AQL, или будни продакта. Инспекторы

В предыдущих частях мы поняли, что просто так на блюдечке с голубой каёмочкой вам хороший продукт никто не принесёт. По крайней мере на уровне массового производства – всё-таки хочется верить, что на серьёзных люксовых предприятиях дела обстоят по-другому. Надежда есть, примеры были. Итак, вы нашли адекватного поставщика, посмотрели его производство, согласились с ним работать.

Когда дело дошло до исполнения заказа, встаёт вопрос о проверке продукции: вы уже знаете, что без этого лучше товар не отгружать. Ну, если только в редких случаях при трёх условиях: - вы давно работаете с поставщиком и понимаете его уровень и возможные косяки; - поставщик не знает, что в этот раз проверки не будет; - у вас действительно нет возможности организовать проверку. В остальных случаях товар нужно проверять, и сегодня мы рассмотрим, какими силами это можно сделать.

По большому счёту, вариантов всего два: независимые компании и свои инспекторы. Всё остальное – нюансы. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы, о них как раз пойдёт речь.

Аудит поставщиков и проверка продукции – огромный бизнес, ибо спрос рождает предложение. Кто хотя бы раз искал поставщика через Alibaba или был на любой крупной китайской выставке, понимает бесконечное количество производителей. И ведь каждый работает и имеет своих клиентов (иногда и в прямом, и в переносном смысле ), а эти клиенты проверяют товар. Поэтому есть бесчисленное количество малюсеньких, маленьких, средних и огромных компаний, занимающихся инспекцией.

Маленькие компании, состоящие иногда из 1-2 человек, более гибкие и адаптирующиеся под ваши нужды. Вы можете более детально описать им то, что вам нужно, на что обратить внимание и т.д. Гонорар, скорее всего, у маленьких компаний будет выше: у них нет потока, и надо как-то выживать.

С другой стороны, у них меньше возможностей, опыта и более узкий профиль. К примеру, вряд ли у небольшой компании из южных регионов Китая есть свои представители на севере. А перелёт из Гуанчжоу или Шенженя в Нингбо или Шанхай – это 3 часа полёта. Если вы посылаете инспектора с юга на север, будьте готовы оплатить ему авиабилет. А при большом объёме работы на заводе (больше 1 дня) – ещё и гостиницу. Всё это – расходы, которые в идеале нужно зашивать в себестоимость товара, хотя бы в управленке.

С крупными компаниями проще: у них всё отлажено, есть базовые стандарты, процедуры и прайсы. Проверять они умеют всё, что угодно, имеют филиалы в основных производственных районах, занимаются проверками годы. Это своего рода конвейер. И выбирать вам нужно самим. Если у вас стандартный товар у большого поставщика – то лучше привлекать к проверке известную компанию, т.к. появление крупных неприятных сюрпризов менее вероятно.

Если же поставщик небольшой или товар у вас специфический, то нужно описывать детали и нюансы. А здесь уже, как в салоне BMW: за каждую дополнительную опцию нужно платить.

Интересный момент связан с национальностью инспектора. Если он местный, то лучше может выстроить диалог с представителями завода. Зато ему проще предложить взятку.

Допустим, что поставщик знает, что товар с дефектами, и проверку он не пройдёт. Поэтому он просто подкупает проверяльщика. Вот и всё. По большому счёту, материальную ответственность за ваш товар проверяющая компания не несёт. Если вы потом «предъявите» ей, что товар оказался проблемным, то устанете доказывать. А если компания местная и работают там местные, то они могут уйти в несознанку, перестать вас понимать и вообще отвечать. Поэтому некоторые покупатели предпочитают работать со своими соотечественниками (как на уровне компании, так и собственно инспекторов).

Есть ещё один момент. Существует бизнес так называемых «помогаек», который к бизнесу проверок товара не имеет никакого отношения. Допустим, вы приезжаете в тот же Китай, ничего там не знаете и не разговариваете ни на каких языках. Ориентироваться вам очень сложно. Тут и появляются «помогайки» (или вы с ними списываетесь по сети ещё до поездки). Они вас встречают, возят, сопровождают. Если вам нужно что-то купить, отвозят на оптовые базы, магазины или на производство. Но. Нужно понимать, что они просто вам помогают. И обычно, кроме оговоренного вознаграждения от вас, получают ещё комиссию от ваших покупок с тех точек, куда вас возят – по типу турецких «экскурсий» на меховые фабрики. Никакой ответственности за качество того, что вы покупаете, нести они не будут.

Вернёмся к проверкам. Если вы любите всё контролировать сами, то сажайте «на месте» своего представителя. Летать из России на проверки в Азию или Латинскую Америку – дело неблагодарное. Это дорого и реально утомительно. Ваш представитель может летать из Москвы на проверки в Турцию или, в худшем случае, Северную Африку. Всё, что больше 4-5 часов полёта, обходится «на круг» слишком дорого. Поэтому лучше, если человек будет находиться на месте. Неважно, находится он у вас в штате или работает с вами на сдельных условиях. В этом случае нужно немного выйти за рамки просто проверок и относиться к этому как к части бизнеса. Если вы в активном режиме работы со страной, то у вас наверняка там много дел.

Есть несколько поставщиков, они вам предлагают новинки, дорабатывают существующий товар. Если вы делаете проекты ODM (то есть, разрабатываете товар собственного дизайна) , то это однозначно требует периодического согласования или вашего присутствия. Отдельные детали или целые образцы требуют подтверждения. Пересылать их из Китая в Россию – дело не самое простое и быстрое.

Помимо этого, в лице собственного сотрудника вы получаете фронтовую разведку, глаза и уши. Он вам расскажет, кто из ваших конкурентов с какими заводами работает, какие есть движения и подводные течения у поставщиков, может найти или оценить новые производства, съездить на выставки, выполнить ваши поручения – были случаи, когда и личные поручения, и т.д. Средняя стоимость жизни в Гуанчжоу – от 3 до 5 тысяч долларов в месяц. Подумайте, сколько времени и денег вы сэкономите, если всё это переложите на своего сотрудника. Конечно, не каждый бизнес может себе позволить 8-10 тысяч долларов вместе с зарплатой отдавать ежемесячно за своего представителя, но оно того стоит.

Что касается собственно проверок, преимущество своего представителя очевидно.

1. Он хорошо знает товар, все возможные дефекты, историю их появления и устранения.

2. Зная специфику завода, при проверке он может обратить внимание на проблемы, которых раньше не было, и которые вы не могли предвидеть в списке согласований с независимым инспектором. Его проверка – это более «творческий» подход, чем стандартные инспекции. Это очень не нравится поставщикам, и они пытаются такую свободу ограничить регламентами проверок.

3. Подкупить его тяжелее за счёт большей лояльности и дороже за счёт зарплаты, которую вы ему платите. Завод будет больше опасаться это сделать: возможность потерять клиента выше - а если вы работаете через своего представителя, то не самый маленький клиент.

Понимая специфику своей компании и специфику бизнеса инспекций, теперь вы можете подобрать подходящий для себя вариант проведения проверки. Но это ещё не всё.

Компания-проверяльщик даст вам отчёт о её результатах в определённом виде со специфическими терминами и понятиями. В них тоже необходимо разбираться, хотя бы на общем уровне. Даже если вы попросите его написать «по-человечески», неплохо понимать, каким образом проходила проверка.

А возможно, вы относитесь к тому типу людей, которые думают, что «хочешь сделать хорошо – сделай сам». Утверждение спорное, но бывает и так. Поэтому в следующий раз разберём непосредственно сами стандарты AQL, и что они обозначают.

AQL, или будни продакта. Инспекторы
11
Начать дискуссию