Жизненный цикл проекта в СИБУРе: от идеи к реализации

Всем привет! Мы — команда трансформации процесса реализации проектов в СИБУРе в составе Михаила Прущака, Ярослава Будаева, Анны Тезяевой, Анны Ермаковой и Николая Горбунова.Это наша новая статья про трансформацию управления проектами в СИБУРе.

До этого мы писали про проблемы, решения и ожидаемые эффекты, ролевую модель и систему мотивации, а также про ритуалы — регулярные встречи для отслеживания прогресса реализации и решения сложностей.

Сегодня поговорим про жизненный цикл проекта, который мы в компании тоже привели к единому знаменателю.

Общие для всех проектов фазы и контрольные точки

Некоторое время назад проекты часто возникали практически «из воздуха». То есть, кто-то мог решить: нужно что-то изменить или внедрить, после чего проект быстро начинали прорабатывать своими силами. И только когда дело приближалось к реализации, приходили к руководству и запрашивали финансирование.

Что было до этого — совсем непрозрачно. Проведено ли проектирование, правильно ли выбран способ реализации, выделены ли нужные ресурсы, спланированы ли все необходимые действия для успешной реализации? Не всегда такая инфо была в документации. А уж дорожные карты так вообще составляли всего треть команд.

Происходило это из-за серьезного роста количества инициатив развития за последние несколько лет, когда компания взяла курс на проектный подход для внедрения изменений и мы перешли от десяток проектов к сотням. На начальном этапе эволюции этого процесса проекты зачастую были замкнуты внутри отдельных подразделений и подчинялись только опыту того, кто их запускал, а не единой системе. Первым шагом к упорядочиванию этого процесса была разработка нового подхода к принятию решений.

А потом мы пошли дальше и упорядочили весь жизненный цикл проектов. Сформировали единые принципы для их продвижения от проработки гипотез до передачи результатов заказчику и эксплуатации новых решений.

Изменения, которые мы внедрили, — это правила игры, свод и последовательность обязательных действий и материалов, двигающих проект к реализации. Конечно, за основу мы взяли общепринятый подход — гейтовую модель. Но достаточно сильно адаптировали ее под нас, например, сформировав подходящий именно нашей специфике набор «артефактов» — проектных документов

Михаил Трегубенко, Директор функции «Управление организационными проектами»

Гейтовый подход разделяет проекты на 5 фаз: L1 «Идея», L2 «Проработка», L3 «Проектирование и планирование», L4 «Реализация», L5 «Мониторинг». Между этапами размещены контрольные точки или гейты, на которых принимаем решение о том, готов ли проект к следующей стадии.

Переходить с одной фазы на другую можно только последовательно, потому что, когда мы перескакиваем через этапы, увеличивается риск сделать что-то неправильно, а значит, выполнить задачу неэффективно. При этом проект может получить финансирование на любой из стадий (да, даже на исследование для проработки гипотезы), а оценка результатов по мере перехода с фазы на фазу становится все более строгой. Например, чтобы продвинуть проект с L1 на L2 нужно всего 4 документа. А с L3 на L4 — уже 9 (включая дорожную карту реестр рисков и другие).

Как это работает

Давайте посмотрим, что происходит с проектом на каждом из этапов

Жизненный цикл проекта в СИБУРе: от идеи к реализации

L1 — Идея

Это работа с воронкой идей, их приоритизация и оценка возможности реализации совместно с ИТ при необходимости. В результате — сформированный список инициатив для дальнейшей проработки, который согласовывает менеджер процесса (руководитель, ответственный за достижение целей по сквозному процессу, например, маркетинг, логистика. Подробнее про ролевую модель здесь)

Продолжительность: 1-2 месяца.

L2 — Проработка

Здесь мы разбираемся, целесообразно ли реализовывать новый проект? Предлагаем решения для выполнения задачи, прорабатываем гипотезы, проводим эксперименты и начинаем формировать команду. Как итог получаем:

  • Первую версию бизнес-кейса с ожидаемыми эффектами (уровень погрешности пока допустим до 50%)
  • Ключевых участников команды: единое ответственное лицо по проекту (связующее звено между проектной командой и бизнесом), а также руководитель проекта.

Продолжительность: 2-3 месяца

L3 — Проектирование и планирование

На этом этапе анализируем процессы, привлекаем ИТ для определения программного решения и его проектирования, в том числе в части инфраструктуры и информационной безопасности. Здесь же определяем метрики успешности, эффекты, окончательно формируем команду.

Результат:

  • Целевое решение — способ реализации

  • Конкретный бизнес-кейс с рассчитанными эффектами
  • Решение архитектурного совета
  • Подтверждение решения от информационной безопасности
  • Полноценная команда реализации.

Продолжительность: 2-3 месяца

L4 — Реализация

Самая масштабная фаза жизненного цикла, на которой мы создаем продукт и реализуем все основные вехи проекта: разработка, внедрение, тестирование на пилотной группе, тиражирование и интеграция в процессы компании, сбор обратной связи.

По итогам фазы получаем работающий продукт, который запущен в продуктив и достигает заявленных метрик.

Продолжительность: от 6 месяцев до 2 лет в зависимости от сложности и масштаба.

L5 — Мониторинг

Это уже фаза послепроектной работы, поэтому в команде остаются преимущественно представители бизнеса, которые помогают отслеживать приживаемость решения. Если есть риск невыполнения каких-то метрик, на L5 можно получить дополнительное финансирование для критичных доработок. Здесь же архивируются материалы проекта, включая выученные уроки, чтобы другие команды могли их использовать в проработке своих задач.

Продолжительность: 6-12 месяцев.

Артефакты и с чем их едят

Для перехода между этапами требуются артефакты — проектные документы. Всего их 10, а обязательных обычно не больше 6 — в зависимости от типа проекта и фазы его реализации:

  • Lean Canvas
  • Карточка проекта на фазу
  • Ресурсный план
  • Бизнес-кейс
  • Финансовый меморандум
  • Дорожная карта проекта
  • Метрики проекта
  • Реестр рисков
  • Реестр выученных уроков.
  • Карточка архитектурного совета
Жизненный цикл проекта в СИБУРе: от идеи к реализации

Их качество проверяем по специальным чек-листам, которые контролируют сотрудники нашего единого центра экспертизы по портфелю в целом и отдельным проектам — функции «Управление организационными проектами».

Команды и раньше выполняли проекты в той последовательности, которая отражена в нашей гейтовой модели. Потому что подход сформирован исходя из опыта и здравого смысла. Однако, при нарастании количества проектов и мотивации команд на их быстрое выполнение, стало расти и желание участников пропускать важные части работы. В результате проекты стали возвращаться с финального этапа на предыдущие для доработки, и сроки их завершения становились не короче, а длиннее. Смысл гейтовой модели — фиксация обязательных точек контроля качества, в которых есть возможность замера успехов и принятия своевременных решений по корректировке, поэтому гарантии выполнения проектов в срок и с нужным результатом сильно выросли

Алиса Мельникова, директор по цифровым и информационным технологиям

Что получилось, а что пока нет?

Порядок мы навели и видим результат в качестве проектов. Если раньше (мы уже про это упоминали в начале статьи) дорожные карты были только у 30% проектов, то сейчас этот показатель уже 80%. Причем это настоящие дорожные карты со сроками и этапами, а не отписки «для галочки». Чек-листы такое не пропускают 🙂 Уже в скором времени дойдем до 100%, это будет отличным прогрессом в оценке приживаемости изменений.

Не очень продвинулись с сокращением средних сроков реализации. Пока остаемся на 18 месяцах (что уже дает сокращение от изначальных сроков, но меньше чем планировали ранее на текущую дату). Будем продолжать над этим работать, уверены, что вновь запущенные проекты, реализующиеся с учетом всех наших изменений в процессе, дадут эффект в ближайшее время.

У нас осталась еще одна тема, про которую хотим вам рассказать — автоматизация процесса управления проектами. Это крутая штука, которая, например, избавит команды от необходимости рисовать отчетные презентации — все будет в автоматически обновляющемся дашборде. Об этом и поговорим в следующей статье.

Остаемся на связи!

29
29 комментариев

Работал в Сибуре, это все только работать мешает и время жрет

12
Ответить

Мир меняется и Сибур тоже, эта штука внедрена относительно недавно, я не думаю, что вы ее застали в режиме, когда это действительно заработало

Ответить

Мы генерим тучи навероятной херни, изобрели 100500 дашбордов и знаем слово автоматизация.

7
Ответить

"Мы — команда трансформации процесса реализации проектов" переводится как "мы – команда по генерации дела ради дела".

6
Ответить

Спасибо, норм кейс!
Ожидаю что должен появиться L0 - осознание наличия проблемы.
Иначе получается что идеи на этапе L1 не связаны с решением конкретных задач

5
Ответить

Да, хорошая мысль. Тоже думаем над этим

2
Ответить

Жесть, ребят, а у вас у кого-то есть опыт работы инженером? Вы ведь понимаете, как сейчас будет выглядеть цепочка? Сначала человек будет делать все те же шаги, что и раньше. Но потом, вместо того, что бы приступать (или нет) к новому проекту, второй раз будет проходить все этапы, но уже с кучей бумажной работы.

5
Ответить