Женщины платят меньше. Как подкастеры зарабатывают на донатах

Привет! Меня зовут Миша Ронкаинен. Уже год я делаю «Тюремный подкаст» — рассказываю про жизнь в тюрьмах разных стран мира. Как устроена женская камера в США, зачем заключенным Южной Кореи фокусник и реально ли выжить в Таиланде, когда тебя приговорили к расстрелу — это всё ко мне.

За год я потратил на подкаст 650 тысяч рублей. Всё это — личные сбережения. Они пока есть, но могут закончиться. Рекламодатели в подкаст о тюрьмах не идут. Единственный способ монетизации, который я вижу — просить денег у слушателей.

Денег даже на студию уже не хватает, пишусь в кафе
Денег даже на студию уже не хватает, пишусь в кафе

Но будут ли люди донатить? Если будут, хватит ли этих денег на производство подкаста? Или в России такое не работает?

Я решил изучить: а как у других? Выбрал двадцать пять русских подкастов с подключенными донатами и задал их авторам самый важный вопрос:

сколько ты зарабатываешь?

В этом тексте ответы тех, кто меня не послал. И ещё — неожиданный вывод о том, кто в нашей стране донатит живее всех.

Коротко про подкастинг в России

В России подкасты начали выстреливать с 2017 года. Импульсом стал запуск подкастов «Медузой» (признана нежелательной организацией в РФ). За первые шесть месяцев их послушали миллион раз, а на следующий год уже 22 миллиона.

В это же время Apple добавила в приложение подкастов аналитику — это позволило авторам и рекламодателям качественнее заниматься продвижением. Тогда же подключилась и Яндекс.Музыка — выделила подкасты в отдельное направление.

И пошло-поехало. Компании начали вливать деньги в подкастинг — покупать интеграции и запускать свои проекты. Конкуренция была низкой, а слушателей становилось всё больше. Первые подкастеры быстро стали суперзвёздами и монетизировали свою популярность.

Нет, пока не донатами. Люди в далёкие доковидные годы были находчивее.

Автор подкаста «Секс с Мари» открыла секс-шоп «Киса». Саша Волкова из «Заварили» строила кофейню на глазах слушателей (или, тогда уж, ушах). Настя Ершова, ведущая подкаста «Мы расстались», продавала консультации по психотерапии.

В 2018 году подкасты слушали 2,5 млн россиян

Исследователи считают, что в следующем году аудитория подкастов в России вырастет почти до 28 млн слушателей. За шесть лет в 11 раз.

Для сравнения — в 2021 году на YouTube было 99 млн зрителей из России, а в TikTok — 36 млн.

В 2023 году подкасты уже есть у Ксении Собчак, РБК, производителя онлайн-касс «Эвотор», косметической компании NAOS, Русской Библейской церкви… У всех, короче. И число их продолжает расти. Три года назад в каталоге «Яндекс.Музыке» было 6,5 тысяч подкастов. Два года — уже 11,5 тысяч.

Рост числа проектов объяснить просто — порог входа в подкастинг низкий. Включил диктофон на телефоне, научился связно говорить — можно начинать.

Сколько донатят слушатели

Русскоязычных подкастов тысячи, но только несколько десятков зарабатывают на слушателях деньги. Я узнал сколько и за что.

Большинство подкастеров используют специальные платформы, на которые призывают подписываться слушателей. За это они предлагают разные ништяки: упоминание в выпуске, приглашение в закрытый чат, ранний доступ к эпизодам, мерч.

Подписки бывают нескольких уровней. Обычно за подписку нижнего уровня слушатель платит до 300 рублей в месяц. Верхнего — до 10 000 рублей.

Подписка на подкаст «Искусство для пацанчиков» стоит от 150 до 15 000 рублей в месяц. Автор предлагает посетить онлайн-лекцию или вместе сходить в музей.

Подписчики подкаста «Закат Империи», получают дополнительные материалы к выпускам за 200, 400 или 1 000 рублей в месяц.

«Душевный подкаст» предлагает варианты от 75 до 1 500 рублей за подписку. У проекта одно из самых больших комьюнити на платформе Boosty — почти 1 300 донатеров.

На патреоне информация о доходе в публичном доступе на странице проекта. В случае бусти [вам] придётся использовать собственную фантазию.

Денис Карамышев, автор «Душевного подкаста»

Патреон говорит, что сейчас ребята зарабатывают почти $400.

Это 29 000 рублей в месяц.

2023 год
2023 год

В 2021 году количество подписчиков и сумма были больше — почти полтысячи патронов, которые приносили около 80 000 рублей.

2021 год
2021 год

После 24 февраля Patreon отключил возможность оплачивать подписку российскими картами и большая часть подписчиков отвалилась.

Со Спонср получаем 40к рублей. С Патреона — 300 долларов. Раньше было 1700 с Патреона, но «что-то случилось» 24 февраля прошлого года. Нас (ведущих подкаста) двое + люди, которые помогают делать подкаст. Как делим, не могу рассказать - тут не только моя информация.

Вадим Лукомский, «Cappuccino & Catenaccio»

В основном подкастеры говорят, что доходы с подписок только окупают продакшн: монтаж выпусков, аренду студии… Но у кого-то и на личные расходы остаётся. Некоторые подкастеры согласились назвать суммы, но на условиях анонимности.

Например, проект с 80 000 слушателями на «Яндекс.Музыке» собирает на донатах 30 000 рублей прибыли в месяц. Подкаст с аудиторией 40 000 — такую же сумму. А проекту, который слушают всего 8 000 человек, донаты внезапно окупают и затраты на продакшн, и приносят основные деньги на жизнь ведущего (явно сильно больше 30 000 рублей).

Мужики донят больше

Мне стало интересно, почему так происходит. Лидеры отрасли получают на донатах саратовский оклад, а камерные подкасты — московский.

Я изучил статистику подкастов, которым писал. Выяснился интересный факт — в прибыльных подкастах больше мужской аудитории.

Например, «Дневники Лоры Палны», «Искусство для пацанчиков» и «Закат империи» больше слушают женщины. Нишевые подкасты про футбол или книги — мужики.

У нас бенчмарк такой — до 2.7% от всех слушателей оплачивают подписку.

Анна Мусатова из «Дневников Лоры Палны» (подписчиков-мужчин 25%)

После того, как Patreon ушёл — все стало слишком разбросано и каждый месяц по-разному. В пике нас поддерживало ~10% слушателей.

Алексей из проекта «Инфа 100%» (подписчиков-мужчин 90%)

Чем больше парней слушают подкаст, тем больше и подписок на донат-платформах.

Женщины платят меньше. Как подкастеры зарабатывают на донатах

Приведу в пример подкасты, авторы которых проводят для слушателей стримы: проект про аниме и видеоигры «2D DEDы» и проект о поп-культуре и сериалах «Поп-девичник!». У них аудитория чётко разделена на мужскую и женскую уже в названиях.

Авторы первого проекта раз в две недели записывают стримы на Twitch и получают с этого 80% своего дохода — на стримах зрители за деньги заказывают аниме для обсуждения. Все предложения улетают в таблицу, где сортируются по сумме. Чем больше денег задонатит слушатель — тем выше шанс, что ведущие возьмут именно его тему.

Видны донаты по 6500 рублей
Видны донаты по 6500 рублей

По словам автора подкаста Паши Беляева, доходы от донатов покрывают работу монтажера, покупку оборудования, затраты на маркетинг и «походы в кино и жизнь».

Деньги конечно любят тишину, но по тому же количеству подписчиков на Boosty и таблице с заказом тем можно примерно понять наш заработок. С Boosty мы зарабатываем в месяц около 7 000-9 000 рублей. Соотношение по площадкам (Boosty и донаты): 20% на 80%.

Паша Беляев, автор «2D DEDы»

Калькулятор подсказал мне, что это ~50 000 рублей дохода в месяц.

Авторы «Поп-девичника!» Лена и Наташа обсуждают на стримах Тейлор Свифт и героинь Jetix. Они призывают зрителей донатить на конкретные цели. Например, на одном из стримов девушки сказали, что споют песню из сериала «Чародейки», если соберут нужную сумму.

На стримах девушкам получается собрать немного — около двух тысяч за эфир.

Пока донатов хватает на оплату работы монтажёра основных выпусков и аренду студии для видеоверсии. Донаты покрывают расходы на подкаст, но прибыль ведущим пока не приносит.

Наталья, одна из авторов подкаста «Поп-девичник»
Женщины платят меньше. Как подкастеры зарабатывают на донатах

Поговорив с подкастерами, я понял — конкретного приёма для того, чтобы тебе донатили вагоны денег не существует.

Одни авторы зарабатывают несколько тысяч рублей, предлагая личные встречи и эксклюзивные материалы. Другие — просто делятся выпусками на пару дней раньше и полноценно живут на деньги донатеров.

По деньгам: приносит нормально. Я сам, так как занимаюсь вообще всем в подкасте — сценарий, обложки, описание выпусков, монтаж, размещение, работа с рекламодателями — живу чисто на то, что приносит подкаст. Не миллионы, но вполне достаточно. Мои соведущие работают в других местах, но они и над подкастом трудятся меньше: в основном просто участвуют в записи.

Рома Струков, автор «Животные в студии»

Подписки и донаты приносят денег столько, сколько хватает на работу студии; столько, сколько хватает на мою собственную работу и некоторые расходы моего соведущего. В общем, это вполне приемлимые деньги даже по московским меркам.

Андрей Любегин, автор «Культура дискуссии»

Я заглянул в аналитику своего «Тюремного подкаста» на «Яндекс.Музыке». Слушателей-мужчин почти половина, но среди подписчиков больше женщин. И что мне теперь делать с этой информацией?

Какая платформа лучше

Подкастеры поделились со мной плюсами и минусами донат-платформ. Я сравнил четыре главных — Patreon, Apple Podcasts, VK Donut и Boosty. Если вы думаете о монетизации творчества — таблица ниже поможет выбрать подходящий способ.

Женщины платят меньше. Как подкастеры зарабатывают на донатах

Первыми попробую Patreon и Boosty. Буду заливать туда фотографии из тюрем, что мне присылают герои. Надеюсь, это хотя бы окупит затраты на работу монтажера.

Но есть шансы и на полную самоокупаемость вывести «Тюремный подкаст», ведь половина моей аудитории — супер-мега платёжеспособные богатеи-мужчины (я надеюсь).

Напишите в комметариях — какие подкасты слушаете вы? Донатите кому-нибудь?

Благодарю за помощь со статьей Диану Листопад и Максима Кремнёва.

6363
73 комментария
250 ₽

Ко мне в обзор пришёл основатель стартапа и спросил, записываю ли я подкасты. Я сказал, что да, хотя никогда этого не делал.

Вот уже 22 выпуска вышло у «Стартап-секретов», мне нравится беседовать с крутыми предпринимателями, но сам я пока не втянулся в прослушивание чужих подкастов.

Из недавнего выпуска с Игорем Шестаченко (основателем подкаст-студии Red Barn) понял, что для роста выручки надо делать холодные продажи, это чисто коммерческий подход и правильный, если речь идёт о деньгах от медиа.

Возможно, придётся придумать новый подкаст или отдельный сезон для того, чтобы была тема под рекламодателя.

P.S. Кажется, что люди 30+ менее склонны донатить, чем молодежь. Тем более предприниматели 😂
P.P.S. Поделюсь все-таки ссылкой и на свой подкаст https://startupsecrets.mave.digital

Ответить
250 ₽

Я видимо представительница небольшого количества слушательниц "Тюремного подкаста". Пришла после твоей записи с Дневниками Лоры Палны. Когда сделаешь подписку- подпишусь, внесу свой вклад в развитие твоего проекта :)

Потому-что надо не только потреблять, но и в ответ что-то давать- обмениваться энергиями )

Ответить

Норм темы на VC пошли. Актуальные. Секс, тюрьма, искусство для пацанчиков )) А слог какой:
строила кофейню на глазах слушателей

16
Ответить

«Московская кофейня на глазахъ»

6
Ответить

Я старался, спасибо.

3
Ответить

а если есть мемчики

Ответить

«Тюремный подкаст» просто великолепен! Каждый выпуск прослушан мной от и до. Михаилу огромное спасибо за его труд, человек, ЧЕЛОВЕЧИЩЕ! Грустно было узнать, что у подкастеров реально идет сейчас борьба за жизнь из-за низкого дохода. Расстроился бы я, если «Тюремный подкат» закроют? Ответ: «Очень!!!!!!!!!» Никогда никому не донатил в подкастах, но за истории Михаила Ронкаинена готов платить. Может стоит делать дополнительные выпуски с доступом только за оплату? Некоторые блогеры так поступают. В любом случае: Михаил, ты крутой. Твори, развивайся, мы тебя поддержим!

5
Ответить