Ещё один эффективный способ выявления менеджеров в ИТ

Всем привет! Я, Павел (@kalashnikovisme) и большая команда Всероссийского образовательного проекта IT Way постоянно экспериментируем в рамках своей образовательной деятельности и в прошлом году придумали формат мероприятия, который может помочь ИТ-компаниям в поиске перспективных ИТ-менеджеров.

Мы, наверное, пропустим длинный спич о том, что ИТ-отрасль - это одна из самых быстрорастущих отраслей в мире, и потребность в ИТ-специалистах растет соизмеримо росту отрасли. Однако перед специалистами по набору персонала в ИТ-компании возникает несколько проблем, одной из которых является сложность в наборе менеджерских кадров.

От современного специалиста (не только IT) требуется владение “жёсткими навыками” (hard-skills) и “мягкими навыками” (soft-skills). Единственное отличие ИТ-отрасли от всех остальных - это обязательное владение цифровыми навыками (digital skills). Другие отрасли также постепенно начинают требовать от своих сотрудников цифровых навыков, но это происходит не так быстро, как в ИТ.

Чуть больше года назад "Linkedin" провела исследование на основе комбинации данных из 450 000 профилей и вакансий. В результате было выявлено, что 75-85 % работодателей не хватает специалистов с soft-skills. Самыми дефицитными навыками оказались:

  • умение сотрудничать;
  • проводить деловые переговоры;
  • учиться и обучать других.

И если hard skills – это отражение знаний фундаментальных и прикладных основ конкретной ИТ-отрасли, которые поддаются измерению и оценке путем проведения экзаменации, digital skills сложно в полной мере, но все-таки возможно оценить через формальные проверки, то soft skills – понятие ещё более абстрактное, так как стандартизированных механизмов оценки уровня владения "мягкими" навыками и вовсе почти нет. Единственные способы, действующие в реальных трудовых условиях – социальная или производственная практика.

Встает вопрос о том, существует ли метод, который способен выявить все три группы навыков в комплексе.

Нужен такой механизм, который бы сочетал в себе проверку теоретических знаний будущего ИТ-менеджера (hard skills), умение справляться с ситуацией, возникшей на основе этих теоретических знаний и включающей социальный фактор (soft skills), при этом учитывая индивидуальные особенности ситуации, возможности применения технологических трендов (digital skills), был дешевле стажировок и практик, которые сейчас наиболее распространены в современных ИТ-компаниях.

Под определение такого механизма подходит кейс-метод, в основе которого лежит самостоятельная работа над решением проблемы в рамках определенного задания или списка заданий.

Далее, чтобы лучше понимать природу кейса, разберем принципы, которые лежат в основе кейс-методологии:

1. Кейс - описание конкретной ситуации. Оно включает в себя проблему, которую нужно решить,учитывая данное описание и иные условия, зависящие от формы кейса.

2. Главное отличие кейса от простой учебной задачи – невозможность алгоритмизации решения проблемы или задания. Это означает, что ни один кейс нельзя свести к алгоритму в общем виде. Разумеется, решенный кейс алгоритм имеет, но это, как известно, лишь частный случай.

3.Кейс не имеет единственного правильного решения. Более того, задающий этот кейс тоже может не знать его, в том числе и какого-либо частного случая, поэтому он как заинтересованное лицо задаёт кейс тем, кто может предложить его решение.

4. И самое главное. Если быть честным, в кейсе нет правильного или неправильного решения. Точнее подразумевать под этим следует немного другое: то, что может сработать на практике и то, что может не сработать. И то, и другое осуществляется методом проб и ошибок, что и предоставляет кейс как моделирование реальной ситуации в условно-профессиональной среде.

И если проводить корреляции между soft-skills и навыками, которые развиваются посредством апробирования кейс-технологий, вспоминаются утверждения признанных специалистов в этой научной области. Например, Е.Н. Лузан в своем научном труде «Кейс как образовательная технология» отмечает, что к навыкам, которые развиваются путем применения кейс-технологий относятся: умения ставить конкретные цели и пути достижения их, предвидеть возможные последствия предполагаемых решений, коммуникабельность, проницательность.

Следовательно, вышеупомянутые навыки - тоже самое, что и soft-skills. А значит кейс можно использовать в качестве выявления “мягких” навыков, причём при добавлении инструментов выявления hard-skills и задействовав механизмы digital-сферы, на выходе мы получаем метод, который способствует комплексному выявлению всех трех навыков у специалиста.

Далее в этой статье мы выведем своё практическое подтверждение этому.

Опираясь на тезисы, которые мы сформулировали выше, у команды «IT Way» появилась идея о создании первого кейс-чемпионата в России для будущих менеджеров в IT.

Мы назвали этот кейс-чемпионат “IT Way.Management”.

Что мы сделали?

Реализовывать это мероприятие нам решила помочь крупная ИТ-компания в Поволжье - SimbirSoft. Как крупный работодатель компания очень остро чувствовала проблему отбора качественных кадров в сфере менеджмента.

Она предоставила нам два кейса, описания двух реальных проектов, разработкой которых занималась ее сотрудники. Естественно, все описания соответствовали подписанными с заказчиками NDA.

В кейс-чемпионате приняли участие 10 студентов высших образовательных учреждений и практикующих специалистов в IT-сфере (далее - стажеры).Сам чемпионат длился в течение 3х недель. Стажеры были разделены на две команды, каждая из которых решала свой бизнес-кейс.

В целом, схема работы с бизнес-кейсом включала в себя следующие аспекты:

  • понимание кейсовой ситуации, осмысление заданий бизнес-кейса;
  • выявление основной задачи кейса;
  • поиск и отбор наиболее удачных идей;
  • детальный план реализации отобранных идей;
  • работа над бизнес-кейсом в соответствии с планом.

Решение кейса должно было основываться на возможностях и проблемах компании-заказчика, а также соответствовать её среднесрочным планам и долгосрочной стратегии. Мы предлагали стажерам обратить свое пристальное внимание не на конкретные задания, а в первую очередь, на проблему, которую ставил перед собой кейс.

Структура каждого кейса выглядела таким образом:

  • аннотация к кейсу (краткая информация о проблеме и предлагаемых заданиях в рамках нее);
  • техническое задание (описание минимума задач в рамках создания IT-продукта);
  • маркетинговое задание (описание аналитических задач для исследования конкурентного рынка компании-заказчика);
  • PR-задание (описание задач рекламного характера).

Ход работы кейс-чемпионата был выстроен следующим образом. На решение бизнес-кейса было выделено 3 условные рабочие недели, которые были отделены друг от друга очными встречами с тренерами . Тренерами выступали действующие специалисты ульяновских ИТ-компаний и эксперты в сфере кейс-технологий.

Стажеры, сформированные в группы для работы над кейсами, общались дистанционно и собирались в свободное время вместе с куратором – представителем организационного комитета чемпионата и сотрудником компании SimbirSoft по совместительству. Куратор регулировал этапы работы над кейсом, отвечал на организационные вопросы стажеров и поддерживал общую атмосферу в рабочей группе, но не вмешивался в работу над бизнес-кейсом. Финалом работы стажеров в кейс-чемпионате стала презентация готового решения своего бизнес-кейса в формате деловых переговоров в компании.

Важным отличием этого кейс-чемпионата от мероприятий, проводимых на основе кейс-метода является презентация решения самих кейсов. Если в большинстве случаев – это стендовая защита перед аудиторией с вопросно-ответной формой изложения по итогу, то в данном чемпионате, защита кейса происходит в формате деловых переговоров, что является еще одним кейсом для стажеров. В данном случае деловые переговоры моделируют реальную ситуацию в работе будущего ИТ-менеджера, что позволяет в конечном итоге увидеть «мягкие навыки» стажеров на практике.

По результатам кейс-чемпионата стажёры, участвовавшие в итоговых переговорах успешно защитили бизнес-кейсы в формате деловых переговоров. Организаторами кейс-чемпионата было выделено два отличившихся стажера, которые получили бесплатные путевки на IV форум перспектив будущего IT-специалиста «IT Way» (2018) от компании SimbirSoft, где продолжили обучение в направлении «Менеджмент». В дополнение к этому еще одним практическим результатом стало то, что один стажер был принят на работу в компании SimbirSoft в качестве аккаунт-менеджера.

Возвращаясь к вопросу об измерении soft-skills, hard-skills и digital-skills , подты использование кейс-технологий в ИТ-менеджменте способствует выявлению и развитию всех трех видов навыков в комплексе: решение бизнес-кейсов в IT предполагает знание определенной теории и специфики данной отрасли (hard skills), отсутствие алгоритма задач способствует развитию эффективного мышления и эффективной работе группы в условиях проблемной ситуации (soft skills), а также позволяет учитывать и оценить возможности применения стандартных технологических методов наряду с актуальными (digital skills).

В этом году наша команда проведёт второй кейс-чемпионат для будущих менеджеров в ИТ “IT Way.Management”. Старт приёма заявок назначен на 1 августа.

Мы приглашаем все ИТ-компании сотрудничать с нами в рамках реализации этого мероприятия.

44
3 комментария

Мне как поколению Бейсик смешно читать в статье в которой приглашают приехать на мероприятие в каждом предложении кейс ( чумадан ) Чемоданная технология ))))

Ответить

Мне кажется, что даже поколение Бейсик должно понимать, что у многих слов есть как минимум 2 значения ;)

Ответить