{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Для чего нужны стратегии?

Если вы внимательно читали наши статьи, то наверняка заметили, что у нас есть стратегии на любой случай жизни. Пришло время разбираться, так ли стратегии необходимы стартапам (нет) и для чего они вообще нужны?

Бизнес-план не равно стратегия

Ни одна уважающая себя компания не начнет работу без бизнес-плана и, в идеале, без стратегии. Но не стоит путать эти понятия.

Бизнес-план по сути отражает вашу ИДЕЮ. Идею уникальную, проработанную, с описанием прибыли, плана достижения, но все равно — идею. В первую очередь, он нацелен на потребность заручиться поддержкой инвестора.

Стратегия — детальный план развития компании по всем направлениям: начиная от планируемого штатного расписания и компетенций нанимаемых сотрудников, до распределения зон ответственности между структурными подразделениями.Она отвечает на вопрос, как компания себя видит в будущем, и предполагает не только последовательность действий для достижения целей, но и способ их выполнения.

Олег Немченко
СОО Simple Company

Можно ли обойтись без стратегий?

Обойтись можно, но с ними жить гораздо проще. Это, в некотором роде карта, с которой ты сверяешься по пути следования к своим целям. Да, многие компании обходятся без стратегий и вполне неплохо существуют.

Но, согласитесь, идти по карте или наобум, примерно представляя направление, — совершенно разные вещи. Мы решили отправиться в путь подготовленными.

Какие стратегии необходимы в первую очередь?

Первая и основная — это общая стратегия развития компании, которая предполагает, в какой точке развития окажется компания через определенный промежуток времени. И вы снова согласитесь, что немного недальновидно идти, не зная, куда вы хотите попасть.

Остальные стратегии разрабатываются в зависимости от производственных задач компании. Мы продуктовая IT-компания, разрабатываем цифровые решения для опасных промышленных предприятий, поэтому логично, что, в первую очередь для нас важна продуктовая стратегия. Странно, если, к примеру, у логистической компании не будет стратегии закупки транспортных средств или их обслуживания.

Что нужно знать, чтобы написать стратегию?

Написание стратегии начинается с погружения в предметную область и вашего понимания, что она должна содержать, какие факторы учитывать и каким целям соответствовать.

Сам перечень основных стратегий достаточно стандартный и по ним легко найти методическую документацию, в которой уже все описано. Зачастую не требуется изобретать велосипед и в корне менять уже существующие стандарты.

Мы подобрали тот вариант, который наиболее полно отразит компанию, ее видение и то, какими бы мы хотели быть. И уже на его основе стали писать собственную стратегию.

Хочется только отдельно отметить, что стратегия должна быть реалистичной. Необходимо исходить из ресурсов компании и возможностей, которые есть на настоящий момент. Если заложить то, что не соответствует действительности, в будущем вы просто не сможете ее реализовать либо получите не тот результат, которого добивались.

Стратегия написана. Что дальше?

После разработки стратегий остается их реализовывать. Не убирать в дальний ящик, а постоянно сверяться, в том ли направлении движется компания и те ли действия она предпринимает. Важно придерживаться плана и менять его, только если точно стало очевидно — он нереализуем.

Какие стратегии есть у нас

  • Продуктовая (на каждый продукт)
  • Research&Development (исследования и разработки)
  • Развития группы компаний
  • Финансовая
  • Маркетинговая (включая SMM и PR)
  • HR
  • и множество подстратегий, которые зачастую являются частью основных (к примеру, Стратегия по грантам и субсидиям).

Что касается объема, стратегии мы писали в Notion и особо себя не ограничивали. Хотели охватить необъятное, продумать и включить в нее все до мелочей. И немного перестарались. Например, наша продуктовая стратегия продукта CMMS по факту превратилась чуть ли не в проектное решение. С одной стороны, это было не зря, сейчас мы ведем разработку, исходя из уже написанных материалов. С другой стороны, как и в проекте, важно вовремя остановиться.

В целом, если распечатать все наши стратегии, получится небольшое собрание сочинений, которое можно поставить на полочку в кабинете нашего директора :)

Нам удалось не только разработать стратегии, но и успешно придерживаться их реализации. Планируем рассказать подробнее про каждую, а пока вы можете прочитать другие наши статьи на этом ресурсе.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда