Для чего нужны стратегии?
Если вы внимательно читали наши статьи, то наверняка заметили, что у нас есть стратегии на любой случай жизни. Пришло время разбираться, так ли стратегии необходимы стартапам (нет) и для чего они вообще нужны?
Бизнес-план не равно стратегия
Ни одна уважающая себя компания не начнет работу без бизнес-плана и, в идеале, без стратегии. Но не стоит путать эти понятия.
Бизнес-план по сути отражает вашу ИДЕЮ. Идею уникальную, проработанную, с описанием прибыли, плана достижения, но все равно — идею. В первую очередь, он нацелен на потребность заручиться поддержкой инвестора.
Стратегия — детальный план развития компании по всем направлениям: начиная от планируемого штатного расписания и компетенций нанимаемых сотрудников, до распределения зон ответственности между структурными подразделениями.Она отвечает на вопрос, как компания себя видит в будущем, и предполагает не только последовательность действий для достижения целей, но и способ их выполнения.
Можно ли обойтись без стратегий?
Обойтись можно, но с ними жить гораздо проще. Это, в некотором роде карта, с которой ты сверяешься по пути следования к своим целям. Да, многие компании обходятся без стратегий и вполне неплохо существуют.
Но, согласитесь, идти по карте или наобум, примерно представляя направление, — совершенно разные вещи. Мы решили отправиться в путь подготовленными.
Какие стратегии необходимы в первую очередь?
Первая и основная — это общая стратегия развития компании, которая предполагает, в какой точке развития окажется компания через определенный промежуток времени. И вы снова согласитесь, что немного недальновидно идти, не зная, куда вы хотите попасть.
Остальные стратегии разрабатываются в зависимости от производственных задач компании. Мы продуктовая IT-компания, разрабатываем цифровые решения для опасных промышленных предприятий, поэтому логично, что, в первую очередь для нас важна продуктовая стратегия. Странно, если, к примеру, у логистической компании не будет стратегии закупки транспортных средств или их обслуживания.
Что нужно знать, чтобы написать стратегию?
Написание стратегии начинается с погружения в предметную область и вашего понимания, что она должна содержать, какие факторы учитывать и каким целям соответствовать.
Сам перечень основных стратегий достаточно стандартный и по ним легко найти методическую документацию, в которой уже все описано. Зачастую не требуется изобретать велосипед и в корне менять уже существующие стандарты.
Мы подобрали тот вариант, который наиболее полно отразит компанию, ее видение и то, какими бы мы хотели быть. И уже на его основе стали писать собственную стратегию.
Хочется только отдельно отметить, что стратегия должна быть реалистичной. Необходимо исходить из ресурсов компании и возможностей, которые есть на настоящий момент. Если заложить то, что не соответствует действительности, в будущем вы просто не сможете ее реализовать либо получите не тот результат, которого добивались.
Стратегия написана. Что дальше?
После разработки стратегий остается их реализовывать. Не убирать в дальний ящик, а постоянно сверяться, в том ли направлении движется компания и те ли действия она предпринимает. Важно придерживаться плана и менять его, только если точно стало очевидно — он нереализуем.
Какие стратегии есть у нас
- Продуктовая (на каждый продукт)
- Research&Development (исследования и разработки)
- Развития группы компаний
- Финансовая
- Маркетинговая (включая SMM и PR)
- HR
- и множество подстратегий, которые зачастую являются частью основных (к примеру, Стратегия по грантам и субсидиям).
Что касается объема, стратегии мы писали в Notion и особо себя не ограничивали. Хотели охватить необъятное, продумать и включить в нее все до мелочей. И немного перестарались. Например, наша продуктовая стратегия продукта CMMS по факту превратилась чуть ли не в проектное решение. С одной стороны, это было не зря, сейчас мы ведем разработку, исходя из уже написанных материалов. С другой стороны, как и в проекте, важно вовремя остановиться.
В целом, если распечатать все наши стратегии, получится небольшое собрание сочинений, которое можно поставить на полочку в кабинете нашего директора :)
Нам удалось не только разработать стратегии, но и успешно придерживаться их реализации. Планируем рассказать подробнее про каждую, а пока вы можете прочитать другие наши статьи на этом ресурсе.