С какими трудностями сталкивается стартап в первые полгода?

Simple Company нет еще и года, но мы уже привлекли инвестиции, имеем четкий план выхода продукта на рынок и наладили большинство процессов внутри компании.

Все это — результат огромного объема проделанной работы. Иногда казалось (хотя почему казалось, сейчас тоже бывает такое чувство), что задач не становится меньше по мере выполнения, а только увеличивается их срочность и количество, и в ближайшем будущем изменений не предвидится.

С какими трудностями сталкивается стартап в первые полгода?

Благодаря дисциплине, мы смогли с честью выдержать этот период. Поэтому решили собрать в одной статье основные трудности, с которыми сталкиваются стартапы в первые месяцы работы, чтобы поделиться опытом и подбодрить начинающих предпринимателей.

Андрей Чернышов
Founder Simple Company

Ключевой задачей перед образованием стартапа всегда остается понимание конечного Пользователя и Продукта: что именно и для кого вы хотите производить. Без этих знаний остальные шаги бессмысленны.

Я более 8 лет занимался расследованием техногенных катастроф и сталкивался с тяжелыми последствиями аварий на промышленных объектах.

Наиболее логичным решением этой проблемы оказалось внедрение программных продуктов, которые позволяют повысить надежность оборудования и безопасность производственных процессов. Поэтому, приступая к созданию стартапа, я уже четко понимал какой продукт хочу разработать и примерный план его реализации.

Вторым немаловажным моментом оказалось привлечение инвестиций. Какой бы ни была хорошей идея, но без финансирования компания не сможет существовать.

Где искать инвесторов? Это, в первую очередь, деловые контакты и личные связи. Что делать, если у вас нет таких знакомых? Существуют бизнес-акселераторы, например, Московский Инновационный кластер, ФРИИ, «Сколково», где помогут получить первые знания, связанные с учреждением и развитием стартапа. Кроме того, появится возможность представить свой проект инвесторам и подать заявки на грантовую поддержку от государства.

Если не получится найти инвестора в России, можно попробовать выйти на иностранных инвесторов тех стран, где планируется реализация продукта.

Третья сложность: стратегическое развитие компании. Необходимо зафиксировать, куда движется компания, и написать план ее существования хотя бы на ближайшие 3 года. Основная трудность заключалась в том, что опыта написания стратегий по таким направлениям, как например HR, у нас не было.

В первую очередь мы занялись теми, без которых компания не сможет существовать: это продуктовая, группы компаний, HR, финансовая и маркетинговая стратегии. Для каждой стратегии есть методологии, которые и легли в основу написания, в среднем, на каждую уходило около месяца.

Чтобы повысить мотивацию и ускорить весь процесс мы придумали схему утверждения стратегий. Первый, кто написал стратегию, согласовывает ее только с руководителем, то есть со мной. Второй написавший согласовывает ее уже со мной и с тем, кто защитил первую стратегию. И так далее. Таким образом, здоровая конкуренция внутри компании и нежелание команды создать себе лишние проблемы позволили нам не выбиться из графика.

Более подробно про настройку операционных процессов расскажет автор HR-стратегии и сооснователь компании, Олег Немченко.

Олег Немченко 
COO Simple Company

Когда ты принимаешь решение участвовать в организации стартапа, заранее не можешь представить, что тебя ждет. Даже если тысячу раз прочитаешь, послушаешь, как это делать, на практике получится все равно по другому.

Первое, с чем сталкиваешься в стартапе — это гигантское количество «бумажной» работы. Разработка кадровой документации, локально-нормативных актов и остальных бумаг, без которых деятельность компании в правовом поле невозможна.

В течении двух месяцев мы ежедневно по 2-3 часа занимались доработкой и согласованием всех этих бумаг. Тогда казалось, что это никогда не закончится. Сейчас у нас есть два сотрудника, которые занимаются основной подготовительной работой, но до сих пор в моем ежедневном расписании стоит согласование нормативных документов.

Отдельно мы разработали стратегию государственных мер поддержки и наняли специалиста, который занимается именно вопросами прохождения различных аккредитаций, оценок, экспертиз и подачей заявок на финансовую поддержку государства. Потому что своими ресурсами отслеживать даты подачи заявок на десятки выставок, конкурсов и программ финансирования, а также заполнять их многостраничные заявки, мы уже не могли.

Второе — это выстраивание самих процессов компании с нуля. Наладить операционную работу компании, прописать и выстроить бизнес-процессы, а также коммуникацию между отделами, написать памятки для стандартизации основных задач. Одномоментно у тебя появляется миллион открытых вопросов, которые предстоит решить здесь и сейчас.

Параллельно вели поиски и привлекали людей в компанию. Изначально мы все шли за идеей и поставили целью собрать команду людей, которые разделяли бы наши ценности, горели бы нашей миссией построить мир без техногенных катастроф. Но мало просто привлечь людей, важно еще и удержать их. Зачастую, воодушевление и продуктивная работа в первые месяцы, сменяется рутиной и снижением мотивации сотрудников.

Поэтому, задача руководителей — не дать им просесть по эффективности, так выстроить рабочие процессы, где операционные задачи не занимали бы у них большую часть рабочего времени. Например, как у врачей, которые на заполнение бумаг сейчас тратят больше времени, чем на осмотр пациента.

И здесь на первый план выходит вопрос стратегического развития и менеджерского мастерства. В этом мне помог прошлый опыт взаимодействия со своим руководителем, у которого я многому научился, затем работа на управленческих должностях и многочисленные тренинги, которые проходил в свое время.

Большинство сложностей, с которыми придется столкнуться стартапам, можно предположить еще на этапе планирования. Но есть моменты, о которых мы могли получить лишь общее представление, пока не началась их реализация. Вот основные из них.

  • На данный момент мы решаем вопрос с управлением нематериальными активами. Например, наше программное обеспечение с точки зрения закона является практически литературным произведением, только вместо слов — код программы. Как оценить стоимость нематериального актива? Как защитить свои авторское право на разработки? На эти вопросы нам предстоит сейчас найти ответ.
  • Мы предполагали, что необходимо будет разработать много локально-нормативных актов. Но понятия не имели, что их будет НАСТОЛЬКО много. Необходимый минимум для компании — это 30-50 локально-нормативных актов, для полноценного функционирования — уже около 100, а чтобы закрывать все требования необходимо разработать больше 200 документов. Причем нельзя разово закрыть этот вопрос и идти дальше, так как постоянно изменяются требования к их форме и содержанию. Мы не предполагали нанимать специалиста по этому вопросу, но в процессе поняли, если мы будем заниматься этим сами, то на другие вопросы времени просто не останется.
  • Изменилась модель продаж. Изначально наша стратегия Sales&Marketing предполагала продажу продукта определенным способом. Но за последнее время в России пересмотрели подход к построению и развитию цифровой отрасли, был предложен ряд инициатив, изменились условия грантовой поддержки компаний, были созданы ИЦК и многое другое. Год-полтора назад это было сложно предположить, поэтому сейчас мы скорректировали нашу стратегию в соответствии с нововведениями.

В заключении хочется сказать, что все вопросы решаемы, а сложности преодолимы. Благодаря им вы получите хороший опыт и знание, что все запланировать и предугадать невозможно. Главное, научиться правильно реагировать на новые вызовы, действовать продуманно и не опускать руки.

Если вам близка тема развития стартапа и создания программных продуктов, подписывайтесь на наши соцсети, где мы рассказываем о важных этапах развития стартапа и делимся новостями компании.

55
Начать дискуссию