Почему в бизнесе не бывает роста без хаоса

Почему в бизнесе не бывает роста без хаоса

Знакомьтесь, это Алексей. Он еще не знает, что это не последний пожар, который придется пережить его бизнесу в процессе роста.

Он — разработчик, который однажды по совету друзей разместил свое простенькое приложение, сделанное «для души», на Product Hunt. И неожиданно для самого себя получил 500 скачиваний с положительными откликами в комментариях. Под влиянием отзывов Евгений за неделю добавил в приложение новые функции, зарелизил обновления, и тут же получил волну критики о том, что он все только испортил.

Алексей понял, что его компетенций не хватает для улучшения приложения: ему нужен как минимум дизайнер и девопс. Он быстро нашел их среди знакомых, и они начали работать втроем. Но через две недели девопсу стало скучно, и он ушел в другой проект, а с дизайнером Алексей просто рассорился.

Это был первый хаос, с которым столкнулся наш герой на пути к бизнес-славе. Он больше не один, у него появилась собственная команда, и даже командой из трех человек нужно было уметь управлять.

Алексей собрался с силами, провел пять собеседований с девопсами и нанял мотивированного специалиста не из числа друзей. Дизайнера заменил на дизайн-агентство. И здесь его проект, сделанный на коленке, стал превращаться в подобие бизнеса. Он уже не просто разработчик, а предприниматель, который выстраивает бизнес-систему. Алексей платил своей команде, проводил регулярные дейлики, отслеживал прогресс и, в итоге, смог сделать два новых релиза.

Однако рейтинги падали, количество скачиваний тоже: появилась потребность в аналитике, продуктовом подходе и маркетинге.

Алексей все еще делает приложение на свои деньги: ему нужно начинать строить бизнес-процессы эффективно, учиться юнит-экономике. Это второй момент хаоса в его жизни: старая система уже не справляется с вызовами и обстоятельствами, а новая еще не появилась, ее нужно создавать.

На этом этапе у Алексея все получилось: он разобрался в продуктовом подходе, смог свести юнит-экономику, показал хороший трекшен. Встроил монетизацию в приложение и стал тратить на рекламу чуть меньше, чем получал прибыли. Теперь ему нужны были деньги для масштабирования, поэтому он пошел питчить проект инвесторам и получил первый посев.

И вот, у Алексея команда из 25 человек. Однако его прошлая бизнес-модель уже не работала, потому что рынок изменился, появились приложения-клоны. Каждый новый релиз привлекает меньше клиентов, а деньги от инвестора заканчиваются. Алексей снова входит в зону турбулентности.

Что мы можем понять на примере Алексея

Хаос в бизнесе будет всегда.

Это неизбежный момент, когда старая система уже не справляется, а новая еще не появилась. Избегать его не нужно, к нему нужно быть готовым и вовремя распознать — недавно мы в своем Телеграм-канале давали чек-лист о том, как это сделать.

В идеале, еще на первом этапе, Алексею стоило, например, разделить работу между дизайнером и дизайн-агентством. Так он не только бы протестировал гипотезу, что с агентством можно эффективно работать, но и создал подушку безопасности на случай, если дизайнер отвалится.

Лучший способ подготовиться к хаосу — зарезервировать ресурсы компании под него, создать запас, который позволит пережить период турбулентности наименее безболезненно.

Хаос есть и будет, потому что у каждой структуры есть эволюционное ограничение. Рано или поздно мы сталкиваемся с вопросом: оставаться в понятной и знакомой ситуации или выйти из зоны комфорта и начать менять привычную структуру.

Не надо ничего бездумно ломать: нужно сверить, позволяет ли тебе текущая система достигнуть поставленных целей. На основе этих целей мы строим гипотезы. Быстро их тестировать нам позволяет ресурс, запасенный в период стабильности. Дальше мы начинаем пересобираться, проводим какое-то время в хаосе — и выходим на принципиально новый уровень.

Хаос все время, без перерыва на стабильность — это зло.

Отсутствие хаоса — тоже зло, приводящее к стагнации.

Правда посередине: периоды стабильности, когда мы накапливаем ресурс, чтобы ворваться в хаос, должны сменяться этой турбулентностью, когда мы перестраиваемся в новую структуру.

Рост бизнеса — это постоянное появление новых условий, вызовов, потребностей, которые требуют и новых структур.

Без изменений не бывает роста. А изменений не бывает без хаоса.

В нашем Телеграм-канале скоро будет видео о том, что делать, если вы узнали себя в Алексее. Мы расскажем, как шаг за шагом вывести бизнес из зоны турбулентности в новую стабильную систему.

88
4 комментария

классно) а то в пожаре вечно думаешь, что все плохо, и не знаешь, куда бежать

Ответить

Главное на пожаре знать, где пожарный выход!

Ответить