Интервью с Дмитрием Филоновым, независимым журналистом про стартапы и VC. Как создать и развить Telegram-канал? +4 идеи

Мы записали интервью с Дмитрием Филоновым, основателем и автором телеграм-канала The Edinorog и поговорили обо всем, что связано с ведением информационного канала в телеграм, от распорядка дня телеграм-журналиста до необычных предложений сотрудничества.

В этой статье вы узнаете о том, как Дмитрий перешел от журналистики к ведению телеграм-канала и как развивался проект с момента его запуска. Мы обсудили, как монетизировать свой телеграм-канал, сколько можно заработать, будучи телеграм-журналистом и многое другое.

Я добавил новую рубрику в интервью – генерация и обсуждение идей для стартапов вместе с гостем в и сфере экспертизы. Во второй части интервью мы разобрали 4 идеи проектов для журналистов в сфере VC и стартапов. Включайтесь в обсуждение! Буду рад услышать ваше мнение в комментариях.

Смотрите видео на Youtube. А ниже текстовая версия интервью.

Интервью на YouTube. Подписывайтесь на мой канал Макс Погуляев строит стартап студию 🇵🇹

Из журналиста в блогеры: история создания Телеграм-канала The Edinorog

Я начал работать журналистом в России года с 2011. Но со временем ситуация начала ухудшаться - издания стали закрываться, зарплаты особо не росли, и я решил, что пора немного изменить свою карьеру. Я пошел работать во ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив), где стал заниматься контентом.

Работу я сменил, но я по-прежнему читал новости, и хотелось делиться ими с другими. Поэтому я начал хобби-проект — свой канал в Телеграм. Идея была в том, чтобы в свободное время делать небольшие подборки новостей — тех, которые меня интересуют, и так, как мне нравится.

Так в ноябре 2018-го появился Телеграм-канал The Edinorog. В тот момент Телеграм был заблокирован в России, поэтому ФРИИ не вел свой официальный канал. Поэтому в The Edinorog я постил и анонсы мероприятий фонды, и какие-то интересные статьи, и видео с демодней.

Интервью с Дмитрием Филоновым, независимым журналистом про стартапы и VC. Как создать и развить Telegram-канал? +4 идеи

Канал постепенно рос и развивался, я все больше уделял ему внимания. И через 1,5 года, в начале 2020-го я решил, что пора им заниматься на постоянной основе. К тому моменту я уже уволился из ФРИИ, успел поработать в небольшом PR-агентстве, из которого я тоже уволился. В общем, был выбор — искать новую работу или заняться каналом на постоянной основе. Я выбрал второе. С тех пор моя основная работа - это ведение Телеграм-канала The Edinorog.

Как я развивал The Edinorog

Изначально хотелось создать небольшое медиа про стартапы и венчурные инвестиции, где я бы делился новостями, интервью и статьями.

Каждое утро я публиковал подборку новостей, а в течение дня делился интересными историями и интервью. Постепенно канал стал обрастать новыми рубриками. Например, появилась рубрика "О, мой питч", где стартапы могут рассказать о себе — просто было очень много просьб написать про стартап.

Как выглядит рубрика на примере одного из последних опубликованных проектов:

Потом еще появилась пятничная подборка, где я собираю интересные статьи, гайды и так далее. Есть материалы, которые не тянут на отдельный пост, но поделиться ими хочется. Они отлично вписываются в этот формат. Были и другие рубрики — иногда они существовали несколько месяцев, а потом закрывались. Например, были рубрики с гостевыми постами от авторов других каналов.

Сейчас я веду канал один. Только недавно нанял помощника для монтажа видео. Для меня съемка и монтаж видео - это что-то очень тяжкое. Я привык работать с текстом, а видео - это совсем другой тип контента. Я сначала пробовал делать сам, а потом решил, что проще привлечь отдельного специалиста, который будет делать качественное видео для канала.

Диверсификация контента и доходов: работа с другими платформами

Понятно, что нельзя полностью полагаться на одну платформу. В этом есть потенциальные риски — ее могут заблокировать или еще что-то случится. Кроме того, в Telegram меньше аудитории, чем на других платформах. И поэтому мне было я решил попробовать делать контент на других площадках, что увеличить охваты.

Так у The Edinorog появился свой YouTube. Во-первых, в Telegram не очень удобно публиковать и потреблять видеоконтент, на YouTube это делать на порядок удобнее. Во-вторых, аудитория YouTube сильно больше Telegram. В-третьих, хорошо бы иметь запасной аэродром, если что-то произойдет с Telegram. Хотя YouTube в этом плане едва ли не более рискованная площадка.

Конечно, я думаю в сторону публикаций и на других площадках, вроде vc.ru и Substack. Туда есть смысл публиковать большие тексты, исследования или какие-то расследования. Проблема в том, что создание такого контента занимает сильно больше времени и сил, поэтому пока сложно это делать на регулярной основе. Но тот же Substack это потенциальная возможность получить дополнительный источник дохода.

Как я устроил свой Телеграм-распорядок дня и перестал пропускать новости (ну, почти)

Мне удалось создать свою систему планирования постов:

Каждое утро в 10 часов выходят новости. Я начинаю свой день с чашки чая и чтения новостей. Это первый пост дня. Затем в 12 выходит рекламный пост (если он есть), и после него я ничего не публикую в течение следующих 4 часов. Вот этих 4-5 часов хватает, чтобы придумать, про что сделать вечерние посты. Они выходят обычно в 16:00 и 18:30. И регулярные рубрики. Например, «О мой питч» всегда выходит по четвергам в 16:00, недельная подборка в пятницу вечером.

К сожалению, крайне редко получается планировать посты заранее, потому что контент канала сильно завязан на новостную повестку. Максимум, что я могу сделать, это, например, написать утренний пост с новостями ночью, чтобы освободить утро, если есть какие-то дела. Обычно ночью уже выходят новости в зарубежных медиа, а еще есть российские новости за предыдущий день.

Такое расписания постов в Телеграм-канале дисциплинирует. И когда ты читаешь какие-то новости или статьи, то уже подсознательно начинаешь планировать, что вот это пойдет в утренние новости, а вот из этой статьи можно сделать отдельный пост.

Отдыхают ли Телеграм-журналисты?

Я занимаюсь каналом один, поэтому уйти в длительный отпуск — сложно. Практически невозможно запланировать посты на неделю вперед. Проблема еще в том, что мой доход напрямую зависит от того, сколько рекламы купят. А нет постов в канале — нет и рекламы. Будет очень странно, если всю неделю на канале будут выходить только рекламные посты без авторского контента.

За последние три года я только прошлым летом решился на полноценный недельный отпуск. Так, чтобы вообще не писать в Telegram. Обычно когда едешь в какую-то поездку, то все равно можно выделить пару часов утром, чтобы написать хотя бы минимальное число постов на день. А здесь я специально не продавал рекламу на даты отпуска и просто ничего не публиковал неделю. Было трудно ничего не писать, но это был хороший опыт.

Реклама, подписки и донаты: как монетизировать свой Telegram-канал

Стоимость рекламы на моем канале сейчас составляет 25 тысяч рублей.

У меня есть ограничения на выбор партнеров: я не работаю с явными инфобизнесменами, бизнес-тренерами с непонятным бэкграундом, с мутными криптовалютными проектами и так далее.

У меня критерий – выкладывать только те материалы, которые не стыдно показать читателям.

Как часто у меня выходят рекламные посты, зависит от спроса на рекламу. Это непредсказуемый процесс и бывает, что все 5 дней в неделю выкупают, а иногда только 3 дня. На данный момент рекламодатели покупают рекламу на 2 недели вперед.

Я не выкладываю большего одного рекламного поста в день.

Сейчас реклама является основным источником дохода, но я стараюсь искать новые возможности для монетизации. Есть идея публиковать какие-то большие материалы на Substack по подписке — какие-нибудь расследования, гайды и так далее. Есть еще возможность создать платную группу в Telegram. Но обычно так делать эксперты — крупные предприниматели, инвесторы. Я не считаю себя экспертом в развитии бизнеса, я просто журналист. Еще один вариант - принимать донаты, но я хочу сохранить этот вариант на "черный день".

Интервью с Дмитрием Филоновым, независимым журналистом про стартапы и VC. Как создать и развить Telegram-канал? +4 идеи

Интересы читателей выше интересов рекламодателей: как я сохраняю доверие своей аудитории

Как автору канала, мне периодически приходят запросы о помощи с инвестициями и другой помощи для бизнеса. Если я знаю проект или человека лично и верю в его идею, то я пытаюсь связать его с каким-нибудь знакомым профильным инвестором. За такую помощь я не беру деньги.

Возможно, в будущем, если появится партнер, который будет заниматься привлечением инвестиций, то можно будет сделать это как дополнительный сервис, заранее обговорив, что он использует бренд The Edinorog, но я не буду включен, чтобы оставаться независимым. Если кто-то привлек деньги с помощью этого сервиса, и мне захочется раскритиковать эту инвестицию в канале, у меня должно оставаться право это сделать.

Иногда даже приходится отказываться от рекламы, потому что необходимо оставаться независимым. Например, недавно агентство хотело купить рекламный пост об Авито. Но сейчас идет судебный спор Авито со стартапом, я про него пишу, поэтому не хотелось брать деньги от одной из сторон даже за рекламу. Мне кажется, что так правильно.

В классических медиа реклама отдельно, журналисты отдельно. А у меня получается, что я сам себе и рекламный отдел, и журналист. Поэтому приходится отказываться от каких-то денег, чтобы оставаться независимым и не подвергать свою работу подозрениям в нечестности.

Я стараюсь никогда не использовать в рекламе фразы типа "я рекомендую", "я советую", "идите купите". Если мне предлагают разместить сообщение от первого лица, я отказываюсь от такой рекламы или требую переписать ее, чтобы она звучала более нейтрально.

Еще один мой принцип – никогда не публиковать что-то без рекламного тега за деньги. Это просто уважение к моим читателям, которые все равно выкупят, что это рекламные материалы. Если я буду обманывать их, это неизбежно отразится на доверии.

Плюсы и минусы независимой журналистики

Одно из основных преимуществ работы над своим каналом - это независимость. Я могу сам выбирать, о чем писать и как часто это делать.

Кроме того, в сфере стартапов и инвестиций много очень интересных людей. Люди, которые решаются на создание собственного бизнеса, точно заслуживают уважения — это сложный и рискованный шаг. И обычно они очень открыты и готовы делиться своей экспертизой и мнением.

К недостаткам можно отнести отсутствие коллег, с которыми можно было бы обсудить идеи или получить обратную связь. Кроме того, в начале работы над каналом у меня были опасения и страхи относительно финансовой стабильности. Такие страхи - это нормально, наверное. Но сейчас все наладилось.

Небольшие каналы

Я стараюсь подписаться на максимальное количество небольших каналов. Есть много каналов с маленьким количеством подписчиков (до 1000-2000 подписчиков), у которых очень интересный контент. Это каналы предпринимателей, инвесторов. Они, как правило, очень сильно погружены в тему, поэтому их посты интересно читать.

Я пытаюсь им как-то помогать или репостом, или, если я использую какую-нибудь ссылку, которую у себя публиковали, то я в скобочках пишу спасибо такому-то каналу за ссылку. Я считаю, что если я поделюсь каким-то классным каналом, то у меня подписчиков не убудет, а у читателей появится больше интересного контента.

Конечно, я читаю и классические медиа. Из российских — VC, Rusbase, Inc, Коммерсант, Ведомости, РБК, Forbes. Из зарубежных — Crunchbase, TechCrunch, Business Insider, Shifted, The Information. Я также подписан на десяток рассылок, чтобы не пропустить интересный контент и стараться читать больше. Очень много контента не новостного, а рассужденческого, приходит из рассылок, из Medium и т.д.

Стартап-идеи, бредовые и не очень

Перейдем ко второй части интервью, где я обсуждаю с гостями стартап-идеи в их сфере экспертизы. Предположим, что есть журналисты, которые пишут о бизнесе, и они хотят свой опыт переложить в какой-то стартап. Они знают, как работают стартапы, и венчурные инвестиции, может быть, они знают, как делать интересный контент.

Как эти способности, этот опыт можно было бы переложить в стартап?

Кстати, если вам понравится какая-то из обсуждаемых идей, не стесняйтесь написать мне, может что-то из этого буду докручивать и тестировать в потенциальной будущей стартап-студии 😉.

1. Inception – место рождения стартапов. Платформа для маленьких инвестиций в большие идеи

Максим: Идея стартапа - платформа, которая собирает тысячи микроновостей о новых стартапах, которые только начали свой путь. Можно узнать, какая команда собралась, что они планируют делать и сколько денег уже вложили. Пользователи могут купить микродолю в новом стартапе, например 2% за $5000, и стать первыми инвесторами или менторами. Комиссия взимается с продажи микродолей, что позволяет зарабатывать на поддержке новых стартапов.

Дмитрий: Это может быть хорошей идеей, но проблема в том, что начинающие стартапы редко рассказывают о себе на начальных этапах, когда еще нет продукта. Платформа, где начинающие предприниматели смогут найти кофаундеров и других специалистов, может быть полезным инструментом. Такие площадки уже существуют, но они не всегда успешны.

Начинающие стартапы часто меняют идеи и бизнес-модели на начальных этапах, что повышает риск для инвесторов. Также существует риск того, что некоторые фаундеры могут обещать золотые горы, но не смогут достичь успеха. Чтобы избежать риска, нужно смотреть на результаты, а не на обещания.

Мне кажется, сюда можно интегрировать инвестирование в людей. Эта модель уже работает, например, в кейсе с Мариной Могилко, где инвесторы проинвестировали в нее и получат часть ее дохода в течение 10 лет.

Получается площадка, где предприниматель рассказывает о своем стартапе для того, чтобы, во-первых, привлечь сотрудников или кофаундеров, а во-вторых, привлечь инвестиции. Это была бы хорошая возможность для инвесторов найти талантливых и перспективных людей и вложить в них свои средства.

Максим: Да, действительно, на более ранних стадиях инвесторы зачастую более скептически относятся к идеям и стартапам, у которых еще нет истории успеха. Возможно, существуют эксперименты с инвестированием в зарождающиеся стартапы по маленькой оценке или на самых ранних стадиях развития.

Что касается поиска команды, то, действительно, можно было бы создать платформу, на которой люди могут искать себе кофаундеров или первых сотрудников для своих идей. Возможно, такая платформа была бы полезна для многих предпринимателей на ранних стадиях развития их стартапов.

2. Dealflow – закрытое сообщество фаундеров и инвесторов

Максим: В США есть такая проблема, что в некоторых случаях нельзя публично привлекать инвестиции из-за законодательных ограничений, и стартапы должны это делать только лично. Для решения этой проблемы можно создать закрытое сообщество, где стартапы, которые нуждаются в фандрайзинге, могут встречаться с инвесторами, уже установившими контакты. Это место, где собираются все стартапы и есть база инвесторов, которые знают, что здесь фандрейзят стартапы, но информация о фандрайзинге не публична. Как ты думаешь, будет ли такая платформа актуальна для инвесторов?

Дмитрий: Сложный вопрос. Я думаю, к инвесторам и так обращается множество стартапов, и большинство выбирает наверняка выбирает то, что советуют знакомые. Я не очень понимаю идею подобных клубов, потому что они ограничивают возможности.

Поиск инвестора - это отчасти еще проверка, сложность для стартапа, сможет ли он найти нужных инвесторов, нужное количество, уговорить их, и так далее. С одной стороны, не хочется отнимать у фаундеров этот путь.

Еще одна проблема - инвесторов существует огромное количество и собрать все фонды в одном место будет тяжеловато.

Есть такой классный проект, он про журналистику и про инвесторов, называется House of Pitch. Его делают 2 девушки из России, которые достаточно давно уехали в США. Это такой “Тиндер” для журналистов, инвесторов и стартапов. Ты выкладываешь свой питч и человек на другой стороне свайпает вправо/влево, если понравилось/не понравилось. Идея звучит интересно, я буду следить за тем, как проект развивается.

Интервью с Дмитрием Филоновым, независимым журналистом про стартапы и VC. Как создать и развить Telegram-канал? +4 идеи

3. VC Storytelling Ads – Таргетированная реклама на узкую группу инвесторов

Максим: Чтобы привлечь инвестиции для стартапа, важно, чтобы о нем знало как можно больше инвесторов. Чтобы добиться этого, многие стартапы стремятся попасть в СМИ, чтобы журналисты писали о них. Кроме того, некоторые стартапы пытаются создать иллюзию своей популярности, например, размещая билборды вокруг группы инвесторов. В связи с этим, третья идея - это создание сервиса, который собирает данные об инвесторах и предоставляет услугу таргетированной рекламы в виде сторителлинга для стартапов. Компания предлагает стартапу оплатить условно $5000, чтобы они превратили стартап в историю, которая будет распространяться через социальные сети и таргетироваться на узкую категорию инвесторов, например, на ангелов или венчурные фонды. Таким образом, когда стартап готов привлекать инвестиции, уже будет некоторое представление об этом стартапе. Как ты думаешь, такая идея возможна?

Дмитрий: В теории, идея таргетированной рекламы для стартапов, которая направлена на узкую категорию инвесторов, возможна. Например, есть ребята, которые использовали такой метод, как реклама через социальные сети, чтобы знакомые и семья инвесторов начали пользоваться их продуктом. Это создавало иллюзию популярности и увеличивало шансы на получение инвестиций.

Однако, для реализации такой идеи необходима большая база инвесторов. Также, слишком много шума вокруг стартапа может оказаться негативным знаком, потому что можно подумать, что дела у него не идут хорошо.

Еще один сложный момент заключается в том, что необходимо найти баланс между рекламой всех стартапов, которые обратились к сервису, и тем, чтобы не рекламировать плохие проекты. Важно не рекламироваться на одного и того же инвестора постоянно, чтобы он не перестал замечать рекламу. Как это сделать, пока не очень понятно.

Но я думаю, что есть способы, чтобы не забить инвесторов рекламой. Например, можно вводить некоторые критерии, по которым отсеивать неподходящие стартапы. Это может быть, к примеру, стадия разработки, рыночный потенциал или общая концепция. Также можно предоставить инвесторам возможность настраивать свои предпочтения и интересы, чтобы они получали только релевантную информацию о стартапах.

Что касается ценности стартапа, это действительно не всегда зависит от размера инвестиций. Я согласен с тем, что иногда более перспективный проект может быть менее крупным, но с большим потенциалом для роста. Так что, чтобы не потерять потенциально интересные проекты, нужно обязательно проводить какой-то отбор.

4. Агентство по контенту для VC и стартапов

Дмитрий: Если я бы создавал какой-то проект, то это было бы агентство, которое специализируется на контенте. Я заметил, что многие инвесторы и стартапы стараются создавать свой контент, но у многих это получается не очень хорошо. Некоторые хотят выступать на YouTube, другие пишут на VC, но их тексты невозможно читать, а еще у кого-то получается банальная реклама вместо качественного контента. Если бы я что-то создавал, то я бы скорее всего создал агентство по контенту, которое помогало бы стартапам создавать свои каналы в Телеграм, подкасты и шоу на YouTube. Главная цель была бы создать контент максимального качества, чтобы стартапы могли продвигаться на рынке, а основатели могли рассказать о своих идеях и экспертизе в своей сфере.

Многим основателям просто не хватает для этого времени и опыта. Если помочь им в этом, то это было бы очень круто, но каким именно образом я бы это реализовал, пока не совсем ясно.

Максим: Например, это может быть сервис, который дает основателям стартапов вопросы, такой виртуальный интервьюер. Ты подключаешься, он задает тебе вопросы, ты отвечаешь, он задает еще вопрос, ты отвечаешь. Потом он это переносит в текст, например, с помощью искусственного интеллекта, и делает из этого историю.

Дмитрий: Да. У меня был опыт написания колонок за других предпринимателей от их имени. Есть два подхода к этому: первый - тебе дают тему, например, как привлечь инвестиции, и ты пишешь текст на эту тему, подписываясь от имени основателя компании. Однако, даже если ты классный автор, тебе может не хватить экспертизы, чтобы написать действительно интересный и содержательный текст. Второй подход - это брать интервью у основателя компании и на основе этого создавать контент. Это даёт самый крутой результат, потому что такой контент получается максимально интересным и информативным.

Если бы удалось создать сервис, который автоматически создавал бы контент на основе интервью с экспертами, то это был бы очень крутой проект. Потому что сейчас часто приходят пиарщики или сторонние авторы, предлагая написать контент для канала, но уровень их экспертизы поверхностный, и это всегда заметно. Если бы существовал такой сервис, который мог бы создавать высококачественный контент за эксперта, это было бы очень востребовано.

Взял интервью – Макс Погуляев, основатель POGUMAX (проекционные технологии) и HYLS (онлайн-курсы). Живу в Португалии 🇵🇹, присматриваюсь к Кремниевой долине. Планирую запустить стартап студию.

На моём ТГ-Канале выходят интервью с инвесторами, фаундерами, основателями VC-фондов и стартап студий/venture builders. В моём LinkedIn-профиле публикуются интервью на английском – давайте коннектиться.

Буду рад вашей поддержке и подписке на мои Ютуб-каналы: рус / eng.

3.1K3.1K показов
584584 открытия
Начать дискуссию