что эта история актуальна для многих. Точно такая-же ситуация складывается у меня.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

кулстори бро

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Грац, бро)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Подклетнов

Крутая статья, было интересно прочитать. В паре моментов орнул)

Но все-таки в Тиктоке то главное это суперкрутые рекомендательные алгоритмы и деньги КПК на массированный маркетинг.

А тут немного другая история:)

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Безусловно, это не тикток) но параллель есть, решил привлечь допвнимание)

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
деньги КПК на массированный маркетинг

Ну хоть кто-то вспомнил главный фактор успеха тиктока 😏

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Нормас пост, осилил.

Так и не понял, почему после относительного успеха с танцами, всё бросил. Надо было хуячить дальше. Вот это "выгорел" - это отмазки всё какие-то детские.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Я согласен, что было более чем реально довести всю эту историю до финансового хэппи энда.

Возможно, в то время на фоне усталости (я правда очень плотно фигачил) отработали какие-то внутренние ограничения, которые не позволили пробить свой потолок и стать существенно богаче/влиятельнее и тд. И это не круто. Но с другой стороны, мне правда неинтересно связывать себя на годы с тем, что мне не близко. Жизнь не сводится к зарабатыванию денег. И я не знаю, в каком состоянии я бы в итоге был, если бы продолжил. Я думаю, из текста в целом понятно, что там не в отсутствии упорства был вопрос)

Возможно, сегодняшний я принял бы другое решение, но я бы и не оказался в этой ситуации

Ответить
Развернуть ветку
Pixel Lens
осилил

Ебёшь. Я только по диагонали осилил, но хочу полностью.

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль

Классный рассказ, прочитал на одном дыхании! Вообще, наверное, успех стартапа - это во многом еще и везение, и нужный момент. Может, стартовав на год раньше или позже, вы "выстрелили" бы и получили мировую известность...

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Спасибо большое) I guess, we’ll never know (c)

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Kostomarov

Очень крутая и прикольная история. Особенно в контексте того, что ты потом запустил крутой стартап!
Можно рассматривать как демо-версию, он-бординг в стартаперскую жизнь))

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Спасибо, бро) Это и правда была классная глава в жизни

Ответить
Развернуть ветку
Саша G

Всё можно было сделать проще, с танцами:
Канал на Ютубе, с названием "Конкурс танцев N Весна 2023".
Рассылаете видео-анонс конкурса по школам танцев.
Участник добавляет своё видео, с танцами, на свой канал, присылает вам весточку на почту или в закрепленный комментарий под вашим видео анонсом конкурса. Вы добавляете его к себе на канал в плейлист по дням/городам. Раз в неделю 3-5 профтанцора/эксперта обсуждают танцы участников, лучше в прямом эфире. Типа как здесь
https://www.youtube.com/@Dancetory
Чем больше разнополярных мнений, у экспертов и в комментах, тем лучше для хайпа). И денег то не много надо, $10К призовых, 5-3-2 за места + зарплата админу канала.
Таким образом собирается какое-то количество сообщества людей, кому это интересно.
Создаёте группы в других соцсетях.
Анонсируете следующий конкурс "Лето 2023".
Идёте к дядям с деньгами, показываете/говорите - мы можем технически сделать это на своей платформе/приложении, с различными темами, с вас бабосики и варианты монетизации.

А вы сначала, технически, пытались изобрести велосипед, выдумывая кто, куда и как на нём поедет...

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

примерно описанный вами подход я и имею в виду в выводах в конце статьи =)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
НаряднаяШайга

Тик ток тупая помойка для ускоренного деградирования и сжигания времени. Там нет никакого полезного контента, да и развлекательного тоже... Имхо

Ответить
Развернуть ветку
Эльвира Асарова

Я прилетел в Россию, врачи поставили мне внутрь кости в ноге металлический стержень. Возвращаюсь к работе в режиме росомахи.
А он выдвигается как у росомахи ? :D

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Спустя несколько лет врачи с помощью обратного молотка успешно выдвинули его через колено))

Ответить
Развернуть ветку
Uzabila

"Это тикток у того кого надо, тикток".

Тикток запустили в 2016 году и 2-3 года тупо пытались загнать туда людей и это долго не получалось. А там уже и "ковид" подоспел, который во время изоляции многие компании запустил туземун. А что еще делать? Снимай видосики про своих котятков и чувствуй себя Скорсезе.

Ответить
Развернуть ветку
Dark matter developr

у тиктока были вполне сильные шаги, что он решил вопрос лицензирования музыки и что видосик с котиком от нонейма на старте получал не ноль просмотров как на ютубе, а все же имел стартовую аудиторию и шансы на взлёт

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Leria Rococo

Спасибо за такую честную историю. Я вот ничего не понимаю в программировании и многие слова мне были попросту непонятны, но читать очень интересно! Просто супер! На одном дыхании! Очень поучительно и мотивирующе. Еще раз спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Столько приятных комментариев от вас, спасибо. Сейчас прибегут и будут говорить, что ботов покупаю 😀

За читаемость спасибо большое моей подруге-редактору, мы с ней неплохо попотели над текстом.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Светлана Завацкая

По истории явно не хватало вам специалистов, то что вы хотели окружить себя своими людьми, это хорошо, но не всегда верно.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Я с вами согласен. Вполне вероятно, что на уровне подсознания просто хотелось «поиграть в стартап» с друзьями и почувствовать дух программистов из силиконовой долины. Но игра подзатянулась

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leria Rococo

Отдельно спасибо за мемчик и видео материал 👍🏼🔥

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Когда я придумал мем про бэкенд, был прямо горд собой 😀 Остальные не мои)

Ответить
Развернуть ветку
Ria Star

Клево!

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Мерси)

Ответить
Развернуть ветку
Елена Игоревна

так есть ведь русский ТикТок яппи который)

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

не все то ТикТок, что Яппи =)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Архипова

есть ВК клипы:)

Ответить
Развернуть ветку
Nail Zakirov

Лев, спасибо, что поделился! Тоже год пилим продукт, перекликается)

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Привет! Рад тебя видеть в комментах)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Путинцева Александра

Увлеклась историей, что даже забыла, что делала! Отлично пишите!

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Mu

История очень интересная, спасибо что поделились.
Но возник вопрос, почему вы не поискали fullstack-программиста в команду? Ведь, опытный спец, с годами коммерческой разработки за спиной, сделает вам за пару недель то, что 5 junior-ов будут делать три месяца.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Это очень правильный вопрос)
Мне хотелось сделать проект с друзьями, с людьми, в которых я уверен, и с которыми это будет крутым приключением. С бизнесовой точки зрения, конечно, стоило найти кого-то, кто уже больше шарит в этом всем, а на себя взять организационные моменты.

Ну и повторюсь, вначале вообще не надо было ничего разрабатывать

Ответить
Развернуть ветку
Сгенерированный Кот

COUB пробовал, Vine пробовал, и еще вагон и маленькая тележка пробовали, но получилось только у Musical.ly. Почему у них получилось, а всех остальных - нет?
Спасибо за историю!

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Кто будет следующим?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pixel Lens
Почему у них получилось, а всех остальных - нет?

Почему получилось у телеграма, а у сотен других мессенджеров не получилось? :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Пацаны, ну не нужно вам сейчас делать аппы, хватит и сайта”. И мы таки вынули беруши с уходом Павлика ¯\_(ツ) _/¯

Орнул, спасибо)
Мне бы кто вынул беруши... )))

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Вспоминаешь и думаешь - я же вроде адекватный человек был. Как?
Ну ладно я, еще 4 чела. Как, блин?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Марьяна Иванникова

Спасибо, что делитесь опытом, на мой взгляд тема челенджей будет ещё долго интересна, так как мир уходит все больше в онлайн, и будут искать формы взаимодействия посредством новых платформ.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Недавно общался с одним инвестором. Он послушал эту историю и сказал, что у них в компании регулярно возникает геморрой с такими конкурсами. Кому продать код задорого? =D

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leria Rococo

А еще очень зашло что в конце статьи выделены отдельно ваши выводы! Они кстати тоже огонь!

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

unsuccess story порой гораздо интереснее ванильных известных историй успеха

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
А еще у нас была сделана нейросетевая модерация видео для взрослых, чтобы к нам в систему вдруг не залили обнаженку

Судя по скриншоту с дизайном, вы просто были несколько зациклены на этой тематике.
Пилили бы сразу порнохостинг — чего париться-то?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Это у нас была типовая рабочая шутка в то время)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Pekanov

а я честно посмотрел конкурсные видео на канале. само то, что стартап смог создать такую движуху это круто. в человеческом плане. (я сам делал видео-мессенджер, стартап с капсулами времени, игры и т.п. по итогам - опыт это драйв.)

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Рад, что оценили. Сейчас что-то есть в работе?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Aleksandr Solovev

Круто написано! Прочитал на легке🙏

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

))))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Panfilov

Классная статья. Не хватило вам CSR (corporate responsibility) чувачка, который бы продал платформу какой-нибудь зарубежной конторе под соусом защиты угнетенных черных танцоров.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Однозначно)

Ответить
Развернуть ветку
Crazy Frog

Я только заранее скажу что ни разу не, как модно нынче говорить, русофоб, прекрасно знаю уровень нашего в том же начале нулевых(одни создатели Дальнобойщиков писавшие одновременно софт для NASA чего стоят), и понимаю, что "нашим" могло быть очень многое, но есть "нюанс":
Мне эти истории напоминают форс темы в нулевых начале десятых про то, что вот интернеты могли быть нашими, потому что в Совке был толи учёный, толи несколько, которые, дескать, почти тот же интернет придумали, но не смогли реализовать.
На практике хватало десяти минут в гугле чтобы понять, что между просто идей, которая могла прийти и приходила в голову множеству людей, а именно что данными между ЭВМ можно обмениваться через сеть, и даже единую, и тем, чтобы такое реально сделать, даже не пропасть, а просто это из разных систем исчисления. Собственно поэтому "идею" нельзя патентовать. Только реализацию.
Тоже самое у вас. Ну, я был айтишником, и мои друзья тоже. Ну я и подумал чёб стартап ИТ не ёбнуть раз так. Ну так подумали, вроде можно такое сделать, ну да, неплохо будет. Ну давайте, а потом понеслось и ничё не получилось. Спустя восемь лет вы подумали и решил что ёпт, это же мог быть "наш" тикток, ведь вот, ну, челленджи есть!
Вот буквально история 1 в 1. Вот что там только одно появление современной системы DNS это целая история, не сопоставимая с мечтаниями учёных из совка; что ваши туманные мечтания против одной истории, как видео-контент вообще дошёл до такой жизни, и как создатели ТикТока, набивая синяки на жопе, понимали, что нужно ЦА.
Постскриптумом скажу что неприятно всегда писать хейт не в сторону каких-нибудь господ из РуТуба, а против обычных парней, тем более очень талантливых. Вы уже добились того, чего мне, заводчанину, никогда не добиться. Но просто накипело...

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Вы очень буквально воспринимаете заголовок, на что, конечно, имеете право) Но в реальности это просто проведение небольшой параллели для привлечения внимания к статье.

Схожие черты, безусловно, есть, но конкретно я никогда бы не сделал тикток, потому что я не хочу уничтожать человеческую способность к концентрации.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Pixel Lens

Ну ты, лягух, задушил пиздец. Не лень было такую простыню катать?

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Круглова

вот она взрослая жизнь,собрать друзей вместе та еще задачка

Ответить
Развернуть ветку
Ann B.

можно даже сказать не выполнимая

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Я мечтаю собрать еще раз эту команду хотя бы частично – сейчас это настоящие опытные тигры))

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Любой продакт когда-то был продактом впервые. У меня был релевантный опыт – позиции проджект менеджера и системного аналитика имеют ряд пересечений с продактом + все-таки в стартапе мы хоть и делали криво, но это тоже какой-никакой опыт. Особенно с учетом того, что потом я таки разузнал, как надо было =)

Изначально меня брали менеджером с упором на проджект составляющую, а продуктовую я подтягивал в Яндексе.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Керецман Бизнес Психолог

Как-то налицо распространенный паттерн: "Взялся за то - не довел до конца, взялся за другое - тоже"
А почему странный вопрос в конце? Ностальгия? Или решили просто вернуться к чему-то, что получилось? При этом без любви, как сами говорите, к этому?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Здесь вроде только одно не довели до конца)

Сейчас делаю другой проект, все делаем совсем по-другому, результаты получше.

Ностальгии нет, кроме как по приятному времени. К этому проекту не планирую возвращаться (по крайней мере, пока не поменяется мое отношение к нему). Но интересно все равно, насколько релевантна эта идея современному рынку

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Vasili Kubarev
Что, если создать платформу для челленджей, где можно бросать видеовызовы другим людям?

Ничего другого у нас придумать и не могли.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Как круто вы смогли уместить в 8ми словах пассивную агрессию к идее, человеку и стране

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Станислав

Ice bucket challenge это как бы август 2014 года был. А так 95 процентов стартапов хороши пока над ними работа идет. Как только нужно выкатывать продукт, раскручивать его команда друзей распадается.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

В августе был пик, но в реальности он продолжался гораздо дольше, ну а главное – это был просто свежий пример в памяти

Ответить
Развернуть ветку
Бактыгуль Ботоканова

Ну и ну

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Что именно удивило?)

Ответить
Развернуть ветку
Rnatery

В чем проблема провести конкурс через Google Forms?

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

1. Раскрутить конкурс
2. организовать удобное ознакомление аудитории с контентом участников
3. Организовать работу аудитории и судей по оценке контента и определению победителей

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

В свете санкций сейчас все актуально. Только кто ж с вами поделиться распилом госбабла

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy L

Помню как пилил сервис покупки рекламы у микроблогеров и обычных пользователей, типа до 1к подписоты. Тогда на рынке был сервис покупки рекламы только у крупных блогеров от 5к подписчиков. Короче пилил, попутно сделал несколько продаж тестовых, чтобы спрос понять и протестировать саму схему, все вроде ок, но так как на первых порах делал все сам и практически вручную, посеялось во мне зерно сомнения, хотя спрос и интерес был у клиентов, даже смог немного на этом заработать. Потом пообщался с парой коллег по маркетингу узнать их мнение и it специалистами, чтобы api запрещённой соцсети прикрутили к кабинету админки, и вот они совсем отбили желание этим заниматься. И спустя пару лет я натыкаюсь сначала на кейс ТвойТай, где они закупили рекламу у микроблогеров, а потом вижу как появляются, как грибы, агентства с такой услугой и понимаю, что я похоже профукал свою возможность снять сливки с рынка. Правда идея эта не прижилась надолго потому, что уж слишком много геморроя с этими блогерами, но кто успел тот, наверно, неплохо на этом заработал. Мораль сей истории такова: делай до конца, то что начал, а там уже разберешься че с этим делать.

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

Да, если начал что-то, что действительно имеет смысл) Конкретно в моем случае точно был резон продолжать, но на тот момент я оказался к этому не готов. Сейчас, вероятно, поступил бы по-другому

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Опыт интересный, но концовка прям подкачала. Сайт HomeBro, на котором написано "Также про меня пишут классные издания, за что им большое спасибо =)" я кликаю на VC и вижу что пишет сам автор проекта, но вовсе не редакция. С фразой дисгармония получается :)
Два года это точно не MVP, в выводах почему-то нет этих выводов..

Ответить
Развернуть ветку
Lev Klebanov
Автор

На сайте над ссылками на медиа написано "Статьи моих разработчиков стали очень популярными, собрав сотни тысяч просмотров.
Также про меня пишут классные издания, за что им большое спасибо =)"
VC относится к первому предложению.

Но, справедливости ради, есть и статья от редактора vc.ru https://vc.ru/offline/410481

Ответить
Развернуть ветку
Александр Назаров

Не смог бы)

Ответить
Развернуть ветку
The Popov

Если бы захотели, то конечно. Просто желания нет 😅

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Труханова

Почти любой стартап это не только идея(которых часто много похожих) и код, но и десятки миллионы баксов вкачанные в маркетинг, плюс сопоставимые суммы на поддержку проекта до момента пока начнет приносить первый доход

Ответить
Развернуть ветку
139 комментариев
Раскрывать всегда