Личный опыт Илья Комар
167

AQL, или будни продакта. Проверка товара

Нашедшие в себе силы дочитать до сегодняшней статьи могут выдохнуть – она будет заключительной. Из предыдущих серий вы уже знаете, зачем проводить инспекцию товара, на что обратить внимание при визите на завод и кого звать в проверяющие. Осталось узнать совсем немного – как проводить проверку продукции. Или хотя бы знать, как её проводят ваши инспекторы.

В закладки

Чтобы разобраться в практике, нужно знать теорию или историю. С этого и начнём. AQL расшифровывается как Acceptable Quality Level – в дословном переводе «Допустимый Уровень Качества». Иногда ещё расшифровывают как Acceptance Quality Limits – «Пределы Допустимого Качества». Страшная на первый взгляд аббревиатура фактически просто обозначает «прокатит или не прокатит». А ведь она используется повсеместно в бизнесе для определения пригодности товара к отгрузке. Кто же это всё начал?

Начали американские военные. После промышленной революции в начале ХХ века не было каких-либо стандартов проверки качества товара, и все они выпускались «на авось». Как говорится, чем богаты, тем и рады. Понятно, что такое положение дел не подходило отраслям, где требовалось стабильное качество – в частности, оборонке. Статисты из армии США разработали определённые методики, которые могли по выборке (образцы, отобранные в случайном порядке) партии сделать выводы о состоянии качества товаров всей партии.

Между первой и второй мировыми войнами эти методики начали применяться сначала для проверки качества закупаемых боеприпасов. Они отлично себя зарекомендовали, поэтому в дальнейшем стали применяться для проверки качества всех закупаемых для нужд армии США товаров.

Ближе к 70-м годам ХХ века эти методики начали применять и англичане. А уже потом они легли в основу международного стандарта проверки качества ISO 2859. Сегодня этот стандарт применяется для всех производств, где статистически контролируется качество входящих и выходящих изделий или их частей.

Для проверки по стандартам AQL важно, чтобы выборка была релевантной, то есть, надёжной и показательной. Какие условия нужно соблюдать для того, чтобы применение таблицы было правильным?

• Одна таблица – одна модель. Если в вашем заказе несколько моделей в ассортименте, то нельзя делать выборку по всему заказу. Выборка делается по каждой модели. Проверка производится по каждой модели ОТДЕЛЬНО. Даже если меняется всего лишь цвет, для производства это перенастройка кодов, конвейера, инструкций персоналу и т.д. Все изменения влияют на процесс, поэтому каждый процесс должен быть оценен, а не просто качество работы фабрики во время производства вашего заказа.

• Отбор образцов для проверки производится случайным образом. Ни производитель, ни инспектор заранее не должны знать, какие именно образцы с какими именно серийными номерами будут подлежать проверке. В этом случае можно говорить о том, что проверка производится честно и непредвзято. Достаточно часто, стараясь сэкономить время, производитель заранее подготавливает инспектору выборку товара к проверке. Особенно это касается габаритного товара, который непросто перемещать по фабрике. В этом случае остаётся только надеяться на честность, что для статистики – зло в чистом виде.

• Продавец (производитель) и покупатель должны заранее договориться о схеме проверки: допустимом уровне качества и строгости контроля. Допустимый уровень качества зависит от стоимости товара, сферы его применения и позиционирования товара покупателем. Например, допуски для продукции аэрокосмического назначения или микрохирургии будут меньше, чем для губок для мытья посуды. Строгость контроля означает размер выборки (% проверяемого товара из партии) и имеет влияние на выбор так называемого плана проверки.

• Необходимо определить список дефектов и их уровень. Всего есть три уровня дефектов: критический, значительный и мелкий. Первый относится к безопасности продукции: при его обнаружении её нельзя использовать без риска. Второй связан с функционалом продукта и означает ситуацию, когда конечный покупатель откажется от покупки с большой долей вероятности. Третий относится по большей части к внешнему виду или обозначает незначительные отклонения от спецификации. Для каждого из этих уровней нужна договорённость (см. пункт выше).

Перейдём к использованию таблицы. Для начала нужно определиться со строгостью проверки, то есть с размером выборки.

В таблице «Условные обозначения размера выборки» выбираем уровень проверки. Пусть он будет средним, то есть II. Тогда для партии в 7.000 единиц вам нужен план проверки L (пересечение количества от 3.201 до 10.000 и выбранного уровня проверки II).

Открываем таблицу «Схема отбора образцов для обычной проверки». Видим, что плану проверки L соответствует 200 единиц. То есть, вам нужно отобрать 200 образцов для проверки. Определитесь с количеством дефектов каждого типа – по сути, с размером брака, к которому вы готовы. Рекомендуется, чтобы уровень AQL критических дефектов всегда был 0. Уровень значительных дефектов обычно принимается в 1-1,5. Уровень мелких дефектов можно принять от 2,5 до 4 в зависимости от ваших потребностей.

По окончании проверки подводите итоги по количеству дефектов. Цифра в левой части столбца – «проходной» балл для продукции, справа – нет. Для нашего примера в 200 штук, если вы выбрали уровень AQL в 2,5, то 10 дефектов – это максимум, при котором партию ещё можно отгрузить. Если дефектов 11, то её рекомендуется «завернуть» на переделку.

При этом нужно понимать, что 10 штук из 200 – это 5% брака. А от 5% до 8% брака, вообще говоря, считается так называемым эпидемическим дефектом. Это понятие рекомендуется прописать в контракте. При нём производители за свой счёт обязаны все косяки устранить, даже если брак обнаружился уже после того, как товар приехал к вам. Ведь иногда его нереально обнаружить при проверке. Например, дефекты упаковки, из-за которых товар приезжает повреждённым. Или выход из строя элементов товара после определённого времени работы.

Тут сделаем небольшое лирическое отступление. Часто покупатели ленятся подписывать полноценный контракт и работают по проформам. В них прописываются все существенные условия, и фактически это и есть мини-контракт на разовую поставку. Но вы прекрасно понимаете, что в этом случае можно забыть о своей защищённости. Кто смотрел «Невыносимую жестокость» с Броснаном и Зета-Джонс, понимает, что я имею в виду: работать с поставщиками по проформам всё равно, что жениться без брачного контракта. Поэтому не ленитесь, согласуйте все условия с поставщиком в контракте. Заодно вы поймёте, что для них важно, а где они готовы пойти на уступки.

Вот и всё, теперь вы «вооружены и очень опасны». Но нужно всегда помнить одну вещь. Это всё – статистика. Да, в огромной степени применение этих методик гарантирует вам, что говно вы не купите. Но реальное количество дефектов может быть как больше, так и меньше тех цифр, которые вы видите в отчёте. А ещё могут появиться не предусмотренные проверкой дефекты, и от них проверка спасёт только в следующий раз. Важно подробно изучить отчёт инспектора и приложенные к нему фото- и видеоматериалы и решить для себя, насколько найденные дефекты приемлемы для вашего бизнеса. И что вы будете делать, если партия окажется на деле косячной.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Комар", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 0, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 69157, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 26 May 2019 13:53:35 +0300" }
{ "id": 69157, "author_id": 292322, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/69157\/get","add":"\/comments\/69157\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/69157"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

0

Спасибо, полезная статья. Жаль что на многих производствах об AQL даже не знают.

Ответить
1

Я рад, что вам понравилось.
Да, мир был бы лучше, если б всё было идеально. Зато - проще тем, кто знает об AQL и применяет этот стандарт. Они отличаются в лучшую сторону от своих конкурентов ))

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }