Product Owner, Head of UA, Android Dev или тот кто не сдался рынку труда
Начну с того что, возможно я уникальный дношный кадр который столкнулся с иным и в реальности ничего не умеет. Ведь на данный момент я часто слышу, что каждый джун за спиной имеет по 15 проектов как продакт, управлял командой с десяток человек, знает весь маркетинг от и до, в прошлом предприниматель с успешным безнесом ну и конечно же знает как минимум python и с++ на уровне мидла, с дополнением статей рынка труда, которые пишут как все на рынке IT прекрасно и профитно со стороны соискателей.
Ниже я проставил части, каждая часть содержит краткое описание что делал, с чем работал, как работал. Градация частей соответствует опыту и масштабу работы. В самом конце я затронул проблему с которой как я заметил сталкивается небольшое кол-во людей.
Список частей
Старт
Вступление
Начну с того что сразу после школы и колледжа (я тот кто совмещал и то и другое с разницей в том, что после 11 класса еще 1 курс в колледже нужно было отучиться) пришлось думать что мне делать и кем я стану. По итогу пошел в универ на факультет управления -> управление проектами (чисто, для того чтобы была вышка).
На момент 1го курса в универе имел свой youtube канал и игровые сервера с которых капала небольшая сумма + на которое уходило много времени от управления до создания контента. В какой то момент я понял, что денег эта деятельность приносит слишком мало, чем если бы я пошел работать, к тому же на тот момент я охладел к работе над каналом на котором было чуть больше 18к подписчиков со средним просмотром роликов +- 30 — 40к.
Описание
Проблем с поиском не было от слова совсем, буквально за несколько дней я получил несколько приглашений. С этого момента (2016г) можно сказать, что я пошел работать в найм.
Итак я начал свой путь работы в мелких компаниях на фуллтайме — парт тайме (2016-2018гг) , вектор обязанностей чаще всего был сильно размыт, но всегда лежал строго в плоскости IT (#productmanagement , #projectmanagement , #marketing ) . В основном это управление созданием небольших сайтов, рисование вайрфреймов, схем ux, создание, распределение и курированием задач, и конечно же и сам маркетинг от #smm до полноценного #useracquisition . В среднем я не задерживался в компаниях больше 6-7 мес. В основном это либо из-за того что проект закрывался или же я понимал, что проект стагнирует.
Пример: работал над проектом ecommerce отвечал за маркетинг (пришел на должность digital marketing manager) по итогу так как хочу всегда большего, получил и часть задач над продуктом как продакт. В один прекрасный день проект закрылся. Так как не знаю всех внутренних особенностей и могу оперировать данными из аналитик и бд, скажу только то, что метрики показывали положительный romi, а кол-во продаж росло.
Такой пример можно делать x3 - это сеть отелей, небольшая строительная компания и сам данный e-commerce проект, и вот мой стартовый уровень после чего я попадаю с небольшое Digital Агентство на должность smm менеджера.
Середина
Digital Агентство
Описание
Выше я уже упомянул, что попал в Digital Агентство на должность smm менеджера. Похвастаться крутыми результатами не могу но, здесь я отработал почти год в фулл тайме, как и ранее заливал рекламу, работал над проектированием сайтов, писал коммерческие предложения, делал контент, курировал задачи по доске.
За месяц работы повысили до SMM Руководителя, расширили спектр задач и дали в управление 2х сотрудников.
Работа здесь шла рекурсивно из (клиент с планеты Марс -> работа). Назвать большим результатом к примеру привлечение 100 конверсий из kpi в $5 или версткой сайта из 4х страниц у меня язык не поворачивается, я это называю линейной работой обычного сотрудника для недальновидного клиента.
В какой то момент я понял, что я не смогу здесь расти, причины банальны, очень много времени сижу "Просто так", и делаю обычный не масштабный спектр работ, к тому же мои познания на этой стадии не растут, а я тупо стагнирую.
Рекурсия из:
1. Создать рекламу на 0.2 копейки и пытаться сделать из 0.2 -> 1_000 конверсий
2. Дать, распределить и принять задачи
3. Сделать рекламные материалы
4. Создать планы, контролировать доску по тз, писать коммерческие предложения
+ сильно повлияли рамки на согласования на каждую мелкую деталь или мелкий проект, каждый рекламный баннер, цвет, размер, ширина, высота, положение, движение блока на сайте (не dev ветка, чисто макет) приходилось согласовывать в авторитарном порядке с хедом.
Возмущение здесь не на саму причину "согласование", а на то, что это согласование авторитарное и только с одной стороны "если цвет плашки не понравился хеду, значит нужно менять, другое мнение не котируется". Здесь я даже молчу про тесты.
Чуть забегу вперед такая херня у Delimobil - где дизайнер решает за всю продуктовую и брендовую часть продукта, где product manager и product onwer никак не варьируются. 🤢
Рекламная платформа
Описание
По итогу, я покинул компанию в 2018г, а в голове уже бегала идея создания собственной крутой SSP - DSP платформы на рынке AdTech (как это модно говорить)
Спустя несколько месяцев, я генерирую идею, провожу некий #custdev , работаю над исследованием идеи, прорабатываю плюсы и минусы, анализирую аудиторию, плаваю в разных метриках и статьях, работаю над вырезками из бд по статистикам которые получилось взять у паблишеров (клиентов, которых нашел в качестве тест площадок по итогу проведенного кастдева), накидываю расходы и потенциальные kpi на проект.
Далее нахожу партнера в качестве проджекта, так как одному продумывать новый проект без какой либо внешней критики и помощи - сложно, и пару программистов которым плачу из своего кармана. Получилась небольшая команда из foronted, backend, project manager'a и меня как product owner'a. Сразу уточню, что это первый собственный проект, где я люто косячил, набил большие шишки как в управлении так и в работе тех части, и конечно же потратил небольшие, но денеги.
Ошибки:
- Плохо распределял и курировал задачи.
- Плохая ux и ui схема.
- Короткий и непонятный raodmap.
- Много ошибок в распределении и управлении задачами
Разработка:
- Создаю макет из вайрфреймов которые отдаю дизайнеру, делаем итоговый дизайн в figma
- Распределяю и курирую задачи по платформе, создаем с горем пополам MVP продукт
- Запускаем продвижение продукта
На тот момент рынок рекламы познавал середину развития мотивированного трафика на мобильном рынке, а я тут пытаюсь сделать платформу которая хоть как не объясняй пользователю и не ставь тучу раскрывающихся информативных окон, он не поймет, что вообще это такое.
По результатам софт лонча и траффик теста стало понятно что:
A) Рынок рекламы не готов к такому продукту, рекламодатели на тот момент еще не познали всю мобильную рекламу. "Компания Pepsico лучше купит на $10 лямов на TV, чем у никчемного старт-ап'а."
Б) Нужно больше денег, имея только 3-4 сервера в общем охвате 400к юзеров по гео общий "CIS", такой трафик никому не сдался, тем более брендинг. А на привлечение большего кол-во паблишеров нужны $ затраты на маркетинг и $ на дальнейшее разработку, которых у меня нет.
Принял решение все стопнуть, положить в архив наработки и забыть. После данного проекта я снова начал искать работу.
Расширил свой опыт и кругозор, на этом же этапе я научился нормально верстать (пока делали платформу, я для того чтобы разбираться в тех части смелее и эффективней, по видосам и #stackoverflow сверстал и сделал логику под кастомный задачник на #angular - его выбрал так как сама DSP платформа рекламы писалась на нем же)
Выше чем середина
Компания с большим вектором в сфере IT
Описание
После неудачного стартап'а я снова начал искать вакансии на hh.ru. Хочу заметить, что не испытал проблем, так же как и на старте и в середине, даже позволил себе право выбора компаний. Поиск работы занял ровно неделю.
На этот раз я попал в довольно большую компанию на стадии роста. В компании уже на тот момент работало свыше 200 сотрудников и было много направлений от собственных приложений, игр, разработки на заказ, заканчивая affiliate marketing (белая реклама и черная "да тут тоже разделение"). Пришел мидлом по user acquisition. Долгое время работал в одиночку как отдельный человек по рекламе, разделял работу с другой командой из другой страны, получалась некая конкуренция, я и другая команда по user acquisition.
Проработав чуть меньше года, показав результат выше чем у всей противоположной тимы, меня решаются перевести под их управление.
"Странная вещь, ты стараешься, делаешь наглядный результат, но компания ничего не делает для того, чтобы замотивировать тебя."
После этой ситуации я предлагаю руководству "покинуть компанию так как проработал почти год и не вижу каких либо факторов роста. Вместо какой либо мотивации или повышения, меня переводят в управление тех, кто показывал результат x2 хуже чем один человек".
Закрою пробел, о том что в водопаде цена трафика разнится, поэтому как описал выше, был в поисках чего то нового, где плейсменты выкупаются дешевле.
Описание
В итоге "в результате долгого разговора" меня повышают до UA Team Lead и дают большее кол-во возможностей, включая формирование команды. В течении следующего года моя команда превращается в отдел из 6 чел. И на отделе завязывается порядка 22 приложений и еще 6 игр над которыми мы работали: покупали трафик, работали в аналитиках (#amlitude #appsflyer #googleanalytics ), проводили a/b тесты, выявляли и генерили ui/ux улучшения и много другое то что в пересечении от слова "маркетинг -> ua" до "продакт менджмента", добавлю сюда еще то, что были внутренние веб проекты по типу аналитик и мотивированного трафика, которые тоже были подвязаны на моем отделе.
Могу с гордостью отметить, что самым сложным и успешным преодолением было построить процесс по которому работал отдел внутренней рекламы. Несомненно были моменты которые, пришлось изменять и перестраивать. Но в целом был (меркантильно прозвучит) выстроен идеальный баланс из задач, брейншормов, таймингов, выполнения kpi, и анализа метрик.
Результат:
1. Сформировал отдел, повысили до Head of Inhouse UA.
2. Каждый из сотрудников умел работать с огромным кол-во сеток, умел. оценивать статистку по рекламным кампаниям, посчитать ее и на общем брейншторме обсудить детали, просадки, ошибки. Не боялись защитить свою точку зрения, лоббировать свою идею, предлагать тесты и очень много другого, что во многих аналогичных компаниях и отделах это - restricted.
3. В лучший момент просчитанный как положительный #roas , спенд $ всего отдела вырос с $70-80к / per month до $1.5 млн / per month. (это до и после - для наглядности результата)
4. Работа была потной, но стоящей, а самое главное был интерес и мотивация.
Возможно я забыл упомянуть то, что в какой то момент я взялся за частичную продуктовую часть, и лоббировал свои идеи для новых продуктов, исследовал по ним конкурентов, а так же строил ux и сторовское оформление.
Касательно игр не могу похвастаться супер крутыми результатами. Этот вектор шел плавно, с умеренным ростом. В основном запомнилось то, что проводили ультра детальные a/b тесты за счет трафика, выявляли лучших красочных и завлекающих персонажей. Придумывали оформление, генерили идеи по мета играм для рекламы и много дополнительного, что так же в пересечение от product менеджмента до маркетинга.
В 21'м году произошло сразу несколько факапов:
- Часть приложений с которыми работал мой отдел Google и Apple заблокировали без объяснения причин (как это принято у этих сторов), а их может быть много от нарушения правил, до смены юр лица которое проводила компания.
- Вектор игр пошел не по планам и резко ушел в минус по всем метрикам, а новые проекты не удовлетворили по удержанию и ARPU "как и много других проектов на рынке игр".
- На новые проекты нужно было хотя бы год - полтора и не факт, что они смогут зайти по показателям и вовсе окупить проект.
По итогу отдел начал дико стагнировать, так как грубо говоря, было 10 пил, осталась 1 пила. Сложнее всего было мне, так как в срочном порядке пришлось думать, что делать дальше. Попробовав взять задачи affiliate marketing'a на отдел тем самым сделать хоть какой то профит, не увенчались успехом. Профит был, но вернуть показатели те что были невозможно, к тому же партнерских проектов ни так много, а те, что есть имеют некоторые ограничение по кол-во cpa.
К моменту моего увольнения отдел покинуло 2 человека. Причины ясны, никто не хочет сидеть без дела, без возможности роста, к тому же на момент ситуационного факапа они были на стадии повышения. Сидеть без каких то движений мало кто захочет, да и к тому же работа in-office без дела и без перспектив выматывает и дизморалит на все 100%.
Заключительным решением для меня покинуть компанию стал выбор перевода отдела на черную рекламу: казино и беттинг. Я всегда считал данный вектор неперспективным в долгосрочной деятельности (личная точка зрения):
- 0 развития, только поиск обхода модерации.
- Рутинная работа, по заливу однотипных рекламных материалов. Да, здесь можно быстро и легко заработать, и в компании были такие отделы, где сидели ребята, которые вчера окончили школу, а сегодня зарабатывают 200к / мес.
Повторюсь, я меркантильная псина, которая рассчитывает все наперед, и не видит в этом перспектив + моральная нагрузка. К тому же я понял, что вырасти в рекламе/маркетинге выше не смогу, если это только не с 0 выращенный продукт большого масштаба, где в перспективе можно денежно получать больше.
К моменту увольнения я выгорел от рекламы и маркетинга и меня снова потянуло на большее. Теперь я хотел управлять всеми аспектами продукта от продуктовой и проджектовой части, до влияния на маркетинг в более масштабных проектах. Компания дала мне отпуск на месяц за который я должен был сделать решение.
Итог:
Я решил окончательно уйти, так как за время отпуска я убедился, что я устал и выгорел от маркетинга. Свой отдел я интегрировал с другим имеющимся отделом работающим в теме арбитража. (перед этим поговорив с ребятами из своего и поставив в известность)
Высота, но не предел
Описание
Итак на момент увольнения, я уже кое как умел писать на #kotlin и #javascript , верстать простенькие сайты или на каком нить angular'e сделать простое веб приложение. У меня появилось желание добить изучение языка на 100%. Я выбрал kotlin "на нем (#jetpackcompose ) можно сделать десктоп, веб прилу, мобилку и в придачу на kotlin можно написать backend". Золото а не язык, к тому же он модный и красивый в синтаксисе в отличие от своего стремного отца #java , на kotlin много библиотек и он достаточно сильно форситься гуглом.
По итогу за пол года, я поднял базу по kotlin на hyperskill, а далее совмещая работу над несколькими проектами, параллельно совмещал создание pet проектов на android, чтобы укрепить знания в языке и познакомиться со всеми библиотеками из под коробки. "на случай если придется самому сесть прогать"
Помимо изучения kotlin'a я решил снова заняться чем то грандиозным, с более серьезным подходом, чем раньше.
Теперь опишу несколько проектов над которым работал в течении 2х лет, пока учился кодить.
- Mobile & web приложение коротких видео из игр:
Этап №1
В течении 3х лет вместе с небольшой командой я вел соц сети, где публиковались лучше короткие моменты из игр. Это отнимало время и деньги, но мне всегда почему то хотелось держать соц сеть где генерится контент.
Из - за политик сот я решил, а что если я сделаю свой #tiktok , где будет генерится контент, где не будут блокировать и ограничивать, повторюсь, как это делают некоторые соц сети, где будет возможность хоть немного, но окупить проект, а в первую очередь дойти до момента самоокупа продукта.
Описание
Я провел анализ, собрал статистику, проанализировал ближайших конкурентов по типу #medaltv #coub #tiktok . На руках была статистика по удержанию аудиторий, спасибо #appmagic #sensortower + был документ - коммерческое предложение из одной сказанной выше соц сети, в котором была представлена детальная информация по охватам, целям и расценкам. Пришел к выводу, что рискованно, но есть шансы освоить узкую по интересам аудиторию (игры)
Далее все как с проектом описанным в (Середина), я нашел партнера с которым поделился идеей, описал всю концепцию. Отмечу, что партнер является успешным программистом по #backend разработке, поэтому местами в тех части, его голос был решающим, и к тому же бэк часть он взял на себя.
Мы поровну разделили финансовую нагрузку и принялись формировать команду.
Описание
Мы быстро собрали команду, поиск вели, через знакомых -> знакомых -> знакомых. Я без труда накидал вайрфреймы и референсы для дизайнера, мы сделали тестовый макет в #figma и приступили к разрботке.
Без ошибок ни куда, да и к тому же на этот раз я пролоббировал идею с использованием #firebase как дешевая и быстрая BD для MVP продукта.
Добавлю, то что в своих первых нескольких pet проектах я уже использовал firebase - быстро и удобно, но не обратил внимание на ценник и объем передаваемого трафика. В будущем это станет фатальной ошибкой.
Как уже сказал, в качестве backend части использовали #firebase , в качестве видеохостинга #vimeo . По сути сделано все верно, цель - сделать #mvp с минимальными затратами. Для этого выбраны все самые подходящие платформы и инструменты.
Уточню, что более лаконичная работа над приложением под android станет после релиза 2й версии, а до этого момента пришлось долго искать системный подход в управлении начиная от Telegram'a, потом #pyrus , в конце #jira и по итогу возврат к Telegram.
Команда небольшая, все на парт тайме, собрать всех воедино получалось раз в неделю для обсуждения выполненных задач и будущего спринта. Частые изменения, правки, переработки, все то, что повлияло на частую смену платформы ведения задач и выбор метода бизнес-процесса.
По итогу начальный состав команды состоял из 2х backend и 2х frontend разработчиков, меня как product/project и одного дизайнера.
Сюда я еще не включил ребят, которые трудились над соц сетями, а там их 3е человек. Мне мои идеи обходятся очень дорого. 🥴
Soft lounch
Наступил день когда мы достигли момента релиза и выпустили продукт в свет. Начальные две недели состояли из сплошных bugfix'ов, один за другим вносили быстрые изменения, работали над сторовским оформлением, долго возилися с правилами Google и в итоге начался traffic test.
Итак это был решающий момент, для замера статистики, анализа и расчета жизни проекта. Здесь из положительного могу отметить, что покупаемый в #googleads трафик был самым релевантным и дешевым за все свое время знакомства с маркетингом, а именно покупкой трафика, в данном тесте стоимость 1й установки составляла 1 рубль, в некоторых рекламных кампаниях 0,7 - 0,6 руб. Касательно удержания пользователей, сырой продукт с множеством багов показал достаточно приличный результат в 30 - 34% RR1. Тогда как у TikTik он порядка 67% - 69% RR1. Я не стану описывать более глубокие метрики по активности пользователей, их путей и всей остальной приватной статистики, так как продукт активный и находиться в стадии развития. Добавлю то, что остальные показатели дали понять, что стоит улучшать продукт, допиливать приложение и тем самым повышать активность и удержание пользователей.
Факапы
Теперь я затрону допущенные ошибки. Как я ранее озвучил выбор firebase'a была большой фатальной ошибкой. За первый день "traffic test'a", firebase показал приличную сумму в 5к руб. Объясняю, я привлек 1к пользователей, они в свою очередь начали гулять по приложению, делать запросы, регистрироваться, просматривать ролики -> таким образом превысили допустимую планку в платном тарифе буквально за 1 день, хотя я рассчитывал, что данная сумма (5к) будет уходить за целый месяц на затраты firebase'a. Далее я не стал отступать и рискнул продолжить намеченный недельный тест, что в свою очередь вылилось в 80к рублей всего за пол месяца.
Принимая поздравления от знакомых, друзей и коллег о том, что релизнуто приложение, мол какой же крутой опыт я поднял, внутри я понимал, что это КОЛЛАПС.
Этап №2
Я перескочу множество мелких и косвенных проблем проекта, которые чуть ли не убили все то, что мы делали и начну сразу с того, что произошла реорганизация и в проекте остался 1 backend (есть мой партнер), 1 frontend который покинет нас буквально через несколько мес после старта этапа 2 и я, но теперь как (frontend) android dev, product, project, marketing (звучит самолюбиво, пафосно и меркантильно, но так оно и было на самом деле) и наш дизайнер.
Из - за случившиеся реорганизации, изменения архитектуры продукта, создания собственного backend'a, пришлось переделывать - писать с 0 всю android часть, писать с 0 backend, поднимать bd - mongodb, так как старая версия приложения заточена под firebase с косым шаблоном проектирования, который не годиться под новые требования.
Короткое описание
Было сложно, мне приходилось совмещать работу на парт тайме, о которой расскажу чуть позже и данный проект. Так как нас было не много, и процесс ранее был выстроен, мы тупо прогали почти целый год, созванивались каждый день, закрывали задачи, баги, хитрости, костыли. В конце концов в спешке релизнули первую "новую" версию, уже написанную с 0 мною, моим партнером и парнем который некоторое время занимался веткой регистрации. Прогать такое приложение с 0 для меня было стрессово - описать как, я просто не смогу, много, очень много времени было потрачено на то, чтобы (ДУМАТЬ) как это, или то - сделать.
Полученные итоги:
Как итог, выпуск приложения, с интегрированной и более детальной настроенной аналитикой (в сравнении со старой версией), с интегрированной и настроенной монетизацией, с собственным хранилищем под видео и собственной базой данных (nosql).
Не смотря на то, что большое кол-во рекламных источников приостановили свою работу в России (google для проекта был всем), за счет собственных пабликов мы смогли оценить метрики новой версии. Показатели статистики немного улучшились, если обобщенно то на 10-20%.
- E-commerce проект:
Описание
С течением времени пока вел собственный проект (Mobile & web приложение) и добивал знания по kotlin'у я понял, что деньги улетучиваются слишком быстро и долго вытаскивать свои сбережения я не смогу. На тот момент у меня было пару знакомых, которые звали к себе на работу, по итогу я взялся за 1 интересный для меня проект (в парт тайм) - это онлайн магазин строительных материалов и инструментов в США. В качестве перспектив этого продукта были достаточно большие партнеры у которых в смежной товарной категории уже имелся большой проект (в том же e-commerce секторе). Сюда же можно добавить большие обороты на #amazon и несколько складов в собственности в разных штатах.
По началу в работе держал продуктовую и проджектовую часть онлайн магазина. Здесь как всегда, работа в jira, распределение и курирование задач, построение карт, схем, тесты и анализ.
Я вкратце описываю все обязанности, чтобы не распылятся до глубины того, как курировал, какие инструменты и фреймворки использовал.
Так как ранее несколько лет назад (описано выше) уже имел опыт работы в e-commerce, то большого труда не составило начать работу в новом проекте.
- Как продакт я взялся за работу над отвалом корзин, сокращением возвратов товара, мотивации к покупке и улучшения ui составляющей уже работающего сайта.
- Как маркетинг менеджер запускал рк кампании, анализировал статистику, строил систему того как можно увеличить продажи товаров за счет рекламы, + иные способы эффективной работы e-commerce магазина.
- Как проджект строил карту ux, вел roadmap, вел лог задач, курировал прогеров и в связке с хедом по продукту распределял и управлял задачами.
В течении 1 года я дорабатывал сайт, тестировал, запускал на него рекламу, анализировал и искал стабильный подход к работе магазина рассчитывая наперед. Так как несколько этапов теста показали достаточно печальный результат ROAS. Я составил документ минусов и плюсов, вывел средний прогнозируемый результат за счет аналитики и сделал вывод, что в долгосрочных планах нужно менять стратегию и ориентироваться на seo, закрепляя эффективность сбывая релевантные товары за счет рекламы.
Описание
После сделанного мною анализа нужно было решать
- Оставляем все как есть и пытаемся привлечь маркетолога, для повторного исследования.
- Меняем стратегию, что в свою очередь потребует ухода от CMS и созданием своего магазина на своих серверах на базе готового (e-commrce фреймворка) с последующими затратами и массивной работы.
Здесь дам уточнение: Множество тех проблем от выгрузки и загрузки товаров в большом объеме, их обновление и модерирование заканчивая внешними api через которое подтягивалось дополнительное кол-во товаров от партнеров. Все перечисленное не сможет вывести обычная e-commerce cms. Сюда же можно добавить большие ценники вне тарифов. - Закрыть проект, тем самым не рискуя.
Стейкхолдеры приняли первое решение и согласились построить собственную платформу с более серьезным подходом.
Однако помимо данного проекта у компании был основной бизнес - это склады разбросанные по США (prep center), где велась активная работа по созданию платформы под prep center, здесь я тоже приложил силы и какое то время пока не покинул компанию занимался продвижением их #b2b сервиса. Так как в приоритете был основной бизнес, то разработка своей e-com платформы отодвинулась на год. К сожалению ждать столько времени зарабатывая небольшую сумму тупо заливая рекламу я бы не смог.
Итог
Я чуть улучшил свой опыт в e-commerce секторе, хотя он у меня не идеален, здесь я допускал минимальное кол-во ошибок как Product Owner исходя из прошлого опыта. В этом проекте я закрепил свою цель в каком векторе я хочу работать и к чему хочу прийти.
Проблемы с которыми я столкнулся ...
Здесь должен был быть пункт, где я бы написал, что с проблемой поиска работы не столкнулся и нашел вакансию за неделю. Ожидал, что будет как во времена когда был Head of UA, в то время сидя на работе приходили предложения чуть ли не по 2 раза в неделю, хотя я не искал работы и резюме было удалено изо всех источников, а я сидел и с гордостью отвечал "мол я верный сотрудник компанию просто так не бросаю". Сюда же хотелось добавить собственный mobile & web продукт, где отвечал как Prodcut Owner за большой спектр задач, к тому же продукт успешно выведенный в свет и активный по сей день, с которого пришлось уйти тупо из - за финансов.
На второй неделе после 60 отказов подряд (на hh.ru) я понял, что ситуация критична. На тот момент было 2 активных резюме, первое как Product Owner, второе как User Aqusition, последнее было скрыто и я откликивался не много и только на интересующие вакансии. Добавлю, что второе резюме сделал сразу как получил 40 отказов подряд с шестью приглашениями от ботов по типу СБЕР и VK - прозвучит иронично, но с них тоже отказ.
На момент 60 отказов у меня началась стадия "Принятия" и я решил, что возможно я дофига хочу, и мне стоит отзываться на вакансии с 0 опытом и припиской Junior.
Здесь я тупо офигел, отказов выросло будто бы их умножили на 3. Вакансии Junior или Нулевой опыт отказывали в два раза быстрее и в два раза чаще в сравнении с вакансиями Senior или просто с требованием 3-6 лет опыта.
Я хочу добавить, откликался непосредственно на вакансии Product Owner, Project Manager и Product Manager связанные с IT в которых как минимум 70% пунктов подходят под меня.
На 4й неделе я уже смог собрать около 7 явных приглашений, которые не прошли дальше чем разговор с hr (таких было порядка 4), еще в 3 приглашениях я смог пройти разговор с hr до второго этапа на позицию Product Owner, однако в 2х из них я не подошел по опыту так как тематика проектов была немного далека от моего опыта (были 2 платформы b2b, одна по безопасности, вторая некая внутренняя crm промышленной компании), и 3й момент, где на меня вышла сама компания и пригласила на интервью, на позицию User acquisition, где тоже не подошел, как сказали нашли более подходящего человека.
Странно целевые по опыту вакансии уходят в отказ, а не целевые доходят до 2го этапа или хотя бы до созвона с hr.
Касательно 1-го этапа, я на все 4х созвонах встречал либо токсичное отношение или же незнание чего то со своей стороны из - за аббревиатуры или же сокращения со стороны готового шаблона hr.
На счет токсичности это отдельной темой можно рассказать, кому то не нравиться, что 2 юзера в беседе (то есть я и я), то пропадает картинка и начинается лютейший булинг, то термин не знаю или забыл, то какой нибудь пункт по типу - не работал в связке с большим количеством стейкхолдеров - сразу отказ. После перечисленных действий лицо рекрутера или hr меняется и начинается лоббирование на перенос или сразу отказ. Почему только в 2023 году я словил самые ***** интервью hr'ов и рекрутеров, может я чего то не знаю? Почему ранее я такого не встречал?
Примеры
В целом получилось, что я в поисках 2й месяц, по отказам у меня по моему перевалило за 200 - 250, в эту цифру не включаю те, что тупо не ответили. После моментов выше были приглашения, и все такие же отказы: либо нашли, ли по опыту или же уже нашли более подходящего человека.
Итог
К написанию этой статьи послужили недавние истории двух моих знакомых, один из которых буквально недавно окончил курсы и успешно устроился на позицию Project Manager за 180к / мес. (Название попросил не писать, могу указать, что работа над web частью проекта в финансовой компании)
Второй успешно поработав год в небольшой компании на позиции product'a, сидел на работе и серчил вакансии пока его не взяли на позицию Product Owner в Я... .
Мне повезло иметь под рукой таких знакомых с очень интересной жизненной ситуацией противоположную моей. Самое интересное, что таких примеров в своей жизни я видел достаточно много, от чего зависит решение hr'a в той или иной компании для меня загадка.
Описанное выше является непонимание того как происходит выбор на стороне работодателя. По каким критериям hr понимает, что человек с минимальным бэкграундом вышедший после курсов или же работы на "ип васи пупкина" сроком в год, зазубрив все аббревиатуры что настрочили в инете seo'ошники подходит на ту или иную позицию сеньора или лида.
На мой взгляд, очень много информации в статье. Много выводов, ситуаций, разбора отношений и т.п. это перегружает мозг, и он отказывается читать. Уберите 80%, оставьте 20% самого яркого и полезного, и статья вполне может "зайти".
:-)
На мой субъективный взгляд.
Я поделил все на пункты и для тех, кому не важны детали могут кликнуть на самый последний и почитать вкратце - итог, где я попытался собрать «суть». Спасибо за фидбэк.
Очень интересная статья, мне зашло, интересно бы было прочитать про моменты, которые автор опустил.
Приятно слышать отзывы. Возможно позже с вдохновением возьмусь за отдельные моменты и углублюсь в одну из тем затронутых в этой статье
Комментарий недоступен
В нынешних реалиях, а может и раньше так было, просто не замечал
Основной путь на какую-либо позицию в айтишке - это тупо жесткая подготовка к собесу, а остальное вторично