{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Стать предпринимателем: как успешно приобрести бизнеc

В данной статье мы рассмотрим возможные риски при покупке бизнеса и предложим способы их минимизации, а также расскажем о основных причинах продажи бизнеса. Эта информация может быть полезной не только для потенциальных покупателей готового бизнеса, но и для тех, кто планирует продать свой бизнес и хочет понимать, как его будут оценивать потенциальные покупатели.

Автор: Владислав Глебов, управляющий партнер юридической компании MILTON LEGAL

Предпринимательскую деятельность можно начать двумя способами: создав новый бизнес или приобретя готовый. Оценка плюсов и минусов второго варианта поможет определить, подходит ли он или следует предпочесть первый вариант.

Преимущества готового бизнеса

  • История развития, которая позволяет оценить его текущее состояние.
  • Готовые помещения и оборудование.
  • Укомплектованный штат сотрудников.
  • Наличие налаженных связей и каналов сбыта.
  • Готовый продукт или услуга, иногда с уже известной маркой.
  • Определенный спрос на товары или услуги, что позволяет прогнозировать его изменение.
  • Детальные финансовые и бухгалтерские отчеты.

Недостатки готового бизнеса

  • Могут возникнуть проблемы с продлением договорных отношений (например по аренде) .
  • Ключевые сотрудники могут планировать уход, или быть недостаточно квалифицированными.
  • Контрагенты могут быть ненадежными, а отношения с ними могли быть испорчены прежним владельцем.
  • В будущем могут возникнуть долговые обязательства, такие как неуплаченные налоги, пени, таможенные пошлины или гарантийные обязательства.
  • Оборудование может быть изношенным, технологические процессы — устаревшими.

Если вы заинтересованы в приобретении именно готового бизнеса, и уже рассматриваете какой-либо вариант, следует узнать о причинах его продажи.

У прежнего владельца может быть несколько причин продажи бизнеса

  • Снижение прибыли. Это может быть вызвано отраслевым спадом, угрозой банкротства, неэффективным менеджментом, участие в криминальных деяниях и т. д.
  • Желание заняться другим бизнесом или расширить свою деятельность. Это может быть связано с личными мотивами, нехваткой средств для развития компании или желанием диверсифицировать свой бизнес.

В общем, все причины продажи бизнеса можно свести к этим двум категориям. Кроме того, прежний владелец может столкнуться с другими проблемами, такими как отсутствие возможности контроля процесса, разногласия с собственниками, потеря интереса к бизнесу, ограниченность возможностей управления из-за болезни или достижения почтенного возраста, либо например продажа непрофильных активов.Необходимо понимать, что бизнес — это не просто набор документов и материальных активов, а сложный механизм, который оценивается на основе его динамики. При покупке готового бизнеса важно учитывать, что многие факторы успешности не имеют видимого материального проявления, а представляют собой набор взаимосвязанных факторов. Некоторые из них могут быть подтверждены только документально, и если об этом не знать, то можно упустить важную информацию.

Перед покупкой бизнеса важно провести ряд проверок, включающих

Проверку юридической чистоты:юристам следует проверить учредительные и уставные документы, договоры с ключевыми сотрудниками, право собственности на недвижимость или договора аренды (включая сроки) , наличие обременений (ограничений на сделки с собственностью, акциями, долями) , регистрацию торговой марки и условия передачи прав на нее. Проверку финансовых данных:бухгалтер или экономист помогут оценить показатели оборота и прибыли, бухгалтерскую отчетность, материальные и нематериальные активы на балансе. Также следует убедиться, что нет задолженностей перед налоговой службой, партнерами, арендодателем, сотрудниками, поставщиками. Проверку маркетинга:необходимо изучить конкурентную среду, влияние экономических факторов и сезонности, объем рынка, жизненный цикл продукта, оценить бренд. Для оценки маркетинговой стратегии рекомендуется проконсультироваться с маркетологом. Проверку репутации у клиентов и сотрудников: можно воспользоваться интернет-поиском, чтобы найти отзывы о компании (но не всегда можно доверять этим отзывам) . Также в некоторых случаях можно нанять тайного покупателя, чтобы оценить качество обслуживания и работы персонала. Также рекомендуем изучить информацию о всех бывших и актуальных совладельцах компании и историю перехода прав на доли. Если не уделить должного внимания данному вопросу, можно столкнуться с риском судебных разбирательств с кем-то из недовольных соучредителей. Немаловажно будет и познакомиться с командой сотрудников. Ключевые сотрудники часто являются наиболее ценным активом компании. Для проведения всеобъемлющей проверки надежнее всего обратиться к профессионалам и заказать Due Diligence «дью дилидженс») — проверку продавца на предмет «должной добросовестности». Это позволит:

  • Снизить риски вложения в неликвидный или проблемный актив;
  • Узнать о проблемах в компании и снизить стоимость;
  • Получить полную информацию о деятельности и заблаговременно принять меры по исправлению ситуации.

В рамках проверки оценивают налоговые, финансовые и юридические риски. В целом Due Diligence занимает от 1 недели до 3 месяцев, в зависимости от масштабов деятельности компании и целей анализа. Финансовый Due Diligence позволяет подтвердить правильность бухгалтерской отчетности и оценить коммерческие перспективы развития компании. В процессе анализируются доходы, расходы, активы и обязательства предприятия, а также оценивается качество учета и актуальность информации в балансе. Результаты проверки финансового Due Diligence могут помочь определить рыночную стоимость бизнеса. Юридический Due Diligence проводится для снижения рисков, связанных со сделкой. В процессе проверки выявляются возможные финансовые и репутационные риски. Анализ позволяет ответить на вопрос о целесообразности инвестирования в проект. Налоговый Due Diligence позволяет оценить налоговую нагрузку и рассчитать привлекательность сделки в целом. Налоги могут сделать бизнес малодоходным или даже убыточным, поэтому важно учитывать текущие и будущие налоговые обязательства компании и искать способы их снижения.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда