Как рассчитать экономику HR-продуктов в корпорациях

"Экономим операционные расходы", "минимизируем риски" и другие финансовые обоснования корпоративных порталов, корпоративных мессенджеров, платформ обучения и оценки. Пособие для продактов и бизнеса от экс-продакта.

Как рассчитать экономику HR-продуктов в корпорациях

До своего стартапа (маркетплейс для путешественников Налегке.про) я работала в HR-продуктах. Обоснование такого продукта — сложная штука, особенно для продакта-новичка. Мое субъективное мнение, что решения в области HR часто принимаются по принципу "нравится-не нравится", "хочу-не хочу". Для продактов понимать, есть ли в новой функциональности или отдельной фиче финансовый резон — просто необходимый навык.

Собрала шесть обоснований, которые я использовала в работе сама, о которых рассказывала новичкам и о которых сейчас рассказываю студентам МВА.

В тексте будут примеры. Все цифры в примерах взяты с потолка и сильно упрощены для наглядности.

Что такое HR-продукт (для тех, кто не в теме)

Пропустите этот блок, если вы в теме. Он о базовых вещах.

Когда компания маленькая, у нее из инструментов для сотрудников есть только чат в Телеге и Notion, а вместо годовой оценки — тимбилдинг. Когда бизнес подрастает, у менеджеров возникает желание хранить где-то данные по годовым оценкам сотрудников, внедрять единую методологию целеполагания, создавать корпоративные обучающие курсы... И прочие вещи, которые делают нетиражируемые процессы в компании тиражируемыми.

По моим наблюдениям, это происходит в компаниях численностью 300+ человек. Примерно столько людей нужно, чтобы компания перешла из стадии "Мы все друг друга знаем" к "Ой, а что за человек сидит в соседнем кабинете".

Такие ИТ-системы/функциональность воплощают в жизнь команды по HR-автоматизации. Или, если использовать продуктовый подход, команды разработки HR-продуктов.

Еще раз назову возможные HR-продукты. Это "Корпоративный новостной портал", "Система подбора кандидатов и работы с вакансиями", "Hr-сервисы (справки, отпуск, больничные)", "Корпоративная платформа обучения".

Прежде чем все это внедрять, владельцы продуктов и бизнес-заказчики считают экономику (=эффекты для бизнеса). Эффект — это разница между тем, что мы тратим сейчас и будем тратить потом. В "будем тратить потом" мы включаем стоимость разработки новой фичи (цена вендорского решения или зарплаты разработчиков) плюс стоимость поддержки.

Я предлагаю использовать для расчета эффектов вот такие подходы.

1. Экономия операционных расходов

Самый простой и самый часто применяемый подход. Работает, если в компании уже делают нечто задорого, а новый продукт или фича превращают это "дорого" в "дешево".

Пример: компания тратит 10 млн рублей в год на assessment (оценку) топ-менеджеров, заказывая этот сервис у подрядчика. Мы сделаем свой внутренний инструмент, в котором корпоративный HR сам сможет создавать опросы и проводить оценку. Мы вложим 1 млн рублей на разработку и еще 1 млн рублей в год на его поддержку плюс зарплату этого HR. Новый инструмент позволит компании сэкономить 44 млн рублей на горизонте пяти лет.

В следующих пунктах для экономии места я не буду писать, сколько мы тратим на разработку и поддержку. Держим в голове, что эта цифра есть и она уменьшает эффект.

2. Экономия времени исполнителей рутины

Если быть совсем честной, это частный случай от п.1.

Предположим, в компании есть штат людей, которые делают нечто дорого и долго. В отличие от п.1, они делают это руками и получают за это зарплату. Мы сделаем нечто, что позволит сэкономить, а освободившихся людей мы, разумеется, не уволим, а перерапределим на более интеллектуальные задачи.

Пример: сейчас рекрутер тратит на обработку одного кандидата 10 часов (составляет вручную его анкету, вбивает его данные во внутренние таблицы и т.д.). Мы внедрим CRM-подбора, благодаря этому рекрутер будет обрабатывать кандидата за 1 час. У него освободится 9 часов на одного кандидата. Так как в месяц рекрутер обрабатывает 10 кандидатов, он сэкономит 90 часов. В пересчете на его зарплату это 80 тыс. рублей. Таких рекрутеров у нас 20, поэтому в год компания сэкономит 19,2 млн рублей.

Аналогичным образом считают эффективность, если мы автоматизируем выдачу справок, сокращаем время обработки внутрикорпоративных заявок и оптимизируем прочую рутину.

3. Экономия нецелевого времени сотрудников

Изящное, но слабое с точки зрения финансов обоснование. Я его всегда использовала последним, как финальный аргумент.

Ну и, надо сказать, это тоже частный случай п.1.

Пример: по данным нашего исследования, поиск информации в компании считают "больной точкой" 90% сотрудников. Сейчас сотрудник тратит на поиск контакта коллеги один час рабочего времени в день. После внедрения современного корпоративного справочника сотрудник будет тратить всего 10 минут. 50 минут он экономит и будет в это время исполнять свои основные обязанности. Таких сотрудников в компании 500. Для них 50 минут в день (в пересчете на их зарплату) складываются в 5,2 млн рублей в месяц. Это будущая экономия компании.

Как рассчитать экономику HR-продуктов в корпорациях

Иногда я усиливала это основание, добавляя KPI по удовлетворенности сотрудников. Грубо говоря, на цифрах объясняла, что сейчас у нас плохой процесс и сотрудники несчастны. Когда мы сделаем то, что запланировали, они станут более счастливыми, лояльными и будут меньше увольняться.

4. Снижение Time2Market

Это обоснование мы используем, когда делаем нечто для команд, которые делают нечто, что делает деньги (вот такая матрешка).

Time2Market — это метрика того, насколько быстро мы воплощаем в жизнь проекты. Делая внутренний HR-продукт, мы можем сказать, что сейчас наша core бизнес-команда делает критичные для бизнеса вещи долго, а после внедрения новой функциональности она будет делать их быстро.

Пример: мы крупный ритейлер в стадии роста и постоянно открываем новые магазины. Каждый новый магазин приносит 10 млн рублей выручки в месяц. Один магазин мы открываем шесть месяцев. Мы внедрим систему, которая поможет управлять открытием магазинов. Благодаря ей мы будем открывать один магазин не шесть месяцев, а два. В год мы сможем открыть не два магазина, а шесть, и получим целых 240 млн рублей выручки в год дополнительно.

Как рассчитать экономику HR-продуктов в корпорациях

В каком-то роде это тоже частный случай от п.1, но со своими нюансами: финансы считают такие эффекты "прямыми", а не "косвенными", потому что они напрямую влияют на выручку.

5. Стоимость риска

Эффектное обоснование, очень его люблю. Работает только на очень хорошей доказательной базе, желательно с графиками и исследованиями рынка.

Звучит так: если мы НЕ внедрим что-то новое, то технологически отстанем и каждый год бизнесу будет все хуже и хуже.

Пример: сейчас у нас в компании плохая система защиты от кибер-атак. Если мы с этим ничего не сделаем, то в следующем году у нас будет одна успешная кибератака, на которой мы потеряем 50 млн рублей, а дальше год от года число успешных атак будет расти в прогрессии. Мы внедрим новую современную систему защиты, и на нас будет ноль успешных кибератак в год, а это сохранит компании 750 млн рублей в год.

Как рассчитать экономику HR-продуктов в корпорациях

6. Legal-обоснования

Это не совсем обоснование. Скорее объяснение для проектов, от которых нельзя отказаться из-за санкций со стороны регулирующих органов (вплоть до закрытия компании).

Если вы работаете в сфере, где есть такие проекты, то все предыдущие пять пунктов вам не нужны. Все ваши обоснования будут выглядеть так:

Пример: вышел новый ФЗ. Чтобы ему соответствовать, нам нужны доработки стоимостью 3 млн рублей. Если мы не потратим эти деньги и не успеем за месяц, получим штраф 10 млн рублей.

Если за неисполнение нового закона или акта наказывают не очень серьезно, можно предложить бизнесу вариативность: "внедрять и не платить штраф" или "не внедрять и платить штраф". Тогда этот пункт становится частным случаем от п.5. Ведь когда мы сами решаем, платить штраф или не платить — это про управление рисками.

P.S. Эти обоснования я вывела эмпирически, работая в корпорациях. Если у вас есть дополнения, предлагайте их в комментариях. Я готова дополнить материал.

Ну и подписывайтесь на мой tg-канал российского стартапера, в котором я буду писать о шишках, которые мы набиваем на своем пути создания маркетплейса для путешественников Налегке.про.

6
3 комментария

Мне кажется, что есть ещё показатель Lead Time, на который тоже можно опираться (он кратко затрагивает почти все из все перечисленных). LT является одной из важнейших, на мой взгляд, метрик для расчета прогнозных сроков выполнения задач сотрудниками.

1
Ответить

Это правда, согласна! Пункт 4 вообще-то изначально был про Lead Time.
Просто это более нишевая и еще менее понятная метрика, фактически это кусок Lead Time. Для текста на широкую ца я решила взять более понятную метрику.

1
Ответить

Мы влияем на Lead Time, если внедряет системы управления проектами, всякие примочки для производственного процесса. На одном из предыдущих мест работы мы как раз этим занимались.

1
Ответить