{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Как португальский учёный создал стартап в сфере Smart City, привлёк $45M в Кремниевой долине и продал компанию

В апреле я записал интервью в Порту с португальским учёным, предпринимателем Жоау Баррушем, который построил компанию Veniam (internet of moving things), привлёк $45M а затем продал её в Nexar Inc. Компания разрабатывает технологии передачи данных в сфере транспорта, а также создаёт цифровые двойники городов – камеры с сотен тысяч машин (в основном в США) считывают окружающую обстановку и передают в облако, чтобы вовремя уведомлять службы об авариях, пробках и других событиях. За всё время в Veniam создали портфолио из 150+ патентов, регистрация каждого стоила $20,000.

Мне было интересно узнать про то, как Жоау на три года с 2014 поехал в Кремниевую Долину, чтобы привлекать деньги (в то время в Португалии такие деньги было невозможно привлечь; сейчас в Португалии 7 юникорнов) и подписывать контракты с крупными авто-производителями. Обсудили стоит ли ехать сейчас в Кремниевую Долину основателям стартапов – сейчас причин для этого стало меньше.

Жоау поделился историей как красиво обычно выглядят новости о привлечении раундов, но по факту – он был истощен, поднимая Series A, 55 отказов, постоянное докручивание питча инвесторов, затем получили терм-шит и ещё полгода переговоров и подготовки документов, чтобы увидеть деньги на счету. Жоау сказал, что иногда привлечение инвестиций – это плохо, потому что кажется что компания уже достигла успеха, хотя это еще предстоит сделать – найти product market fiit.

Интервью на английском:

💡 Cтатья ниже была создана и переведена на русский язык с помощью ChatGPT на основе транскрибации интервью.

Представьте мир, в котором каждая машина, автобус или грузовик – это не просто транспортное средство. Представьте их как часть огромной городской сети, которая перевозит не только людей, но и данные, привнося Wi-Fi на городские улицы. Условия дорожного движения, качество дорог, места частых аварий и даже качество воздуха могут контролироваться в режиме реального времени, предоставляя градостроителям огромное количество информации, которое позволяет им быстро реагировать на изменения и принимать более обоснованные решения. Это не далекое будущее; это реальность, которую сформировал Жоау Барруш и его компания Veniam.

Жоау Барруш – это предприниматель из Португалии, который уникальным образом совмещает транспорт, технологии и градостроительство. Его путь включает в себя создание Veniam, компании, занимающей лидирующие позиции в области превращения транспортных средств в городские сети. Совсем недавно он заключил партнерство с Nexar, компанией, занимающейся использованием ИИ для повышения безопасности дорожного движения.

В этой статье мы рассмотрим историю Жоау и его предпринимательские шаги. Мы посмотрим на его видение будущего передвижений, использования данных для улучшения функционирования наших городов и его мысли о больших технологических трендах, которые меняют наш мир.

От кабинета университета до городских улиц: запуск Veniam

История Veniam начинается в классе в Португалии, где профессор Жоау Барруш преподавал курс по автомобильным сетям. Заинтересованный идеей общения автомобилей между собой, Жоау и его студенты решили попробовать превратить этот концепт в реальность. Они начали с простого проекта в Порто, Португалия, создав городскую сеть подключенных автомобилей. Оказалось, что это был не просто еще один академический эксперимент. Это было зерно, из которого вырос Veniam, стартап, который кардинально изменил общение автомобилей.

В 2012 году Veniam был официально запущен Жоау и тремя соучредителями: Сусана Сардженто, Робин Чейз и Рой Рассел. Команда намеревалась построить более связанный мир, по одному транспортному средству за раз. И они сделали это с парком такси и автобусов в Порту, оборудовав их точками доступа Wi-Fi и превратив город в огромную Wi-Fi mesh сеть.

Менее чем за два года они создали сеть из более чем 600 автомобилей, ежемесячно передавая полтерабайта данных. Их достижения привлекли внимание более широкого технического сообщества. Veniam был на пути к значительному влиянию, но это было только начало.

Путешествие в Кремниевую долину: история Жоау

В мире технологий Кремниевая долина обладает магнетическим притяжением. И в 2014 году Жоау решил, что пришло время поднять успех Veniam на новый уровень. Итак, он собрал свои вещи и отправился в Калифорнию.

Он не просто исследовал страну технологических гигантов и стартапов, у него была миссия представить Veniam некоторым из крупнейших венчурных фирм в Долине. Презентация прошла успешно, и ему удалось получить инвестиционный раунд на 4,9 миллиона долларов во главе с True Ventures.

Поездка была больше, чем просто миссия по поиску инвестиций. Это было учебное путешествие. Погруженный в динамичную технологическую экосистему, Жоау имел возможность впитать инновационное мышление, быстро развивающуюся культуру и предпринимательский дух Силиконовой долины. Этот опыт дал понимание, которое сформировало траекторию Veniam в последующие годы.

Его пребывание в Долине стало важной вехой как для Жоау, так и для Veniam. Имея свежий капитал и множество новых идей, они были готовы покорить мир. Но они не собирались делать это в одиночку.

Инвестиционный путь Veniam: привлечено 45,5 миллионов долларов

Когда Veniam начали набирать обороты, они понимали, что для настоящего масштабирования и расширения им нужен дополнительный капитал. Они начали с инвестиционного раунда seed и собрали 500 000 долларов.

Затем компания провела раунд Серии A и собрала 5 миллионов долларов в 2014 году. Это финансирование возглавило True Ventures, которые инвестировали 3 в то время, а затем остаток сделал Union Square Ventures.

Потом наступил раунд Серии B в 2017 году. На этот раз им удалось привлечь впечатляющие 25 миллионов долларов. И затем, примерно через 18 месяцев, в 2018 году, они собрали еще 15 миллионов долларов. Это было тогда, когда они искали деньги, чтобы пройти весь цикл разработки продукта с автопроизводителями.

Каждый из этих раундов финансирования стал поворотным моментом в пути Veniam. Они предоставили финансовые ресурсы для стимулирования роста, проведения исследований и разработок и расширения своего присутствия по всему миру. Но эти инвестиции были не только капиталом, но и выражением уверенности в видении Veniam и его способности формировать будущее цифровой мобильности.

Объединение усилий: альянс Veniam-Nexar

Видение Жоау для Veniam не ограничивалось автобусами с поддержкой Wi-Fi. Он увидел потенциал взаимосвязанной сети транспортных средств, обмена данными и улучшения жизни в городе. Чтобы воплотить это видение в жизнь, ему нужен был партнер, который понимал силу автомобильных данных, и именно здесь на помощь пришел Nexar.

Nexar, сетевая компания, занимающаяся транспортными перевозками, идеально подошла для Veniam. Они уже использовали технологию видеорегистраторов и AI для предотвращения дорожно-транспортных происшествий, но Veniam предложила им возможность расширить свои горизонты.

В 2023 году обе компании решили объединить свои ресурсы и создать обширную базу данных в реальном времени, собранную с миллионов подключенных автомобилей. Это партнерство позволило Veniam расширить свою сеть более чем на 60 городов на трех континентах, в то время как Nexar получила доступ к огромной сети движущихся точек данных, улучшив эффективность своей технологии предотвращения столкновений.

Это партнерство стало выгодным для обеих компаний, позволяя им делать то, что они делают лучше всего, но в более крупном масштабе. Veniam получает возможность расширять свою сеть, а Nexar – улучшать свои алгоритмы AI с более большим набором данных. Это сильное сотрудничество, которое стимулирует инновации и расширяет границы возможного в цифровой мобильности.

Data: ключ к современному градостроительству

Данные, возможно, не первое, что приходит на ум при упоминании о градостроительстве, но они становятся существенным инструментом для проектирования лучших городов. Партнерство между Veniam и Nexar является ярким примером того, как данные могут быть использованы для улучшения городской жизни.

Их взаимосвязанная сеть автомобилей похожа на пульсирующую сеть информации, фиксирующую каждую деталь городской жизни. Условия движения, качество дорог, места частых аварий и даже качество воздуха можно отслеживать в реальном времени, предоставляя градостроителям обилие информации.

Традиционно градостроители полагались на статические данные, которые часто устаревали к моменту их использования. Но с сетью Veniam и Nexar они имеют доступ к динамическим данным в реальном времени. Это позволяет им быстро реагировать на изменения и принимать более обоснованные решения. Например, если определенная дорога постоянно вызывает пробки, они могут немедленно предпринять действия для решения проблемы.

Но речь идет не только о управлении трафиком. Данные также могут быть использованы для планирования маршрутов общественного транспорта, улучшения безопасности на дорогах и даже проектирования более зеленых городов. Понимая, где и когда уровни загрязнения наиболее высоки, например, градостроители могут предпринять целенаправленные действия для улучшения качества воздуха.

Возможности безграничны, и по мере того как сеть Veniam и Nexar продолжает расти, так же увеличивается потенциал для более умных, эффективных и жизнеспособных городов.

Мобильность за рамками автомобилей

Смотря в будущее транспорта, становится очевидно, что речь идет уже не только об автомобилях. Жоау рассказал о своем видении будущего, где инфраструктура цифровой мобильности будет включать в себя гораздо больше, чем просто транспортные средства.

Мы говорим о любом устройстве, которое может двигаться и передавать данные. Велосипеды, скутеры, дроны и даже роботы - все они будут частью экосистемы цифровой мобильности. Каждый из этих "узлов" будет передавать данные, создавая подробную картину окружающей среды в реальном времени. И с прогрессом в области искусственного интеллекта и машинного обучения эти данные можно анализировать и принимать на их основе решения практически мгновенно.

Представьте себе дрон-доставщик, который может перемещаться по городу, используя данные с других устройств в режиме реального времени, избегая препятствий и более эффективно доставляя посылки. Или скутер, который может сообщить о выбоине в городской совет, что приведет к более быстрому ремонту и более безопасным дорогам.

Это видение недалеко от реальности. Жоау упомянул, что они уже работают над включением велосипедов и самокатов в свою сеть. Задача, по его мнению, состоит в том, чтобы заставить все эти разные устройства работать вместе в гармонии. Но с быстрым развитием технологий это только вопрос времени.

И последствия будут огромными. Речь идет не только о повышении эффективности транспортировки. Речь идет о создании более умных, безопасных и устойчивых городов. Города, где каждая движущаяся часть работает вместе, обменивается информацией и реагирует друг на друга в реальном времени.

Сила транспорта в создании общества

Жоау выдвинул концепцию транспорта как социального клея, инструмента для объединения сообществ. Это идея, которая выходит за рамки технологий и затрагивает сферу социального воздействия.

Жоау видит транспорт не только как средство перемещения из точки А в точку В, но и как способ связывать людей. Он рассказал, как в Порту, Португалия, данные, собранные Veniam, использовались для выявления сообществ, которые были изолированы и недостаточно обслуживались общественным транспортом. Эти данные были использованы для перепроектирования автобусных маршрутов и соединения этих изолированных сообществ. Это небольшое изменение, но оно может оказать существенное влияние на жизнь людей в этих сообществах.

Этот ориентированный на человека подход отличает видение Жоау Он понимает, что в конце концов речь идет не только о создании лучшей технологии, но и об использовании этой технологии для улучшения жизни людей. Речь идет о создании наших городов не только более умными, но и более инклюзивными и связанными.

Но речь идет не только о связывании общин внутри города. Жоау также говорил о том, как их технология может связывать города по всему миру. Делая данные общедоступными, города могут учиться друг у друга, находить решения общих проблем и работать вместе над более устойчивым будущим. Таким образом, транспорт становится не только местной проблемой, но и глобальной.

Это масштабное видение, но с мощью данных и технологий оно находится в пределах нашей досягаемости.

Искусственный интеллект: революция в кармане

Жоау верит в силу искусственного интеллекта, особенно когда речь заходит о его потенциале в радикальном преобразовании образования и здравоохранения. Представьте, что у вас в кармане находится ведущий врач или индивидуальный репетитор для каждого ребенка. Это не далекое будущее, а реальность, которая быстро приближается.

ИИ уже вносит значительные изменения в различные сектора. Например, ChatGPT, модель ИИ, разработанная OpenAI, способна создавать текст, напоминающий человеческий. Жоау рассказал о панели, которую он модерировал в 2022 году, где ветеран Google заявил о способностях ИИ в написании текстов и поэзии. Аудитория была скептически настроена, пока OpenAI не выпустил ChatGPT несколько месяцев спустя, к их большому удивлению.

💡 Секрет: даже эта статья написана и переведена с помощью ИИ, на основе транскрипции интервью.

Но области применения ИИ далеко выходят за рамки создания текста. Жоау особенно вдохновлен потенциалом ИИ демократизировать доступ к качественному образованию и здравоохранению. Во многих районах Африки доступ к хорошему врачу или индивидуальному обучению – роскошь, которую могут позволить себе немногие. ИИ мог бы изменить это, предоставив эти услуги массам за долю стоимости.

Однако Жоау осознает риски, связанные с ИИ, такие как потенциал для распространения ложной информации и токсичности в общественном дискурсе. Это риск, который необходимо тщательно контролировать, но он верит, что потенциальные выгоды значительно перевешивают риски.

В своей работе в Nexar Жоау наблюдает потенциал ИИ на практике. Nexar использует ИИ для анализа данных с камер транспортных средств, создавая подробные и актуальные карты, которые могут помочь в навигации и градостроительстве. Это всего лишь один из множества способов, которыми ИИ меняет наш мир, и, по мнению Жоау, это только начало. У ИИ есть потенциал революционизировать наш мир так, как мы даже еще не можем представить, и он рад быть частью этого путешествия.

Прогресс в зарядке электромобилей

Видение Жоау на более зеленое будущее основывается на эволюции систем зарядки электромобилей. Он понимает, что по мере перехода к более устойчивым видам транспорта, средства для их питания должны развиваться параллельно.

В настоящее время зарядка электромобиля по-прежнему в основном зависит от подключения к зарядной станции, и этот процесс становится все быстрее. Тем не менее, потенциал беспроводной зарядки – это то, чем Жоау особенно воодушевлен. Например, он видел интригующие решения, в которых даже тротуар может заряжать транспортное средство во время его движения – концепция, которая может показаться научной фантастикой, но все ближе к реальности.

Эта идея напоминает о том, как раньше трамваи питались электричеством от кабелей вдоль маршрутов. Хотя это не было беспроводной связью, это указывает на то, как инфраструктура может быть адаптирована для облегчения зарядки транспортных средств в движении.

Однако Жоау признает, что есть еще много работы. Эффективность технологии беспроводной передачи энергии еще не на должном уровне. Но при продолжении исследований и инноваций он верит, что будущее, в котором наши телефоны и автомобили заряжаются без провода, без необходимости специальных зарядных плит, находится вполне в пределах досягаемости. И это будет значительный шаг к более зеленому, устойчивому будущему.

Проекции Жоау на будущее: ИИ, цифровая мобильность и мир, где технология служит человечеству

Размышляя о пройденном пути и смотря вперед, Жоау Барруш проявляет заразительный энтузиазм относительно будущего. Он видит следующее десятилетие как невероятно захватывающее время, особенно в сфере искусственного интеллекта (ИИ) и цифровой мобильности.

Одно из его твердых убеждений заключается в том, что ИИ, в частности, обладает огромным потенциалом. Он говорит не только о способности ИИ обрабатывать числа или автоматизировать задачи; он рисует мир, в котором у каждого ребенка может быть индивидуальный наставник, который сделает обучение более увлекательным и увлекательным. Он представляет себе сценарий, в котором каждый, независимо от местонахождения или экономического положения, может иметь доступ к отличному врачу прямо из своего кармана. Это не просто высокие мечты; с темпами развития ИИ они становятся осязаемой реальностью.

Аналогично, он видит потенциал в цифровой мобильности, выходящей далеко за рамки автомобилей. Автобусы, велосипеды, скутеры и даже пешеходы – все они являются частью этой экосистемы. Данные, полученные из этой взаимосвязанной сети, могут помочь нам лучше понять наши города и, следовательно, улучшить жизнь тех, кто в них живет.

Наконец, он подчеркивает важность сообщества в этом технологически продвинутом мире. Он верит в силу транспорта объединять людей, служить как социальный клей. По мере того, как мы преодолеваем препятствия и возможности цифрового века, это чувство связи и общности будет важнее, чем когда-либо.

В сущности, видение Жоау на будущее – это мир, где технология служит человечеству, где она используется для улучшения нашей жизни и создания более справедливых возможностей. Он не стесняется признавать потенциальные риски, но его основной акцент направлен на использование огромного потенциала этих технологий для существенных изменений. Это будущее, которое представляет себе Жоау Барруш - будущее, которое одновременно захватывающее и многообещающее.

Взял интервью – Макс Погуляев, предприниматель. Я записываю интервью на русском и английском языке с фаундерами, инвесторами, основателями венчурных студий. Буду рад вашей поддержке и подписке на мои Ютуб-каналы: рус / eng. Больше материалов в моём ТГ-канале: Макс Погуляев строит стартап студию 🇵🇹

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда