Сила идеи, или как мыслит предприниматель. «Честная медицина»: от задумки до воплощения

Сила идеи, или как мыслит предприниматель. «Честная медицина»: от задумки до воплощения

Говорят, мотивацию двигаться вперед нужно постоянно подпитывать, принимать ее каждый день, как душ или витамин D. Если у вас есть бизнес, стартап, проект или пока только идея, без регулярной дозы мотивации вам не обойтись. История Дмитрия и его взгляд на бизнес взбодрит вас, как душ или витаминка, даст импульс новым идеям, поддержит и напомнит: не опускайте руки, все обязательно получится.

Однажды Дмитрий оставил пост в корпорации, чтобы создать собственную компанию. Первые два года бизнес развивался на его собственные средства и приносил лишь убытки. Не раз Дмитрию хотелось все бросить: близкие теряли терпение и надежду на то, что успех когда-нибудь настанет, окружающие не понимали, зачем он так усложняет процессы, предприниматели не воспринимали его компанию всерьез. Но что-то помогло Дмитрию не бросить и терпеливо идти вперёд. Сегодня компания «Честная медицина» работает более чем с 350 медицинскими центрами и помогает более 50 000 их пациентов ежемесячно получать качественные описания исследований лучевой и функциональной диагностики. Дмитрий собрал сильную команду, отошел от операционного управления и фокусируется на дальнейшем международном развитии компании.

Мы поговорили с Дмитрием о том, что помогло ему превратить идею в успешную компанию и не сдаться по пути. Получилось 8 пунктов.

Важная идея

1 января, 4 часа утра. В центральную районную больницу города N привозят по скорой мужчину 58 лет. Есть подозрение, что у мужчины инсульт. Чтобы подтвердить (или опровергнуть) диагноз, ему делают компьютерную томографию, но врача-рентгенолога, который может расшифровать снимок, нет на месте. Или есть, но один на всю больницу и к нему очередь – ведь в новогоднюю ночь случаются не только чудеса. Как больнице решить глобально эту проблему? Взять достаточное количество рентгенологов, чтобы хватило всем? Но в небольших городах может просто не быть подходящих кадров, а в крупных кадры есть, но нанимать слишком много врачей экономически нецелесообразно.

Сила идеи, или как мыслит предприниматель. «Честная медицина»: от задумки до воплощения

Дмитрий Росляков придумал решение. Его компания «Честная медицина» предлагает частным и государственным клиникам описания снимков и расшифровки МРТ, КТ, ЭКГ, холтера от врачей, которые сотрудничают с «Честной медициной». Обмен снимками и заключениями происходит с помощью умной платформы, которая не только делает часть работы за врачей, но и автоматически распределяет снимки между докторами, учитывая их занятость, опыт, специализацию, срочность исследования и ещё десятки параметров.

«Честная медицина» также помогает клиникам оптимизировать плановые процессы. Например, если поток пациентов увеличился и штатные врачи не успевают описывать снимки, – клиника отправляет снимки на расшифровку в «Честную медицину». Если поток пациентов снизился настолько, что содержать врача на ставке невыгодно, клиника может полностью перейти на описание снимков от «Честной Медицины».

Дмитрий – инженер по медицинской технике, он оконил Московский энергетический институт по специальности «биомедицинские аппараты и системы». 11 лет занимался продажей медтехники в крупной международной корпорации, отвечал за направление, связанное с онкологией — реализовывал проекты по оснащению больниц медицинским оборудованием. Вероятно, тогда ему в голову и пришла идея, которая потом превратилась в успешный бизнес.

Я видел, что в проекты закладывались деньги на оборудование, инженерные системы, строительство, а на персонал, обслуживающий эти аппараты, и врачей, которые будут описывать снимки, – нет. На фоне закупки томографа эта сервисная задача выглядит маленькой, но она очень важная. Можно потратить много денег на закупку оборудования, но не менее важно выстроить работающую эффективную систему: нанять и обучить врачей, обеспечить медицинские стандарты качества.

Есть еще одна важная для идеи история. Бабушка Дмитрия работала рентгенологом в Провиденской районной больнице – на Чукотке, в Бухте Провидения. Делала снимки на старом советском аппарате. Тогда не было никаких усиливающих экранов, врач просто заходил в темную комнату и смотрел рентген на примитивных девайсах. За последние десятилетия оборудование, конечно, обновили, но проблема с кадрами была и остается на всем полуострове. Сейчас с «Честной медициной» сотрудничают три больницы с Чукотки, в том числе та, где работала бабушка Дмитрия. Жители могут быстро получать расшифровки снимков.

И в этом ключевая идея его бизнеса: обеспечивать единый стандарт и качество медицинских услуг для жителей всех регионов России и стран мира.

Жажда созидания

Сила идеи, или как мыслит предприниматель. «Честная медицина»: от задумки до воплощения

Когда Дмитрий работал в корпорации, все шло хорошо: карьерный рост, бонусы, кредит доверия. Но ему не хватало свободы, возможности создавать что-то своё.

У меня было ощущение, что нужно реализовать свою идею. Мне хотелось созидать! Меня и сейчас заводит факт того, что ничего не было, а мы создали. Деньги тут вообще ни при чем. Если сравнить, сколько я потратил за годы, пока строил бизнес, и сколько бы я заработал, продолжая работать в корпорации, возможно, окажется, что выгоднее было бы ничего не предпринимать. Я ушел из компании, где меня все знали, где была куча отделов, выстроенные процессы, в компанию, которую не знал никто, в которой не было ни денег, ни сотрудников. Но, пока ты не поставишь себя в режим неизбежности, сложно сделать какой-то результат.

Быстро пришло такое хорошее разочарование. Я понял, что не все результаты, которые были в прошлом — моя заслуга. Понял, что теперь надо уметь самому находить людей... Из позиции сытого сотрудника компании, где ты жалуешься на то, что тебе дали не то парковочное место или купили не тот корпоративный телефон, переходишь в позицию, когда ты за все отвечаешь сам. Это отрезвляющая история, спесь быстро уходит, начинаешь мыслить реалистично.

Нехватка ресурсов

Два первых года компания развивалась полностью за счет собственных средств Дмитрия, а их было немного. Приходилось действовать очень эффективно, отметая идеи, которые не гарантировали результат и не влияли на рост бизнеса.

Когда у тебя мало ресурсов, отсечение всего ненужного происходит автоматически. Думаю, это позволяет небольшим частным компаниям быть такими эффективными. Так как эффективность и фокусировка на главном для них – единственный путь к выживанию.

Идти от клиента

Дмитрий уверен, что бизнес нужно строить вокруг клиента: идти снизу, начиная с самой сути, и лишь потом расширяться, опираясь на обратную связь пользователей.

Наши клиники и врачи подсказывают нам, что не работает. Мы сидим за спиной у рентгенолога и смотрим, где он теряет время, где появляются сложности, что нужно улучшить в системе, чтобы ничего не отвлекало врача от главной задачи – качественно описывать снимки. С другой стороны, мы анализируем поведение лаборантов — стараемся упростить им жизнь и сократить влияние человеческого фактора на качество снимков. У людей есть представление, что автоматизация — это решение всего. Но автоматизация хорошо наслаивается на рабочий бизнес-процесс. Который сначала надо создать.

Постепенное развитие

То, что сегодня — сложный софт, вначале было просто Google-документом, простенькой анкетой с возможностью прикрепить снимок, который нужно описать. Потом приятель Дмитрия сделал первую версию программы. Сейчас она уже не отвечает масштабам бизнеса, поэтому работают на другой.

Сделать Телеграм-чат несложно, но сделать чат, который будет работать с миллионами или миллиардами пользователей быстро и удобно, — это другая задача. Когда мы сделали первую систему, задачей было просто, чтобы она работала. Когда понадобилась система, которая стабильно будет работать с огромными массивами данных, это был уже другой уровень задачи.

Скрупулезность в деталях

Сила идеи, или как мыслит предприниматель. «Честная медицина»: от задумки до воплощения

Со стороны пациента процесс выглядит так: человек приходит на исследование, рентген-лаборант проводит исследование. Говорит подождать в коридоре и через некоторое время выдаёт заключение. Что в это время происходит за кадром, если у клиники/ больницы есть договор с «Честной медициной»?

После сканирования исследование автоматически загружается в программу, и алгоритм подбирает ему врача. Дмитрий говорит, что лучший интерфейс – когда система сама понимает и решает задачу пользователя. Многие параметры система выбирает за лаборанта — например, анализирует:

  • в каком типе медучреждения сделан снимок (больница, поликлиника, онкоцентр, детская больница, травмпункт и т.д.);
  • какая часть тела исследуется;
  • в какое время суток загружают снимок;
  • есть ли комментарии лаборанта.

Снимок головного мозга, который пришел ночью из районной больницы, система пометит как срочный, так как поймет, что речь идет, скорее всего, об инсульте.

Комментарий лаборанта «упал с высоты» – тоже сигнал о том, что снимок срочный.

Таких правил миллион, это бесконечный процесс, бесконечная глубина с точки зрения качества, такими моментами мы занимаемся постоянно. Наша задача – добиться наилучшего мэтчинга исследования и врача. При таком подходе одновременно возрастает точность описания и пропускная способность, так как врач, который специализируется на конкретных видах исследований и патологий, опишет их быстрее и более точно, чем тот, кто не очень хорошо знает данную область.

Упрямство и трудолюбие

Несколько раз Дмитрий хотел закрыть компанию. На момент рождения бизнеса у него уже было трое детей, жена сидела в декрете, дохода не было, а он тратил сбережения на то, чтобы реализовать свою идею. Были моменты, когда Дмитрий не понимал, что делать — куда давить, чтобы был результат, где педаль газа.

Признаться себе, что ты не знаешь, куда давить, — страшно. Намного лучше работать как проклятый, но знать, где эта педаль газа. Я терпеливый и упёртый, поэтому, наверное, продолжал искать эту педаль. Окружающие говорили: зачем тебе все это? Зачем этот софт, зачем так усложнять? Я из тех предпринимателей, кто планомерно развивает компанию, а не прыгает от одной бизнес-идеи к другой. Мы помогаем пациентам, и я хочу делать это максимально классно, бесконечно масштабировать, улучшать. Здорово, если можно было бы быстро так – оп! – и воплотить идею. Но так не бывает.

Отдельная планета

Сила идеи, или как мыслит предприниматель. «Честная медицина»: от задумки до воплощения

Представим, что компания – это планета. По мере того, как набираешь в команду людей, масса этой планеты растёт. По сути, ее задача – втянуть тебя в операционку, чтобы ты вместе с ними бегал и желательно еще за все отвечал. Для того, чтобы на систему воздействовать, должен быть рычаг. Чем больше рычаг, тем больше сила воздействия. Поэтому я осознанно вылез из этих бегов и поместил себя вне системы. Так возрастает степень объективности, непредвзятости. Люди в команде очень сильные, и я отдаю создание стратегий им. Пусть их стратегии будут чем-то отличаться от моего мнения, зато они сами будут в них верить, а значит, приложат максимум усилий для того, чтобы воплотить их.

Дмитрий часто ездит к клиентам – посещает клиники, общается с собственниками, сотрудниками клиник. Каждая такая поездка рождает огромный список идей. После он сидит в поезде или самолете, выписывает идеи и передает список команде.

Я ездил в какой-то город на 2 дня, посетил 11 клиник. Не уверен, что без истинного интереса можно было бы так упахиваться. Мне нравится это. Я понял, что надо очень хорошо себя знать, чтобы управлять не только собой, а вообще окружающим миром. Например, я знаю, что рутинные процессы меня не могут драйвить, мне нравится изобретать, общаться с клиентами.

За 10 лет «Честная медицина» добилась значительных успехов на российском рынке. И сейчас продолжает развиваться, чтобы, по словам Дмитрия, стать «системным» игроком. Кроме России, врачи, которые работают на компанию, описывают снимки в странах СНГ, Африки и Индии. В планах – дальнейшее международное расширение. Дмитрий хотел бы создать модель, где за часть задач отвечает партнер – в каждой стране свой – тот, кто знает местные процессы и особенности.

Для меня разговор с Дмитрием стал напоминанием: если у тебя есть идея, в которую ты страстно веришь, не оставляй ее. Наверно, так же, как мы в ответе за тех, кого приручили, мы в ответе за свои идеи. А еще разговор подарил интересные мысли – про внимание к деталям, про отдельную планету и про то, как важно смотреть на то, как работает твой продукт в реальности, а не в твоей голове.

А какие мысли вы взяли из статьи?

Подписывайтесь на канал журнала «Люди в окнах», чтобы не пропустить интересные истории, а также полезные статьи, где успешные предприниматели и эксперты делятся своим опытом.

22
1 комментарий

Нормально. Можно пойти со стартапом на запад. Там снимки, а дешёвые папуасы из условной Африки их расшифровывают. Глядишь можно и работу врача забросить, только в таком чате сидеть.

1