(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0); (function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(22537453, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(22537453, 'hit', window.location.href);

Как спикеру не опозориться на конференции: 20 советов по подготовке презентации и выступления

Это Атвинта. Недавно мы выступили на РИФ-2023 — одном из крупнейших диджитальных форумов года — и сразу с двумя докладами. Поспикерили сами, послушали других, и составили список советов, которые помогут сделать сочную презентацию и понравиться публике.

Все секреты раскроет наш редактор Ирина Солощенко.

Ирина Солощенко
Редактор

Большая часть моей работы в Атвинте — это кейсы, статьи и соцсети. Также я помогаю нашим ребятам подготовиться к конференциям:

  • придумываю темы выступлений;
  • питчу организаторов, отправляю заявки;
  • помогаю придумать тезисы и структуру доклада;
  • редактирую презентацию;
  • работаю с дизайнером по оформлению презентации;
  • провожу прогон со спикером и помогаю выстроить спич.

Рекомендации по подготовке к конференции разбила по этапам. Именно эти действия помогли нам успешно выступить на одной сцене с крутышами вроде Сбера, Мосбиржи и других крупных компаний-спикеров РИФа.

Выбор темы

Есть 4 критерия для идеальной темы.

1. У компании есть экспертиза

Не стоит гнаться за охватной или хайповой темой, в которой нет опыта. Пустой доклад не заинтересует публику, и коммерческого эффекта от конференции компания не получит. Лучше остановиться на том, в чем разбираешься, тогда получится насобирать фактуру и динамично раскрыть тему.

Для РИФ я генерила темы на основе проектов нашего агентства. Мы успешно работаем с госзаказчиками, умеем делать продуктовую разработку и хорошо разбираемся в EdTech. Например, на VC публиковали статью о разработке образовательной платформы.

Когда готового решения уже недостаточно: переезд онлайн-школы с GetCourse на собственную платформу

Преподаватель и блогер Эля Смит решила перенести авторские курсы по подготовке к ЕГЭ с GetCourse на свою площадку. Digital-агентство «Атвинта» разработало платформу, в которой теперь ученики Эли смотрят уроки и делают домашние задания. В статье — о том, как онлайн-школе организовать пространство для обучения.

Организаторам предложила 4 темы из этих областей, и в итоге нас взяли с двумя докладами: в продуктовую секцию и в секцию импортозамещения. Когда приступили к подготовке презентаций — легко собрали фактуру, потому что у компании было много практики и живых примеров к докладам.

Анонс нашего выступления на сайте РИФа

2. Соответствует конференции

Ок, нащупали «свои» темы, а теперь надо найти пересечения с повесткой конференции. Если питчить организаторов нерелевантными запросами — то получишь не только отказ, но и репутацию компании, которая зря тратит чужое время.

В пиаре важно выстраивать отношения с организаторами, СМИ, журналистами, и никому не понравится бездушный питч, в котором компания не старается быть полезной, а только жаждет охватов и внимания аудитории. Поэтому любое обращение составляется индивидуально с учетом тематики и специфики мероприятия.

Если и получится пройти с неудачной темой, то сама аудитория не примет такой доклад, потому что он будет не в кассу. «Что он тут делает?» — подумает зал.

На РИФ мы были как рыбы в воде — это диджитальная конференция, и опыт Атвинты идеально подходил повестке форума.

СЕО Атвинты Илья Горбаров спикерит на РИФе

3. Закрывает задачи компании

Конференция требует ресурсов. Часы спикера, редактора, дизайнера, затраты на командировку — это вложения, которые должны принести профит. Сначала надо решить, для чего компании вообще нужна конференция, иначе усилия сольются в никуда.

Вот несколько примеров целей:

  • получить лиды от заказчиков из финтеха;
  • привлечь в компанию талантливых дизайнеров;
  • собрать охват для повышения узнаваемости бренда.

Уже под цель подстраивается все остальное: тема, тезисы, стиль подачи, оформление презентации.

4. Откликается спикеру

Лучше, когда у спикера есть мэтч с темой — тогда он будет органично и расслабленно чувствовать себя на сцене. Выступление получится динамичным, а не вымученным, так как эксперту будет легко выстраивать речь и подбирать примеры. И обратная ситуация — представьте, как сложно рассказывать о том, что тебе не интересно.

Теперь соберем все 4 критерия — вот где-то тут лежит та самая тема:

Сбор фактуры

Самая важная часть подготовки, потому что аудитория не любит пустые доклады — чем больше практики и пользы, тем лучше впечатление от спикера. Какую бы цель вы не ставили на конференцию, с тухлым выступлением она не будет закрыта.

Рассмотрим, как насобирать мясо для презентации.

5. Привлечь экспертов

Конечно, основной костяк знаний должен исходить от выступающего спикера, но группой получится собрать больше инсайтов и рассмотреть тему под разными углами.

Перед тем, как делать скелет презентации, мы в Атвинте сначала назначаем встречу, на которую прихожу я, спикер и другие коллеги, которые разбираются в теме. Вместе мы обсуждаем, что интересного было из практики по теме. На основе этого формируем тезисы и примерно накидываем, что можно рассказать.

В одном из докладов на РИФе мы рассказывали про нюансы работы с госзаказчиками. Спикером был СЕО агентства Илья Горбаров, а для сбора фактуры мы также позвали проджект-менеджера Екатерину Мурую — она занималась нашими флагманскими госпроектами. Втроем накидали классных кейсов и тезисов, которые пошли в презентацию.

Много примеров для доклада взяли из нашего кейса по созданию дашбордов для ведомства Правительства РФ. О нем рассказывали в статье на VC.

Как дизайн помогает принимать решения бизнесу и государству: делаем дашборды, которыми будут пользоваться

«Атвинта» на примерах показывает, как и какие данные размещать на аналитических панелях.

6. Показать презентацию стороннему эксперту

Лайфхак — привлечь ресурсы извне и заранее собрать обратную связь от тех, кто является потенциальной целевой аудиторией выступления. Так можно отшлифовать презентацию до того, как узкие места всплывут уже на конференции.

Все в том же докладе по госсфере у нас был знакомый эксперт в лице GR-менеджера. Мы попросили его дать фидбек по тезисам и рассказать что-то из своей практики на этом этапе получили еще несколько крутых инсайтов.

7. Примеры, примеры, примеры

Тезисы (теория) нужно дополнять примерами (практика). Опыт — это самое ценное, что можно дать аудитории. К тому же, потом эти кейсы пойдут в массы с упоминанием компании.

Мы рассказали, как попали на допрос, работая с госзаказчиком — публика очень оживилась, а в конце секции вокруг нашего спикера столпились другие эксперты и участники, чтобы задать вопросы и поделиться болями на эту тему :)

Еще один кейс по работе с госзаказчиком можно почитать у нас в блоге (казус с допросом случился не тут).

Накопить на собственную пещеру: как мы создавали инвестиционную игру с динозавром в главной роли

Проект «Атвинты» помогает подтянуть финансовую грамотность и разобраться с инвестициями. Команда рассказывает, как разработать такую игру за 9 шагов.

Еще видела такой ход — спикер пересказывал то, что сгенерировал ChatGPT. И это не было выступлением про применение нейросеток. На мой взгляд, не лучшее решение, если хочешь получить от конференции результат.

Если бы я курировала подготовку этого выступления, то рекомендовала бы поделиться экспертизой и не тратить драгоценный тайминг на сгенерированные инсайты.

Фоточки с форума

8. Подстроиться под аудиторию

Важно понимать, кто будет слушать доклад, и исходя из этого выстраивать логику презентации.

Второе выступление Атвинты на РИФ было посвящено импортозамещению ПО — на основе нашего кейса делились рекомендациями, как компании сделать качественный продукт с диджитал-подрядчиком, и к чему нужно быть готовым при разработке альтернативного ПО.

Эту же тему можно было подать иначе для коллег из диджитала. Тогда бы мы рассказали про тонкости аналитики при замещении иностранных продуктов, потому что именно на этом этапе работа отличается от обычного проекта больше всего.

Про аналитику у нас тоже есть статья.

Секрет качественных веб-продуктов: собираем команду аналитиков внутри digital-агентства

Мы в «Атвинте» очень любим аналитику — она помогает делать проекты лучше и быстрее. В этой статье мы расскажем, как выстроить отдел аналитики с нуля, и поделимся своими наработками по мотивации сотрудников и взаимодействию аналитиков с проектной командой.

Оформление презентации

Теперь нюансы по сборке слайдов.

9. Докажите, что можете про это говорить

В презентации должен быть слайд о компании/спикере, и здесь часто рассказывают только о главных достижениях. Лучше дополнить информацию фактами о том, почему компания не просто крутая, а разбирается именно в этой теме. Так у аудитории будет больше доверия: «Похоже, этот парень знает, о чем говорит».

Прикладываю для примера наши слайды. В качестве доказательства экспертизы приводим места в тематических рейтингах, конкретные проекты и затраченные на определенный вид задач часы.

Слайды о нас в презентации по импортозамещению

Слайды о нас в презентации по продуктам в госсфере

10. Добавить QR/схемы/таблицы/рабочие пространства

Текстовые тезисы практически не фотографируют, а вот на макетах, таблицах, схемах и QR-кодах телефоны сразу поднимаются в воздух.

Людям нравится фиксировать такие материалы — во-первых, потому что создается ощущение, что они уносят секретные инсайды, раз вы дали рабочий файл. Во вторых — действительно в них обычно содержится польза из внутряков.

Если человек унесет что-то с выступления не только в голове, но и в телефоне, то доклад ему запомнится больше, так что свои наработки не будут лишними.

11. Заезженные мемы — спорно

Мемы про рыбов и двух собак попадаются в каждой второй презентации. С одной стороны, с такими шуткам аудитория точно поймет отсылку, с другой — приелось :) Однако юмор делает выступление более живым и динамичным, поэтому разбавить слайды смешными картинками будет в тему.

Сами тоже тут попались: добавили мем с Леонардо Ди Каприо, и буквально у следующего спикера была та же картинка :)

Ха-ха, как оригинально, Атвинта

12. Соблюсти баланс текста и визуала

Базовое правило — минимум текста. Он должен быть крупным, чтобы было видно даже на дальних рядах. Писать на слайде короткие тезисы, а пояснения проговаривать вслух. Картинки лучше выносить отдельно. Придется добавить больше слайдов и пощелкать пультом, зато аудитории все будет видно.

Почему это важно — на выступлении человек впитывает информацию глазами и ушами. Уши заняты спичем, а глаза — презентацией. Если в презентации бардак, то все ресурсы восприятия уйдут на разборки с визуалом.

Пока человек пытается понять, что там на слайде, он перестает слушать речь, в итоге оба потока информации проходят мимо. Терять внимание со сжатым таймингом — непозволительная роскошь, так что мы делаем презентации минималистичными и аккуратными.

Пример минималистичного слайда

Прогон

Теперь репетируем. Рекомендую не пропускать этот этап, потому что именно тут картинка собирается полностью. Во время прогона приходит понимание объема фактуры, а также идеи, как докрутить презентацию.

13. Вписаться в тайминг

Заранее узнайте у организаторов, сколько времени дается на спикера, и запустите секундомер перед репетицией. Лучше включить именно секундомер, а не таймер, и посмотреть, на сколько минут получилось.

Так спикер выложит мысли по всем тезисам, и в распоряжении будет полный рассказ для редактуры, если получилось слишком много. Информация не потеряется из-за строгих рамок, и можно будет оставить наиболее удачные части рассказа, а остальное урезать.

14. Убрать запинки

Если попадаются места, где спикер запинается и долго думает, то лучше их убрать вообще или подать иначе. Затык повторится на конференции с вероятностью 90%, а в ответственный момент это может сильно сбить выступающего.

15. Говорить на языке аудитории

Кто будет слушателем? Дизайнеры, производственники, предприниматели? От этого зависит стиль повествования.

Люди из индустрии поймут термины и профессиональные шутки, а вот если спикер читает лекцию по цифровой грамотности для населения — нужно говорить простым языком и приводить примеры на понятных каждому темах.

Выступление

Сделали презентацию, отрепетировали, приехали на конференцию, осталось получить овации публики! Для этого этапа тоже есть несколько рекомендаций.

16. Наденьте мерч

Дополнительный пиар и больше вероятность, что название компании запомнится.

Наш аккаунт Михаил Величко в атвинтовском мерче

17. Взаимодействовать с аудиторией

Иногда конференции похожи на бесконечный цикл: послушал — похлопал — послушал — похлопал. Чтобы вытащить людей из этого потока, нужно с ними пообщаться. Например, задать вопрос или попросить дать реакцию: «Поднимите руку, если…». Так аудитория взбодрится и будет слушать внимательнее, а спикер из очередной говорящей головы превратится в неравнодушного собеседника.

18. Сказать о волнении

Многие переживают перед выступлением даже на небольшую аудиторию. Есть лайфхак — прямо сказать о волнении аудитории. Когда заявляешь об этом чувстве, сразу становится легче, плюс у слушателей появляется дополнительная эмпатия, и зал старается поддержать спикера вовлеченностью.

19. Чтение со слайда запрещено

Просто не надо.

20. Поспать, поесть и улыбнуться

Когда базовые потребности закрыты, любые дела идут лучше, особенно такие ответственные, как выступления на конференциях. И помните — вы умнички, у вас все получится!

Реакция публики на выступление с нашими советами (да, это снова Ди Каприо)

Классная статья! Где мне найти Атвинту кроме VC?

Здесь:

наш сайт

наш ВК

• наша почта: [email protected]

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/u3sR', text: 'Познакомьтесь с нашими проектами поближе 👀', button: 'Открыть кейсы', color: '#e6e6e6', textColor: '', img: 'cba9d7af-106a-5987-b37f-a9fcea6fbfbb', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
70 комментариев
Написать комментарий...
Lili Mazur
Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Ну хоть конференция, а не митап и докладчик, а не спикер.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

"Оглушительная тишина в аудитории"😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Егоров

Не выступайте на конференциях и тогда не опозоритесь. Вот я ни разу не опозорился.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

гениально! ну почему мы первые до этого не догадались (

Ответить
Развернуть ветку
Арина Борисова

Главное еще все ошибки проверить) Мне сильно бросаются в глаза грамматические и пунктуационные ошибки в презентациях.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

мы даже висячую пунктуацию соблюдаем )

Ответить
Развернуть ветку
Boris Zhitkov

Я немного волнуюсь, но...создаю минималистичные, аккуратные и умные иллюстрации, которые не появятся у следующего спикера. Портфолио в био.

Я умничка? :)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

Вы супер ⭐️

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Edgard Gomez

Еще бы поменьше всяких "спикерить" и, вообще, огонь было бы :)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

А на что заменили бы?) я сама пока писала устала от слов «конференция» , «презентация» и «выступление» )

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Ольга Жукалина

Если будешь думать что опозоришься так и выйдет)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

Совет 21 — никакой негативной ✨энергии✨, только positive vibes 🧚🏻‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Федотов

Хорошая статья.

Но вот со слайдами — есть вопрос. На какой экран и на какое расстояние до зрителя расчитаны данные слайды?

Я выступаю на разных сценах, наша компания проводит собственные бизнес-конференции. И хочу сказать, что вопрос дизайна всегда стоит остро.

Рекомендую для тех, кто хочет сделать классную презентацию, обязательно заранее уточнять технические особенности экрана: а именно, размер и разрешение экрана, расстояние до зрителей.

Например, по моему опыту, слайды, который приведены выше, нормально будут смотрется только на огромном экране и если зрители близко. Чем дальше расстояние до зрителей и/или чем меньше экран — тем меньше должно быть информации на слайде, и тем контрастней и крупнее должен быть шрифт.

Ответить
Развернуть ветку
DD

Генерила, хайповую, диджитльная, спикерить... хорошая презентация - это в первую очередь знание языка.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

такой вайб у нас)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иннокентий Фефилов

Чем сильнее подготовишься, тем сильнее всё пойдет не так.
Единственный совет - 200гр максимум, дальше язык заплетаться начинает и это замечают зрители.

И работа с аудиторией в зале. Можно у Ильи Соболева посмотреть, как правильно.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

так и запишем, не более 200 )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Спасибо за материал! Добавил в закладки :)

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

спасибо за отзыв )

Ответить
Развернуть ветку
Софья Шутова

Какие красивые слайды! Всё по делу, и фон отличный))

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Спасибо! передали дизайнеру :)

Ответить
Развернуть ветку
Дионис Тимофеев

О, сы для РИФ бота делали для их ВК)
https://botcreators.ru/blog/vk-bot-dlja-rif-2023/

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Мы пользовались )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
C. Steel
Поспикерили сами

Голспикеры поспикерили.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

это скороговорка, чтобы размять речевой аппарат перед выступлением )

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот
Сказать о волнении

Многие переживают перед выступлением даже на небольшую аудиторию. Есть лайфхак — прямо сказать о волнении аудитории.

А Гандапас другое советовал, типа стремно оправдываться волнением. Говорит, что вы же перед тем как впендюрить барышне не жалуетесь, что у вас там может что-то не получиться, потому что вы волнуетесь. Напротив, действуете уверенно, решительно, сомнения в сторону. Все будет лучше всех, детка. Тогда тебе дают. А если, сорян, я что-то волнуюсь, у меня может и не встать, ты, если такое случится, пойми и прости — ну такое себе... могут и не дать...

Так же и с выступлениями :)

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

интересная аналогия... еще есть фраза Fake it till you make it ) если получается, можно и так делать, но не все могут в один момент собраться )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Васильев

Редко выступаю на конфах, но есть полезные советы, но с 18 пунктом не согласен, ты как будто снимаешь с себя ответственность как со спикера, не считаю этот пункт хорошим советом

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Думаете, аудитория так это считывает? Как бы тогда советовали поступить, если волнуешься?)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Dem

Моя любимая развлекуха по борьбе с подобной ахинеей:
- блаблабла, наш сегодняшний митап посвещен...
- простите, что такое "митап"?
- блаблабла, тут возникает отчётливый инсайт.
- простите, что такое инсайт?
- блаблабла, различных аспектов данного кейса, в целях получения лидов
- простите, что такое Лиды кейсов?
(В аудитории ржание, докладчик в ауте)
Если же мой сотрудник начинает нести подобный бред, то после третьего предупреждения наступает депремирование.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

ржание, в ауте - лучше звучит, да

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Коновалов

Что такое аспект? :) (не заглядывая в словарь)

Ответить
Развернуть ветку
Егор Ярко

Спасибо за материал. Как РИФ в этом году? полезно было?

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Мы до этого много лет пропускали. Коллеги говорят, сильно меньше народу в этом году, но мы остались очень довольны. Именно выступали на РИФе первый раз, получилось и контактами обменяться, и с диджитальщиками внутряки обсудить, и про Атвинту аудитории рассказать )

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Атвинта digital agency
Автор

В плане докладов тоже были очень достойные спикеры, мы даже личную консультацию по PR от Сбера получили )

Ответить
Развернуть ветку
Катя

Всю жизнь выезжаю на харизме. Я сначала не понимала, как это работает, когда "зная ничего", презентация проходит на браво/бис. Просто повезло, не завидуйте. Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Не удержались и завидуем! Классно, когда от природы есть талант :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Коновалов

В какой-то момент может уже и не вытянуть! Ничего личного, просто игра слов :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Дружинин

Без мемов сейчас никуда, это небольшой секрет успеха

Ответить
Развернуть ветку
Боровков Евгений

Пойду тоже статью про свое выступление на РИФе напишу тогда) тоже есть что сказать

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

почему бы и да)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Жиганов

Крайне сомнительный 18-ый пункт

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

а как лучше сделать?)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ксюша Балахнина

Отличная статья, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда