Как спасти бизнес от захвата силой публичности

Столкнувшись с рейдерами, можно в один день потерять все.

Как предотвратить кризисные ситуации и вести себя в публичном поле рассказывает эксперт в личном брендинге и основатель PR-агентств Zebra Company и "Имябренд" Вероника Кириллова (Ника Зебра).

Вероника Кириллова (Ника Зебра) 
Вероника Кириллова (Ника Зебра) 

Прививка от рейдерства

В ряде случаев, когда мы говорим об атаках на малый и средний бизнес, известность собственника может спровоцировать агрессора отказаться от рейдерского плана из-за риска публичных разбирательств.

Если владелец бизнеса имеет широкий круг друзей из лидеров мнений в социальных сетях, связи в госорганах, регулярно печатается в известных СМИ, понятно: любое связанное с ним громкое дело будет предано широкой огласке и привлечет внимание общественности.

Наш клиент, владелец IT-бизнеса, начал работать над ростом публичности, когда получил первые “сигналы” о предполагаемой подготовке конкурентов к поглощению компании.

Активное появление собственника бизнеса в публичном пространстве и стратегические работы по формированию личного бренда привели к тому, что атаки удалось избежать. Вместо этого было получено предложение о продаже компании по рыночной цене.

Вероника Кириллова (Ника Зебра), основатель PR-агентств Zebra Company и "Имябренд"

Как мы этого добились?

За три месяца в ведущих деловых и отраслевых СМИ вышло более 10 публикаций от первого лица. В интервью собственник рассказывал не только историю успеха, но и провалы, упоминал о своих принципах работы, отношениях внутри компании. Параллельно мы занимались продвижением его профиля в Facebook.

Прирост подписчиков за четыре месяца составил более четырех с половиной тысяч пользователей. Отдельное внимание уделялось лидерам мнений, известным журналистам, юристам, адвокатам, представителям государственных структур. Словом, всем тем, чье внимание можно быстро привлечь к проблеме.

Открытость против черного PR

Захватчики нередко проводят PR-атаки и публикуют в прессе негатив по отношению к потенциальной жертве. Так было и в случае с отельером Александром Терентьевым. В прошлом году после серии разбирательств о захвате бизнеса на сомнительных онлайн-порталах появилась информация, что бизнесмен водит машину в нетрезвом виде и совершает другие административные правонарушения. Публикации были сделаны с целью очернить имя предпринимателя.

Бывает, что в СМИ как бы случайно появляются компрометирующие данные, о том, что предприниматель нарушает права работников, плохо управляет компанией, совершает финансовые махинации. Цель подобных вбросов - сформировать сомнительную репутацию собственника бизнеса, особенно в случае, если он обладает потенциально опасной для агрессора административной поддержкой и определенной популярностью в деловых кругах.

В августе 2018 г. во время крупной сделки прошел широкий информационный вброс о том, что собственник “Алтаймяспрома” Александр Юган задержан правоохранительными органами и находится по арестом.

Источник: vse42.ru
Источник: vse42.ru

Зимой в ресторанах “Додо пицца” было обнаружено несколько закладок наркотиков, возбуждено уголовное дело, в котором сотрудники правоохранительных органов вели себя агрессивно.

“Оперуполномоченный начал очень агрессивно разговаривать, напирая на то, что я обязан срочно явиться на допрос, как будто я - главный подозреваемый или уже виновный. Это был прямо очень агрессивно, как будто хотят напугать", - писал в своих профилях в соцсетях собственник Федор Овчинников. Он описывал все подробности хода дела. Ситуация вызвала широкий резонанс у аудитории.

“Когда наша история получила, благодаря вашей поддержке, очень широкую огласку, наше дело из ОВД Южное Медведково передали в вышестоящую инстанцию — в отделение МВД по Северо-восточному административному округу города Москвы. В конце прошлой недели на допрос в качестве свидетеля к новому следователю сходил наш партнер-франчайзи в Москве Станислав Семионов. Следователь СВАО общался уже совершенно по-другому. Он сообщил, что все это какое-то недоразумение. Он вообще не понимает, зачем на допрос был вызван основатель компании, и пообещал, что больше допросов не будет”, - подвел итоги Овчинников. Его публичность послужила защитой бизнесу.

Задача владельцев бизнеса в таких ситуациях - дать оперативное опровержение информации в СМИ. Сделать это с минимальными рисками можно при наличии налаженных контактов с прессой и сформировавшегося публичного имиджа. Когда предприниматель имеет устойчивую репутацию, очернить его бизнес не так просто.

Подрыв репутации атакующего

Если компания уже оказалась в ситуации захвата, стоит начать активные действия в публичном поле от лица собственника бизнеса. Чем активнее обсуждается захват конкретной компании в СМИ и соцсетях, тем меньше желания у захватчиков его продолжать.

Здесь работает стратегия “сформировать негативный образ захватчика”. Так было в случае с Анастасией Швачко, основательницей российского модного бренда Asya Malbershtein.

В 2017 году Анастасия дала интервью изданию Вe-in, в котором рассказала о конфликте с ее бизнес-партнером и генеральным директором Марией Слиньковой, с которой они делили бизнес в равных долях. Мария Слинькова вступила в долю как инвестор: ее привлекла Швачко для расширения производства.

Через три года совместной работы Слинькова присвоила себе торговую марку, вывела Анастасию из состава учредителей, закрыла ей доступ к корпоративной почте, страницам бренда в социальных сетях, перевезла в неизвестное место все оборудование и материалы.

Источник: instagram.com/asya_malbershtein
Источник: instagram.com/asya_malbershtein

Команде Анастасии Швачко удалось предать дело огласке, новость подхватили крупные деловые и lifestyle СМИ. Журналисты следили за изменениями ситуации, активно смакуя историю. Мария Слинькова делала ответные публикации, но с большим опозданием: негативный образ был уже сформирован. Общественность поддержала Анастасию Швачко, выступившую первой в информационной битве. Дело закончилось судебным разбирательством и вынесенным решением о сохранении 50 процентов бизнеса за Швачко.

Источник: the-village.ru
Источник: the-village.ru

Первое, что нужно сделать честному собственнику при рейдерском захвате - максимально быстро привлечь внимание общественности к ситуации. Подойдут любые эффективные способы: работа со СМИ, освещение в Facebook, публикации у блогеров и лидеров мнений со ссылкой на персональную страницу жертвы захвата в соцсетях.

Во всех коммуникациях необходимо укреплять связь между именем персоны и бизнесом, который она представляет. Параллельно привлекать к ситуации внимание чиновников, социально активных лидеров мнений и, что немаловажно, сотрудников компании. Это можно сделать через прямое общение, в социальных сетях или, рассылая письма напрямую адресатам.

Среди чиновников есть те, кто действительно работает на пользу бизнеса. Так, когда основатель сети кафе “Андерсон” Анастасия Татулова публично объявила о давлении чиновников, удалось разрешить ситуацию миром.

“Директору одного из Андерсонов в пятницу позвонили из управы и осчастливили фактом что какой-то Папа выбрал зал этого Кафе для праздника своего ребёнка. Далее директору было объяснено, что нужна скидка “не менее пятидесяти процентов”, - писала в посте в Facebook Татулова. В ответ на отказ директора предоставить скидку выше максимальной и разрешить употребление крепкого спиртного, что в сети кафе не допускается, последовали звонки с угрозами натравить на сеть Роспотребнадзор или прокуратуру. После огласки ситуации в дело вмешался Штаб по защите бизнеса под руководством мэра Собянина. Дело было улажено.

Полностью защититься от рейдерства в России бизнес, к сожалению, не может. В ситуации захвата, когда счет может идти на часы, не всегда удается оперативно и корректно реагировать. Порой собственник не может выходить с открытыми публикациями, защищая себя же. К тому же иногда соперник может быть настолько крупным, что публикации даже во всех центральных СМИ он даже не заметит.

Однако, во многих случаях если заранее позаботиться о будущем, репутации собственника, топ-менеджмента и компании, шансы избежать подобных посягательств на свой бизнес сильно повышаются.

33
1 комментарий

пр-агенство здалека зашло)))) все как обычно взяли боль и предложили решение)

Ответить