{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ 5 причин не открывать no-code агентство

Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие - вот что ждёт создателя no-code агентства.

Привет, меня зовут Алексей Сорокин, руководитель агентства no-code разработки FTM. Я недавно опубликовал пост о нашем трёхкратном росте год к году, который вызвал ажиотаж, возбуждение у коллег, часть из которых сразу захотела открыть себе карманное агентство no-code разработки.

Но пройдя путь длинной в два года могу сказать, что, открыв no-code агентство сначала придётся пройти через все стадии принятия и лишь потом, может быть, всё станет хорошо. Ниже выделил ключевые причины не начинать этот бизнес.

На мой взгляд no-code агентство стоит открывать только если трезво оцениваешь основные трудности:

- Жесточайший дефицит кадров. Во-первых, всевозможные no-code курсы подготавливают специалистов, которые не трезво оценивают свою ценность, значимость после завершения курсов. Во-вторых, у подавляющего большинства специалистов отсутствуют базовые знания теории ИТ. В-третьих, очень тяжело найти человека, который владеет инструментарием, необходимым для создания веб-сервисов и мобильных приложений, НО при этом "тильдолога" для лендингов найти очень просто.

- Клиенты-староверы. Далеко не все клиенты открыты к использованию ранее неизвестных инструментов. Если при словах php, react, vue, python клиент может пойти к знакомому, который "шарит", и провалидировать решение, то при словах bubble, flutterflow, appmaster - возникнет конфуз.

- Демпинг. Весьма распространены случаи, когда считаешь проект клиенту, а он возвращается с обратной связью, что в другом месте пообещали в два, три раза дешевле 🥲 На мой взгляд это возникает из-за преобладания фрилансеров и совсем зелёных артелей, которые ещё просто не умеют считать экономику проектов, включая прямые и косвенные расходы.

- Фактическое отсутствие лучших практик. Когда ищешь как решить конкретную проблему или как оптимизировать разработанный продукт, то чаще всего находишь пустоту. Качество возникнет только с опытом и набитыми шишками, а может и не возникнет 🙂

- Белка в колесе. Специфика no-code проектов заключается в контрактовании, быстром изготовлении проекта, его сдаче и так по кругу. Но основное декларируемое преимущество no-code по сути является и его проклятием, ведь ты как белка в колесе должен постоянно обеспечивать себя заказами, но при этом развивать вглубь отношения с клиентом чаще всего не представляется возможным. Банально у одного заказчика один проект.

В заключение перефразирую классика:

- Стоило бы, конечно, спросить себя: "Дурачооок, ну зачем ты открыл no-code агентство?", но у самурая нет цели, у него есть только путь. Сегодня снова в дорогу 🤟

0
39 комментариев
Написать комментарий...
Jon Rembo

Для no-money заказчиков всегда найдутся no-code разработчики)

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

No code это как с наркотиками - первая доза бесплатна, или дешева в данном случае.

Можно очень быстро сваять первую версию приложения, которая делает часть нужных вещей, а потом - привет вендор лок, то есть надо постоянно платить за хостинг приложения владельцу no code технологии, плюс нестандартные доработки будут очень дороги и делаться будут очень долго по сравнению с традиционным "code" подходом.

То есть если взять тот же bubble.io, то простенький сайт с небольшой нагрузкой обойдется в 1400 долларов в год, не считая стоимости разработки.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

У вас такое ощущение из-за того, что неквалицифированные кадры не могут просто нормально использовать no-code платформы. На деле же до той стадии, когда упёрся в функциональный тупик - не дойдёт подавляющее большинство заказчиков.

Касательно вендор лока - да, но это такой же вендор лок как с кодом, когда ты резко в другую технологию прыгнуть не можешь.

Касательно хостинга - когда ты делаешь не страницу-визитку, а веб-сервис или мобильное приложение, то обслуживание dev, prod среды тебе выходит сильно дороже 1400 баксов в год, к слову, для большинства продуктов хватит bubble подписки за 360 баксов в год.

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Тариф за 360 позиционируется как тестовый на bubble, с чем я вполне согласен так, как там недоступна 2FA, которая must have в современном мире.

Касательно вендор лока - да, но это такой же вендор лок как с кодом, когда ты резко в другую технологию прыгнуть не можешь.

Не совсем такой же. Технологический vendor lock совсем не обязательно означает постоянные платежи и постоянная зависимость от вендора.

Если написать сайт на Python, то будет сложно уйти на .NET, это правда. В то же время, он продолжит работать даже если python.org закроется. И никаких постоянных платежей он не требует. Только за хостинг, который как раз легко меняется.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Тем не менее именно тестового тарифа достаточно множеству проектов :)

Технологически - я имел ввиду, что нельзя с технологии на технологию перепрыгнуть. Но с другой точки зрения многие продукты это фактически вендор лок, например miro, spotify и т.д. ты или платишь им или не пользуешься сервисом и теряешь доступ ко всем своим наработкам.

Если говорить про хостинг и стоимость, то всё-же любой тариф bubble это дешевле чем самостоятельно хостинг поддерживать. Если проект дошел до большого количества посещений, то уже требуется более развитая инфраструктура, специальная команда, которая будет её держать в тонусе. Так вот при неисправностях привлечешь девопса пару раз и всё - потратил кучу денежек.

Если возвращаться к разумности использования no-code, то она высока для mvp, mvp+ версий продуктов, интранетов. Далее по ходу развития продукта no-code уже будет уступать позиции обычной разработке и где-то потеряет их совсем.

Если говорить с практической точки зрения, то мы сделали себе интранет с lms за 200 часов работы, чего бы мы не достигли на других платформах.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

на самом деле у нас целый пласт заказчиков из компаний с богатым финансированием :)

Ответить
Развернуть ветку
stark

Чтобы быстро и дешево, а потом приходится нанимать очень-много-code разработчиков:)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Не обязательно, чаще всего code разработчики не нужны для «переделать». Они нужны когда есть понимание, что продукт полетел и можно дальше его развивать.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Постоянно слышу про подобные рассуждения, как no-code и ИИ всех заменит и оставит без работы. На мой взгляд, подобные решения позволяют очень быстро и недорого сделать MVP проекта, если ещё не протестирована ниша / продукт. Затем уже принять решение стоит игра свеч или нет. В любой разработке веб-сервиса 75% или даже времени больше занимает не разработка, а проектирование, дизайн, тестирование и др этапы. Сократить затраты и время на разработке и дизайне и вёрстке вполне разумно, но потом уже такие решения не масштабируются под высоконагруженные проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

ИИ всех не заменит, но часть разработчиков заменит, зато создаст новых. Как и раньше было с новыми технологиями.

Сам no code вряд ли заменит, у него слишком много недостатков - он дорогой и vendor lock, но типовые кастомизируемые решения как WordPress используются вовсю и уже давно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Дороговизна познается в сравнении. Когда у тебя просят за разработку мобильного приложения 1+ млн, но есть альтернатива в виде 300 тысяч с no-code, то надо ещё упорно считать когда кривые совокупных расходов на проект пересекутся и no-code станет дороже обычным образом разработанного приложения :)

Ответить
Развернуть ветку
STOPCRINGE

А зачем мобильное приложение, которое будет глохнуть и лагать от версии к версии. Я думаю, если ты(заказчик) нуждаешься в хорошем продукте, то потенциально не стабильный продукт тебе вообще не нужен. У нас для сетки кофеен был выбор, делать через ноу код за 350к или на нормальных человеческих языках за 1,5кк. Естественно выбор был не на 350к. Кому нужен кот в мешке, который постоянно придётся чистить от багов из-за каких-то "не предвиденных проблем" или той же команды с курсов или самоучек. Я считаю, что заказать проект у программиста надёжнее, чем у курсоедов по No-code.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Я считаю, что no-code решения вообще должны делаться заказчиком напрямую без агентств)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

как и сложные решения, которые напрямую влияют на бизнес?) зачем же тогда заказывают внешнюю разработку у агентств

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Потому, что не хотят заниматься сами) У бизнеса с бюджетом до 500к на маркетинг в месяц всё должно быть инхаус. Условный маркетолог на зарплате должен быть в состоянии сам собрать сайт / лендинг на low или zere code решениях, запустить рекламу, рассылки итп. Если у него заканчиваются время и компетенции в какой-то сфере тогда уже можно и аутсорсить или нанимать ещё людей в штат. Компании, которые всё отдают на аутсорс не имея компетенций внутри, скорее всего просадят все свои деньги и сделают вывод что все подрядчики - обманщики) Видел такое неоднократно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

хз, мы лендосы не делаем вообще )

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

а почему кот в мешке и почему приложение лагучее? :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Мы четко понимаем, что no-code это для MVP, но откровенно говоря большая часть клиентских ИТ проектов НЕ доживает до стадии после MVP. Бывают случаи, когда no-code функционала достаточно с головой и вполне зрелому продукту, а масштабирование не требуется из-за локальности бизнеса оного.

Если честно, то no-code со временем вытеснит большую часть агентств классической разработки, которые занимаются формоплюйством и разработкой тривиальных решений.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

На мой взгляд уже вытеснили, разработка сайтов на вордпрессе, джумле / modx и подобных решениях уже намного менее востребована, чем та же тильда. Считаю, что идти в кастомную разработку должны только бизнесы с крупным оборотом и пониманием, зачем им всё это нужно. Насколько я знаю у всяких low code проектов могут быть проблемы с интеграциями со сторонними решениями, сложными веб-приложениями итп.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

На самом деле то что ты перечислил - это самые тривиальные решения. Сейчас есть платформы, позволяющие богатую бизнес-логику реализовывать, ещё и делать мобильные приложения.

Поэтому сейчас мы отжимаем сегмент проектов с бюджетом до 2 млн, потому что у нас они в районе 400-800 тысяч выходят.

Ответить
Развернуть ветку
unknown

А зачем no-code агентство? В чем экономика лучше чем у code? Что именно вы разрабатываете?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

С помощью no-code создаются приложения и веб-сервисы в 5-6 раз быстрее и дешевле, чем с кодом - это бонус для клиента.

Если говорим про агентскую историю, то более разреженное пространство от профессиональных конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

Спецов можно вырастить. А клиенту зачастую пофиг, что на чём у его сделано. Лишь бы работало.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

мы и занимаемся самостоятельным взращиванием специалистов, но это длительный, затратный процесс :(

Ответить
Развернуть ветку
Nickolai Vasiliev

не поспоришь

Ответить
Развернуть ветку
дима нестерец

Хорошая статья, а где ноукод-специалистов искать?

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Сёмин

Ими могут быть очень ленивые программисты, так что среди них)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

На самом деле достаточно специфики)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Самостоятельно обучать

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Стысь

полезный пост и для самих no-code разработчиков взглянуть на это с другой стороны

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Всегда полезен взгяд со стороны)

Ответить
Развернуть ветку
Наталия Король

"Весьма распространены случаи, когда считаешь проект клиенту, а он возвращается с обратной связью, что в другом месте пообещали в два, три раза дешевле" - Так и вы обещайте, почему нет?)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Обещаю обещать больше обещаний)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Дикий

я 1111 просматревший)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Любителям красивых цифр привет!

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Хуснутдинов

Так много фрилансеров и так мало no code разработчиков.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Фрилансеров действительно очень много, но быть фрилансером это, чаще всего, тупиковая ветвь развития.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Самойлов

Открыли агентство потому что можете, вот и все причины))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

При открытии любого проекта надо все взвесить и быть уверенным, но при этом если затянуть с анализом и расчётами, можно вообще ничего не открыть) Открыли агенство , занялись разработкой - Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
36 комментариев
Раскрывать всегда