{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему в бизнесе не бывает роста без хаоса

Знакомьтесь, это Алексей. Он еще не знает, что это не последний пожар, который придется пережить его бизнесу в процессе роста.

Он — разработчик, который однажды по совету друзей разместил свое простенькое приложение, сделанное «для души», на Product Hunt. И неожиданно для самого себя получил 500 скачиваний с положительными откликами в комментариях. Под влиянием отзывов Евгений за неделю добавил в приложение новые функции, зарелизил обновления, и тут же получил волну критики о том, что он все только испортил.

Алексей понял, что его компетенций не хватает для улучшения приложения: ему нужен как минимум дизайнер и девопс. Он быстро нашел их среди знакомых, и они начали работать втроем. Но через две недели девопсу стало скучно, и он ушел в другой проект, а с дизайнером Алексей просто рассорился.

Это был первый хаос, с которым столкнулся наш герой на пути к бизнес-славе. Он больше не один, у него появилась собственная команда, и даже командой из трех человек нужно было уметь управлять.

Алексей собрался с силами, провел пять собеседований с девопсами и нанял мотивированного специалиста не из числа друзей. Дизайнера заменил на дизайн-агентство. И здесь его проект, сделанный на коленке, стал превращаться в подобие бизнеса. Он уже не просто разработчик, а предприниматель, который выстраивает бизнес-систему. Алексей платил своей команде, проводил регулярные дейлики, отслеживал прогресс и, в итоге, смог сделать два новых релиза.

Однако рейтинги падали, количество скачиваний тоже: появилась потребность в аналитике, продуктовом подходе и маркетинге.

Алексей все еще делает приложение на свои деньги: ему нужно начинать строить бизнес-процессы эффективно, учиться юнит-экономике. Это второй момент хаоса в его жизни: старая система уже не справляется с вызовами и обстоятельствами, а новая еще не появилась, ее нужно создавать.

На этом этапе у Алексея все получилось: он разобрался в продуктовом подходе, смог свести юнит-экономику, показал хороший трекшен. Встроил монетизацию в приложение и стал тратить на рекламу чуть меньше, чем получал прибыли. Теперь ему нужны были деньги для масштабирования, поэтому он пошел питчить проект инвесторам и получил первый посев.

И вот, у Алексея команда из 25 человек. Однако его прошлая бизнес-модель уже не работала, потому что рынок изменился, появились приложения-клоны. Каждый новый релиз привлекает меньше клиентов, а деньги от инвестора заканчиваются. Алексей снова входит в зону турбулентности.

Что мы можем понять на примере Алексея

Хаос в бизнесе будет всегда.

Это неизбежный момент, когда старая система уже не справляется, а новая еще не появилась. Избегать его не нужно, к нему нужно быть готовым и вовремя распознать — недавно мы в своем Телеграм-канале давали чек-лист о том, как это сделать.

В идеале, еще на первом этапе, Алексею стоило, например, разделить работу между дизайнером и дизайн-агентством. Так он не только бы протестировал гипотезу, что с агентством можно эффективно работать, но и создал подушку безопасности на случай, если дизайнер отвалится.

Лучший способ подготовиться к хаосу — зарезервировать ресурсы компании под него, создать запас, который позволит пережить период турбулентности наименее безболезненно.

Хаос есть и будет, потому что у каждой структуры есть эволюционное ограничение. Рано или поздно мы сталкиваемся с вопросом: оставаться в понятной и знакомой ситуации или выйти из зоны комфорта и начать менять привычную структуру.

Не надо ничего бездумно ломать: нужно сверить, позволяет ли тебе текущая система достигнуть поставленных целей. На основе этих целей мы строим гипотезы. Быстро их тестировать нам позволяет ресурс, запасенный в период стабильности. Дальше мы начинаем пересобираться, проводим какое-то время в хаосе — и выходим на принципиально новый уровень.

Хаос все время, без перерыва на стабильность — это зло.

Отсутствие хаоса — тоже зло, приводящее к стагнации.

Правда посередине: периоды стабильности, когда мы накапливаем ресурс, чтобы ворваться в хаос, должны сменяться этой турбулентностью, когда мы перестраиваемся в новую структуру.

Рост бизнеса — это постоянное появление новых условий, вызовов, потребностей, которые требуют и новых структур.

Без изменений не бывает роста. А изменений не бывает без хаоса.

В нашем Телеграм-канале скоро будет видео о том, что делать, если вы узнали себя в Алексее. Мы расскажем, как шаг за шагом вывести бизнес из зоны турбулентности в новую стабильную систему.

0
4 комментария
Анастасия Рыжук

классно) а то в пожаре вечно думаешь, что все плохо, и не знаешь, куда бежать

Ответить
Развернуть ветку
Илья Богословский
Автор

Главное на пожаре знать, где пожарный выход!

Ответить
Развернуть ветку
Свежевыжатый Душ Нила

Пахую где, бежим вон туда

Ответить
Развернуть ветку
Илья Богословский
Автор

Наиболее частая реакция!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда