{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Chat-GPT стал "секретным ингредиентом" в воспитании наших детей-билингвов. Личный опыт русскоязычных родителей

VC, привет! Меня зовут Александр, я отец двух билингвальных (даже трехъязычных) сыновей. Мой старший сын уже в трехлетнем возрасте говорил на трех языках - русском, английском и португальском 🇷🇺🇬🇧🇧🇷 Причем живем мы в России, и наш родной язык - русский. И в этой статье я хочу поделиться опытом, как 🧠 chatGPT стал ценным элементом билингвальной среды в нашей семье.

А в конце статьи дам несколько советов родителям, как начать общаться с детьми на иностранном языке с самого рождения, и не сойти с ума... шутка, и сделать неоценимый подарок вашим детям 💎

Ниже пример моего повседневного общения со старшим сыном, когда ему было 5 лет. Чтобы вы поняли, что да, это возможно👇

🇬🇧 Общаемся на английском по пути куда-то...
🇧🇷 Разговариваем на Португальском по пути на занятия гимнастикой

Дать детям с рождения иностранные языки - это крутая инвестиция, которая поможет им реализоваться в жизни, жить интересно и насыщенно) И для этого не обязательно жить за границей. Нужно просто МНОГО разговаривать с ними с РОЖДЕНИЯ на нужном иностранном языке)) И еще создать в семье языковую среду, которая и вас и детей будет ставить в определенные “языковые рамки”.

Такая языковая среда может состоять из множества элементов, одним из которых для нас теперь стал СhatGPT.

Эта статья будет особенна интересна и полезна тем, кому предстоить стать родителями (так как эффективней всего начинать прямо с рождения), у кого уже есть дети, и кто владеет иностранным языком на разговороном уровне, и разделяет взляд на то, что дети невероятно умны и способны.

Я разговариваю со своими детьми только на английском и португальском языках (то есть не разговариваю на русском), а моя жена - только на русском. У нас получается твердое разделение родитель = язык. Мы живем в Санкт-Петербурге и оба являемся носителями только русского языка. Мой английский находится где-то между upper-intermediate и advanced, а португальский - возле upper-intermediate.

Еще у меня есть телеграм-канал, в котором я начал писать о своем опыте обучения и общения детей - ссылка на него https://t.me/bez_remnya

А теперь к ChatGPT…

Началось все с того, что Родион заболел ветрянкой. Мне захотелось поддержать беднягу, и рассказать ему перед сном какую-нибудь сказку в тему на английском. Типа - Родион заболел ветрянкой, в поисках лекарства попал в сказочную страну и т.п.

изображение сгенерированное в midjourney по запросу: 2 young brothers are reading an open english storybook with minecraft characters jumping out of the pages, colorful, bright, farytale, accent on a storybook --ar 16:9 --v 4

Но с рассказыванием сказок на иностранных языках у меня не очень. Книжку прочитать - нет проблем, а самому придумать - получается скудненько в плане лексики. Даже когда читаю русские книжки, сходу переводя на английский, тоже получался сильно “упрощенный вариант”.

А тут как раз начался весь этот хайп с chat-gpt, так что я решил попробовать сгенерировать ее там и вовлечь Родиона в процесс…

Рассказал ему, что есть такой робот, который умеет писать сказки, и что я хотел бы с его помощью написать прикольную сказку про ветрянку. Спросил, нравится ли ему идея и что бы он хотел добавить в сюжет. Решили, что он попадет в майнкрафт через портал в своей комнате и будет там биться с драконом, а в конце получит зелье от ветрянки.

Родиону очень нравится Майнкрафт, но играть я ему не разрешаю. А интерес у него есть, по-этому знания он черпает из детских видео про майнкрафт на португальском языке (я вручную отобрал 2 таких канала), которые смотрит с огромным интересом в приложении youtube kids. Таким образом удается “эксплуатировать” его интерес к игре в полезном русле.

И еще, например, заказал ему книжку на английском языке про майнкрафт - человек начал читать 🤣

Родион заинтересовался чтением на английском языке после того, как получил книжку про Minecraft

Вернемся к chatGPT. Ниже пример запроса и пример ответа. Причем можно легко написать запрос на русском, но историю попросить написать на английском / португальском / китайском или другом нужном вам языке.

“Напиши небольшое детское стихотворение про Родиона, который заболел ветрянкой, нашел секретный портал в Майнкрафт в своей комнате, далее бился с ендер Драконом, чтобы получить зелье против ветрянки. В конце хеппи энд.

Но мне показалост, что рифм маловато, и я попросили добавить их побольше.

Стало сильно лучше, но чисто для эксперимента захотель какой-то яркой стилистики. Детское стихотворение в стиле Эминема... уже интересей )

One sip of that brew, and he felt brand new!

chatGPT

Получилось шикааарно 😎 One sip of that brew, and he felt brand new!

Родион был в восторге, мы (я в том числе) обогатились новой лексикой и вдоволь посмеялись. Мне особо понравилось, что это чистый, богатый английский, и ребенок учавствует в составлении сюжета. И можно задать даже нужную стилистику. Например, как сделал я - детская сказка в стиле минема.

С тех пор мы иногда читаем такие сказки перед сном. Придумываем начальный сценарий, главных героев, сюжет, а дальше ИИ пишет сказку. Причем на португальском получается также хорошо. И это мы еще mindjourney для генерации иллюстраций не подключали)

А что еще возможно?

Ниже приведу еще пару примеров.

ChatGPT прекрасно справляется с португальским языком. И это вообще бобма) Ведь если создать английскую среду достаточно просто, ввиду его распространенности. То с португальском всегда было сложнее.

Напиши историю на португальском языке про майнкрафт. Мальчик Родион (7 лет) и его брат Дамиан (3 года) попадают в майнкрафт через портал с своей комнате. Строят там дом, находят замок и бьются с королем скелетов. Побеждают и получат супер зелье и супер меч. А потом возвращаются домой.

Прекрасный португальский, отличная сказка на ночь для детей.

А как же воспитание?

Что еще важно - детские сказки должны учить чему то хорошему. По-этому добавим положительную черту каждому персонажу, которую он должен проявить в результате какого-то испытаения и чему-то научиться 🤺🧠❤

Родион и Дамиан предложили добавить в сказку своих друзей и сами придумали, кто какими качеставми будет обладать.

Вот пример такой сказки в контексте настольной игры монополии Junior. Купил детям ангийский вариант монополии, им очень понравилось, и сказка на ночь, соответственно была про нее..

Напиши сказку на ночь для детей.

Персонажи:

- Родион, мальчик, 7 лет - самый смелый

- Дамиан, мальчик, 3 года - самый умный

- Ваня, мальчик 7 лет - самый сильный

- Сева, мальчик 4 года - самый добрый

Мальчики играют в монополию джуниор.

Родион играл корабликом, Дамиан - 2мя котами, Ваня - уточкой, Сева - машинкой. Вдруг прямо в центре игрового поля появилась пропасть, ребята провалились в нее и телепортировались в мир монополии.

ребята встретили там короля и он сказал им, что была потеряна корона. Дальше нужен сюжет в виде детектива, они должны заподозрить кого-то невиновного, и только после этого найти корону. Мальчики должны найти вора и продемонстрировать свои положительные черты характера. После чего возвращаются домой, и еще должны выучить важный урок и стать лучше.

Первый вариант я не буду показывать, он получился коротким, и я попросил сделать в 2 раза длиннее и более подробно раскрыть некоторые элементы сюжета

Получилась замечательная сказка, с сюжетом про наших мальчишек и воспитательной составляющей.

Как видите - ничего сложного.

Немного про AI Bing

А недавно skype добавил ИИ Bing. Родион заметил это (он по скайпу занимается онлайн с преподавателями), спросил кто это такой. Я ему рассказал, что это такой же ИИ, только в скайпе.

И мы договорились, что я ему могу разрешить под моим присмотром пообщаться с ним, но только если на английском или португальском.

Получился прекрасный тренажер чтения и письма. Родион как может с ошибками пишет запрос, потом читает ответ. Для его 7ми лет вполне себе учебная задача. Для себя нашли сценарии - написать историю, задать вопрос “в энециклопедию”, придумать загадку или задачку.

Почему-то Родиона очень интересовал вопрос, сколько стоит боксерская груша, но после этого уже договорились на английском писать

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

в завершение статьи хочу рассказать о моем отношении к гаджетам и детскому интернет-контенту, а также дать небольшое напутствие тем родителям, которые хотели бы подарить своим детям иностранные языки с рождения

Про отношение к гаджетам.

🛑 У нас они сильно ограничены… применяем только с целью обучения и развития. Своего телефона у Родиона нет, только детские смарт-часы. Планшет мы выдает либо для онлайн занятий (шахматы, математика), либо 30 минут в день после того, как будут сделаны все дела (школа, занятия, физические упражения). Контролировать время работы планшета хорошо помогает приложение Kaspersky Safe Kids. Youtube он смотрит только через youtube kids, причем только вручную добавленные мной каналы и видео. Потому что даже в детских видео могут детей программировать на такую дичь, что надо обязательно все проверять заранее. А особенно контент на английском - там вообще может быть полное дно. А дети не оценивают - они просто копируют то, что видят перед собой.

Родиону я объясняю, почему у какого-то мальчика в 7 лет уже свой телефон, а у него - нет. Объясняю, почему на мой взгляд, это ошибка родителей, и какие преимущества в жизни для него открывает дисиплица и ограничение гаджетов.

Например, ему нравится смотреть видео для детей по майнкрафту (при этом я ему нашел подходящие для детей на португальском языке), но я ему говорю - посмотри на глаза этого мальчика. А вот, посмотри на глаза мужчины, который спортсмен, изобретатель, космонавт или предприниматель. Видишь где глазки больше горят? Видишь, какой потухший взгляд у того, кто играет целыми днями в комьютер, а как горят глазки у того, кто что-то создает в реальной жизни и отдается своему делу? Вот и тебе нужно найти то, что тебя заряжает, чтобы глазки горели жизнью. Видео, конечно, смотри, но обращай на это внимание.

Напутствие для родителей)

1 - 🐣 Если вы папа или мама (или скоро ими станете), и у вас есть разговорный иностранный язык, то у вас есть все возможности подарить ребенку иностранный язык на очень хорошем уровне.

Начинайте разговаривать с ребенком с рождения на этом языке. Чем раньше - тем лучше. Можете пока он еще в животике, так будет легче сразу начать)) Заодно у вас будет ~9 месяцев, чтобы еще подтянуть язык.

Пример из личного опыта:

С Родионом я начал разговаривать на Английском с рождения, а Португальский решил добавить в возрасте, 3 или 6 месяцев. Так вот - по английски он спокойно меня слушал, а португальский вызвал у него истерику. В возрасте 3-6 месяцев! То, что я был удивлен, не передает ничего. В итоге я через игру потихоньку смог добавить португальский только в возрасте 2.5 лет.

А с Дамианом оба языка были с рождения, и ни один из них не вызвал сопротиваления.

2 - 🎙 О чем говорить - обо всем.

Просто описывать все что происходит вокруг. Предметы, животных, людей, бытовые моменты, комментировать события. Комментировать все моменты по уходу за ребенком, как кормите, высмаркиваете носик, как, простите, попу моете и меняете памперс - все это нужно сопровождать разговором.

То есть нужно очень много разговаривать с ребенком. Так будет формироваться речевой паттерн нужного языка. Можете дома ставить аудио-сказки, музыку на иностранном языке. Ребенок вроде ничего не понимает, но его мозг на самом деле ведет активную работу.

3 - 👶👌 Не нужно бояться, что ребенок не заговорит или будет как-то недоразвит.

У меня жена из Уфы, и там норма, что ребенок говорит на 2-3 языках. Русском, Татарском и Башкирском. Никаких проблем ни у кого не возникает. В Бельгии и Швейцарии в семьях могут говорить на 4-5 языках. И тоже все норм)

Если страшно - можете делать, например, половину недели на иностранном, половину на русском))) Как в моем случае, я ведь говорю и на английском, и на португалськом. Но вариант - один родитель, один язык - на мой взгляд, самый сильный. Так ребенку проще разделять языки.

4 - 📚🎥 В помощь родителям есть 2 хороших набора для раннего развития на на английском.

Первый - видео и карточки Your Baby Can Read, но их нужно заказывать из за рубежа (хотя я видео и на каких-то сайтах в Росии неск лет назад). У них есть кроме английского много других языков.

Второй - Skylark English - там карточки и книжки на английском, он свободно продается в России.

5 - 💥 В процессе можно добавить еще элементы языковой среды.

Например, занятия иностранным языком с носителем. Ребенку, котрый уже понимает и говорит на языке, это даст взрывной рост, так как уже он находится в ситуации погружения в язык. А вот просто изучение языка пару раз в неделю по 45 мин - задача уже не такая перспективная. Язык нужно учить погружением. Представьте себе, что вы бы ограничили ребенка в познании русского языка даже 3 часами в неделю. Стал бы он говорить?

Португальский язык мы добавили Родиону в ~2.5-3 года. В концу 3х лет он уже занимался с носителем языка по скайпу, они болтали, рисовали, играли. Вот пример на видео:

Это не было классическим занятием языком. Они рисовали, играли, и в целом, весело проводили время в португалоязычной среде.

А сейчас он занимается шахматами полностью на английском языке.

6 - 👩‍🦱 Если бюджет позволяет, супер-вариант, это англоговорящая няня.

Причем как в дополнение к говорящим родителям (тогда можно даже не регулярно), так и к неговорящим родителям (тут нужно уже регулярно).

Это может быть няня из британии (если вдруг у вас хватит денег 🤪), филипинка (если будет норм произношение и главное - хороший словарный запас), или даже русская няня с английским (тоже обязательно чтобы было норм произношение и высокий уровень языка), даже если родители сами не разговаривают.

Но, конечно, сильно проще понимать, а что вообще у ребенка с языком, если самому на нем говорить. К нам, кстати в течении пары лет, переодически приходила русская няня, но с хорошим английским. Вполне рабочий вариант.

7 - 📈 Когда стало не хватать уровня языка?

С Родионом я начал включать русский язык только годам к 5ти, так как на некоторые вещи перестало хватать английской и португальской лексики. Другими словами, в некоторых ситуациях не хватало глубины общения. А до этого он как-то вообще не воспринимал, что я говорю на русском. При этом слышал, что я общаюсь с супругой на русском, но со мной ему как-то было привычней по английски. При этом все бытовые темы и там, где хватает языка (это более 90% общения) мы продолжаем на английском и португальском, и так и планируем продолжать.

8 - ⏳🌱 Очень важно Ваше время и терпение.

Родион к концу 3 года уже говорил на 3х языках, а Дамиан в 3 уже все понимает, говорит на русском очень хорошо, а на иностранных ленится, говорит простыми фразами и не очень активно. Всему свое время, знания должны прорости)

И тогда вы ребенку сделаете бесценный подарок в виде второго-третьего языка 💎

Если статья была вам интересна/полезна, буду рад если вы напишите об этом в комментариях. Также если вы тоже общаетесь с детьми на иностранных языках и используете chatGPT, можете поделиться опытом.

Подписывайтесь на мой телеграм канал

Быть родителем - великое счастье 🤘👨‍👩‍👧‍👦

0
82 комментария
Написать комментарий...
Alexander Zhitmarev
Автор

⭐️👋 Всем доброго дня!

В целом, интересно, что статья получила такой резонанс.

Хотел бы вывести его в конструктивное русло, резюмировать полученные реакции, и более детально подсветить некоторые моменты. Получился объемный комментарий, можно сказать, целое дополнение к статье 📝 Надеюсь, что выделив его в отдельный комментарий, все корректно отобразится, так как текста много)

Итак, в комментариях просматривается несколько линий:

1. родителей / читателей, которые такой подход разделяют
2. кто считает, что это вредная сверхнагрузка на ребенка, или даже бесчеловечный эксперимент
3. кто считает, что это бессмысленно, так как все равно в лучшем случае язык будет как у среднего индуса
4. кто считает, что тут куча лишних ограничений, которые негативно сказываются на психике ребенка, и он, безусловно, в некоторый момент “бомбанет” и возненавидит родителей за “испорченное детство”.
5. Никак не обосновавшие свою критику читатели. Специфика площадки. Время тратить не будем.

Не смотря на то, что (прошу не обижаться) многие критические реакции носят шаблонный характер и комментаторы с большой вероятностью лично не сталкивались с темой билингвального развития, все же, если детальней раскрыть эти аспекты, статья станет только лучше. За что им спасибо!

Тем более, что с рождения первого ребенка, я слышал достаточно критики в адрес того, что разговариваю с сыном на английском. Аргументы были плюс минус те же. Критика как правило от непонимания и основана на рассказах про каких-то знакомых через 3 колена.

Итак, ниже последовательно рассмотрю первые 4 пункта 👇

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zhitmarev
Автор

1 Спасибо всем, кому статья понравилась.

Основная цель была - показать, что если один из родителей владеет иностранным языком, на уровне, достаточном для повседневного общения, то в такой семье есть возможность передать его ребенку. Даже живя в России. И для этого лишь нужно наполнить ваше общение с ним этим языком + разнообразить языковую среду множеством других элементов.

И да, это требует творческого подхода, терпения и времени. А один из элементов такой среды теперь - это chatGPT с его поистине бескрайними возможностями. Я надеюсь, что предомонстрировать это удалось)

2 Касательно сверхнагрузки, вреда для развития и экспериментов над людьми.

В комментариях писали, что в билингвальном воспитании, в частности в России, смысла нет, так как в целом ребенок хуже развивается, это вредно. На мою просьбу привести ссылку на первоисточник, даже привели научную статью - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6168212/

Но в ней как раз написано обратное, что нет никаких научных доказательств вреда билингвального развития, и, в целом, у таких детей есть набор преимуществ как в языковом, так и в общем развитии. Так что статья как раз апелирует в сторону «за» билингвальное развитие.

Кому интересно, сделал для вас перевод - https://zalexander.notion.site/03291f0664c741e89b81b14f2cc49d38 Статья большая, но интересная.

Кроме того, я лично знаком с билингвами из разных стран, которые крайне благодарны своим родителям / бабушкам / дедушкам за то, что те дали им несколько языков.

Моя супруга из Уфы, и в Башкирии нет никаких проблем с тем, что в семьях говорят на 2х - 3х языках. Рядом Казань - аналогично и про Татарстан.

В статье выше еще говорится также о Бельгии и Швейцарии. Норма - семья с 3-4 языками и никаких проблем у детей.

В царской России в семьях дворян было нормой воспитывать детей на двух языках - русском и французском.

Так что тут нет никакого эксперимента над людьми, билингвальное воспитание - вполне устоявшаяся практика.

А касательно того, что если языком не заниматься, то он забудется. Да, это так. И тут уже задача родителя сделать так, чтобы была языковая среда, где он не забывается, а развивается.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zhitmarev
Автор

3 Касательно уровня языка и огрехов в языке.

Тут нужно понять, какая у вас цель.
Я, например, вижу такие цели для наших детей:

- Изучать иностранный язык не на уроках в школе, а в живом общении
- Получить доп. образование (кружки, секции) на иностранных языках
- Самообразование и поиск информации, не ограничиваясь материалами на русском языке
- Общение со сверстниками и взрослыми из других стран во время путешествий
- Высшее образование частично или полностью на иностранном языке. Или программы обмена в школе / вузе.
- Потенциал для будущей профессиональной реализации. Возможность общаться с партнерами, коллегами и клиентами на нескольких языках.
- В целом, быть более развитым, с широким кругозором.

Все это прекрасно достигается, даже с огрехами в произношении, грамматике и орфографии. Главное, что появляется беглость языка, хорошее восприятие на слух, и большой словарный запас. А любые огрехи в процессе учебы можно исправить.

Цели эмигрировать не стоит. Как и попыток сделать сверхчеловека или реализовать амбиции. Это комментаторы проецируют на меня какие-то свои стереотипы.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zhitmarev
Автор

4 Касательно ограничений, собственных амбиций, лишения ребенка детства

Тут очень важен баланс. Можно уйти в крайности, как со свободой, так и с ограничениями. Каждый ребенок индивидуален, каждая семья индивидуальна. Я думаю, что задача родителя разглядеть в ребенке его потенциал и направлять. У меня, например, нет задачи из детей сделать кого-то определенного, чтобы они выучили какую-то конкретную профессию, реализовали мои амбиции, шли по каким-то стопам. Но есть задача дать им инструменты и создать потенциал, на основе которого они сами смогут себя найти и реализовать, жить самостоятельную, интересную и полную жизнь. Возможно, даже оставить какой-то вклад в мир.

Помимо родителей, из своего детства я наиболее благодарен людям, которые были строги, требовательны, и при этом верили в меня и уважали мою личность. Это тренер по восточным единоборствам, классный руководитель в начальной школе, научный руководитель в университете. И я вспоминаю их с благодарностью до сих пор. По логике комментаторов они должны были меня очень ограничивать и оставить негативный след в моей жизни)

Так что не вижу никаких проблем в том, что ребенок ограничен в пользовании гаджетами. Если ограничения / дисциплина идут параллельно с верой в ребенка, уважением и предоставлением ему массы возможностей познавать мир, я не вижу предпосылок для создания комплексов.

Как мне показалось, ряд читателей очень триггернуло, что мальчику в 7 лет не дают играть в майнкрафт) Это странно, честно говоря.

И одно дело - если сказать, что Майнкрафт - зло, ты никогда не будешь играть, потому что я отец и я так сказал. Это может быть диктат и скрытые обиды. Другое дело - направить этот интерес в полезное русло. При этом объяснить, что компьютерные игры - это, конечно, интересно, весело, но есть и другие стороны, которые нужно брать во внимание. И помимо них мир вообще супер какой огромный и интересный.

Я кстати, как увидел у него интерес к майнкрафту, попробовал с ним поиграть. Ведь игра сама по себе достаточно творческая. Но оказалось, что он просто еще не готов. Ему не остановиться, становится страшно, когда неожиданно появляются монстры из темноты, после игры очень сильно капризничает. Значит его нервная система не готова. Но когда он увидел у своего любимого бразильского блогера летсплеи по майнкрафту, и попросил найти еще, я согласился, мы вместе нашли подходящие, и теперь он с удовольствием смотрит пару каналов Бразильских летсплейщиков в детской категории. И при этом учит язык!

И тут я как раз хочу направить внимание родителей, кто задумывается над билингвальным воспитанием, на очень важную тему! Идти нужно от интереса ребенка. Тогда будет легко и радостно. Приведу цитату Анатоля Франса - “Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”.

И вот несколько примеров, что делаем мы:

1. Занятия по скайпу с Бразильцем это пока даже не урок. Они просто рисуют вместе или играют. Так как Родион очень любит рисовать. Мы предварительно созвонились кажется, с 5ю преподавателями, прежде чем найти подходящего. Они пообщались с Родионом, и Родион даже сам выбрал, с кем будет заниматься. А вот когда он подрастет, они уже смогут просто поиграть в майнкрафт. И даже пригласить других детей из Бразилии. Это будет и радость от Майнкрафта и изучение языка) Кстати сейчас был перерыв в занятиях, и Родион сам просит снова начать заниматься с Данилу, но уже, чтобы он научил его читать и писать.

2. Занятия английским у него пока тоже, не так чтобы занятия английским. Родиону нравится играть в шахматы и в 6 лет он стал заниматься шахматами уже не на русском, а на английском. И мы тоже смотрели неск преподавателей пока не нашли того, у кого хороший английский и есть контакт с Родионом.

3. У Родиона сильный интерес к рисованию и изобретательству. И я показываю ему такие моменты при возможности. Сейчас ездили на машине из Питера в Уфу, по пути заехали в Сколково и в Иннополис. Взяли экскурсию с гидом на английском, посидели на ховербайке, покатались на беспилотном такси от яндекса. Родион сказал, что хочет жить и учиться в Иннополисе) И ему очень жаль, что мы были там всего 1 день.
А был бы такой же интерес к чему-то другому, делали бы акцент на другом)

4. Сейчас Родион заинтересовался Капуэйрой. Я нашел ему секцию с преподавателем - Бразильцем. Он сходил на занятия, ему понравилось. Даже Дамиан сказал, что будет ходить с братом. И вот снова - португальский язык без изнурительных занятий языком, отталкиваясь от интереса и желания самого ребенка. Но и возможно это только потому, что он уже владеет языком.

То есть очень важно идти от интереса ребенка, чтобы как раз таки не запирать его индивидуальность и способность самостоятельно искать то, что ему интересно. Но и необязательно ждать, пока он сам скажет, хочу делать то-то, как родитель нужно и предлагать.

И чтобы дать все эти вещи ребенку, совершенно не нужно его лишать детства. Все это прекрасно сочетается.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Zhitmarev
Автор

☀️ Лето на природе, бабушки, дедушки, велики, самокаты, занятия спортом, игры с другими детьми - все это важно и все это есть в жизни наших детей в полном объеме )

При этом если в вашей картине мира такие вещи как: умение направить интерес ребенка в полезное русло, раннее развитие, нацел на образование, дисциплина и правила, ограничение контента и времени использования гаджетов - воспринимаются исключительно как манипуляция, абьюз и исключают самореализацию самого ребенка, то ваша картина мира неполная и я очень рекомендую вам дополнить ее прочтением следующих книг:

- «После 3х уже поздно». Масару Ибука.
Яркие примеры того, на что дети способны, если заниматься с ними с рождения.

- «Рожденные с характером». Евгения Белонощенко.
О том, насколько дети разные. Какие особенности характера бывают, как это может проявляться и как найти подход к ребенку. И если понять и учитывать эти особенности, можно найти индивидуальный подход, который позволить Вашему ребенку осваивать многие вещи с радостью и легкостью.

- «Отец». Абдулманап Нурмагомедов и Игорь Рыбаков.
Абдулманап Нурмагомедов - папа и тренер Хабиба Нурмагомедова (чемпиона UFC) и тренер еще нескольких чемпионов мира по боевым искусствам. Очень наглядно рассказывает об опыте воспитания детей, и как комбинация дисциплины и уважения к ученику сказывается на его дальнейшей жизни. А через него прошло очень много детей, из богатых и бедный семей, это чистой воды практик.

- Педогогическая поэма Антона Семеновича Макаренко.
Макаренко воспитывал детей-сирот в сложнейшее для страны время 1918 - 1939 годы. Тоже чистый практик. Пример комбинации дисциплины и веры в человека. Кстати, нашел интересный факт, что Юрий Гагарин был воспитанником его учреждения, но уже после смерти Антона Семеновича.

- Застывший взгляд. Райнер Пацлаф
О влиянии телевизора и гаджетов на детей. Давая детям гаджеты, нужно понимать и эти особенности. А не только идти в ногу со временем.

- Еще статья, ссылку на которую любезно предоставили в комментариях. Bilingualism in the Early Years: What the Science Says
Оригинал: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC6168212
Перевод: https://zalexander.notion.site/03291f0664c741e89b81b14f2cc49d38

- А еще вот заметка о семье Билла Гейтса. Он придерживается правила, что у детей не должно быть личного смартфона до 13 лет. https://www.dailymail.co.uk/femail/article-2270869/Bill-Gates-Billionaire-opens-strict-parenting-rules.html

🙏 Еще раз всем спасибо за комментарии, как за слова благодарности, так и критику. Думаю, что в результате смог осветить ряд моментов по созданию языковой среды более наглядно. И в целом, теперь материал получился более полным.

Ответить
Развернуть ветку
Мара Сикорская

Знаете, пожалуй, я всё же расскажу вам свою историю. Я была ребёнком, у которого всё получалось легко, играючи. Чтение и письмо в 3-4 года, изучение языков, математика, запоминание стихов, логические задачи, творчество... энциклопедия по астрофизике в 9 лет - о да, дайте две! Я даже привыкла, что у меня всё должно получиться с трёх первых попыток: три поражения я терплю, после третьего стресс, срыв, "это не моё, больше никогда" - и до этого крайне редко доходило. Я была лучшей почти во всём, до чего добиралась, гордостью родителей, гордостью преподавателей, которые сулили мне едва ли не работу в Силиконовой Долине. Олимпиады, грамоты, медали, кружки... Сейчас, озираясь назад, я не могу сказать, что всё было так уж гладко: многие признаки того, что нужно СРОЧНО остановиться, были заметны уже в 4-м классе школы, некоторые даже во 2-м. Однако, следуя известному киношному мему, "Все загадки кажутся простыми, когда знаешь ответ". Приоритеты были расставлены не так, казалось, это не те вещи, которые заслуживают внимания здесь и сейчас. Момент, когда мои когнитивные способности начали явно идти на спад, могу отметить примерно в пятом классе школы. Опять же, это не было отмечено должным образом. Всё списывалось на леность, рассеянность, увеличение нагрузки... очевидные нервные проблемы просто были проигнорированы, так уж как-то к тому моменту уже вошло в привычку. Главное ведь - результат, эффективность, ориентация на хорошее, а не на плохое и сиюминутные "хотелки" и "выбрыконы", да... Что ж, даже после этого я держала свои позиции лучшей ещё почти 10 лет, и, скорее всего, только мне известно, насколько тяжелее это постепенно становилось. Мои родители просто хотели, чтобы у меня было большое красивое будущее, чтобы я уехала за границу, сделала грандиозную карьеру, нашла себе отличного мужа, и дабы жили мы с ним долго и счастливо и дали им не менее блестящих внуков... Но что мы имеем в итоге? Мне 27 лет, за моей спиной и на моих плечах два стационара в психо-неврологии с жестким паническим расстройством, неврастения, тревожно-депрессивное расстройство, генерализированное тревожное расстройство, социофобия, эпилептоидные признаки, больше восьми лет я страдаю от нервного выгорания, и это уже словно бы стало частью моей текущей личности, в своё время я едва закончила университет и с тех пор стараюсь почти не выходить на улицу, у меня нет никакой мотивации отслеживать своё физическое здоровье, не говоря уже про более банальные вещи, я не способна работать больше шести часов в сутки, не рискуя серьёзным нервным срывом, любой негативный опыт считается фатальной точкой на каком-либо начинании, звонок незнакомому человеку по деловому вопросу чреват тремором и приступом удушья, я достаточно эффективно дистанцируюсь от людей, чтобы не сближаться с ними, и да, я осознаю, что мне необходима психотерапия, но моя зарплата выглядит как бородатый анекдот. А ведь при всех моих скудных социальных контактах я знаю по меньшей мере трёх человек с до боли похожей историей. Отличники, лучшие, многообещающие дети... на моих глазах успешными становятся троечники и в целом люди, которые никогда не казались мне особенно умными и вообще понимающими, что они творят. Я не сетую на несправедливость - по меньшей мере, это сложное субъективное понятие, и с какой-то из сторон именно это справедливо. Я не жалуюсь - по меньшей мере, это не то место, где это было бы уместно. Я не жалею - по меньшей мере, это бессмысленно. Я просто не хочу, чтобы это повторялось. Я не могу знать, как на самом деле обстоят дела с вами и вашими детьми, я не хочу предлагать вам какие-то конкретные пути и стратегии, как и критиковать ваши, судить о которых мне объективно не хватает информации. Просто знайте, что бывает и так, и что иногда важны какие-то совсем иные вещи. Не решусь рассуждать, какие именно.

Ответить
Развернуть ветку
Мара Сикорская

Вы знаете, я полагаю, у большинства читателей (включая и меня) из исходного поста сложилось впечатление о том, что вы просто перебарщиваете с прагматичным подходом, стремлением сделать своих детей максимально адаптивными ценой нагрузки и ограничений и завышенными ожиданиями к ним и их успехам. В принципе, я бы поддержала идею пользы изучения чего-либо (включая языки) в малом возрасте, когда генеративные способности мозга максимальны, просто без фанатизма. Однако само ваше рвение к этому показалось людям очень сильным и напугало их. На самом деле, зная что-либо только из статьи, сложно понять, правы ли читатели в своих предположениях или это просто продукт коллективного когнитивного искажения. Так что, это воистину тот случай, когда вам виднее, однако я всё же позволю себе вольность отметить несколько потенциально спорных вещей - по меньшей мере, на всякий случай. Во-первых, вы описываете, что у ребёнка был стресс от игры, но при этом отрицаете, что у него есть стресс от количества изучаемой информации. Дело в том, что есть так называемые "быстрые тигры" и "медленные тигры" (отсылка к стандартному описанию древнейших реакций типа "бей-беги" с участием тигра). Так вот, медленных тигров (хронический стресс) вполне можно не заметить долгое время, при том, что они куда более опасны, чем быстрые. Это может проявляться в вещах, которые не кажутся подозрительными: человек устаёт больше, чем другие, нуждается в большем количестве сна, эмоциональнее реагирует на мелких "быстрых тигров" вроде неожиданно вошедшего в дверь человека или, да, монстров в Майнкрафте... (Кстати, об этом, в игре есть разные игровые режимы вплоть до возможности отключить монстров и только строить, а также моды, которые позволят избирательно выключить монстров или например добавить трудностей на мирном режиме (например, чтобы без монстров, но с голодом). На самом деле, сама очень шугалась, когда начинала играть в Майн, а это было уже лет в 20, на минутку, посему долго играла на мирном режиме почти перманентно, а уже потом, освоившись, начала поднимать себе сложность, заскучав). Таким образом, острая реакция на мобов в игре может быть проявлением общей нестабильности и нервного истощения, хотя также может и считаться свойством нынешнего характера, пожалуй. Вам виднее поди. Но информация (любая, в целом, её количество) является для современных людей в целом одним из наибольших стрессовых факторов. Если хотите в этом убедиться, предлагаю вам мысленный эксперимент: спросите себя по памяти, сколько рекламных объявлений вы видите, например, по пути на ближайшую остановку. А затем пройдите по этой дороге и специально их посчитайте. Предполагаю, вы удивитесь, сколько информации ваш разум судорожно блокирует, защищаясь. Информационный стресс довольно опасен, хотя мы можем его не чувствовать. Это одна из основных версий на тему того, почему количество психических заболеваний в обществе стремительно растёт, а объяснение усовершенствованной диагностикой не полностью покрывает вопрос. Но тут, на самом деле, есть кое-что ещё более опасное: стресс от ожиданий. Делая своих детей вундеркиндами, вам стоит учитывать это, я полагаю: они столкнутся с завышенными ожиданиями. Если не от вас же, то от окружающих. И кто бы что ни говорил, высокие ожидания - НЕ благо и НЕ хороший знак, как некогда говорили мне, а нечто, от чего нужно уметь защищаться.

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда