(function(bannerClassName) { const sendEvent = (token, action) => { const value = 'Branding ' + token + ' – ' + action; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } else { console.log('GA send: ' + value); } }; const oneBeforePageChange = (callback) => { if (typeof Air === 'object') { const ajaxify = Air.import('module.ajaxify'); ajaxify.one('Before page changed', () => { try { if (callback) { callback(); } } catch (error) { console.log(error); } }); } }; const onLinkClick = (e) => { const link = e.target; const href = link.getAttribute('href'); sendEvent(href, 'Click'); link.removeEventListener('click', onLinkClick); }; const branding = document.querySelector(bannerClassName); if (!branding) { return; } const links = branding.querySelectorAll('a'); for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { const isVisible = getComputedStyle(links[i]).display !== 'none'; const href = links[i].getAttribute('href'); if (isVisible) { sendEvent(href, 'Show'); } links[i].addEventListener('click', onLinkClick); } oneBeforePageChange(() => { for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { links[i].removeEventListener('click', onLinkClick); } }); })('.entry-native-branding');

Как образовательная компьютерная система 60-х сформировала будущее. История PLATO

Яркая графика, сенсорный экран, синтезатор речи, приложения для обмена сообщениями, игры и образовательные программы — нет, это не iPad вашего ребенка. Это середина 1970-х, и вы используете PLATO.

Plato IV Терминал, ок. 1972-74 гг. Источник Arstechnica

Далекий от своих сравнительно примитивных современников телетайпов и перфокарт, PLATO был чем-то совершенно другим. Если бы вам посчастливилось оказаться рядом с Университетом Иллинойса в Урбане-Шампейне (UIUC) около полувека назад, вы могли бы получить шанс построить будущее. Многие из вычислительных инноваций, которые мы считаем обычными, начались с этой системы, и даже сегодня некоторые из возможностей PLATO никогда не были точно воспроизведены. Сегодня мы оглянемся назад на этот влиятельный технологический испытательный стенд.

Дон Битцер был аспирантом в области электротехники в UIUC в 1959 году, но его внимание было обращено на более важные вещи, чем схемы. «Я читал прогнозы, в которых говорилось, что 50 процентов учащихся, выходящих из наших средних школ, были функционально неграмотными», — сказал он позже в интервью Wired. «В нашей лаборатории был физик Чалмерс Шервин, который не боялся задавать вопросы. Однажды он спросил: «Почему мы не можем использовать компьютеры для обучения?»

Вопрос был своевременным. Высшее образование столкнулось с массовым притоком студентов, и, поскольку Советы, очевидно, выиграли космическую гонку с запуском спутника в 1957 году, наука и техника сразу же стали национальным приоритетом. «Автоматическое обучение», как оно было задумано, вызвало интерес как у академических кругов, так и у военных. Шервин обратился к Уильяму Эверетту, декану Инженерной школы, который порекомендовал коллеге-физику Дэниелу Альперту, главе Лаборатории систем управления, собрать группу инженеров, педагогов, математиков и психологов для изучения этой концепции. Но группа столкнулась с серьезным препятствием: члены, которые могли преподавать, не могли понять потенциальные требуемые технологии и наоборот.

Альперт вымотался после нескольких недель бесплодных дискуссий и собирался закрыть комитет, пока не вступил в бесцеремонную дискуссию с Битцером, который заявил , что уже «думает о способах использования старого радиолокационного оборудования как части интерфейса для обучения с компьютером.” Используя грантовое финансирование Корпуса связи армии США, Альперт дал ему две недели, и Битцер приступил к работе.

Для фактической обработки Битцер использовал ранее существовавший университетский компьютер ILLIAC I (тогда просто «ILLIAC»). Это был первый компьютер, созданный и полностью принадлежащий образовательному учреждению, и он был копией немного более раннего ORDVAC. Оба были построены в 1952 году и имели полную программную совместимость. 2718 электронных ламп IIIIAC давали ему большую вычислительную мощность, чем даже у Bell Labs в 1956 году, с временем сложения 75 микросекунд и средним временем умножения 700 микросекунд, 1024 40-битными словами памяти и магнитным барабаном на 10 240 слов. Битцер работал с программистом Питером Браунфельдом над разработкой программного обеспечения.

Терминал PLATO I в 1960 году

Передняя часть представляла собой потребительский телевизор, подключенный к самоподдерживающемуся дисплею в виде трубки хранения и небольшой клавиатуре, первоначально использовавшейся для военно-морской тактической системы защиты. Слайды на экране появлялись с проектора под управлением ILLIAC и управлялись клавишами управления, и ILLIAC мог накладывать на слайды векторную графику и текст со скоростью 45 символов в секунду с помощью того, что Битцер и Браунфельд назвали «электронной доской». Система предлагала интерактивную обратную связь в то время, когда большая часть взаимодействия с компьютером была пакетной. Компьютер был назван PLATO в 1960 году, а позже получил обратное название «Программируемая логика для автоматических обучающих операций». Одновременно проводить уроки мог только один пользователь, но прототип работал.

Блок-схема PLATO II

Концепция быстро расширилась. В 1961 году появился PLATO II, предлагающий полную буквенно-цифровую клавиатуру, а также специальные клавиши, основанные на PLATO I. Эти клавиши включали ПРОДОЛЖЕНИЕ (следующий слайд), ОБРАТНЫЙ (предыдущий), ОСУЖДЕНИЕ (проверка правильности ответа), СТИРАНИЕ, ПОМОЩЬ (для получения дополнительных материалов или раскрытия ответа) и интересная клавиша AHA, когда учащийся может «внезапно осознайте ответ на вопрос основной последовательности» и решите немедленно ответить на него.

Однако самым большим нововведением было разделение времени, позволяющее нескольким студентам впервые использовать систему одновременно. Требовалось тщательное программирование пользовательских временных интервалов, чтобы каждый сеанс не пропускал нажатия клавиш. К сожалению, объем памяти ILLIAC сдерживал это продвижение, ограничивая емкость системы только двумя пользователями одновременно и ограничивая интерактивность, ограничивая «вторичные последовательности помощи».

Терминал PLATO II в 1961 году

ILLIAC I был выведен из эксплуатации в 1963 году, а PLATO был снова переработан. К настоящему времени, однако, идея набирала обороты и начала привлекать больше финансирования и участия извне. На создание перспективной архитектуры PLATO III ушло почти шесть лет, начиная с отремонтированной корпорации Control Data Corporation (CDC) 1604, подаренной в том же году группе PLATO прогрессивным генеральным директором и соучредителем CDC Уильямом Норрисом. Норрис был заинтригован социальными последствиями более широкой доступности образования и проявил личный интерес к работе группы. CDC 1604-C в университете имел тактовую частоту 208 кГц и хранил 32 768 48-битных слов, каждое слово кодировало две 24-битные инструкции, а его мощность означала, что уроки PLATO могли стать более сложными и доступными для больших классов.

В те дни не было оборудования, которое могло бы одновременно работать со значительным количеством графических терминалов, поэтому было разработано полностью индивидуальное системное программное обеспечение, а также специализированный авторский язык под названием TUTOR. TUTOR был создан в 1967 году в новой Исследовательской лаборатории компьютерного образования (CERL), чтобы, по словам Битцера , «преподаватели учебных материалов могли действовать как авторы материалов, не становясь компьютерными экспертами».

Главный архитектор Пол Тенцар был недоволен уровнем знаний FORTRAN, необходимым для написания уроков для PLATO I и II, и хотел разработать «простой пользовательский язык специально для компьютерной образовательной системы с использованием графических дисплеев». TUTOR был в основном императивным, частично декларативным языком, который позволял преподавателю определять порядок уроков, экранные изображения, правильные ответы и вспомогательный текст, например этот пример, адаптированный из его руководства 1969 года:

Этот фрагмент показывает некоторые из основных особенностей TUTOR, такие как его полевой характер (типичный для языков того времени, на которые все еще сильно повлияли перфокарты) и ориентация на единицы. Единицу можно рассматривать как слайд (и даже можно указать конкретный слайд) с текстом и рисунками, расположенными с помощью операторов WHERE, PLOT и WRITE или нарисованными с помощью LINE. Операторы HELP, NEXT и BACK определяют разветвление потока от модуля к модулю.

Этот блок определял две «стрелки», где ответы были получены в определенных местах на экране (клавиша СТРЕЛКА на клавиатуре PLATO III перемещалась через них), и определял не только правильные ответы (ANS), но и слова, которые ДОЛЖНЫ присутствовать, слова, которые были рассматриваются как неявные (DIDDL), а слова, которые НЕ МОГУТ присутствовать или просто НЕВЕРНЫ (включая универсальный ответ для любого неправильного ответа).

Более поздние обновления позволили указать конкретную структуру предложения, а команда SPELL даже проверяла орфографические различия, которые, поскольку это была педагогическая система, указывались ученику. Программы TUTOR для PLATO III могли хранить до 63 типизированных переменных на каждого учащегося в виде 8-символьных строк, целых чисел или чисел с плавающей запятой, а команда CALC позволяла вычислять выражения во время выполнения. Некоторые из этих функций сопоставимы с его более известным современником, PILOT , более типичным императивным компьютерным языком обучения, который превратился в язык общего назначения.

Учителя вводили программы TUTOR на самом терминале PLATO, используя средство редактирования, называемое «авторским режимом». Авторский режим был защищен одним глобальным паролем, поэтому руководство постаралось напомнить инструкторам: «никогда не позволять никакому студенту или другому неуполномоченному лицу видеть, как вы переключаете терминал в АВТОРСКИЙ РЕЖИМ». Помимо создания и загрузки данных на диски и магнитную ленту и обратно, преподаватель может просматривать успеваемость учащихся и распечатывать копии. Специальный «вход» в качестве "универсального СТУДЕНТА" позволяет преподавателю просмотреть урок, как показано в этом макете кода выше:

Пример Моны Лизы TUTOR в действии

PLATO III поддерживал до 20 одновременных пользователей в CDC 1604, а терминал PLATO III был первым терминалом PLATO, существовавшим за пределами университета в средней школе Спрингфилда в столице штата Иллинойс. У него был выделенный нисходящий канал для видео и восходящий канал для передачи данных с клавиатуры. Позже курсы обслуживали не только университет, но и местную школу медсестер, начальную школу и общественный колледж. К 1970 году было доступно более 720 часов учебных программ.

Терминал PLATO III в 1969 году

Конечно, PLATO III занимался не только образованием. Космическая война! произвел большой фурор на PDP-1 в 1962 году, а Ричард Бломм перенес его в сеть в 1969 году, используя пользовательскую графику символов для рисования космических кораблей вместо векторов. Игроки могли сражаться друг с другом и выбирать противников с «большой доски».

Это была далеко не последняя игра, в которую сыграют пользователи PLATO.

PLATO IV

Но многие люди никогда не прикасались к терминалу PLATO до PLATO IV. Всегда очарованный растущими возможностями, Уильям Норрис из CDC создал UIUC в 1968 году, выпустив CDC 6400, меньший и младший брат 60-битного CDC 6600, который считается первым в мире успешным суперкомпьютером. 6600 был одной из первых архитектур загрузки-сохранения и имел 10 параллельных функциональных блоков для беспрецедентных для того времени уровней параллельного выполнения, превзойдя чудовищный IBM 7030 Stretch с производительностью до трех мегафлопс на частоте 10 МГц и став самым быстрым компьютером в мире с 1964 по 1964 год. 1969, пока его не затмил его преемник CDC 7600.

Модель 6400, возможно, и была младшим членом семейства, но уж точно не дураком. Единственным отличием было одно унифицированное ALU, которое, тем не менее, было полностью программно-совместимым с теми же возможностями памяти, ввода-вывода и вывода. Норрис не мог просто отдать группе даже маленький флагман, но после встречи с Доном Битцером и Дэном Алпертом, помня о поступающих дополнительных грантах, он убедил руководство CDC позволить CERL ничего не платить в первый год и платить в рассрочку. после этого. Это обеспечило более чем достаточную мощность для дальнейших планов Битцера.

Важно отметить, что успех предыдущих итераций PLATO привел к выделенному потоку финансирования для группы Битцера в CERL от Национального научного фонда, в котором указывалось, что новая система должна поддерживать не менее 300 терминалов. Среда выполнения TUTOR была должным образом расширена и перенесена на 6400, и с достаточной серверной мощностью Bitzer начал значительно увеличивать возможности внешнего интерфейса.

Обычный студенческий терминал PLATO IV производства Magnavox, 1971 год.

Исчезла старая электронно-лучевая трубка; вместо этого наиболее заметным изменением и неизменной особенностью PLATO IV был ярко-оранжевый растровый газовый плазменный дисплей с разрешением 512 × 512, впервые разработанный в 1964 году Битцером, профессором электротехники Джином Слоттоу и аспирантом Робертом Уилсоном. Дисплей Digivue площадью 8,5 квадратных дюймов, созданный производителем стекла Owens-Illinois в 1971 году, не требовал ни памяти, ни схем обновления, предоставляя все преимущества трубки для хранения, но в прочном плоском корпусе с четким высококонтрастным изображением. Встроенные генераторы символов и строк обеспечивали аппаратную графику со скоростью 180 символов и 600 линейных дюймов в секунду с использованием частично программируемого набора символов 8 × 16 с 252 глифами, который студент-стажер Брюс Парелло превратил в первые цифровые смайлики в 1972 году.

Дисплей был прозрачным и все еще мог накладывать слайды с проектора, который был модернизирован для использования микрофиш размером 4 × 4 дюйма. (Не путать с внешне похожими электролюминесцентными дисплеями, используемыми в таких системах, как GRiD Compass , оранжевые монохромные газоплазменные дисплеи позже стали популярными в конце 1980-х и начале 1990-х годов для портативных рабочих станций с плоским экраном, таких как Compaq Portable 386, IBM P75, и мой личный фаворит, огромное яркое свечение 1152 × 900 Solbourne S3000 на базе SPARC 1990. Родственный матричный плазменный дисплей в стиле Panaplex был наиболее известен своим широким использованием в автоматах для игры в пинбол, пока его не заменили высокоинтенсивным светодиоды.)

Студенческий терминал PLATO IV более позднего 1974 года

Пользовательский интерфейс также улучшился. Была обновлена не только клавиатура, но и дисплей с инфракрасной сенсорной панелью 16×16, позволяющей учащимся напрямую взаимодействовать с элементами на экране. PLATO IV тоже разветвился на звук, хотя и менее успешно. Хотя магнитный диск с пневматическим управлением для каждого терминала мог хранить до 17 минут аналогового звука и 4096 индексных точек произвольного доступа, он был ненадежным до обновления 1980 года, а в спецификации 1972 года он был назван «необязательным».

К счастью, дополнительные клиентские каналы ввода-вывода означали, что будущие обновления могут быть установлены по мере расширения возможностей (например, параллельный порт для аудиодиска также использовался для Gooch Synthetic Woodwinds 1974 года , простого музыкального синтезатора с четырьмя голосами, и последующих на 16-голосном кибернетическом синтезаторе Gooch для PLATO V; он также использовался для синтезатора речи Votrax).

Схема сети PLATO IV

Но самым большим технологическим прорывом PLATO IV, вероятно, были его огромные возможности удаленного доступа, представившие новые достижения в области сетей, сосредоточенные на специальном блоке сетевого интерфейса (NIU), подключенном к CDC 6400. На стороне сервера данные курса хранились на жестком диске емкостью 75 мегаслов. и три пакета дисков по 32 мегаслова и были загружены в центральную память 6400 на 64 килослова и расширенную основную память на 2 мегаслова для запуска студенческих сессий. Для повышения производительности расширенное ядро служило пространством подкачки, а не дисками.

Нисходящий канал с более высокой пропускной способностью от NIU поступал через аналоговое кабельное телевидение NTSC с использованием цифрового телевизионного приемника и системы распределения для демультиплексирования и обслуживания нескольких узлов в классе, содержащих до 32 терминалов, каждый со скоростью 1260 бит/с. Каждый терминал получил поток инструкций от приемника/распределителя, доставленных непосредственно на плазменный дисплей и проектор; поскольку терминал мог самостоятельно поддерживать свой образ, локальная память или ЦП не требовались. Восходящий канал с более низкой пропускной способностью от клавиатуры и экрана каждого терминала шел в концентратор узла, который мультиплексировал их сигналы и отправлял их обратно в NIU по одной обычной телефонной линии голосового класса, также на скорости 1260 бит/с.

Блоки нисходящей/восходящей линии связи вместе именовались контроллером сайта (SC). 12 каналов ввода/вывода 6400 и 10 12-битных периферийных процессоров, не уступающих по производительности более крупным 6600, легко справляются с полосой пропускания до 1008 одновременных сеансов на кабельный канал, а использование существующих кабельных и телефонных линий сделало сеть расширение вполне возможно. Микроволновые линии связи могут массово отправлять данные по нисходящей линии связи на удаленные узлы, или один удаленный терминал может получать свою собственную нисходящую линию связи от SC, передающего данные по телефонной линии.

Новые терминалы были объявлены Bitzer доступными для всех, хотя цена терминала в 5500+ долларов в 1974 году (более 33000 долларов сегодня) не была особенно равноправной, а запасов было немного. Но те, у кого был доступ к PLATO, отлично поработали с новой платформой, а свободная атмосфера в CERL способствовала появлению новых идей. Помимо условного образовательного контента, в 1973 году возникла простая система сообщений под названием « -pad- », реализованная как «урок» TUTOR, и эта концепция расширилась до группового чата Talkomatic общего назначения, написанного программистом Дугом Брауном, а позже Термом. -Разговор в приватном чате (названном в честь клавиши TERM для его запуска).

Якобы такие функции позволяли администраторам, учителям и ученикам продуктивно общаться в соответствии с образовательными целями PLATO. Но время отклика PLATO было настолько быстрым, что обмен сообщениями был практически мгновенным и вызывал сильное привыкание, в результате чего использование системы резко возросло; пользователи зависают в каналах, ожидая, когда люди зайдут, чтобы поговорить (или иногда пофлиртовать). Это был уровень интерактивности, с которым мало кто когда-либо сталкивался, и он представлял собой одно из первых социальных взаимодействий, полностью передаваемых через компьютер.

Сеанс Talkomatic 1973 года

Еще одна давняя идея принадлежит 16-летнему студенту Дэвиду Вулли, который в 1973 году разработал систему электронной доски объявлений PLATO Notes. Первоначально проект, который Пол Тенчар поручил ему для сообщения об ошибках, система превратилась в общую доску объявлений, а затем к концу 1974 года в личные личные заметки Кима Маста («PNOTES»), или то, что мы сейчас назвали бы ранней формой электронной почты. Более поздние Lotus Notes получили свое название и вдохновение от него. Некоторые из его публичных сообщений сохранились в печатной форме, например, этот обмен от 3 января 1974 года, в настоящее время самый ранний в архиве университета:

Этот линейный принтер был неспособен к сдвигу символов, поэтому ^ указывал на сдвиг (например, ^7 был бы апострофом на обычных неэлектрических клавиатурах того времени, а ^/ был бы вопросительным знаком). Печально известно, что PLATO Notes даже вызвала ранний ужас по поводу цензуры сети во время Уотергейта, когда NSF пронюхал о дискуссии Notes о возможном импичменте президента Никсона и сразу же позвонил Битцеру («Нам только что позвонили из офиса Никсона. Белый дом говорит, что наши деньги будут исчезнет, если это произойдет, и мы знаем, что ты исчезнешь…»). Битцер потребовал от студента, начавшего обсуждение, опубликовать заявление о том, что «в классе или на PLATO недопустимо организовывать политическую мобилизацию».

Игры также начали появляться в системе. Первые пользователи PLATO IV стекались к спискам «большой доски», из которых игроки могли выбирать противников для шахмат, воздушных боев и карточных игр, но последующие развлечения были более изощренными. К ним относятся реализация Dungeons & Dragons («dnd») от TUTOR 1974–1975 годов с первым известным игровым боссом и ранний roguelike с непрозрачным названием «pedit5» (названный в честь программного слота, в котором он был сохранен), автор которого Расти Резерфорд постоянно восстанавливается, несмотря на неоднократные попытки администраторов удалить его. Была также Empire I 1973 года , вероятно, первый сетевой многопользовательский шутер на арене, написанный студентом из штата Айова Джоном Далеске.в TUTOR при содействии Сайласа Уорнера из Университета Индианы над -pad-. (Сайлас Уорнер, вдохновленный другими играми о подземельях на платформе, позже стал известен как дизайнер Castle Wolfenstein для Muse Software.)

Первый 3D-симулятор полета Air Race был запущен на платформе PLATO IV в 1974 году; это также был первый многопользовательский авиасимулятор, который, как полагают, оказал большое влияние на серию Flight Simulator домашнего компьютера студента UIUC Брюса Артвика (предка Microsoft Flight Simulator ). Вернувшись в Урбану, местные пользователи старших классов начали блокировать старшеклассников от входа в систему в нерабочее время, чтобы они могли запускать большие многопользовательские игры. Проблема разрослась до такой степени, что полиция Урбаны впоследствии попросила Bitzer ввести комендантский час в 21:00 для пользователей младше 16 лет. Фоновая программа под названием «The Enforcer» искала игровые сеансы во время интенсивного использования и пыталась завершить или отключить их с помощью с переменным успехом, поскольку пользователи начали скрывать свою деятельность.

По мере того, как PLATO IV приближался к коммерческому качеству, новые инновации еще больше заинтересовали Уильяма Норриса в CDC не только из-за расширенного потенциала решения проблемы социального неравенства с помощью образования, но и как возможное новое направление бизнеса. Норрис все больше убеждался (правильно), что компании необходимо диверсифицировать свою основную деятельность, связанную с аппаратным обеспечением, особенно когда главный дизайнер Сеймур Крей ушел, чтобы основать свою собственную одноименную компанию в 1972 году, и он увидел в PLATO средство для немедленного расширения портфеля услуг компании. В 1971 году Норрис создал новый образовательный отдел CDC специально для разработки приложений PLATO, отрабатывая технологию путем преобразования собственных учебных и технических руководств корпорации. К 1974 году у CDC был собственный экземпляр PLATO, работающий в штаб-квартире в Миннеаполисе.

В 1976 году PLATO вырос до 950 терминалов и более 3500 часов учебных материалов по 100 предметам, которые обслуживались тремя экземплярами в UIUC, Университете штата Флорида и самом CDC. Экземпляр UIUC, теперь на подаренном Cyber 73-2 (обновленный эквивалент CDC 6500 с двумя процессорами с одним MIPS), один обслуживал почти 150 мест, включая более тридцати других колледжей и университетов. Емкость становилась все меньше, и Норрис сделал свой ход. В обмен на новый первоклассный CDC Cyber Норрис хотел получить все права на PLATO, и точка. Университет согласился, заключив отдельные соглашения о содержании курсов, программном обеспечении и лицензировании патентов, и сотрудники CERL отправились в отдел образования CDC, чтобы помочь им в обучении (некоторые остались на постоянной основе).

Соглашение не прекращало действие CERL и не прекращало участие Битцера в проекте. Соглашение позволяло CERL по-прежнему привлекать и обслуживать более мелких клиентов, и это продолжалось. По мере появления усовершенствованной микропроцессорной технологии CERL модернизировал терминал PLATO IV в 1977 году, установив на борту процессор Intel 8080, 8 КБ ПЗУ и 8 КБ ОЗУ, на которые сервер мог передавать код; эти усовершенствованные терминалы — на самом деле ранние микрокомпьютеры — получили название «PLATO V» и были последними из автономных, специально созданных терминалов PLATO. Сегодня энтузиасты считают терминалы PLATO V производства Carroll вершиной дизайна.

Терминал PLATO V в 1977 году

Со своей стороны, вера Норриса в PLATO была искренней, и он неустанно продвигал новое приобретение CDC, заявляя, что к 1985 году оно будет составлять половину дохода компании. CDC даже в определенной степени терпимо относился к играм и социальным приложениям, считая их полезными, хотя многие клиенты отключили их. Однако по разным причинам CDC мало использовал существующий контент и в течение следующих нескольких лет разработал свой собственный, иногда с большими затратами. Некоторые из них были почетными (переподготовка безработных для работы на новых полях, различные курсы для городских школ), а некоторые были необычными (информационная система для фермеров, преподаватель языка коренных американцев оджибве), но, несмотря на активные маркетинговые кампании, ни одна из них не была высоко оценена. выгодно даже среди крупных государственных и корпоративных клиентов, желающих купить.

Высокие ставки CDC, взимаемые с клиентов для возмещения их операционных расходов, а также отсутствие у CDC опытных авторов курсов для некоторых предметных областей, несомненно, были важными факторами. Одним из немногих успехов в области образования стало онлайн-тестирование под наблюдением, первоначально разработанное для Национальной ассоциации торговцев ценными бумагами (сегодня FINRA); Впоследствии в 1990 году она была выделена и стала современной Thomson Prometric.

Тем временем наступала эпоха микрокомпьютеров, и Норрис решил сделать еще один скачок.

Феноменальный космический потенциал, крошечное пространство памяти

PLATO V, конечно, технически уже был микрокомпьютером, но концепция терминального сервера умерла тяжело. CERL по-прежнему продавал свои собственные терминалы, а CDC начал производить IST («Терминал информационной системы») на основе CRT в 1978 году, но его первоначальная цена в 6000 долларов (сегодня более 24 000 долларов) делала его крайне непривлекательным за пределами корпоративной среды. Это была такая же точка доступа для других сервисов разделения времени CDC, как и все остальное. Если бы PLATO собирался выйти на внутренний рынок, ему просто пришлось бы перерезать шнур. Домашние компьютеры также не подходили для того, чтобы использовать все то, на что был способен TUTOR; немногие могли даже соответствовать разрешению экрана, и почти ни один из них не был подключен к сети.

Автономный PLATO V с 8-дюймовым дисководом 1979 года

1979 году CERL объединился с CDC для разработки автономной системы PLATO, дополнения к PLATO V. Вместо удаленного мини-компьютера, управляющего сеансом, ЦП V 8080 управлял всем локально, с уроками на дискете. Надстройка загружала список уроков с диска и предоставляла ученикам меню. Система подкачки по требованию считывала программный код и данные с дискеты с задержкой примерно в одну десятую секунды, а переменные и данные учащихся также могли храниться на диске.

Даже с этой уступкой 8-битный ЦП PLATO V с 8 КБ ОЗУ по-прежнему не мог справиться со всей средой выполнения TUTOR, поэтому CERL сократил TUTOR до μ-TUTOR (Micro-TUTOR), предварительно скомпилированной версии байт-кода. TUTOR оптимизирован для пейджинга на небольших системах. Micro-TUTOR можно написать и протестировать на полной установке PLATO, а затем скомпилировать для автономной системы; Уроки, распространяемые таким образом, получили название Micro-PLATO. Авторская платформа превратилась в систему разработки и доставки курсов PLATO CDC PCD2 (аналог PCD1 даже не нуждался в доступе к PLATO), а затем в систему авторской разработки Micro PLATO (MPAS).

Терминалы IST-II и IST-III от CDC также могли загружать и запускать уроки Micro-TUTOR непосредственно с дисков, но CDC не продавал их как микрокомпьютеры. Официально первым явным микрокомпьютером, на котором работал Micro-PLATO, был первый настольный компьютер CDC, CDC 110 1981 года. Как и машины IST, от которых он произошел, это был, по сути, терминал-переросток с процессором Zilog Z80, 64 КБ памяти и дисководами для гибких дисков. и BASIC, Pascal и CP / M были вариантами.

Он не только мог загружать офлайн-уроки, но и имел прошивку для подключения к службам разделения времени PLATO или CDC Cybernet и Call 370. CDC также не нацеливал эти машины на домашних пользователей; только цена билета составляла 4995 долларов (около 16 200 долларов сегодня), плюс где-то от 425 до 4000 долларов за программное обеспечение, и CDC продавал их через свою собственную сеть розничных бизнес-центров. Самым непосредственным потомком CDC 110 стал CDC Viking 721, сохранивший совместимость с PLATO.

Реклама Texas Instruments 1982 года.

Вместо этого первый настоящий порт для домашнего компьютера пришел от Texas Instruments, первой машины без CERL и CDC, на которой работал Micro-TUTOR. В этот момент Texas Instruments сильно погрязла в затяжной рыночной битве с Commodore Business Machines Джека Трэмиэля, и, пытаясь возвыситься над своим врагом, компания приступила к порту сама с разрешения CDC в 1981 году.

По иронии судьбы, будучи 16-разрядной системой, основанной на процессоре 9900, производном от мини-компьютера, Texas Instruments 99/4A был ближе к возможностям серверов PLATO, чем любой другой домашний компьютер того времени, но по-прежнему предъявлял высокие системные требования. Потребность в дисководе для гибких дисков означала, что владельцы 99/4A должны были владеть дорогой периферийной коробкой расширения, а также компьютером начального уровня. Выпущенная в 1982 году система была сильно смоделирована на основе автономной системы с использованием интерпретатора «PLATO в картридже» для запуска уроков Micro-TUTOR с дискеты, созданной с помощью новой системы PCD2 для более низкого разрешения 256 × 192 9918. ВДП.

Единственное участие CDC в усилиях TI заключалось в технических консультациях и переносе кода Micro-TUTOR в формат гибких дисков TI; остальное было полностью написано TI. Однако позже в том же году CDC объявил о другом наборе курсов Micro-TUTOR. Пакет из девяти курсов (базовая математика, физика, французский, немецкий, испанский и компьютерная грамотность) анонсирован не только для системы TI «ПЛАТОН в картридже», пополняя ее библиотеку, но и для Apple II на базе MOS 6502. и Атари 800.

Однако, в отличие от порта TI, порты Apple и Atari Micro-PLATO были преобразованы для работы непосредственно на компьютере, и отдельный интерпретатор Micro-TUTOR не использовался. 45 долларов за первый урок и 35 долларов за каждый последующий — цена была высокой, но PLATO наконец-то добрался до розничной торговли на дому. Со своей стороны, к 1983 году TI рекламировала более 100 курсов, содержащих более 450 индивидуальных уроков, но это никогда не становилось чем-то большим, чем нишевая функция для испытывающей трудности системы, и этого было недостаточно для спасения линейки домашних компьютеров.

Реклама CDC PLATO Microlink, ноябрь 1983 г

В 1983 году CDC попробовали другой подход с PLATO Microlink, на этот раз для IBM PC. Системы с 64 КБ ОЗУ, графическим адаптером и модемом на 300 или 1200 бод можно было превратить в терминалы PLATO с пакетом программного обеспечения CDC за 50 долларов, получая доступ к PLATO за регистрационный взнос в размере 10 долларов и 5 долларов в час в определенное время (плюс плата за телефон). Игры, обмен сообщениями и обучающие программы были частью продукта.

CDC только что была привлечена в качестве инвестора онлайн-сервиса The Source, и в качестве соблазна для клиентов, у которых уже были онлайн-возможности, компания предложила существующим подписчикам Source бесплатную регистрацию на PLATO. (Хотя ходили слухи, что сам The Source будет предлагать контент PLATO, этого так и не произошло к тому времени, когда CDC вышла из партнерства в 1987 году.) клиент отображается в масштабе 512×256.

Тем временем Atari работала над своим собственным терминальным программным обеспечением PLATO еще в 1981 году. Ранний прототип в декабре того же года стал первым микрокомпьютером, не относящимся к PLATO, для доступа к сети, но односторонний выпуск программного обеспечения Micro-PLATO CDC для Atari испортила отношения, и в начале 1983 года переговоры прервались. Разработчик Винсент Ву продолжал работать над проектом в свободное время, и когда появился PC Microlink, он смог убедить руководство Atari и CDC вернуться за стол переговоров.

Наконец выпущенный в 1984 году картридж Atari PLATO (названный « Обучающийся телефон ») был явно нацелен на внутренний рынок, чтобы избежать каннибализации продаж клиентов ПК; CDC перепродал услугу PLATO Microlink пользователям Atari под названием «PLATO Homelink» по той же цене. Как и PC Microlink, картридж Atari PLATO имел доступ к реальным серверам PLATO через модем и национальные сети с коммутацией пакетов. Наибольшее поддерживаемое разрешение ANTIC было 320 × 192, поэтому Ву реализовал систему виртуального экрана, чтобы либо уменьшить стандартный дисплей PLATO 512 × 512, либо увеличить его части. Сенсорный экран даже эмулировался джойстиком, что делало его более совместимым с большим количеством уроков PLATO, чем PC Microlink, у которого не было такой возможности.

Три непростых пьесы PLATO

Несмотря на эти и другие усилия, PLATO не удалось добиться успеха на внутреннем рынке, и на фоне серьезных финансовых потрясений в CDC Уильям Норрис ушел с поста генерального директора в 1986 году. Крах PLATO был не единственным, что нанесло ущерб чистой прибыли CDC, но наблюдатели согласились с этим. был его заметной частью. Норрис утверждал, что Micro-TUTOR и Micro-PLATO сбили проект с пути, и обвинил в его бедах плохой рыночный выбор с TI и Atari. Действительно, у Apple II никогда не было встроенного клиента PLATO или Micro-PLATO, несмотря на его повсеместное присутствие в американских школах, как и у Commodore 64, тогда доминирующего лидера на домашнем рынке. Дон Битцер был менее благотворительным, вместо этого обвиняя в упадке PLATO окостеневшую структуру управления CDC и чрезмерно высокие затраты на разработку контента.

В попытке реорганизации новый генеральный директор Лоуренс Перлман начал ликвидировать активы, в том числе филиал Commercial Credit Corporation в 1986 году (чтобы стать Citigroup), их часть The Source в 1987 году (убита CompuServe) и Ticketron в 1990 году (теперь часть Ticketmaster). ). В 1989 году CDC продала торговую марку PLATO и часть своих рынков обучающих программ инвестору Уильяму Роучу и его организации Roach Organization, которая в 1992 году переименовала ее в TRO Learning и сосредоточилась на корпоративном обучении. Несмотря на то, что в 2000 году компания снова переименовала его в PLATO Learning, PLATO sensu stricto никогда не использовался компанией, и на самом деле сохранилась очень небольшая часть первоначальной продажи. В конце концов, в 2012 году он был в последний раз переименован в Edmentum и до сих пор работает, в основном обслуживая школьные округа.

Поскольку Microlink уже была закрыта, оставшаяся часть PLATO в CDC была переименована в CYBIS (система обучения на основе CY-ber) для обслуживания существующих коммерческих и государственных контрактов компании. В 1992 году CDC выделил свою линию компьютерных услуг под названием Control Data Systems, которая в конечном итоге продала CYBIS в 1994 году стартапу University Online, Inc. UOL переименовала себя в VCampus в 1996 году и впоследствии прекратила свою деятельность (сегодня доменное имя припарковано).

CDS была поглощена BT (бывшая British Telecom) в 1999 году, что положило конец технологии Control Data под этим названием. Последним подлинным преемником CDC после распада является корпорация Ceridian, предоставляющая услуги по управлению персоналом и программное обеспечение, которая сегодня все еще работает в старом родном городе CDC Миннеаполисе.

В разгар всего этого группа CERL в UIUC продолжала спокойно поддерживать своих академических клиентов и разрабатывать собственные учебные программы, как это разрешено соглашением 1976 года с CDC. В 1985 году CERL основал коммерческое предприятие University Communications, Inc. (UCI) для монетизации этих операций. Самым устойчивым пережитком этих сумерек была NovaNET, которая расширила нисходящий канал кабельного телевидения от экземпляра PLATO до классной комнаты с помощью новой спутниковой опции (модем по-прежнему обеспечивал восходящий канал) и обслуживала все более разнообразную клиентуру, в которую входили даже несовершеннолетние/

К несчастью для CERL, уход Дона Битцера из университета в 1989 году означал, что группа потеряла своего самого ярого защитника, и CERL был распущен в 1994 году. Сам UCI был полностью выделен из университета и преобразован в NovaNET Learning. Эта первоначальная часть была куплена National Computer Systems, а затем сама NCS была куплена Pearson Education в 1999 году.

Хотя в основе системы все еще лежала некоторая форма TUTOR, NovaNET улучшила ее, прежде всего, за счет более современного пользовательского интерфейса и расширенных мультимедийных возможностей, предоставляемых по обычной локальной сети через обновленный клиент Microsoft Windows. Его самый большой успех был в альтернативном образовании, где Пирсон продавал архитектуру «учись в своем собственном темпе» учащимся, которых плохо обслуживали обычные занятия в классе ( фактические исследования).его эффективность была несколько более двусмысленной). Однако по мере того, как персональные компьютеры становились все более мощными, а учебные программы перешли на толстые клиенты и веб-обучение, проприетарный централизованный характер предложения NovaNET стал все более недостатком, и клиенты постепенно покинули сеть. В 2015 году Pearson вывел из эксплуатации NovaNET, последнего из прямых потомков PLATO.

Но даже если вы не были рядом с PLATO в его расцвете, это не значит, что вы никогда его не испытаете. После того, как VCampus разорился, бизнес и активы вернулись к его бывшему генеральному директору, который дал разрешение на некоммерческий выпуск CYBIS . Одним из таких экземпляров является Cyber1 , который поддерживает общедоступный экземпляр, доступный через Интернет с помощью клиента PTerm с открытым исходным кодом , доступного для Windows, macOS (включая Power Mac) и Linux. PTerm добавляет поддержку цвета и может даже выполнять уроки Micro-TUTOR с образов дисков. Доступна большая часть опыта расцвета PLATO, включая его знаменитые игры.

Больше интересует бэкенд? Запустите собственную установку поверх пакета dtCYBER, который эмулирует CDC 6600-совместимый Cyber 175. Пакет включает образ диска CYBIS с операционной системой CDC NOS, образ загрузочной ленты и PTerm.

А если вам нужен более современный ретрокомпьютерный подход, IRATA.ONLINE — это система на основе PLATO с новым контентом, ориентированным на старые машины, начиная с клиентов для 8-битных Atari (включая, с интерфейсом, старый картридж Atari 1984 года, а также FujiNet), а теперь Apple II и IIGS, Commodore 64 и 128 (VDC поддерживается для полного разрешения), IBM 5150 PC и PCjr, ZX Spectrum (последовательный или Spectranet), Atari ST, Amiga, TI 99/4A и многие другие. Он также работает с PTerm, и исходный код доступен.

Вклад PLATO в компьютерное обучение трудно переоценить, но успехи, позволившие сделать этот вклад возможным, привели также к критическим инновациям во многих других технических областях, таких как графические дисплеи, сетевое взаимодействие и пользовательские интерфейсы. Кроме того, креативность его пользователей и его ранняя свободная среда объединились, чтобы создать новаторский академический контент, очень влиятельные игры и новаторские инструменты для социальных сетей и обмена сообщениями, которые были концептуальными предшественниками приложений, которые мы используем сейчас, и привели в движение культурные основы нашего вездесущий сетевой современный мир.

Благодаря преданным защитникам, поддерживающим программное обеспечение и передающим свою богатую историю потомкам, PLATO живет, чтобы учить, вдохновлять и развлекать сегодняшнее и грядущие поколения, даже спустя годы после того, как организации, породившие его, исчезли.

(function(bannerClassName) { const sendEvent = (token, action) => { const value = 'Branding ' + token + ' – ' + action; if (window.dataLayer !== undefined) { window.dataLayer.push({ event: 'data_event', data_description: value, }); } else { console.log('GA send: ' + value); } }; const oneBeforePageChange = (callback) => { if (typeof Air === 'object') { const ajaxify = Air.import('module.ajaxify'); ajaxify.one('Before page changed', () => { try { if (callback) { callback(); } } catch (error) { console.log(error); } }); } }; const onLinkClick = (e) => { const link = e.target; const href = link.getAttribute('href'); sendEvent(href, 'Click'); link.removeEventListener('click', onLinkClick); }; const branding = document.querySelector(bannerClassName); if (!branding) { return; } const links = branding.querySelectorAll('a'); for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { const isVisible = getComputedStyle(links[i]).display !== 'none'; const href = links[i].getAttribute('href'); if (isVisible) { sendEvent(href, 'Show'); } links[i].addEventListener('click', onLinkClick); } oneBeforePageChange(() => { for (let i = 0; i < links.length; i += 1) { links[i].removeEventListener('click', onLinkClick); } }); })('.entry-article-footer');
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null