«Пришёл на работу после праздников — половина сотрудников отсутствует»

Один день из жизни бизнесмена: как пережить предательство заместителя, который скопировал твою-бизнес модель и увёл почти весь коллектив. Как снова поставить на рельсы компанию, чтобы потом на её основе развить ещё три бизнеса, — рассказывает Сергей Меринов, основатель группы компаний Avail (город Киров).

Сергей Меринов - основатель группы компаний Avail. 

Первый бизнес — ремонт оргтехники — Сергей Меринов запустил в 2001 году. Причём изначально своё дело совмещал с работой сервисным инженером в компании «ВяткаСвязьсервис».

«Работал я по графику два через два. И однажды понял, что то, чем я занимаюсь, не предел, — рассказывает Сергей. — Я начал заправлять и ремонтировать принтеры и другую оргтехнику, открыв юридическое лицо ООО "Эвейл"».

К 2003 году компания окрепла, и Сергей решился уйти в свободное плавание, полностью посвятив себя бизнесу. Правда, офис и первый сотрудник появились позже — лишь в начале 2005-го.

«За 18 лет предпринимательства в моей жизни было много событий. И плохих, и хороших. Были и взлеты, и падения — всё это мой ценный опыт, которым я дорожу. Самый памятный день по силе эмоционального потрясения случился в начале 2007 года. К этому времени большого предпринимательского опыта я ещё не наработал: был новичком в деле построения организационных структур и настройки бизнес-процессов».

После длинных новогодних праздников Сергей Меринов пришёл в офис утром 9 января в приподнятом настроении.

«Я был очень воодушевлен, возвращаясь после отдыха на работу, предвкушал плодотворную деятельность: мой бизнес набирал обороты, клиентура и доходы росли. Когда бизнес идёт вверх, я всегда ощущаю невероятный подъём, позитив, хожу и улыбаюсь. И работать хочется ещё больше, ещё быстрее, ещё продуктивнее. И сотрудников своих я пытаюсь зарядить своим настроем, разогнать их на большие достижения, чтобы мы росли еще выше, становились еще сильнее».

Сергей открыл дверь в офис, а там — пустые рабочие места: больше половины из 20 сотрудников компании не вышли на работу. Не было технических специалистов, менеджеров по продажам и самое главное — отсутствовал коммерческий директор.

Андрей Агалаков пришёл в «Эвейл» в конце 2005 года — до этого работал топ-менеджером в кировских компаниях. Сергей его хорошо знал — они общались с Андреем в течение трёх последних лет.

«Помню, от осознания случившегося сердце у меня ушло в пятки. Мне стало очень страшно, что я могу остаться без бизнеса, без стабильных хороших доходов, к которым привыкли я и моя семья, что снова придётся всё нарабатывать с нуля, а это очень тяжело».

Разобравшись в случившемся, Сергей выяснил следующее: Андрей, насмотревшись, как развивается бизнес Меринова, решил создать свой, подобный, переманив для этого большинство сотрудников из «Эвейла».

Он сговорился с техническими специалистами, ключевым менеджером по продажам, который вёл большинство корпоративных заказчиков, пообещав, что в новой, в его по сути, компании, будет им и зарплата больше, и условия лучше, а «Эвейл» через месяц загнётся — клиентуры-то не будет: все уйдут в компанию Агалакова.

«При этом ни разу (!) коммерческий директор за время работы у нас не показал своего недовольства обстановкой, условиями, зарплатой или нашими отношениями. Мы с ним ни разу не ссорились! Я ему доверял».

Когда схема Агалакова раскрылась, Сергей засучил рукава по самые плечи: нужно было спасать бизнес. И спасать, не медля ни минуты.

«Все, кто остался в компании, самоотверженно взялись за работу, не испугавшись нагрузки, которая увеличилась в разы. Они переживали и за компанию, и за меня, и за свою работу. Я же в первую очередь подал нужные вакансии (ремонтник, заправщик, водитель), потом обзвонил клиентов.

После встал, как говорится, к станку: начал ремонтировать, заправлять, помогая оставшимся специалистам. Сам ездил в транспортную компанию за грузами, развозил работу по клиентам, забирал новые заказы. В таком режиме — обзвон-ремонт-развозка товара-сбор новых заказов — я работал еще несколько дней.

Отмечу, что клиентов наших я объехал за два дня, каждому объяснил, что у меня все хорошо, что все работы выполним в срок. И люди мне поверили. Спасительной соломинкой в те дни стали два новых сотрудника. Я собеседовал их перед новым, 2007-м, годом. И мы договорились, что они выйдут на работу в первый рабочий день января.

Их приход реально облегчил мне жизнь. Кстати, один из тех новеньких до сих пор работает у меня — уже 12 лет получается. Стоит ли говорить, что некогда нормированный рабочий день у сотрудников "Эвейла" удлинился: работали допоздна, чтобы успеть выполнить заказы».

Сергей уходил из офиса в восемь вечера.

«В тот год я вообще работал каждый день практически до восьми-девяти вечера, потому что кроме технических вопросов, работал над расширением бизнеса — маркетинг, клиенты, сотрудники, процессы.

Бывший коммерческий пытался воздействовать на вас психологически? Вы же стали конкурентами.

Да. Он звонил, запугивал, рассказывая, что совсем скоро у меня все будет плохо. Мне в те моменты было жутко страшно… подвести свою семью. Я не хотел выглядеть в их глазах неудачником — и это меня очень сильно мотивировало. Я сжал зубы, запихал все страхи подальше и думал только о работе, решая задачи от одной к другой.

Собственно, сейчас всё то же самое: мотивация двигаться и работать, работать, работать включается в каждой критической ситуации. Жизнь по-новому. Пережитое предательство, заставило Сергея Меринова по-другому взглянуть на свой бизнес.

Я был обижен на Агалакова, на людей, которые ушли вместе с ним. Я никого никогда в своей жизни так не предавал, не кидал. Это было самое сильное моё потрясение в бизнесе. И оно меня закалило. Стоит отметить ещё одну правду жизни: в малых бизнесах такие форс-мажоры случаются сплошь и рядом. Тем более когда порог входа в бизнес низкий (не нужно много денег, чтобы его запустить).

Человек работает в бизнесе, смотрит, как всё устроено, учится, нарабатывает знания, чтобы потом сделать то же самое. И самые смелые, конечно же, пробуют. Это называется «отпочковывание». —

Из моей компании за 18 лет существования таким образом «отпочковалось» человек пять-шесть. Правда, ни у кого так и не получилось построить устойчивый бизнес. Крайняя такая попытка была два с половиной года назад. Но это мне уже не страшно.

IT-рынок сформировался, маржинальность упала, заработать на нём стало намного сложнее. Зарабатывают сейчас только крупные устоявшиеся компании. Новые запускаются, работают пару-тройку месяцев и закрываются. Кстати, фирма Агалакова развалилась через полтора месяца. Некоторые из ушедших от меня тогда сотрудников просились обратно, но я никого не взял, потому что считаю, что если один раз предал, то и второй раз сможет.

Да и к тому времени у меня уже была набран новый штат, дополнительные сотрудники не требовались: я восстановил все рабочие процессы в полном объёме за неделю.

Кого вы взяли на должность коммерческого директора?

Никого. Вместо него я взял нескольких менеджеров-продажников, потому что понял, что нецелесообразно замыкать всю клиентскую базу на одном человеке. После случившегося я сам объехал всех клиентов и перезнакомился с ними лично, завязав их на себя. И когда у нас появлялся новый клиент, я обязательно устанавливал с ним личный контакт. —

Изменились ли после этого случая критерии отбора сотрудников?

Нет. Выбирал и всегда выбираю в основном по техническим характеристикам — может ли кандидат работать по специализации, что мне нужна. Во вторую очередь пытаюсь оценить, что за человек передо мной. Но это, как правило, тыкать пальцем в небо: чтобы человек раскрылся, нужно время — для этого у нас есть испытательный срок в два месяца.

Какой совет из случившегося вы можете дать начинающим бизнесменам?

Первое — заводите клиентскую базу на себя. Второе — не надо дружить с сотрудниками, не надо привязываться к ним эмоционально: рано или поздно уйдут. Лучше панибратства простые ровные рабочие отношения. Третье — нельзя быть мягким с сотрудниками. Нужно уметь говорить «нет». Четвёртое — не бойтесь потерять сотрудников: всегда можно набрать новых, и от этого вашей компании может быть даже лучше.

В вашей компании есть текучка кадров?

По большому счету нет. Атмосферу в компании я стараюсь поддерживать такую, чтобы людям было интересно у нас работать.

Выводы от себя не делаем — их делает жизнь: размах холдинга «Эвей» сегодня — четыре успешных бизнес-направления — IT, производство женской одежды, производство натуральной косметики, продажа медицинского оборудования. Годовой оборот группы компаний — 350 млн рублей в год.

Один день может решить многое...

0
75 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Михайлович

Пришел, а на следующий день половины сотрудников нету? Это как же они были устроены? Неофициально что ли или как псевдоипешники для экономии налогов? Просто так раствориться из офиса нельзя,надо написать заявление на имя директора сначала и 2 недели подождать. Может, такое псевдотрудоустройство людям и не нравилось, вместе с зп, а вы этого не замечали? И ещё, вот вы пишете, что пришли бодрячком на работу, улыбаетесь, бизнес прет, сотрудников на позитив настраиваете, чтобы бизнес рос и расширялся. А сотрудников-то как мотивировали? Им-то что должно было перепасть от вашего расширения? Премии? Повышение зп? Я в похожей ситуации был и в качестве наемного сотрудника и в качестве владельца фирмы и могу сказать, что основная часть вины на вас. С сотрудниками надо общаться и понимать и тогда поймете, что их не устраивает и почему уходят. Сами тни не скажут, будут бояться, что их уволят и им проще уйти самим.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

"Просто так раствориться из офиса нельзя"

Можно, даже если з/п 100% белая . Но подозреваю, у товарища из статьи явно не этот случай. Если серая зп, выходного пособия нет или смешное от номинального оклада, встал и пошел - никаких проблем.

Что касается мотивации сотрудников - даже при белой зарплате, если бухгалтер был тоже в деле, запросто могли всем з/п и 3 оклада выдать во время праздников из средств компании совершенно по закону - естественно большинство согласилось.

В это кстати еще одна мораль для начинающих бизнесменов, о которой в статье не говорится.: Бухгалтерию - либо родственнице, либо на аутсорс, если компания не слишком большая (там просто люди не будут заморачиваться с внутренними интригами одной из десятков обслуживаемых ими компаний - репутация дороже)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайлович

Ладно, ладно. Ок, у коммерческого, допустим, были полномочия увольнять. Допустим, еще был главбух в сговоре, но про него, правда, ничего не сказано в статье. З оклада - это мотивация, чтобы уйти из компании, где у тебя стабильность и перейти в компанию, у которой нет истории и непонятно, как ты там приживешься?). Нет, я верю в истории про стартапы и желание самореализоваться на новом месте и все такое)). Но, коммон, это Киров, а не Калифорния. В провинциях люди за место держатся. Перешли - это их право. Почему - вот главный вопрос. В любом случае я хотел бы получить ответ о трудоустройстве от автора статьи. Как были оформлены сотрудники и как им удалось уволиться в один день. Был ли замешан бухгалтер? Почему товарищ предприниматель в этом случае не подал в суд? Наверняка в уставе фирмы было прописано, что коммерческий и бухгалтер должны действовать в интересах фирмы и все такое. Да, беготня по судам отнимает время, но наш герой мог бы хотя бы пригрозить иском и тем заставить фрустрировать нового конкурента и осложнить становление его фирме. Видимо, не было юридических причин. Просто из того, что написано в статье и как это подано, я и делаю соответствующие выводы: 1. Скорее всего действительно с трудоустройством была какая-то лажа. 2. Предприниматель оторвался от "народа" - у него все хорошо, бизнес прет, а какие настроения в массах, он не догадывается. Получается, РФ в миниатюре, 3. Выводы, которые он сделал - чисто технические, а не стратегические: доверяй, но проверяй. Перевод бухгалтерии на аутсорс или племяннице - ну, норм совет, но опять же из разряда технических. Так можно себя со всех сторон подушками безопасности обложить, но это все борьба со следствиями, а не причиной.

Ответить
Развернуть ветку
72 комментария
Раскрывать всегда