Как сорванный голос сделал меня учителем года

Или как, находясь на больничном, я нашла способ открыть в детях искренний интерес к обучению. Начала получать удовольствие от работы и достойную оплату. Три в одном по цене одной книги. Но обо всё по порядку.

Как сорванный голос сделал меня учителем года

Учитель — призвание или профессия?

Я та самая прилежная ученица из «Б» класса, у которой все списывали. Учёба мне давалась легко. Особенно привлекали точные науки: математика, химия, физика. Решила остановиться на последнем. Физика — интересный, а главное, важный для освоения предмет. А профессия учителя всегда мне казалась почётной. Так пришла к выводу, что хочу стать учителем физики.

С 8 класса искала подходящий вуз. Время пролетело незаметно. Получила красный аттестат и отправилась в другой город за дипломом.

Практику проходила в родной школе. В процессе так прониклась профессией, что чётко решила — точно вернусь.

Вот он — долгожданный и одновременно грустный момент. В последний раз по-настоящему ощущаю студенческую атмосферу, приятную ностальгию и пугающую неизвестность будущего.

Несмотря на то что всё было предрешено, и с нового учебного года меня ждали в школе, в голове появлялось всё больше вопросов: «Стоит ли связывать с этой профессией жизнь? Будут ли меня уважать коллеги, дети? Буду ли я уважать себя в статусе педагога?»

Нельзя предугадать будущее, но я решила действовать своими методами — делать всё по единой формуле. Чтобы таких вопросов в будущем не возникало, я должна учить, передавать знания своим ученикам. Неужто это сложно для молодого и энергичного специалиста? Оказалось, да.

Я из кожи вон лезла, чтобы обучить детей, передать свои знания, выпустить полноценных членов общества — людей образованных, со стремлением, страстью к обучению, наукам. Но меня просто никто не слушал. А если и слушали, то не понимали, забывали и не хотели запоминать.

Навсегда запомню день, когда ко мне на урок приехала проверка, как к молодому специалисту. Мои оболтусы не смогли ни одной формулы вспомнить, о несделанном домашнем задании я уже промолчу. От нервов у меня пропал голос. Я проиграла. Не нашла подход, не научила, не заслужила уважения. Взяла больничный и принялась за любимое дело — самопоедание.

Уйти или остаться?

Уверена, этот вопрос рано или поздно посещает каждого учителя. И дело не в «современных детях, которых засосал интернет». Я-то и сама далеко от них не ушла. Когда твоё дело не приносит плодов, отдачи, ты либо бросаешь всё и принимаешься за что-то новое или отдаёшься этому делу полностью. В моём случае — менять любимую работу на другую или искать новый метод обучения, менять подход. Я выбрала второе.

Изучала всё, что попадалось под руку. Начала с повторения университетского конспекта, потом плавно перешла на научную литературу и обучающие видеоролики. Может, проблема в недостаточности моих знаний?

Воспользовалась подсказкой «помощь друга». Связалась со студенческими друзьями, которые тоже проводили дни у школьной доски. Решила узнать, как они выстроили взаимоотношения с учениками, каких успехов добились.

Выяснилось, что их обучение выглядит стандартно: начинают с объяснения темы. При этом никак не взаимодействуют с классом, а иногда и вовсе, даже интонацию не меняют. После любимое «достаём двойные листочки» и, самое интересное — самостоятельная. Здесь детям нужно особенно постараться: поюзать интернет, полистать учебник.

Результат: пара пятёрок — для приличия и преобладающая в классе тройка.

Учителя получали свои 20 тысяч рублей и всё, что их волновало — невоодушевляющая зарплата. Меня же волновало другое: как научить?

Чтобы научить, мало знать предмет

Дано:

Сотня учеников

Один учитель физики

Найти:

Способ обучить детей

Всё, что мне удалось понять за время, проведённое наедине: чтобы научить, принимающая сторона должна хотеть получить знания. Может проблема не в знаниях, а в умении преподавать, донести суть?

Решила поменять тактику. Искала информацию, которая поможет выстроить взаимоотношения со слушателем так, чтобы он не только понял, но и запомнил на всю жизнь. В идеале — пошёл в библиотеку и самостоятельно погрузился в тему. Навыки сбора и анализа информации ещё никому не помешали.

С такими вопросами лучше справляются психологи. Снова принялась за поиски. Книга за книгой, лекция за лекцией. Одна за другой проходили мои бессонные ночи, результата — ноль. Так продолжалось больше недели. Устала, психанула, бросила, забыла.

Вернулась на работу. Всё сначала: уроки с нудной теорией, потом «достаём двойные листочки», и полетели лебеди по классу. Удручающее зрелище.

Ещё одна боль каждого учителя — гора тетрадей, которые хочешь не хочешь, нужно проверять. Моя комната была завалена ими, и я решила заказать стеллаж. Зашла на Озон и по привычке начала листать предложения.

Внимание привлекла книга «Теория манипуляции. Разговорный гипноз». Признаюсь честно, отношусь к таким вещам довольно скептически. Но «была не была», вместе с двухметровым стеллажом заказала и книгу.

Посылка пришла. Я организовала личное пространство и с приподнятым настроением решила взяться за книгу. Следующие два дня стали для меня судьбоносными. Тогда я этого не понимала.

Нашла ответ, но не смогла им воспользоваться

Опорные сигналы — вот что не давало мне спокойно жить. Я поняла, это и есть моя «волшебная таблетка», но как её использовать?

Суть теории, описанной в книге «Теория манипуляции. Разговорный гипноз» в том, чтобы заинтересовать человека, помочь ему запомнить тему через ассоциацию. Это может быть песня, рисунок и даже запах. Я же выбрала истории. Подумала, что если вместо теории буду объяснять тему со стороны её практического применения, детям не будет скучно.

Следующий урок я начала с темы и примера, как это знание помогло человеку в жизни. Но столкнулась с очередной проблемой — это отнимало большую часть урока. Не оставалось времени на практические задачи. Но после того, как прозвенел звонок, меня ждало неожиданное — интерес не пропадал, а ученики дальше учились и искали информацию, которая им нужна. Это победа.

«Учитель года» или как решение испытать себя обернулось успехом

Так, мой эксперимент дал свои плоды. Какой учитель не хочет, чтобы его ученик победил в областной Олимпиаде? Здесь мне есть чем гордиться. Мои ученики брали призовые места дважды. И когда начали принимать заявки на учительский конкурс, коллеги настояли, чтобы я приняла участие. А я и не противилась.

Стала лауреатом регионального конкурса и начала готовится к Москве, морально. Ведь моя цель состояла уже не в том, чтобы победить. Я хотела нативно поделиться своим удачным экспериментом. Тем, что я вычленила из книги «Теория манипуляции. Разговорный гипноз», чтобы внести свой небольшой вклад в российскую систему образования.

Этот день стал одним из самых значительных в моей жизни. Я стала учителем года, и это означало: всё, что я делала — правильно. Вместе с хрустальной статуэткой пеликана мне вручили миллион рублей. Ну и кто теперь скажет, что учителю мало платят?

Сколько может зарабатывать учитель — на личном примере

Ни для кого не секрет, что у учителя низкая зарплата. Я не стала исключением. Получаю меньше 30 тысяч, поэтому и стала искать дополнительный доход.

Я не задаю миллион домашек, мы не пишем 3 сотни самостоятельных и у меня есть свободное время, которое я не провожу за горой тетрадей. Как и любой учитель, я следую учебному плану и готовлюсь к каждому уроку. Пишу небольшой конспект по теме, чтобы не выдумывать истории на лету. Остальное время посвящаю репетиторству.

Занимаюсь с детьми онлайн. Готовлю к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. В день у меня 1–2 занятия по часу. Стоимость одного урока — 1200 рублей. Да, знаю, вы подумали «зачем напрягаться, если можно не напрягаться?», что означает: зачем мне вообще школа с этой низкой зарплатой и огромным уровнем ответственности. К сожалению, не всегда любимая работа приносит огромные деньги, но я всем довольна. Как и любой работающий человек, я устаю, но это ли повод для того, чтобы всё бросать?

Я всегда найду способ подзаработать, если будет нужно. Как, например, посчастливилось с конкурсом. Призовые деньги я потратила на первый взнос по ипотеке и довольна собой.

Для расчётов месячного дохода взяла минимальные показатели. Ведь в школе и репетиторстве зарплата зависит от проведённых часов.
Для расчётов месячного дохода взяла минимальные показатели. Ведь в школе и репетиторстве зарплата зависит от проведённых часов.

И напоследок

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.

Лев Толстой

Стремитесь к совершенству, у вас важная миссия, учитель.

33
1 комментарий

Дело раскрыто: ТС — автор книги, упомянутой в тексте.

С помощью метода «упаковка в историю» нам пытаются продать книгу через озон.

Первый подход к снаряду был более топорным: https://vc.ru/656081
Стало лучше, но по-прежнему торчат уши манипуляции и рекламы.
Надо лучше гипнотизировать.

1
Ответить