Стартап для чайников: мой опыт за год в проекте FotoPrint

Меня зовут Ольга и я сооснователь проекта FotoPrint. Ранее у меня был опыт в IT рекрутменте.

В 2017 году мой муж и его друг стали собственниками фотосалонов Kodak в Краснодаре. Когда мы сами решили распечатать фото через салоны, столкнулись с тем, что делать это с телефона жутко неудобно и создали приложение FotoPrint.

Изначально хотели сделать приложение под свои Kodak, но поняли, что такая проблема у большинства фотоцентров, а не только у нас. В итоге мы сделали маркетплейс, в который можно подключить любой фотосалон.

Стартап для чайников: мой опыт за год в проекте FotoPrint

Сначала запилили первую версию под iOS и Android, которая худо бедно работала, потестировали на живых людях, получили фидбэк и только после этого решили продвигать бизнес, собрали команду и погнали.

За год мы подключили порядка 150 крупных и мелких городов России, прошли заочный акселератор ФРИИ, наладили систему общения с клиентами и работу с заказами. Набили много шишек и готовы ими поделиться с другими молодыми и талантливыми стартапами.

1 урок. Сарафанное радио не работает

Да, это знают уже все, как и изменение цвета кнопки “Купить” не увеличивает конверсию в 5 раз, но все равно надежда есть.

Когда мы считали нашу бизнес модель, чтобы построить дорожную карту, мы подумали: “Сейчас к нам подключено 5 фотоцентров и поступает 20 заказов. Значит, когда мы подключим 100 фотоцентров, то нам будет поступать 400 заказов.” Ха-ха, как бы не так. Это не работает, особенно если подключение было бесплатное.

2 урок. Ценить свой труд и брать за него деньги

Когда мы собрали команду, сразу начали активно подключать фотосалоны к сервису, параллельно устраняя технические ошибки. Монетизация: бесплатное подключение +15% от заказа. Но эта схема не сработала. Люди жаждут халявы, но когда получают что-то бесплатно, абсолютно этого не ценят, вот такой парадокс. Приходит заказ, о нем забывают, не связываются с клиентом, но когда заказы прекращаются - жалуются, что мы плохие и заказов мало.

Поначалу мы стеснялись подключать платно, сервис новый с недочетами, но при этом не стеснялись ежемесячно оплачивать свои расходы на разработку, хостинг, содержание команды, продвижение, почти не получая с этого прибыли.

3 урок. Дедлайны всегда горят

Часть разработки велась в фуллтайме, но большинство задач ведутся на удаленке в парттайме, конечно это связано с ограниченными средствами подобных проектов. Сроки постоянно сдвигались, приходилось менять подрядчиков, оценка задач программистами часто некорректна и потом могут появляться такие подводные камни, которые стопорят всю работу на месяц, а то и больше. Четко контролируйте задачи своих программистов, особенно на удаленке, если не хотите ожидать выпуск новой фичи полгода.

4 урок. Доверяй, но не верь

Каждый второй фотосалон, которому мы звонили, будь то Москва или Иваново утверждал, что они держат весь рынок, работают с 1990 года, владеют лучшим салоном, монополисты и работают исключительно на Каннский фестиваль. Но все это ложь! В мелких городах порядка 50 салонов, в крупных 200+ и как минимум половина считает себя монополистами :). Рекомендуем проверять информацию о Ваших партнерах и общаться с ними на одном языке, если они надменны, то нужно дать понять, что так лучше не делать.

5 урок. Считай и анализируй, но верь интуиции

Юнит экономика, сквозная аналитика и прочие показатели - это очень круто на большой выборке, но когда ты помнишь всех своих клиентов поименно и чеки не большие, считать эти цифры - только лишний раз расстраиваться или для поступления в акселератор. Есть вещи, которые нужно просто делать: продавать, выпускать фичи и снова продавать, а не тратить время на когортный анализ 100 человек. Здесь со мной многие могут не согласиться, но это моё мнение, исходя из опыта.

6 урок. Будь молниеносной службой поддержки

Что-то пошло не так или клиент не знает, что с его заказом, а партнер не может войти в личный кабинет - реагируй быстро и превосходи ожидания. Это очень круто влияет на лояльность пользователей и взаимосвязь. Реакция на мгновенный ответ очень отличается от ответа через день, знаем не понаслышке.

7 урок. Не пытайся внедрить каждую фичу о которой тебя попросили

Каждый день поступают вопросы: когда можно будет печатать кружки? когда я смогу распечатать холст? и т.д. Все это сиюминутное желание человека и потребность в данную секунду. Если он просит о кружках, это не значит, что он будет печатать кружки ежедневно и затраты на разработку окупятся. Если есть намеченный план разработки и фокус, нужно следовать ему, а не отвлекаться на микрожелания клиентов, которые могут не пользоваться тем, о чем просили.

Здесь на помощь придет Customer Development + личная интуиция.

8 урок. Люби своих клиентов

Мы заметили одну закономерность, когда не любишь своих пользователей или слишком пропускаешь сквозь себя конфликтные ситуации, все только усугубляется. Поэтому любите тех, с кем работаете, кого привлекаете, тогда они ответят тем же. Даже самый противный клиент может начать работать хорошо и менять интонацию на положительную, когда услышит о вашей компании.

9 урок. Команда и мотивация

Нередко бывает, что сотрудники или члены команд стартапов не особо понимают, о чем вообще их стартап, им просто нравятся люди, с которыми они работают и задачи. Нужно четко понимать, какую и чью проблему решает ваш стартап, иначе будет каша с пустой тратой денег и времени. Каждый член команды должен работать не за деньги, а во благо проекта и вносить свою лепту и идеи. Ведь основная задача - это создать рынок и найти, как на нем можно заработать.

10 урок. Конкуренция рождает сервис

Сейчас в приложении более 900 фотосалонов. У нас есть функция, которую мы очень любим. Мы можем перенести заказ с одного фотосалона на другой, если его долго не берут в работу, проблемы с оборудованием или другая причина. При этом мы всегда уведомляем, что заказ перенесен от конкурента и он выполняется намного быстрее и лучше. Постепенно люди привыкают работать хорошо, т.к. знают, что на рынке есть много исполнителей, готовых более качественно работать.

К нам было подключено около 1500 партнеров, из которых мы отключили почти 600 по разным причинам: халатное отношение к клиентам, плохое качество печати, жалобы клиентов, нежелание фотосалонов сотрудничать и т.д.

В России проблемы с клиентоориентированностью

Очень много бизнес-ниш России еще в оффлайне и работают по принципу: “Я открылся, приходите сами. Не нравится, идите в другое место.”

Вместо того, чтобы работать с клиентами, возвращать их, работать с новыми инструментами, они просто сидят с недовольными лицами и возмущаются, что мало зарабатывают, а клиенты стали слишком привередливыми. Это открывает огромное непаханное поле для новых стартапов и идей.

Изменить этот бизнес “по-русски” можем мы с вами. Люди не стали более привередливыми, просто люди узнали, что сервис может быть лучше. Обслуживание может быть all inclusive, такси можно вызвать в 2 клика, а программа лояльности даст дополнительные бонусы.

Поэтому, самое разумное - не рассуждать как было раньше, а создавать сейчас современное настоящее и автоматизировать те услуги, которые по каким-то причинам утратили популярность, сделать их понятными новому поколению.

Это и есть один из основных мотиваторов нашей команды:

Создать современный понятный инструмент для всех в сфере любительской печати и монетизировать его.

1313
12 комментариев

Согласен с большей частью написанного, но вот с первым же пунктом не соглашусь: сарафнное радио работает. Просто оно почти не работает для начинающих проектов.

Посмотрите на тот же Snapchat с недавним бумом. Им в России никто особо не пользовался, пока соцсети не взорвали фото с нейромасками.
Додо Пицца почти не рекламировалась, по крайней мере, на юге, пока ее не распробовали и у нее не пошла прибыль.
Об Ali Express у нас тоже подавляющее большинство узнало не из рекламы, а из хваставства знакомых.

Вы просто заняли нишу, которую не используют массово (как по мне). Все уже слишком привыкли к виртуальным версиям фото. По крайней мере те, кто в состоянии пользоваться приложениями.

3
Ответить

Да, конечно, случаи, когда проект внезапно выстреливает благодаря сарафанному радио есть и большинство основателей ими вдохновляются и надеются, что случится также, но на самом деле таких проектов очень мало, в соотношении с общим количеством стартапов. А бывает, грамотное маркетинговое продвижение выдают за сарафанное радио, при помощи большого количества влиятелей в соцсетях. Чаще всего без затрат на продвижения никуда, увы, даже в массовом B2C секторе услуг. Поэтому главное - найти канал продаж с минимальной стоимостью привлечения в своей нише, а сарафанное радио - это только приятное дополнение, которое очень сложно посчитать и проанализировать)

4
Ответить

Расскажите, пожалуйста, сколько стоило создание такого сервиса, как собрали команду?
Сколько заняло создание сервиса? Как мотивируете команду?

2
Ответить

Android, iOS, Бэк, Админ панель и Telegram-бот вышло ~ 80-100к $ на текущий момент, с учетом того, что в команде есть разработчики, технологии: Java Spring, Kotlin, Swift, React.
Часть команды сформировалась по знакомству, раньше вместе работали, 2-их нашли на hh.ru, но в основном уже проверенные люди. Подрядчиков на аутсорс искали также по рекомендациям, кого-то нашли в тематических группах по поиску фрилансеров в соц. сетях.
Агенства по продвижению гуглили, искали отзывы, общались с менеджерами, но тут, к сожалению, только в процессе работы можно понять что-то, потому что менеджеры по продажам все очень круто обычно описывают, а по факту не всегда так.
Мотивация дело перетекающее, она то появляется, то падает, сложно дать конкретные рекомендации. У нас подобрались люди с огоньком и верой в проект, поэтому основной мотиватор - это реальные отзывы пользователей и реальные заказы. Подрядчиков мотивируют интересные задачи и оплата)

Проект разрабатываем больше года, но не всегда в активной фазе, есть свои сложности)

2
Ответить

Очень много бизнес-ниш России еще в оффлайне и работают по принципу: “Я открылся, приходите сами. Не нравится, идите в другое место.”

ЖИЗНЕННО! Каждый день с этим сталкиваюсь.

2
Ответить

"10 уроков для создателей маркетплейсов" - именно так мне ФРИИ эту статью рекламировало, что вообще происходит?

2
Ответить

помойму все релевантно

Ответить